"ВАЗ" ВРОДЕ И НЕ СБАВЛЯЕТ, НО ИНОМАРКИ БЫСТРЕЕ

Что касается картины в целом, то автолюбители Казани приобрели за первое полугодие 2012 года 22674 авто, что больше на 13,9% в сравнении с 19910 авто за первое полугодие 2011 года. Отметим, что это хотя и неплохой рост, но все же он не превышает роста рынка в целом по РФ – за этот же период в стране он составил 14%. Казань, как один из крупнейших и экономически развитых городов страны, на наш взгляд, могла бы показать более высокие темпы.

Несмотря на большие надежды АвтоВАЗа на новинки, иномарки следуют в уже ставшем привычным тренде: доля приобретенных авто зарубежных марок выросла на 2% - с 70,8% за первые 6 месяцев 2011 года до 72,8% за аналогичный период 2012 года.

Подчеркнем, что если в целом по РТ спрос на модели от АвтоВАЗа упал на 4,2%, то в Казани вырос на 6,4% по сравнению с показателем первого полугодия 2011 года. Но при этом спрос со стороны казанцев на зарубежные марки подрос более быстрыми темпами: на 17% до 16501 авто.

1.jpg

Доли отечественных и зарубежных брендов в продажах новых авто, Казань

Что касается индивидуальных достижений отдельных марок и моделей, то самым высоким спросом пока пользуется ВАЗовская LADA c показателем 5951 авто. Отметим, что казанцы отдали пальму первенства в модельном ряду новинке GRANTA ("ВАЗ-2190"), KALINA в кузове "хэтчбек" пока довольствуется второй позицией. Однако если АвтоВАЗу не удастся решить вопрос с манипуляциями отдельных дилеров и дефицитом запчастей для GRANTA, то проверенные машины марки KALINA могут вернуть себе утраченные позиции.

Подчеркнем, что пока АвтоВАЗ не справляется со спросом, и на новый народный автомобиль у дилеров выстраиваются многомесячные очереди. К примеру, перед началом продаж очередь достигала полугода, те же, кто совершил предоплату в октябре 2011 года, получали авто в феврале-марте 2012 года. Сейчас очередь составляет минимум 2 - 3 месяца.

Интересно, что очередная новинка из Тольятти - универсал LARGUS на базе Logan - была приобретена в Казани только в одном экземпляре.

ПРОТИВОФАЗА: KIA И VOLKSWAGEN РЕЗКО ПРИБАВЛЯЮТ, А DAEWOO И HYUNDAI ТЕРЯЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Обладатель «серебра» нашего рейтинга CHEVROLET немного сбавил темпы: число зарегистрированных новых авто сократилось на 12,2% - с 2571 единиц за первые 6 месяцев 2011 года до 2257 единиц за аналогичный период 2012 года. При этом первенство в модельном ряду прочно занял просторный  CRUZE, оставив позади более скромный LACETTI.

2.jpg
 

Самый высокий темп прироста в Топ-10 ведущих автомобильных брендов продемонстрировал VOLKSWAGEN. Немецкий «народный» концерн увеличил продажи  на 74% - с 570 авто за первое полугодие 2011 года до 992 авто за первое полугодие 2012 года. Но данный темп оказался скромнее в 2 раза, чем по РТ в целом.

Отметим, что обладатель «бронзы» рейтинга за первое полугодие 2011 года - DAEWOO - потерял четверть на растущем рынке и теперь довольствуется только 9-м местом. По всей видимости, казанцы все меньше хотят приобретать морально устаревшие автомобили этой марки, собираемые в Узбекистане.

Любопытно, что HYUNDAI, несмотря на активно рекламируемый «официально» народный автомобиль для РФ - SOLARIS, балансирует на границе ведущей десятки брендов.  В то же время его напарник по концерну KIA как горячие пирожки продает RIO. Получаем, что казанцы признали действительно народным автомобилем от корейских производителей именно KIA RIO. Хотя отличия между RIO и SOLARIS минимальны – по сути дела, это практически один и тот же автомобиль. Интересно, что на федеральном уровне, судя по данным ассоциации европейского бизнеса, ситуация иная – россияне предпочитают именно SOLARIS, а не RIO.

==table103==

СЕКРЕТЫ УСПЕХА AUDI: ПЛЕЙСМЕНТ AUDI НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, В ИНТЕРНЕТЕ И СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

Самая интересная и, пожалуй, сенсационная новость рейтинга: в премиум-сегменте в Казани за все время наших исследований произошла смена лидера по популярности. Так, AUDI прибавил 56,5% - со 186 авто за первые 6 месяцев 2011 года до 291 авто за аналогичный период 2012 года. Прибавка в 105 новеньких авто оказалась больше, чем у BMW и MERCEDES вместе взятых!

Самыми востребованными моделями от AUDI стали кроссоверы Q5 и Q3.

Итак, теперь «скакуны» от BMW у казанских автолюбителей только на втором месте. Самым высоким спросом у столичных поклонников марки пользуются кроссоверы X3 и X1. Подчеркнем, что разрыв у лидеров очень скромный – всего 4 авто, а значит, предстоит упорная борьба уже в третьем квартале текущего года. При этом интересно, что единственным в Казани официальным дилером и AUDI, и BMW является одна и та же компания – ТТС.

С учетом предпочтений наших автолюбителей по итогам первого полугодия 2012 года можно отметить, что основная борьба идет в сегменте паркетников и компактных кроссоверов.

Отметим, что MERCEDES пока не может составить серьезную конкуренцию лидерам. По числу новых проданных авто он отстает от обладателя второго места более чем в 2 раза. Здесь явно сказывается отсутствие дилера в Казани,  а также запоздалый вход в сегмент кроссоверов. Хотя по итогам первого полугодия 2012 года именно GLK-CLASS стал хитом продаж, а не привычные уже седаны С-CLASS или Е-CLASS.

Интересно, что в целом по России ведущая тройка немецких брендов класса люкс идет ноздря в ноздрю. Так, MERCEDES-BENZ, начав год не слишком удачно, вновь вернул себе пальму первенства. Штутгартских автомобилей было реализовано на 27,6% больше, чем годом ранее, – 16 702 единиц. Однако BMW отстает всего на 45 автомобилей (общий рост продаж – на 32,8%), а AUDI – на 139.

==table104==

С чем же все-таки связан такой бурный рост продаж AUDI? Гендиректор AUDI Руперт Штадлер прокомментировал эти события для РИА «Новости» следующим образом: «В число самых успешных на данный момент площадок по сбыту автомобилей марки AUDI входит Россия, так как здесь продажи по итогам первой половины текущего года выросли на 40,9 процентов». Одним из главных факторов бурного роста продаж AUDI стали серьезные маркетинговые вложения в 2010 - 2011 годах в мировом масштабе. Так, плейсмент AUDI на телевидении и в интернете в основном концентрировался вокруг крупных спортивных событий, что означает, что AUDI превзошла BMW по уровню расходов на сетевых каналах.

Причем, отметим, что ходы AUDI отличались оригинальностью. AUDI, в частности, запустила свой проект «Полиция Зеленых» в 2011 году на Супер Кубке. Сам по себе ролик, который на YouTube  посмотрели несколько миллионов человек, произвел много шума. Кроме того, была выпущена серия иронических видео «Полиция Зеленых», подражающих социальной рекламе на YouTube Green Police channel.

AUDI заняла большую часть рекламного времени в период Зимних Олимпийских игр на канале NBC. Прочие затраты на телевидение в этом году включали весенний баскетбольный турнир March Madness и мировой кубок ФИФА. В конце концов, в этом году, участвуя в гонках American LeMans, AUDI совместно со Speed network обеспечила показ заездов в реальном времени на SkyGrid - приложении для iPad Apple, объединяющем все последние новости.

Ко всему прочему на Летних Олимпийских играх в Лондоне делегации Германии выступали под знаком четырех колец.

А благодаря статусу официального партнера Олимпийских зимних игр в Сочи компания AUDI Russia приняла участие в работе проекта «Сочи 2014 Русский дом» – официального представительства российской делегации на XXI зимних Олимпийских играх в Ванкувере.

Заметим, что бренд из Ингольштата настолько проникся духом спорта, что даже привычный слуху тип кузова «хэтчбек» был спозиционирован AUDI как «спортбек».

Подчеркнем, что состоятельные покупатели столицы РТ, видимо, сильно подвержены общемировым трендам, так как ориентируются на последние тенденции. А тут еще ассоциация со спортом. Так как Казань, как известно, это спортивная столица России, то, видимо, и AUDI своими маркетинговыми акциями метко попал в самое сердце наших автолюбителей.

Но, помимо бесспорно удачных маркетинговых приемов, в Татарстане на продажи повлиял еще один важный момент, о котором газете «БИЗНЕС Online» сообщили в российском представительстве AUDI. «Это изменение вызвано тем, что в прошедший период AUDI осуществила крупный правительственный заказ, который очень помогает делать марку популярной в регионе, - рассказал Кирилл Устинов, официальный представитель AUDI в России. - Такие результаты также обусловлены качественной и эффективной работой партнера AUDI Россия, компании ТТС. Помимо этого, AUDI отличается широким модельным рядом и оптимальным модельным миксом, что также способствует росту объемов продаж».

==table105==

60% И БОЛЕЕ ПРОДАЕТСЯ В КРЕДИТ

События и тенденции на рынке газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали его участники.

Михаил Котляров - заместитель генерального директора  ГК "АКОС":

- Успех KIA, на мой взгляд, вызван сбалансированным модельным рядом, хорошей ценовой политикой и прекрасным дизайном. Да и сарафанное радио играет большую роль!

У CHEVROLET моделей CRUZE было приобретено больше, чем LACHETTI. В большей степени это вызвано дизайном и, конечно же, тем, что CRUZE – это новая модель. А LACHETTI – старая модель… Людей больше привлекает новое, хоть и более дорогое. За последний месяцв Казанимашин моделейCHEVROLET и CHEVY-NIVA купили около 700. Если столько людей приобретают эти машины, то, наверное, они готовы доплачивать…

OPEL предлагает в линейке два поколения модели ASTRA. Честно говоря, мне не очень нравится этот прием. Главная трудность заключается в том, что продавцам очень сложно объяснять покупателям, чем одна модель лучше другой, почему их цены отличаются… Но если этим приемом пользуются, то, наверное, он чем-то выгоден… Думаю, что другим брендам  не стоит применять данный подход. Хотя подобный опыт используется. Например, HYUNDAI одно время практиковал этот прием.

Рост курса доллара в начале лета на нас вообще никак не повлиял. У нас же цены в рублях, а не в долларах! Больше влияет курс йены и корейского вона. Немного повлиял курс евро.

Никита Сухачев - директор "РРТ-Казань":

- Все наши бренды в лидерах. Это и GM, и NISSAN, и SKODA. Продажи этих брендов выросли примерно на 30 - 40 процентов.

В каждом бренде какая-то модель стала хитом. Наибольшей популярностью у SKODA пользовалась OCTAVIA, у NISSAN  - QASHQAI, "Экстрейд". Они продавались в одинаковом объеме. У OPEL хитом продаж стал ASTRA. Это связано с обновленным дизайном. Он обеспечил хороший спрос.

NISSAN JUKE очень популярен. Это хорошая машинка! Она считается одним из самых доступных кроссоверов. У этих автомобилей высокое качество и относительно невысокая цена (стоимость начинается от 740 тысяч рублей). Также у этих машин молодежный дизайн. Это дополняет модельный ряд, полностью покрывая линейку кроссоверов.

В нашей компании традиционно большая доля кредитных автомобилей. У нас хороший кредитный отдел, который сотрудничает с 10 - 15 банками. Порядка 60 процентов автомобилей в первом полугодии было продано в кредит. В других салонах эта доля чуть меньше – у них не так много вариантов для клиентов.

У всех производителей до конца сентября действуют активные программы по покупке в кредит – за счет этого повысился спрос на автомобили. Люди готовятся к кризису и считают, что лучше сейчас совершить покупку, чем тогда, когда будет непонятная ситуация с ценами…

Одно из важных событий – это то, что в этом полугодии мы участвовали в тюнинговой выставке, которая проходила в Петербурге. Второе значительное событие – открытие в Казани двух автосалонов NISSAN и SKODA.  Также мы расширили производственные мощности - открыли обновленный кузовной цех. Теперь у нас клиенты не ждут ремонта, поскольку у нас достаточно мощностей, и есть новое оборудование.

Заметные события – запуск центра NISSAN в Нижнекамске, празднование двухлетия салонов NISSAN и SKODA в Казани.

Во втором полугодии нас ожидает празднование 20-летия нашего холдинга. Отмечать будем в Казани.

Сергей Чернов - заместитель генерального директора группы компаний "КАН АВТО" по развитию:

- Лучшие результаты за 6 месяцев 2012 года среди наших брендов, безусловно, показали LADA и CHEVROLET. Хитом продаж за первые 6 месяцев 2012 года стали у LADA - GRANTA, а у CHEVROLET – CRUZE.  Около 45 процентов машин в первом полугодии мы продали в кредит.

Из важных для нашей компании событий - группа "КАН АВТО" в очередной раз вошла в Топ-100 мировых дилеров CHEVROLET и аналогичный Топ-10 России. Мы получили очередной кубок из рук президента компании Тима Ли в Париже. В конце марта началось строительство автосалона КАН KIA по улице Сибирский тракт. Планируем открытие 1 октября 2012 года.

Что касается общего спада продаж LADA по РТ при росте продаж в Казани, то, думаю, это связано с качеством работы дилеров и ростом уверенности в завтрашнем дне покупателей. Полагаю, что вопрос очередей на GRANTA может решиться в случае анонсированного запуска сборки модификации «Стандарт» в Ижевске.

Перспективы новинки LARGUS от АвтоВАЗа оцениваем очень хорошо. Это рабочая лошадь за адекватные деньги. В Европе LOGAN МПВ - это рабочий автомобиль малого и среднего бизнеса и, конечно же, автомобиль такси. В России мало отличий в этом плане.

Дмитрий Трифонов - генеральный директор "Центр-мобилс"

- Хит продаж, безусловно, LADA GRANTA. Это связано с тем, что цена на эту модель достаточно приемлемая для населения. Плюс – у этой модели новый дизайн.

До 70 - 80 процентов за машин в первом полугодии нами было продано в кредит. Думаю, что продажи так и будут идти. Сейчас динамика есть.

АвтоВАЗ уже решил вопрос очередей на GRANTA. Машины приходят – мы обзваниваем клиентов, они покупают.

Тимур Зиганшин – замгендиректора "БАРС-авто":

-  За первые 6 месяцев 2012 года в нашем салоне было продано в кредит 60 процентов машин.

Рост курса доллара в начале лета немного повлиял на продажи. Многие салоны подняли цены. У нас они поднялись на 2 - 2,5 процента. Доллар не повлиял бы на нас, если бы в России больше открывалось иностранных заводов, производящих автомобили.

Прием OPEL с удержанием в продажах двух поколений модели ASTRA оцениваю положительно. NISSAN использовал аналогичный прием. В каждый салон приходят разные поколения. Зрелые люди предпочитают практичные автомобили, им, в общем-то, безразличен дизайн. Молодые же акцентируют внимание на дизайне, новинках – они идут в ногу со временем. Это достойный опыт, другим брендам также стоит его использовать. Этот прием подходит для казанского рынка.

По нашим данным, больше казанские автолюбители приобрели СHEVROLET CRUZE. LACETTI постепенно уходит с казанского рынка. GM уже ищет LACETTI замену. Их новая модель - CHEVROLET COBALT.

В России вышеуказанные автомобили также хорошо продаются. CRUZE – автомобиль С-класса. У OPEL ASTRA и CHEVROLET CRUZE приемлемая цена и хорошее качество.

Сегодня наши автолюбители готовы доплачивать за комфорт. Сейчас наблюдается такая тенденция (возможно, это связано с пробками в городе) – многие автолюбители предпочитают машины с автоматической коробкой передач, кондиционерами и так далее.

Замечу, что в нашем салоне уже продается новинка PEUGEOT 508. С 1 сентября также появился PEGEOUT 408 – это седан С-класса. При этом самым важным событием за первое полугодие стало открытие нами автосалона PEGEOUT. Основные конкуренты 508-го – это VW PASSAT, OPEL INSIGNIA, MAZDA 6, FORD MONDEO.

Альбина Мулюкова - старший менеджер отдела продаж OPEL автосалона "Делфо-авто":

- Хитом продаж у нас стали автомобили ASTRA в новом кузове, пятидверный вариант. Если говорить о CHEVROLET, то на первом месте стоит CHEVROLET CRUZE.

До70 - 80 процентов машин мы продали в кредит. 

Для нашей компании значимое событие в первом полугодии – запуск в производство OPEL MOKKA. Также важным событием можно назвать то, что в июне были озвучены цены на OPEL ASTRA в новом кузове.

Надеемся, в третьем квартале продажи будут расти. По статистике, в предыдущие годы июль и август были провальными месяцами. В этом же году продажи поднялись на докризисный уровень.

Что касается LADA, то она стоит 300 - 400 тысяч рублей, а стоимость иномарок начинается от 450 тысяч рублей. Люди задумались и решили, что можно брать в кредит модели и подороже, это тысяч на 200 дороже.

Считаю, что для каждого бренда есть свой покупатель. И на GRANTA, но не в таком количестве, как на иномарки.

Судя по московским автосалонам, LARGUS не стоит на месте. Думаю, что если в это производство будут вкладывать хорошие средства, на рынке довольно быстро будут появляться новинки.

Автомобильный Татарстан: как «Лексус» уступил «Лэндроверу». Часть 1-я