Искусственный интеллект (ИИ) не способен заменить естественный интеллект (ЕИ), убежден экономист и социальный философ Рустам Курчаков, предостерегающий читателей от «нейронного идолопоклонства». Напротив, сегодня актуально осознание личностью своей специфики окружающей действительности, и вот тогда «ЕИ сможет в полной мере использовать ИИ как удобный инфоинструмент и убережет от рисков рабства в нейронных сетях». О том, почему самый совершенный ИИ будет всегда недоучкой по сравнению с мобилизованным ЕИ, — в материале автора «БИЗНЕС Online».
Рустам Курчаков
«В действительности все обстоит не так,
как на самом деле»
(Ирония житейской мудрости)
После публикации первой части некоторые приятели-читатели, которые не пишут комментарии, а звонят напрямую, потребовали объяснений: почему Трамп? Что за намеки на «гражданскую войну в элитных коридорах» и как это должно аукнуться в «богохранимом Отечестве»? И т. п.
В связи с этим надо еще раз объяснить, что не являюсь ни экспертом-аналитиком, ни прогнозистом, ни тем более религиозным проповедником или партийным пропагандистом. Дело в том, что полученный в прошлом (1990–2000-х годах) опыт управленческого консультирования и финансового оздоровления организаций, регионов и бизнесов разного калибра привел к убеждению, что решение таких проблем в конечном счете определяется состоянием сознания, формами мышления и устройством восприятия тех людей, которые ими управляют.
В паутине социального лицемерия
Неоднократные и в основном тщетные попытки (не меня одного, а многих других, кто был поумнее и опытнее) как-то поправить и оздоровить управленческие «головы» и системы постепенно привели к пониманию, что глубинная суть управленческих, экономических, политических и других социальных отношений реализуется в невидимой для глаз и обыденного сознания сфере. А наблюдаемая будничная реальность чаще является только общепринятой ширмой, за которой люди скрывают свои подлинные интересы и смыслы происходящего.
Вот, к примеру, хозяйство — его мы видим, можем пощупать, сосчитать и оценить — его не спрячешь. Но экономика, т. е. отношения людей по поводу ведения хозяйства и присвоения результатов — товаров и доходов, — это уже за ширмой «коммерческой тайны» или даже за рамками Уголовного кодекса.
И уже 40 лет минуло, как различение хозяйства и экономики исчезло не только из учебников, но и реальной практики управления страной вместе с понятием «народного хозяйства». По сути, страна пережила «тридцатилетнюю войну» финэкономики против народного, а заодно частного и личного хозяйства… А теперь посмотрите на ставку ЦБ — это чей флаг над полем битвы?
Или вот нынешние «думские реалисты» говорят, мол, «политика — это искусство возможного». Т. е. они путают искусство с ремеслом, а управление реальными интересами — с бла-бла-бла. Не помнят и не видят примеров того, как сильная и мудрая политика способна собрать людей на создание невозможного и небывалого. В чем искусство политика? В том, чтобы найти золотой ключик, открывающий созидательную энергию людей. А эти «думские мудрецы» — они дождутся Буратино, который своим острым носом разорвет словесную пелену и наведет порядок в законодательных коридорах…
Это социальное лицемерие особенно характерно для нашего предконечного времени. Помнится, мой покойный учитель периодически отмечал еще в 90-е: «Ну вранья стало больше…» После чего начиналось разоблачение социальной лжи, слой за слоем. С тех пор ситуация вряд ли оздоровилась. Для прорыва к правде через навесы накопившейся лжи нужно совершить личное сверхусилие и первым делом избавиться от самообмана, а не ждать милостей от системы. А ложь и несправедливость легко скрываются в невидимых закоулках многоэтажной пирамиды социума.
Хотя сейчас в потоке перемен такие закоулки и «закулисы» волей-неволей выходят на свет. Даже коммерческие сверхсекреты оборонного ведомства. И любой разумный человек способен заметить борьбу как позитивных, так и агрессивных сил на стыке параллельных миров — видимого и незримого. Интуиция и образное восприятие воспринимают это как борьбу духов, света и мрака, добра и зла и т. п. — у каждого по-своему. Но, подключив свое рациональное мышление, можно конкретизировать эти незримые сущности до опознания брендов, трендов, юрлиц и Ф. И. О.
Живая вера и застывшие вероучения
Что же касается религиозных и так называемых мистических аспектов, возникающих в ходе познания незримой реальности, то без них не обойтись при расшифровке и реконструкции смыслов пророческих откровений.
При этом надо различать религию как социальный институт со своей иерархией служителей-посредников и живую веру человека — его стремление в меру своих сил поддерживать и укреплять свою личную связь с незримым и непознаваемым Творцом. Живая вера проявляется как интеллектуальная воля, реализуемая разумом и сердцем, — это именно знающая, а не слепая вера. Вера тому источнику жизни и высшего знания, который определяет положенный предел жизни, знаний и судьбы каждого человека (Энчи чак — земной удел, по алтайскому Билику).
Любое религиозное вероучение, если оно далеко ушло от живой веры и света пророческих откровений, неизбежно испытывает воздействие социального лицемерия, а служители культа становятся его жертвами или даже носителями. Надо понимать, что социум давно освоил методы закрытия и сокрытия смыслов откровений, а ученые-материалисты обычно отмахиваются от этой стороны реальности под предлогом «научной объективности».
Ирония нашего предконечного времени в том, что все религиозные конфессии, возникшие в разное время как отражение ниспосланного света (Нур) через единую линию пророков, постепенно утратили чистоту и ясность. Эти зеркала со временем помутнели, и теперь они склонны мистифицировать реальные проявления невидимого мира, уводя человека от понимания того, что на самом деле было, есть и будет в потоке жизни.
И большинство социально озабоченных людей, атеисты в том числе, обычно не отдают себе отчета, насколько их мировоззрение религиозно. Причем эта «социальная религия» самого низкого пошиба — поклонение культу денег и сомнительным социальным идолам и лидерам мнений.
Перемена восприятия: ЕИ vs ИИ
Почему так актуально в наше время осознание природы и специфики собственного восприятия социума, людей и событий? Именно своей собственной «кочки зрения» на жизнь со всеми ее неизбежными перекосами и искажениями, которые обусловлены социальной биографией, гордыней и личной «кармой».
Дело в том, что без этого нельзя овладеть когнитивными технологиями, которые мобилизуют естественный интеллект. Тогда ЕИ сможет в полной мере использовать ИИ как удобный инфоинструмент и убережет от рисков рабства в нейронных сетях и виртуальных экосистемах. И упаси Аллах от нейронного идолопоклонства!
Попробуйте обучить самый продвинутый ИИ смыслам пророческих откровений. И заложить в нейронные сети не только весь бескрайний горизонт накопленной земной информации, но и поднять его по вертикали знаний, адресованных потомкам Адама.
Глядя на активную конкуренцию в разработке самообучающегося ИИ, можно не сомневаться, что подобные имитации скоро появятся или уже есть в лабораторных заготовках. Это станет идеальной религиозной имитацией смыслов на фоне традиционных религий. А если заложить в базу такого ИИ всю линию пророческих откровений, то получится новый планетарный Бог, единый для всего «человейника», что-то вроде «нью-нью-эйдж». Толпы адептов в ожидании этого нового идола уже собираются.
Но, как известно, «сущее не делится на разум без остатка». Поэтому самый совершенный и прогрессирующий в самообучении ИИ всегда будет недоучкой по сравнению с мобилизованным ЕИ смертного человека. Парадокс в том, что высшие смыслы и ценности жизни доступны только смертному, который постигает их всем своим существом, мобилизуя волю и интеллект.
Кроме тех, кто отдал свой разум в траст внешнему ИИ…
Мобилизация сознания — мыследействие
Причем надо понимать, что ниспосланные людям откровения во всей их полноте — это не только Писания, которые во многом искажены и превратно истолкованы. Не менее, а гораздо более важно то, что было открыто людям в разные эпохи — и явно, и незримо — через явления природы, языки, неписаную историю народов, системы их прежних верований, хозяйственных практик и т. д. Эти закрытые и забытые откровения должны быть реконструированы коллективным мыследействием.
Скажем, русским-славянам и тюрко-татарам еще предстоит открыть глаза на свою подлинную историю, отбросив паутину лжи и горделивого самообмана, преодолев взаимные обиды и несправедливости. Открыть глаза на свою «историю болезни», чтобы исправить, исцелить свое мировосприятие и совместно проложить просвет в лучшее будущее.
Вот почему разумным людям не обойтись без мобилизации ЕИ для создания адекватной науки, не зашоренной барьерами «объективности», а основанной на включении человека в когнитивно-исследовательский процесс как единое поле взаимодействия субъекта и объекта. (Физики уже догадались, но пока притормозили на грани невидимых частиц.)
Ну а ИИ — это хороший стимул, чтобы объявить массовую мобилизацию человеческого интеллекта и провести сортировку на разумных и непригодных к службе. Так уже не раз бывало в истории «человейника»…
Уповаем на то, что в природе человека когнитивно-познавательная потребность сильнее материального интереса и социальной озабоченности. А упование отличается от надежды тем, что не умирает даже в предконечные времена. Уповающий точно знает и твердо верит, потому что практически мыследействует.
О тренировке точки восприятия
Как известно, в эпоху перемен труднее и медленнее всего меняется массовое сознание, поэтому тормозом на пути чаще всего выступает молчаливое большинство. Инфантильный отказ мирных обывателей воспринимать невидимые знаки и знамения перемен подобно инстинктивной реакции дрессированного социального животного, которое помнит, что приближение к правде жизни, базовым смыслам и ценностям (чын аш) наказывается ударом тока и окриком сверху, если такие движения не совпадают с действующей социальной нормой и установленным сверху порядком.
Важно отличать собственные осмысленные мыследействия в потоке суеты и сравнивать с опытом других. Послушайте слова бывалого бойца когнитивного фронта — он сказал о цивилизации кратко и емко, охватив всю писаную и неписаную историю.
А вот свежий пример известного политолога, бывшего политтехнолога и опытного аппаратчика, который в 2013 году вышел из ЕР, теперь занимается исследовательскими проектами в той сфере, которую покинул, и наблюдает на расстоянии. Его размышления о политике и власти — о видимом и невидимом.
Есть провидческий фильм молодого Карена Шахназарова «Город Зеро» 1988 года о человеке в социальной паутине позднего СССР. Есть и американский аналог — о социальной лжи и масонской паутине: фильм Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999). По сути, это «учебные фильмы» о невидимой параллельной реальности.
Ну и самое трудное для социально озабоченного человека — это призыв пророка Исы-Иисуса: «Будьте как дети, и откроется вам…» Вспомните упомянутый образ мячика в стихах Самуила Маршака и Агнии Барто — они в разных мирах. А стихи Маршака про кузницу («Гвоздь и подкова») — это же пророчество по истории болезни нашего горемычного МО. Губительный незримый алгоритм, который должен сидеть в сознании каждого взрослого управленца.
Тревожный знак нашего времени в том, что за последние годы ушли от нас многие из тех, кто обладал интеллектуальным даром различать события на стыке видимого и незримого. Такие люди подобны спасательным кругам в штормовом море.
Что же касается разбора глобальных, российских, корпоративных и т. п. событий — это всего лишь живые примеры из жизни и удобные кейсы, чтобы усвоить новые смысловые уроки, продуктивные формы мышления и поведения людей. На этих кейсах мы просто тренируем остроту восприятия потока перемен и своих назревших мыследействий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.