«Мы проводим проверки автоматов или же меняем их, помимо этого, отключаем потребителей за неуплату, затем снова подключаем к электричеству» «Мы проводим проверки автоматов или же меняем их, помимо этого, отключаем потребителей за неуплату, затем снова подключаем к электричеству» Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

Герой рубрики — парень 30 лет. Около пяти лет работает электромонтером по распределительным сетям в одной из компаний Татарстана.

Об обязанностях

  • Я специализируюсь на воздушных линиях электропередачи, в многоквартирной части города все электричество проходит под землей. А у меня специфика именно по воздушной линии, поэтому мы работаем только в частном секторе, поселках и СНТ.
  • Мы проводим проверки автоматов или же меняем их, помимо этого, отключаем потребителей за неуплату, затем снова подключаем к электричеству. Целыми днями мотаемся по заявкам.
  • На заявку обычно едут два-три человека, если масштабы работы большие по установке или заменам, то уже больше специалистов едет, все зависит от объема.
  • С людьми работать эмоционально тяжело, даже очень. Реакции бывают разные. Случается так, что нам нужно провести плановый осмотр или ремонт, в таких случаях мы отключаем электричество полностью, но, прежде чем это сделать, компания предупреждает потребителей и согласовывает все ремонтные работы. Многие сейчас работают дистанционно — им нужно электричество.
  • У многих в частном секторе электрическая система ворот стоит, они мало того что не могут выехать из гаража, так еще и со двора. Здесь уже начинают ругаться с нами, просят включить свет, чтобы не опоздать на работу, например. Но нас уже это не касается никак, мы все организовали и допуски все получили, мы не можем ежесекундно сворачивать всю работу ради одного потребителя, который опаздывает на работу. Для таких случаев есть такси. В год отключений должно быть минимальное количество.

«Когда мы приезжаем отключать свет к потребителю, мы не должны его предупреждать об этом» «Когда мы приезжаем отключать свет к потребителю, мы не должны его предупреждать об этом» Фото: ru.freepik.com

Об отключении электричества и неадекватных потребителях

  • Отключение от электричества за неуплату — отдельная тема и боль. Люди чего только ни придумают, чтобы им не отключали свет.
  • Вообще, отключение электричества делается не за день-два, потребителя предупреждают несколько раз, звонят, направляют письма. У нас выездов по заявкам на отключение электричества за день может перевалить и за 20.
  • Зимой потребители к оплате коммунальных услуг относятся ответственно, потому что сейчас практически все дома электрифицированы, тот же газ, котел и насос.
  • Зачастую мы ездим отключать электричество к состоятельным людям, я не могу сказать, что они бедно живут. Там приличные автомобили, огромные дома. Не подумаешь даже, что у них проблемы с финансами, такие обычно забивают на оплату либо просто забывают.
  • Вообще, за любую задолженность за месяц могут отключить свет в доме. Допустим у человека неуплата за январь, ближе к марту мы уже едем отключать электроэнергию. В основном такие долги небольшие, около 2 тыс. рублей. Самый большой долг, который оплачивали при мне, — 60 тыс. рублей.
  • Когда мы приезжаем отключать свет к потребителю, мы не должны его предупреждать об этом. Но не раз такое было, что мы без предупреждения начинали отключать, а разъяренные люди выходили к нам с угрозами.
  • Было несколько случаев, когда с топором на нас выходили или же с ножом, как-то раз мужик вообще с ружьем выбежал. Лично мне мужик ножом угрожал, он нас обвинял, что «мы плывем в одной лодке с бандитами», что якобы его обманывают и неправильно высчитывают показания, но зачастую это ошибка самого потребителя. Мы ни к чему не пришли после диалога, и вот он начал кидаться угрозами, мы отключать ему ничего не стали, согласовали все с руководством и уехали от греха подальше. Дальше уже с ним разбирались не наша бригада.
  • Часто бывает такое, что потребители, к которым мы приехали на отключение света, тут же начинают оплачивать свои счета. Они начинают искать компромиссы и с нами договариваться, разные способы ищут. По регламенту так делать запрещено, это раньше можно было работать по такой схеме, а сейчас мы только отключаем — и все. Объяснение такого регламента — потребитель платит в 2 раза больше. Помимо оплаты своего долга, потребитель оплачивает штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей и выезд бригады. Это своего рода прибыль, компании невыгодно, когда потребитель оплачивает свой долг, когда мы приехали уже на место: получается, что тут и штраф не оплатит человек, и бригада тоже впустую туда-сюда скаталась, никто за тот же бензин не заплатит ведь.
  • Бывает так, что опоры должника стоят прямо на участке, во дворе, а мы не имеем права без согласия проникать на территорию.
  • У нас есть разработанный регламент, как действовать, но периодически его корректируют. Мы фиксируем недоступ, потом уже согласование идет с потребителем либо же через соседей доступ можно попросить. В основном все идут на компромисс, но много таких, кто считает, что неправильно все подсчитано, но это уже не наши проблемы.
  • По поводу неправильных подсчетов — сейчас век технологий. У многих стоят интеллектуальные счетчики, которые автоматически передают показания. В районах, которые мы обслуживаем, многие потребители переведены на интеллектуальные счетчики. Их мы уже не отключаем, там можно дистанционно отключить. Если есть задолженность, диспетчер просто видит наряд, нажимает на кнопочку, и все питание в дом прекращается. Сейчас все стремятся перейти на такой вид счетчиков, умных сетей с каждым годом все больше и больше, в будущем вообще не будем ездить на отключения такого рода.

«По закону подлости аварии случаются по выходным либо поздно ночью» «По закону подлости аварии случаются по выходным либо поздно ночью» Фото: ru.freepik.com

Об отработке чрезвычайных происшествий

  • Потребители электричества делятся на несколько категорий.
  • Первая категория — это больницы и реанимации, сюда же входят важные производства. Такие объекты наша бригада не обслуживает.
  • Вторая категория — детские сады, школы, ТЦ.
  • Следом уже мы, потребители.
  • Как и в любой структуре, могут случатся ЧП и аварии, от этого никто не застрахован. Например, если сгорела трансформаторная подстанция, которую мы обслуживаем, ответственность уже ложится на компанию. Впоследствии доходит и до вышестоящего руководства. Огребают многие, но крайний найдется всегда. Рядовые сотрудники, как я, к начальству на ковер, конечно, не ходят.
  • По закону подлости аварии случаются по выходным либо поздно ночью. Несколько раз мы с бригадой устраняли аварию 24 часа, сутки напролет. Жильцы домов, кстати, в таких случаях к нам относятся лояльно. Они видят и понимают, что мы стараемся сделать все, чтобы в их доме появился свет. Люди, бывает, воду приносят, в термосах чай таскают либо поесть что-нибудь выносят. Население раздражается лишь в том случае, когда из-за ремонта отключается электроэнергия.
  • Время устранения аварии зависит от масштабов и комплектующих. Мы ведь не всегда все с собой возим, в таких случаях нужно ехать на склад за материалом, это все время занимает, технику дождаться нужно. В такие моменты мы обычно делаем то, что можно сделать без техники, чтобы подготовиться и расчистить все, тоже нужно время.
  • Когда авария происходит в жилом комплексе с многоквартирными домами и детскими садами, там уже дизельные генераторы нам помогают. Мы запитываем их на все время, пока не устраним аварию полностью.
  • Во время ЧП у нас стоит задача отработать все до последнего, чтобы у людей был в доме свет.
  • К происшествиям в частном секторе люди более подготовлены, у многих имеется свой генератор. В таких районах отключение света чаще, чем в многоквартирных домах. Генератор в частном секторе необходим.

О гражданских исках в суде

  • Бывают заявки, когда потребитель просит проверить качество электроэнергии, это обычная практика, мы ее отрабатываем, все проверяем — ничего особенного. Но вот через недельку этот же потребитель звонит и говорит, что у него перегорела техника якобы после нашей проверки. А техника обычно дорогостоящая, холодильник или телевизор. Нас начинают обвинять в некомпетентности, возможно, и наша вина в этом есть, но там и потребитель не свят. Допустим, при строительстве двухэтажного дома хозяин нанял электриков, которые спустя рукава сделали проводку, и запитал весь дом на одну фазу, хотя у него подключено три. По итогу начинается перекос напряжения линии, качество электроэнергии ухудшается. Такие сбои впоследствии касаются не только одного потребителя, а всех, кто питается от этой линии. Это уже может коснуться 30–40 домов. Потом уже и техника перегорает, автоматы выбивает. А нам в итоге прилетает иск в суд.
  • В «лохматые» годы любой вид подключения электроэнергии в дом стоил сущие копейки, хоть однофазное, хоть трехфазное. А сейчас каждый киловатт платный, если подключать трехфазное питание и 15 киловатт — обойдется в 60 с лишним тысяч рублей. Разница большая.

О зарплате, переработках и дефиците кадров

  • Когда я только пришел в компанию, у меня был минимальный разряд, в то время я получал около 20 тыс. рублей в месяц, сюда входил и оклад, и премии. На сегодняшний день я уже имею пятый разряд, моя зарплата значительно выше, чистыми получаю около 60–70 тыс. рублей. Если у нас есть переработки, наряды в выходные дни, там уже прибавляется около 20 тыс. рублей. Зарплата совсем не соответствует уровню той работы, которую мы выполняем.
  • У нас есть 13-я зарплата, но сумма зависит от нескольких критериев: стаж, разряд, период работы в компании, сколько было больничных и отпусков, в том числе ученических. Сейчас с пятым разрядом я получаю около 30 тыс. рублей, это максимум. Квартальных премий у нас нет, их получает начальство. А мы получаем ежемесячную премию, она уже индивидуальная.
  • Сейчас у нас в компании большая нехватка кадров. Сейчас мы в бригаде работаем за пятерых, нас должно быть 10 человек, а работают лишь 5. Приходят обычно молодые ребята, месяц поработают и уходят, зарплата не устраивает, никому это не нужно. Тем, кто работает давно, уже нет смысла уходить, они держатся из-за стажа, у них есть выслуга лет, там и зарплаты больше. Молодым нужно все и сразу.

«У нас всегда есть возможность дополнительно заработать. Когда мы по заявкам ездим, люди нас видят, сами подходят, берут номера, если что — обращаются» «У нас всегда есть возможность дополнительно заработать. Когда мы по заявкам ездим, люди нас видят, сами подходят, берут номера, если что — обращаются» Фото: «БИЗНЕС Online»

О «калыме»

  • Еще одна проблема — организация нашей работы и переработка. Мы работаем с 8:00 до 17:00, но часто задерживаемся и перерабатываем. Это поощряется очень скудно. За 3–4 часа переработки тебе заплатят 400 рублей. Но у нас выбора нет, надо дать свет и устранить проблему. Мы не можем просто взять и уйти в пять вечера домой, у меня в голове сразу мысли, что человек без света сидит, как-то по-человечески уже на это смотришь, ставишь себя на его место. Стиснув зубы идешь и устраняешь, хоть и рабочий день уже завершился.
  • Несмотря на это, у нас всегда есть возможность дополнительно заработать. Когда мы по заявкам ездим, люди нас видят, сами подходят, берут номера, если что — обращаются. Мы обычно делаем это на выходных или после смены, тут уже в наших интересах заработать побольше. Обычно у нас это в летний сезон происходит — как раз строительство, ремонты и все вот эти домашние дела. У нас уже база клиентов так пополняется.
  • Сколько заработаешь за день на таких шабашках, зависит только от тебя. Я за один день на «калыме» так заработал 25 тыс. рублей, это был мой максимум за один день. Если считать за месяц, то там уже поднимал по 100 тыс. и не один раз.
  • Мы в своей деятельности и безвозмездно выполняем работу. Приезжаем, а там пенсионерка. Мы на нее смотрим, а у нас уже слезы наворачиваются, чиним просто так. Она предлагает нам помятые 500 рублей, а работа стоит, например, 5 тысяч. Мы с нее ничего не требуем, по-человечески относимся. Пенсионерам и так нелегко живется.
  • Бывает, в старенький дом заходишь на отключение электричества, а там детей целая куча и мама одна. Нам не по себе становится, отключать свет рука не поднимается. Тут уже договариваемся: мать обычно ручается, что оплатит и долг, и штраф сразу же, как придет пособие. Хоть нам и нельзя так делать, но бывают такие моменты. Обычно нас не обманывают, действительно оплачивают.