В результате падение рейтингов страховых компаний практически неминуемо вызвало бы тотальный обвал всех финансовых рынков. И из двух зол финансовая элита выбрала, по ее мнению, меньшее, после чего будировать эту тему было, что называется, чревато — в чем и убедился губернатор (теперь уже бывший) штата Нью-Йорк и бывший гроза Уолл-стрит Спитцер.
Но наложение запрета на обсуждение темы достаточности капиталов страховых компаний и механизмов определения их рейтингов, которые, естественно, остались максимально возможными, поставило всю финансовую элиту перед другой проблемой. Фактически мир весной 2008 года признал, что независимой (то есть не связанной с субъективным мнением самих финансовых институтов) системы оценки финансовых рынков больше не существует!
Отметим, именно это обстоятельство вызвало начало кризиса в России, поскольку иностранные кредиты были основным источником рефинансирования отечественной банковской системы, и повышение их стоимости вызвало острый кризис ликвидности и падение доходов граждан в России.
Еще одной важной темой прогноза стала тема "Атлантического единства", то есть попытки выйти из кризиса за счет объединения базовых стран "Западного" глобального проекта. Тут тоже были проблемы: только к концу года США сумели "сломать" активность Евросоюза в части попыток заменить доллар на евро в мировой финансовой системе. Еще летом, как раз тогда, когда — в условиях острого кризиса ликвидности — все основные страны мира и в первую очередь США понижали учетную ставку, Евроцентробанк ее повышал.
Единственной причиной такого поведения могло быть желание предложить миру альтернативу доллару — прежде всего в его статусе мировой торговой валюты, но впоследствии, возможно, и в статусе резервной валюты, и даже единой меры стоимости. Но для реализации такого плана необходимо было "пережить" тот период времени, когда доходы от европейского экспорта в США и другие страны (которые, в свою очередь, экспортируют в США) уже упадут, а дополнительные доходы от перехода мировой торговли на использование евро еще не поступят. Может быть, если бы начавшийся кризис действительно был чисто финансовым, то такой план и имел бы право на существование. Но, как это следует из упомянутой выше его теории, кризис этот структурный, а значит, характерной его чертой является быстрое падение совокупного спроса, прежде всего в США, а затем и во всем мире. И, скорее всего, денежные власти Евросоюза, продолжающие исповедовать монетарные принципы, не учли этого обстоятельства. Как следствие, быстрое падение европейского экспорта и последовавшие за ним депрессионные явления (в прошлом году впервые с момента введения евро ВВП еврозоны за третий квартал уменьшился) вынудили руководство ЕС отказаться от своих амбициозных планов. Что и было оформлено осенью, когда за несколько дней до саммита Евроцентробанк начал серию снижений учетной ставки.
Собственно, на этом анализ можно и закончить. Есть еще много важных обстоятельств, которые интересно обсудить, но общие выводы можно сделать уже сейчас. Во-первых, теория кризиса, созданная еще в 1997—2001 годах, абсолютно адекватно отражает общие процессы, вызвавшие кризис. Во-вторых, судя по всему, эта теория достаточно хорошо отражает масштабы кризиса и, в частности, порядок падения мировой экономики по итогам завершения острой его стадии. Наконец, в-третьих, для анализа точных сроков начала тех или иных событий ее нужно серьезно углублять и добавлять геополитическим, социальным и политическим анализом с учетом субъективных и чисто случайных факторов.
И в заключение, буквально одним абзацем, собственно прогноз. Экономика США должна была бы, в соответствии с базовой теорией, упасть в этом году на 12—15%, однако активное противодействие антикризисным процессам, выраженное в первую очередь в эмиссии, сделает падение, во-первых, сильно неравномерным (во втором квартале возможен даже небольшой рост), а во-вторых, более медленным — около 10%. Мировая экономика упадет чуть меньше — процентов на 5—6, но для России в первом квартале падение будет сильнее — скорее всего, показатели первого квартала 2009 года к аналогичному периоду прошлого года будут в районе —25%. А вот дальше падение либо продолжится, хотя и замедлится, еще на 5% к концу года, или сменится медленным подъемом — на те же 5%. Но для этого необходима радикальная смена модели экономического развития страны.
(Профиль, Михаил Хазин, №1(604) от 19.01.2009)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.