«Постой. Мне кажется, что я о чем-то позабыл.

Чей странный вскрик: «Змея! Змея!» — чей это возглас был?

О том я в сказке ли читал? Иль сам сказал кому?

Или услышал от кого? Не знаю, не пойму».

Константин Бальмонт «Змея» (1905)

Искандер Измайлов Искандер Измайлов Фото: «БИЗНЕС Online»

Змея — символы и смыслы

По словам крупнейшего французского медиевиста и культуролога, автора трудов о средневековой европейской символике и цветах в культуре Мишеля Пастуро, «любое общество создает вокруг животных воображаемый мир и помещает в его центр несколько видов, которые этому обществу кажутся наиболее важными и с которыми оно завязывает интересные отношения — отношения тесные, неоднозначные и фантазматические». По его мнению, в Европе подобный бестиарий (средневековый сборник зоологических статей, шире — описание наиболее важных и символических животных) сложился еще в глубокой древности и практически до современности сохранял свое значение.

Вне всякого сомнения, у татар существовал в домодерновую эпоху свой определенный бестиарий, который, несмотря и даже вопреки давлению европейской и русской культур, сохраняет свое значение, хотя и сильно размывается благодаря потоку современной информации, которая переламывает и искажает татарское видение мира. В этом смысле представление о разных животных — родовая система представлений, своего рода культурный код, требующий изучения и сохранения. Утрата его — это такая же неприятная вещь, как исчезновение других элементов культуры. Это все вымывает сущность нации, ее идентичность и внутреннюю самость.

Интересно, что в татарской энциклопедии подобная статья отсутствует совсем. О символе грядущего года змее есть очень краткие упоминания в статье о пресмыкающихся, но этого крайне мало. Кроме того, о культурном значении змей, как и других животных, вообще ничего не сказано. А это серьезное упущение понимания важности бестиария в культурном пространстве нации.

В этом смысле змея — очень интересный объект для рассмотрения и понимания соотношения в культурном коде его ядра и привнесенных элементов. Понятно, что в небольшой заметке все аспекты этого понять и рассмотреть невозможно, но некоторые базовые элементы наметить необходимо. Тем более что для этого есть повод — наступающий год, повторю, будет по тюрко-монгольскому и китайскому календарю годом Змеи.

«Наш татарский образ дракона – Зилант»: что таит в себе символ 2024-го?

Змея — кто она такая?

Змеи (по латыни serpentes) — это, пишет «Википедия», «подотряд класса пресмыкающихся отряда чешуйчатых». Они обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, Ирландии и Новой Зеландии и мелких островов в Атлантическом океане и центральной части Тихого океана. Произошли змеи от ящериц и их ближайших родственников игуаны, варанов и безногих ящериц. Древнейшие змеи возникли около 167 млн лет назад в юрский период. Сейчас их около 3,7 тыс. видов.

Некоторые рептилии ядовиты, но неядовитых гораздо больше. Ядовитые пользуются своей отравой в первую очередь для охоты, чтобы убить жертву. Причем яд некоторых видов достаточно силен и может убить человека. Неядовитые змеи либо заглатывают добычу живьем (ужи), либо предварительно убивают/удушают ее (полозы, удавы). Самые крупные известные змеи из ныне живущих на Земле — сетчатый питон и водяной удав (анаконда). Длина самых мелких не превышает 10 сантиметров. В целом размер большинства видов не превышает 1 метра.

Есть несколько мифов о змеях. Один из них в том, что они якобы нападают на человека. Разумеется, нет. Даже для самозащиты змея редко нападает сама «Есть несколько мифов о змеях. Один из них в том, что они якобы нападают на человека. Разумеется, нет. Даже для самозащиты змея редко нападает сама» Фото: © Алексей Сухоруков, РИА «Новости»

В Волго-Уральском регионе живут всего четыре вида, из которых ядовитый только один (гадюка). При минимальной осторожности они не представляют никакой опасности для человека. Конечно, если не хватать гадюку за хвост или не пытаться разорить ее гнездо.

Есть несколько мифов о змеях. Один из них в том, что они якобы нападают на человека. Разумеется, нет. Даже для самозащиты змея редко нападает сама. Как правило, ее укус — это результат неосторожного действия человека, наступившего на мирно спавшую рептилию, либо попытка подобраться к гнезду с яйцами. Опасный укус для человека примерно у 550 видов, и не все ведут к летальному исходу.

Для статистики: в Азии ежегодно змеи кусают от 250 тыс. до 1 млн человек, а в Африке — от 100 тыс. до 400 тыс. человек. Зарегистрированная смертность от укусов в Азии — от 10 тыс. до 55 тыс. человек, в Африке — в 3 раза меньше. Самая высокая смертность в Индии — 4 тыс. на 1 млн человек, что неудивительно — в самой населенной стране должна быть самая большая смертность.

В древности, когда плотность населения была в миллионы раз меньше, то и смертность от укусов была ниже. Буквально единицы. Но их помнили и передавали рассказы об этом из поколения в поколение. Почему? Смерть от нападения пещерного льва или стаи волков, от рогов тура или удара мамонта была привычной и даже неизбежной. Это были гиганты в сравнении со слабым и медленным человеком. Но умереть, наступив на мелкую змею, было шоком для всех. Понимание, что можно убить не клыком, рогом и когтем, а ядом, стало для человека новым опытом. Некоей ступенью к пониманию природы и шагом к мудрости. Неудивительно, что люди наделяли змей интеллектом и мистическими свойствами. Включили наряду с другими животными в свой обязательный бестиарий везде — от Африки и Евразии до обеих Америк.

Змея — одна из самых таинственных и загадочных фигур в восточной астрологии. Считается, что она символизирует мудрость, интуицию и стратегическое мышление «Змея — одна из самых таинственных и загадочных фигур в восточной астрологии. Считается, что она символизирует мудрость, интуицию и стратегическое мышление» Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press /

Змея в целостной картине мира тюрок

В тюрко-монгольском и китайском календаре 12 разных животных, которые сочетаются с четырьмя стихиями, четырьмя сущностями, и есть 60-летний цикл. Наступающий новый 2025 год начнется 12 февраля. Змея — одна из самых таинственных и загадочных фигур в восточной астрологии. Считается, что она символизирует мудрость, интуицию и стратегическое мышление. В наступающем году ее стихия — дерево, а цветовая гамма преимущественно зеленая. Змея — 6-й знак в каждом цикле. По одной из китайских легенд, Нефритовый император дал ей это место за необычность облика. Конечно, это легенда, но, как и все предания о происхождении чего-то, они констатируют сам факт и ищут объяснение в условиях, когда сам смысл уже ускользал от современников.

Яркий пример стилизации подобных мифов так называемые сказки Редьярда Киплинга «О том, почему у слоненка такой длинный нос» или «О том, как появилась письменность». Скорее всего, змея получила 6-е место в годовом цикле, потому что была в числе животных, которые включились в мифологию очень рано, еще на стадии архетипа, когда все эти верования и представления только формировались.

Подобный календарь был известен у тюркских народов с глубокой древности. Свидетельством этого служат указания на 12-летний цикл у болгар, переселившихся из Великой Болгарии в Подонье и Западное Предкавказье за Дунай, где основали новое ханство. В различных надписях и исторических записях, включая генеалогию болгарских ханов, этот годовой цикл известен в VIII–X веках. В нем есть и год Змеи — dilan / «йилан» / «елан». Позднее свидетельство использования этого календаря сохранилось в ярлыках ханов Улуса Джучи, что говорит о культурной преемственности предков татарского народа уже с глубокой древности.

Включение в годовой цикл змеи — факт культурного значения этого образа для целостной картины мира тюрок. Это важный результат осмысления древних архетипичных образов животного, которое велось с глубокой древности. Но в процессе развития у разных народов и разных культур образы трансформировались и видоизменились, приобретя разную сущность и свой культурный код.

В своей подземной сущности змея враждебна Солнцу, а для человека выступает в роли искусителя, пробуждает все темное и мрачное В своей подземной сущности змея враждебна Солнцу, а для человека выступает в роли искусителя, пробуждает все темное и мрачное Фото: © Алексей Бушкин, РИА «Новости»

Змей в мифологии

В своей фундаментальной книге о мифологии волшебной сказки филолог и фольклорист Владимир Пропп писал: «Каждому, хоть немного знакомому с материалами про змею, ясно, что это одна из наиболее сложных и неразгаданных фигур мирового фольклора и мировой религии. Весь облик змея и его роль в сказке слагаются из ряда частностей. Каждая такая частность должна быть объяснена. Частность, однако, непонятна без целого; целое в свою очередь слагается из частностей. Мы рассмотрим сперва наиболее древние, архаические соответствия, а затем более новые и поздние». Далее он описывал различные образы змеи в мифологии и фольклоре. Разумеется, все их описать и даже пересказать сложно, поэтому остановимся на ключевых.

В культурах так называемого осевого времени, как его называл немецкий философ и психиатр Карл Ясперс, имея в виду первые общества древности, когда закладывались основы ближневосточной и европейской цивилизации, змей — это, с одной стороны, символ плодородия, земли, воды, дождя, с другой — домашнего очага и небесного огня. Свернувшаяся кольцами рептилия отождествляется с круговоротом явлений в природе, своего рода годовым оборотом, вечным движением и неизменностью жизни. Одновременно это и солнечное, и лунное начало, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое. В общем, образ змеи полон внутренних противоречий и в то же время внутренне довольно целостный.

Главное в этих представлениях то, что змей — это земной и подземный (хтонический) образ. Это проявление агрессивной силы богов подземного мира и тьмы. Поскольку змея живет под землей, она находится в контакте с подземным миром и имеет доступ к силам, всеведению и магии мертвых. Она повсеместно считается источником рождения (поскольку может менять кожу) и вечного омоложения, хозяйкой земных недр.

В этой своей подземной сущности змея враждебна Солнцу, а для человека выступает в роли искусителя, пробуждает все темное и мрачное. А т. к. светлые и темные начала в жизни находятся в конфликте, то в мифологии различных народов и культур змей в разных видах выступает как темная сила. Например, у индейцев Центральной Америки один из крупнейших и давно вымерших представителей отряда птерозавров кетцалькоатль (в переводе — «пернатый змей») был богом воды и плодородия, что делало его посредником между небом и Землей, подземным миром.

В семитской традиции богиня Тиамат (она же Безногая, Змея тьмы), изображаемая также в виде змей, представляла собой хаос, коварство и порочность. Она была уничтожена богом Мардуком — богом Солнца и света, установившим современный миропорядок. Ассиро-вавилонские Лакшми и Лакшами — змей и змея, порождающие мужское и женское начала неба и земли. В Шумере почиталась богиня Иненна (Иштар), которая как главное женское божество шумеро-аккадского пантеона часто изображалась в виде змееногой богини. Первоначально она была покровительницей еды, но позже стала символом плодородия, любви и богатых урожаев. Она также выполняла функции богини победы и правосудия, а также счастливой семейной жизни.

В еврейской традиции рептилия олицетворяет половую страсть

В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскрешение, исцеление и в этом качестве считается атрибутом бога Гермеса, а также спасителей и целителей Эскулапа и Гиппократа. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающему мифического змея Пифона, избавляя Солнце от сил тьмы и освобождая человеческую душу светом знания.

В Иране змея — одна из ипостасей темных сил Аримана или Ангра-Майну («Змея тьмы», «Лжец»), а одно из его воплощений — Ази-Дахак (Заххак). От этого имени произошел Аждаха — персонаж тюркской мифологии, крылатый демон, дракон. Это змей-душитель, враг бога Солнца. Интересно, что северные кочевники Турана (скифы, а позднее и тюрки) отождествлялись именно со змеем.

В еврейской традиции рептилия олицетворяет зло, искус, грех, половую страсть. Так, в Ветхом Завете в главе «Бытие» подчеркивается, что «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь» (Быт. 3:3), поскольку был говорящим сам по себе. Далее объясняется, что это сатана говорил устами змея [2 Кор. 11: 3, 14; Отк.12: 9; 20: 2] и именно он обольстил Еву («Змей обольстил меня…» (Быт.3:13). Т. е. первоначально змей символизировал хитрость, а позже стал символом злобы, свирепости и коварства.

Можно предположить, что постепенно образ коварного мудрого змея-обольстителя, с одной стороны, необычного исцелителя — с другой, укрепился в народном сознании и стал одним из персонажей в отдельных фольклорных жанрах.

Славяно-русский змей

Все эти мифологические представления оказали влияние на славянскую мифологию. В них наслоились древние германо-славянские представления и более поздние библейско-христианские мотивы, что сделало образ змея в русской мифологии таким сложным.

Само понятие «змея, змий» («змьи») по происхождению восходит к слову «земля», означая «гадину, ползающую по земле». Змея как мифологический персонаж не просто живущее в земле существо, это обитатель и хозяин подземного мира. В памятниках письменности встречается с X века. Принято считать, что слово «змея» было запретным, его старались не произносить, опасаясь накликать беду. Остатки этой мифологии сохранилась в славяно-русском фольклоре, где змея встречается в сказках и заговорах, в мифологических рассказах, легендах, поверьях и приметах.

Народная фантазия рисовала змей необыкновенными чудовищами. Как отмечал фольклорист Пропп, «змей в его древнейшей форме представляет природные стихии, а именно огонь, воды, горы и небесные силы, дождь и грозы». Эти представления сохранились в сказках с указанием места обитания змеев — озеро, река, горы, подземное царство.

Пропп отметил еще одно очень интересное обстоятельство: змей в подлинной народной русской сказке никогда не описывается. Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать животное только по материалам сказки, это было бы затруднительно. Но некоторые черты внешнего облика змея все же могут быть вырисованы.

Прежде всего змея — многоголовое существо. И это ее основная, постоянная и непременная черта, другие упоминаются лишь иногда. Не всегда говорится, что змея существо летучее («Вдруг видят: в версте от них летит змей» или «Прилетел змей, начал виться над царевною»). Но крылья его почти никогда не упоминаются. Можно думать, он витает по воздуху без них. Тело его сказкой также не описывается. Чешуйчатый ли он, гладкий или покрытый шкурой — этого мы не знаем. Когтистые лапы и длинный хвост с острием — излюбленная деталь лубочных картинок, но в сказках, как правило, отсутствует. Змей мыслился существом огневым, изрыгающим пламя изо рта.

Интересно, что, кроме олицетворения врага, в сказках змея имеет другие функции. В волшебных сказках очень мало сюжетов, где действует этот персонаж. Обычно он играет роль помощника главного героя, доставляя ему чудесные предметы (например волшебное кольцо), передает магические способности и подобные сюжеты. Есть и более экзотические сюжеты, в которых змея превращается в невесту — прекрасную девушку и дочерь владыки подземного царства, в чем проявляется «оборотническая» природа змеи.

Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа Луны противостоит коню как солярному олицетворению. Это очень древний сюжет, который сохранился, к примеру, в эпическом сказании Фирдоуси «Шах-наме», где кони пришли на помощь Сиявушу против Аримана, прогнавшего их в страну тьмы. На Руси этот мотив превратился в легенду о Вещем Олеге, который, получив известие о том, что погибнет от коня («Примешь ты смерть от коня своего»), избегал его. Узнав о смерти животного, Олег приехал посмотреть на его останки и был укушен змеей, выползшей из черепа коня.

Воин на коне, повергающий змея, весьма распространенная символическая композиция у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество, а победа над ней символизировала историческое торжество христианства.

Змея у мусульман и тюрок

В исламе змея тесно ассоциируется с жизнью, одновременно одушевляет и поддерживает, наделяет жизнью и есть само жизненное начало. Иными словами, образ змея в исламе — это наследие общесемитского прошлого, но эти свои представления довольно интересны и своеобразны. Главное же в этом — змея не имеет явно отрицательных черт, столь характерных для библейских и индоевропейских традиций. Ее образ, сформированный в исламской культуре, наслоился на тюркскую культуру, в которой изначально змея не имела такого отрицательного смысла. Более того, у мусульман и тюрок они довольно близки.

Суть представлений тюрок о змее сохранились у автора первого тюркского словаря Махмауда Кашгари середины XI века. В нем автор, объясняя названия тюркского годичного цикла, указывает год Змеи — «Йилан йили». С годом Змеи связаны у Кашгари особые чувства, поскольку именно в этот год он написал свой труд. При этом он забавно рассказывает об ожиданиях тюрок-мусульман, связанных с этим годом: «Когда наступают год Змеи или год Крокодила, льют дожди и урожай бывает обильным, так как [эти животные] обитают в воде». Т. е. у тюрок змея явно ассоциировалась с водой и плодородием. Конечно, Кашгари прекрасно знал, что змея иногда кусает людей. В его словаре есть даже специальный термин для этого — «ук йилан», т. е. «змея, которая бросается на человека». Только не совсем понятно, это обычное предложение, какое-то устойчивое выражение или метафора. Так или иначе, никакой иной мифологии здесь не усматривается.

Образ змеи у татар

У татар образ змеи очень важен и распространен. По подсчетам фольклористов, в татарских волшебных сказках змея как персонаж встречается часто, в каждом 8-м произведении. В отличие от славяно-русского фольклора, образ животного не отрицательный, это помощник главного героя, наделяющий его волшебными атрибутами. Образ врага выполняет Аждаха, который встречается в каждой 10-й сказке. Это явный образ дракона, который проник в тюркскую культуру через знакомство с иранской (о чем я уже упоминал), хоть и потерял связь с исходными представлениями об Аримане и Ази-Дахаком.

Важный элемент древних образов сохранился у татар в сказке «Йир Тюшлюк», которая по структуре является одной их древнейших и восходящих к эпическому сказанию. В ней речь о том, что Аждаха захватил хана и заставил отдать ему старшего сына Йир Тюшлюка (само имя героя намекает на его эпическую связь с землей). Тюшлюк попадает в подземное царство к хану Ак Елану (Белому Змею) и становится мужем дочери Белого Змея. Спустя короткое время хан отправляет его воевать против Черного хана, который в древние времена изгнал их из родной страны — острова в центре моря. Йир Тюшлюк победил вражеского хана алмазным мечом. Едва он убил врага, его волшебные чары рассеялись и Белый хан стал седым стариком, а его дочь — серебряная змейка — прекрасной девушкой.

В этой сказке есть все атрибуты древнего эпоса с главным героем змеем. Ак Елан — правитель подземного царства — полностью соответствует древнему атрибуту змеи как мудрому и волшебному персонажу, который может осуществлять связь с земным миром. Но одновременно змей сохраняет связь с водной стихией, являясь ханом острова в море. А сам Йир Тюшлюк явно носитель магии земли и огня, поскольку не сгорел в бане, в которую его заманил Черный хан (Дракон).

Повторю, образ змеи у татар не носит явно отрицательных черт, которые есть в разных культурах, прежде всего в европейско-христианской цивилизации. У татар образ животного сформировался на основе тюркских традиций и под влиянием ислама, он был двойственным. С одной стороны, змея — символ водной стихии и плодородия, с другой — часть подземного мира. Отсюда влияние на жизнь и смерть человека, а также обладание волшебными свойствами и атрибутами, которыми она могла поделиться с тем или иным человеком. Если проанализировать сказки других тюркских народов, образ змеи будет примерно таким же с некоторыми местными отличиями.

У татар даже есть целый ряд поговорок, обыгрывающих различные образы змеи: «У змеи не увидишь головы, у муллы не увидишь угощения», «Утопающий за змею хватается», «В несчастье, будь ты и на коне, змея укусит», «Отрубишь змее голову, будет извиваться хвост». В этих поговорках не все является наследием древней мифологии, скорее отражается афористичное народное сознание, хотя и базирующееся на традиции, более прагматичное.

Не уподобляйтесь змеям! Будьте добросердечными, спокойными и рассудительными! Уважайте, любите и помогайте друг другу! Тогда Деревянная Змея дарует вам здоровье и мудрость! «Не уподобляйтесь змеям! Будьте добросердечными, спокойными и рассудительными! Уважайте, любите и помогайте друг другу! Тогда Деревянная Змея дарует вам здоровье и мудрость!» Фото: © Илья Наймушин, РИА «Новости»

Змея и современная культура

Исследуя вопрос, связанный с символикой змеи, убеждаешься, что она во многих жанрах может нести как отрицательную символику, так и положительную. В настоящее время в современном фольклоре поступки, намерения змея/змеи остаются прежними. Модернизация образа есть одно из проявлений творческой активности современного толкования, т. к. в основе ее часто лежит намеренное стремление оживить рассказ, сделать его более динамичным, приблизить к современности.

Доказательством может служить современная притча. Змея начала преследовать светлячка, который дожил до сияния. Светлячок остановился и сказал змее: «Могу я задать вам три вопроса?» Змея ответила: «Да». Светлячок: «Я принадлежу к вашей пищевой цепочке?» «Нет», — ответила змея. «Я что-то с тобой сделал?» — спросил он. Змея: «Нет». «Так почему ты хочешь меня проглотить?» — удивился светлячок. Змея ответила: «Потому что мне невыносимо видеть, как ты сияешь».

Мораль истории такова: часто людям невыносимо видеть, как ты сияешь, поэтому они действуют как змеи, тихие и готовые уничтожить тебя! У меня есть пожелание для всех читателей на новый 2025 год. Не уподобляйтесь змеям! Будьте добросердечными, спокойными и рассудительными! Уважайте, любите и помогайте друг другу! Тогда Деревянная Змея дарует вам здоровье и мудрость!