Управляющий партнер адвокатского бюро «Индемнитет» Владимир Бузин: «Права и свобода — главная ценность» Управляющий партнер адвокатского бюро «Индемнитет» Владимир Бузин: «Права и свободы — главная ценность» Фото: Андрей Титов

«Жалеть силы на защиту своей свободы не стоит»

— Владимир Владимирович, расскажите, с чего началась история адвокатского бюро «Индемнитет»? Как вы пришли к его созданию?

— В юриспруденции больше всего свободы именно в адвокатуре. Мне подходит быть свободным, а значит, и быть адвокатом. Я собрал команду единомышленников и приступил к созданию собственного адвокатского бюро.

Владимир Бузин — управляющий партнер адвокатского бюро «Индемнитет».

Окончил юридический факультет К (П)ФУ (2015).

С 2012-го — практикующий юрист;

С 2019-го — адвокат;

С 2024-го — управляющий адвокатским бюро, адвокат.

Адвокатское бюро дает возможность брать большие и сложные дела и вести их совместно с партнерами. Наряду со мной в нем еще трое адвокатов, у некоторых из них стаж свыше 20 лет. У всех нас богатая практика до основания бюро — если говорить обо мне, то только с 2019-го по текущий момент это 457 проведенных дел.

— В чем отличие адвокатского бюро от других форм адвокатских образований?

— В адвокатском бюро партнеры-адвокаты работают совместно, поэтому мы берем большое и сложное дело и думаем вместе над возможными способами его разрешения. При оказании юридической помощи мы руководствуемся правилом о распространении адвокатской тайны на всех партнеров. Иной раз наши мнения расходятся, поскольку все партнеры имеют свой уникальный опыт за плечами, а значит, и собственное видение разрешения спора. Партнеры вправе вести и собственные дела, но приоритет всегда отдается делам бюро. К этому я отношусь достаточно строго.

Мы сопровождаем своих доверителей на протяжении всего пути, проживаем с ними достаточно большую часть жизни, а чаще всего до разрешения дела это далеко не моменты счастья. Всегда говорю доверителям: «Не отступайте. Как бы все ни обернулось, у вас обязательно найдутся силы бороться дальше». Правда, в моменты борьбы иногда приятно услышать от доверителей, что и они готовы идти до конца. Права и свободы — главная ценность, свобода всегда и во всем, в том числе и в их защите. От защиты своей свободы нельзя отступить, и жалеть силы на это не стоит.

«Моя личная любовь — это избирательное право. Этим направлением я сам давно горю» (на фото Государственная Дума РФ) «Моя личная любовь — это избирательное право. Этим направлением я сам давно горю» (на фото Государственная Дума РФ) Фото предоставлено Владимиром Бузиным

— Какими направлениями вы занимаетесь?

— У меня избирательный подход к делам. Я человек азартный, мне всегда нужен вызов. Так что чаще всего это большие и сложные дела — те, которые кажутся нерешаемыми. Нередко нам приходится заходить на территорию еще не существующей практики. Важно, чтобы правоотношение было новым и незарегулированным, тогда я буду в деле вне зависимости от отрасли права.

Из направлений, мало представленных на рынке РТ, отмечу защиту права в сфере информации, СМИ и рекламы, интеллектуальной собственности. А моя личная любовь — это избирательное право. Этим направлением я сам давно горю.

Среди более распространенных направлений — административное и уголовное право. Мы ведем практику по земельному праву: не только судебные споры, но и сопровождение сделок с землей и строениями на ней. Отдельная рабочая группа адвокатов специализируется на корпоративном, банковском праве и сопровождает деятельность юридических лиц. А также один из партнеров занимается исключительно семейным и наследственным правом.

— Планируется ли расширение состава бюро?

— Мы открыты к новым людям. Но достаточно жестко их отбираем: нам важны не просто профессиональные знания, а в том числе уважение к своему делу. У меня есть личный давно сформировавшийся критерий для отбора, который раскрыть не могу.

«По моим наблюдениям, новые судьи, с которыми мы сталкиваемся, могут не иметь опыта принятия решений. Считаю, что необходимо набирать штат не из бывших работников суда» (на фото Верховный суд РФ) «Много прекрасных судей в Арбитражном суде РТ и судах общей юрисдикции — в прошлом адвокаты, юристы, работники прокуратуры. Я ориентируюсь на них в своей работе. Они не боятся принимать решения» (на фото Верховный суд РФ) Фото предоставлено Владимиром Бузиным

«В России прекрасно развиты судебная и правовая системы»

— Какие проблемы вы сейчас выделяете в сфере права по России и Татарстану?

— На мой взгляд, в России прекрасно развиты судебная и правовая системы. Особенно после реформы 2019 года, когда у нас появились новые кассационные и апелляционные суды. Работает все шикарно, но есть одна проблема — это кадровый состав судов.

По моим наблюдениям, новые судьи, с которыми мы сталкиваемся, могут не иметь опыта принятия решений. Считаю, что необходимо набирать штат не из бывших работников суда. Много прекрасных судей в Арбитражном суде РТ и судах общей юрисдикции — в прошлом адвокаты, юристы, работники прокуратуры. Я ориентируюсь на них в своей работе. Они не боятся принимать решения.

Есть еще проблема непопулярности административного процесса в порядке КАС, можем остановиться на ней поподробнее!

— Вы говорите об административных исках к государственным органам?

— Да, при защите своих прав от действий или бездействий государственных и муниципальных органов население и бизнес выбирают институт жалоб в эти же органы, что нелогично, неправильно и тормозит развитие правового государства.

Государством создана целая отрасль права и отдельный кодекс — КАС РФ. Не стоит бояться обжаловать действия или решения государственных органов. Для этого нет причин. Вы свободны в защите своих прав! Не представляйте государственные органы как единый организм, там работают люди, наши сограждане. Обращение в суд в таком порядке разгружает систему государственных органов, привлекает внимание к нарушению прав, создает практику рассмотрения судами таких дел и сводит на нет подобные нарушения в принципе.

— Какие вы видите актуальные проблемы в земельном праве?

— При постановке на учет границ населенных пунктов в 2009–2010 годах технические средства, актуальные на тот момент, допускали расхождения в поворотных точках границ около 1,5–3 метров! Новейшие средства позволили произвести расчеты на порядок точнее. В настоящее время представляю интересы населенного пункта, фактические границы которого расположены правильно, но из-за ошибки старых технических средств, по данным Росреестра, находятся на соседней территории.

Стоит отметить новые тенденции в развитии прав на линейные объекты. Государством признаются права на линии электропередачи, связи, трубопроводы и дороги. Медленно начинается распространение на такие правоотношения Гражданского кодекса. Несмотря на кажущуюся очевидность сказанного, несколько лет назад собственнику линейных объектов было невероятно сложно зарегистрировать на него права и добиться защиты своих прав в суде. Спустя сотни дел по всей стране суды признают недопустимость нарушения прав каждого собственника. Но главное — суды в случае нарушения прав, например при пользовании трубопроводом без согласия собственника, встают на защиту собственников, а не нарушителей!

«Я человек азартный, мне всегда нужен вызов» «Я человек азартный, мне всегда нужен вызов» Фото: Андрей Титов

— Расскажете про свои наиболее интересные успешные кейсы.

— Во-первых, в моей практике есть положительное решение по редчайшим правоотношениям — зонам минимальных расстояний до магистральных линейных объектов. Эти зоны введены в Земельный кодекс РФ в 2018 году, порядок их установления и снятия на сегодняшний день еще не утвержден правительством. А следовательно, ранее отсутствовала любая практика по данному вопросу.

Во-вторых, есть пара дел по избирательному праву — тоже административные процессы, правоотношения сами по себе не новые, но редкие и интересные. Отличаются от всего остального нормами материального права и отсутствием практики и, как следствие этого, сложной квалификацией обстоятельств дел.

В-третьих, серьезная часть нашей практики — это защита по делам о нарушении исключительных и авторских прав. Причем мы представляем интересы как истцов, так и ответчиков по таким искам. Даже когда права в действительности нарушены, стоит обратиться за квалифицированной помощью, так как удается в разы снижать размеры компенсаций в порядке четвертой части ГК РФ.

— Каких изменений в правовой сфере стоит ждать в 2025 году?

— С 1 января 2024 года после переоценки резко выросла кадастровая стоимость всех земель и объектов в Татарстане. На некоторых участках кадастровая стоимость выросла в несколько раз, а вместе с ней и налог. В 2025-м придет время его платить. Это особенно тяжело скажется на юрлицах и земельных участках с нежилыми объектами, у которых налоговая ставка выше. Мы уже сейчас предупреждаем об этом доверителей и защищаем их интересы по этому вопросу.

Кроме того, в 2025 году, судя по всему, появится новая практика по изъятию земель из собственности, не используемых более трех лет. Еще под угрозой будут участки, прилегающие к национальным паркам. Недавно в Конституционном суде прошли публичные слушания, решения еще нет.

Новация может затронуть и жителей республики. Я думаю, что это скорее вопрос 2026–2027 годов. У нас богатый опыт в сфере земельного права и других отраслях — и вызовов, как я уже сказал, мы не боимся.