В первую книгу включили страницы истории Татарстана с древнейших времен до 16 века. Акцент сделали на Хазарском каганате, Волжской Булгарии и Казанском ханстве В первую книгу включили страницы истории Татарстана с древнейших времен до XVI века. Акцент сделали на Хазарском каганате, Волжской Булгарии и Казанском ханстве

«У вас просто замечательные иллюстрации!»

Лишь несколько минут накануне заняла презентация нового учебника истории Татарстана для 5–7-х классов на конференции под эгидой Российского военно-исторического общества (РВИО). Собственно разработка государственных учебников по региональной истории — это и есть основная тема трехдневного форума. Однако день второй был столь насыщен различными лекциями, что, как это часто бывает, вышел из регламентов, поэтому на представление субъектами РФ своих творений на заданную тему времени осталось немного.

Плюс вот-вот в «Корстоне» этажом выше должен был начаться концерт артиста Ramil (автора хита «Сияй»), что сильно помешало бы научной дискуссии историков. Организаторы конференции просили ускориться — на входе уже стояли молодые люди в ожидании своего кумира. В результате на то, чтобы показать татарстанскую учебную разработку, организаторы выделили директору Института истории им. Марджани Радику Салихову лишь три минуты. Ему «хватило» двух.

«Москва просила, чтобы акцент был не национальный»: Татарстану написали новую историю с древности до СВО

Он лишь успел показать четыре слайда: на одном был список всех авторов учебников (по сути, это академический состав института им. Марджани), на остальных было содержание и структура книг, соответственно, для 5-го, 6-го и 7-го классов.

В первую книгу включили страницы истории Татарстана с древнейших времен до XVI века. Акцент сделали на Хазарском каганате, Волжской Булгарии и Казанском ханстве. «Но мы их рассматривали как историю большого формирования евразийского масштаба российской ветви цивилизации, государств-цивилизаций, которые также были в ее основе», — уточнял Салихов.

В учебник для шестиклашек вошел период до начала XX века. «Здесь основной акцент был сделан на служении народов нашего края Отечеству. То есть это не только военная служба, но и лошманы, строительство российского флота, многонациональное сословие. Это и торговые связи татарского предпринимательства с Востоком, которое являлось мягкой силой Российской империи в Центральной Азии, Китае. Это и, конечно, культурное и экономическое развитие нашего края в период реформ Екатерины Великой и последующих наших императоров, когда был издан указ о веротерпимости, создано гильдейское купечество, появился Казанский университет и так далее», — рассказывал директор института им. Марджани, показывая слайд с примерным текстом одного из параграфов.

Научный директор РВИО Михаил Мягков, будучи и модератором, и одним из рецензентов татарстанского учебника, был в восторге: «У вас просто замечательные иллюстрации! Просто на каждой странице по одной, по две… Так и нужно! Фактически нет страниц, где один сплошной текст! Для молодого человека, школьника, это просто великолепно!»

Третья книга — для 7-го класса — о начале XX века, ТАССР и современном развитии республики. «Мы трактуем это как полиэтническое государственное образование в составе Советского Союза и, конечно же, Российской Федерации. Показываем успехи последних лет и роль наших руководителей», — докладывал Салихов. В конце учебника добавили раздел об СВО.

Вопросов к короткой презентации почти не возникло. Разве только у Мягкова. В учебниках вдоволь добавили QR-кодов с ссылками на местные музеи. Однако, отмечал научный директор РВИО, он тут недавно побывал в Нацмузее РТ и был удивлен тем, что экспозиция там заканчивается периодом ВОВ… А дальше практически пустота, нет ни 80-х, ни 90-х годов. «Это же все будет?» — спрашивал представитель РВИО. Салихов обещал, что да, все будет, просто пока не хватает экспозиционных помещений музею, но в будущем — конечно.

«Я читал этот учебник. Он один из лучших», — заявил Мягков, обернувшись в зал. Из уважения к хозяевам площадки дана была такая нескромная оценка или действительно учебные пособия получились как надо — остается только гадать.

Однако еще в начале конференции наш корреспондент подходил к татарстанским представителям с вопросами об учебнике: во сколько обошлась его разработка, когда его можно потрогать, все ли там в порядке с историческими фактами… Один из собеседников сначала просил «не задавать сейчас лишних вопросов», а позже тихонько заверил, что «все, что республика хотела написать, написали». И больше вопросов у Москвы нет.

Мягков — один из немногих федеральных экспертов, кто от и до ознакомился с проектами новых татарстанских учебников Мягков — один из немногих федеральных экспертов, кто от и до ознакомился с проектами новых татарстанских учебников

«История Татарстана представлена именно как часть единой большой истории нашей России»

«История края Татарстана представлена интересным языком. Мне кажется, что язык для 5–6–7-х классов в основном будет доступен школьникам. Хотя есть тут еще определенная работа… Где-то [надо] изложить более ярким языком, где-то — более подробно, а где-то некоторые подробности можно и убрать», — поделился в кулуарах с «БИЗНЕС Online» Мягков. Он один из немногих федеральных экспертов, кто от и до ознакомился с проектами новых татарстанских учебников. «Я хотел бы отметить один очень важный момент — история Татарстана представлена именно как часть единой большой истории нашей России. И главный момент уделен именно вхождению Казанского ханства в состав России <> Органично все вплетается. Это очень важно! Потому что в других учебниках я очень часто этого не замечал», — отметил научный директор РВИО.

Помимо прочего, ему лично также понравилось уделенное внимание в учебниках Татарстана культуре народов, которые здесь проживали, их религии, особенно в балансе добрососедских отношений христиан и мусульман. По мнению Мягкова, это очень сильная часть татарстанских учебников, которая целиком накладывается на поставленные федералами задачи — показать единство в многообразии народов, культур, объединенных одними ценностями и традициями. «Жители многонационального Татарстана сегодня также участвуют в СВО. У них есть общая Родина, которую надо защищать, которая подверглась сегодня агрессии коллективного Запада. Но есть и малая родина, где они выросли и где они в составе… Татарстан для меня — это миниатюра нашей большой России», — выделил Мягков сильные стороны татарстанской концепции учебников истории.

А что не понравилось или вызвало вопросы в Москве? По словам собеседника, глобальных проблем нет. Были шероховатости с той же самой рассинхронизацией курсов истории и необходимостью усиления антропологического подхода. Например, чтобы во главу угла ставить биографии казанских ханов или русских послов, приезжавших сюда еще в XV–XVI веках. «Через личности, быт простой семьи», — вот так рекомендовал Мягков сегодня преподносить детям историю родного края. И поменьше разговоров о конфликтах, особенно периода 90-х годов: «Конфликтов хватит для рассмотрения в 10–11-х классах».

Уже со следующего года школьники будут учить историю родного края по-новому Уже со следующего года школьники будут учить историю родного края по-новому

«Вся наша история сквозная»

Сама конференция открылась еще в четверг. Тогда участников в стенах «Корстона» от лица организаторов мероприятия, т. е. Татарстана и РВИО, приветствовали замминистра образования и науки РТ Минзалия Закирова и Мягков — последний, по сути, главное действующее лицо всех трех дней конференции. «Ехали с вокзала с профессором [Радиком] Салиховым, и он мне все показывал: „Смотри, вот здание — здесь сидел Ленин в тюрьме…“ — настраивал Мягков на конструктивную беседу региональных историков. — Вся наша история сквозная. Мы изучаем общую историю нашей многонациональной России, но в то же время волей-неволей обращаемся к тем фигурам, которые связаны с нашими регионами, республиками, нашим родным краем».

Закирова на церемонии открытия сыпала статистическими данными о состоянии системы школьного образования в республике, а Мягков подробнее остановился на идеологии разработки учебников истории. Речь о тех самых новых модулях «История нашего края» для 5–7-х классов, разрабатываемых пока что в 32 регионах страны для внедрения их в школьную программу уже со следующего года. Уже ввели в школы единую линейку учебников по истории России экс-министра культуры РФ Владимира Мединского (председатель РВИО), а теперь взялись за «систематизацию» учебных пособий регионов, которых где-то в стране нет, а где-то они не обновлялись десятилетиями, еще со времен соросовских грантов.

Мягков подробно остановился на идеологии разработки учебников истории. Речь о новых модулях «История нашего края» для 5-7 классов, разрабатываемых пока что в 32 регионах страны для внедрения их в школьную программу уже со следующего года Мягков подробно остановился на идеологии разработки учебников истории. Речь о новых модулях «История нашего края» для 5–7-х классов, разрабатываемых пока что в 32 регионах страны для внедрения их в школьную программу уже со следующего года

По словам Мягкова, сейчас стоит острая необходимость в появлении новых учебных пособий, которые были бы нацелены на развитие и воспитание в подрастающем поколении патриотизма. История обладает в этом смысле бо́льшим потенциалом, чем какой-либо другой школьный предмет. Поэтому от того, какими получатся учебники, зависит очень многое.

По словам доцента кафедры новейшей истории России, замдиректора института Истории и политики МПГУ Николая Глухарева, в целом разработанные учебники соответствуют закладываемым в них мировоззренческих ценностей По словам доцента кафедры новейшей истории России, замдиректора института Истории и политики МПГУ Николая Глухарева, в целом разработанные учебники соответствуют закладываемым в них мировоззренческим ценностям

Что «зашивают» в школьные учебники

Какие принципы должны закладываться в новые учебники? Это стало главной темой обсуждения конференции, если анализировать все сессии. Хотя учебники уже разработаны, ошибки учтены, исправлены и скоро все уже отдадут в печать. Поэтому вся конференция больше напоминала обмен опытом разработчиков учебников и общую сверку часов.

Подробно о том, на базе чего строили учебники истории в регионах (а делали они это все самостоятельно), рассказали профессора Московского педагогического государственного университета. Именно МПГУ занимается так называемой мировоззренческой экспертизой всех 32 разрабатываемых в регионах учебных пособий. Они проверяют их на соответствие «техзаданию», дают свои замечания и затем снова проверяют. Сейчас учебники проходят уже третью, финальную, итерацию. По словам доцента кафедры новейшей истории России, замдиректора института Истории и политики МПГУ Николая Глухарева, в целом разработанные учебники соответствуют закладываемым в них мировоззренческим ценностям.

В чем их смысл? Если коротко, то учебники по истории нашего края для 5–7-х классов должны в первую очередь развивать в школьниках определенную ценностную основу, мировоззрение, а уже потом (главным образом в старших классах) должны даваться конкретные знания о социально-политических событиях прошлого. Чтобы школьник через уже сформированную, контролируемую призму определенного взгляда на мир мог сам анализировать реальные события. И тут уже нетрудно догадаться, что во главу этого мировоззрения закладывается идеология единой России.

Какие именно ценностные ориентиры «зашивают» в учебники? Все прозаично. Тут и «патриотизм, и служение Отечеству, и ответственность за его судьбу», и «защита семьи, института брака как союза мужчины и женщины», и «уважение к Российской Федерации, госсимволам, госпраздникам, органам госвласти, местного самоуправления, национальным и конфессиональным группам», и т. д.

«Школьники должны ощущать себя гражданами единой страны и позитивно воспринимать ее исторический путь, к которому она пришла на сегодняшний день», — обозначил Глухарев главную преследуемую задачу.

По его словам, не все пилотные регионы справились с заданием, были и проблемы, особенно на первой итерации текстов учебников. Какие это проблемы? Их эксперты также систематизировали. Из любопытного: «повествование без контекста общероссийского хода событий», «подменялась история региона историей титульных народов», «излишняя увлеченность историей конфликтов в обществе, власти и общества, народов и государства, региона и России», «несостыковка взглядов на новейший период в истории региона как части России (в контексте последних событий)».

При этом ни одного конкретного примера, кто из регионов какую допустил «ошибку», не прозвучало. Как пояснил первый замдиректора Института истории и политики МПГУ Андрей Клименко, умолчали о примерах намеренно. Дабы не нагнетать и никого из региональных разработчиков не обижать. Но вопросы были, они нуждались в комментариях, в которых пару примеров все же прозвучало.

«Вот представители из Омска рассказывали о таком деятеле из российской истории, как Колчак. У них возник логичный вопрос ко мне: „А что говорить о Колчаке в 7-м классе? Когда его изучают в 11-м классе в разделе русской революции…“ Я ничего не нашел ответить, кроме того что рассказать о Колчаке надо то, что он в принципе был. А уже о его политической позиции [говорить] в 11-м классе», — отметил Мягков.

Вспомнил научный директор РВИО здесь и о Татарстане. «В федеральном учебнике за 7-й класс рассказывается о событиях XVI века, — напомнил спикер. — Мы знаем, что здесь, в региональном учебнике Татарстана, эти события отнесены к учебнику 5-го класса. Опять есть определенная рассинхронизация. Но в то же время… В 7-м классе есть потрясающая картина прощания с Сююмбике. Вот она, царица, едет с мальчиком, выезжает… Это жизненная история потрясающей личности! Касающейся культуры, религии и всего прошлого. [Может быть], рассмотреть вот этот же самый сюжет в 5-м классе? Мне кажется, это очень хорошо было бы. Не углубляясь в какие-то подробности той истории, которую рассмотрят в 7-м классе. Так мы уйдем от рассинхронизации и в то же время изучаем историю через личность. Я как раз выступаю за это».

На самом деле каждый из субъектов столкнулся с трудностями при разработке учебников по региональной истории На самом деле каждый из субъектов столкнулся с трудностями при разработке учебников по региональной истории

Что именно написали в новых учебниках истории регионов?

На отдельной же сессии с презентацией учебных пособий разных регионов речь шла больше об общих подходах и принципах при разработке тех или иных учебников.

Например, когда разрабатывали учебник истории Запорожья для 5–7-х классов, его авторы признались, что столкнулись с целым рядом трудностей. Страницы по истории нового региона в контексте Великой Отечественной войны пришлось давать поверхностно, потому что 70% архивных фондов по этой теме находятся на еще не освобожденных территориях. То же самое касается и иллюстраций к учебникам — 60% из них взяты просто из интернета, потому что в доступных архивах исторических фото нет, мало.

На самом деле каждый из субъектов столкнулся с трудностями при разработке учебников по региональной истории. Трудно оценивать первоначальное техзадание, но, как следовало из докладов историков, все подстраивались под общую идеологическую канву единого Отечества.

Взять ту же Калининградскую область, чья история неразрывно и во многом связана с Пруссией и немецким прошлым. Как поступили авторы учебника? Всю довоенную часть истории рассказали через призму отношений этой территории с Российской империей. Большинство картографических материалов в учебнике брали не из немецких архивов, а рисовали сами. «У нас был подход — через российский след. Потому что если у нас будет много германского… Нам и так постоянно высказывают упреки: „Да это германизаторы“…» — признался историк из Калининграда.

И надо сказать, так, подстраивая исторические факты под единую общероссийскую линию, поступили многие регионы. В учебниках истории Карачаево-Черкесии Кавказская война преподносится через турецкий след, а углы депортации коренных жителей республики сглаживались через Великую Отечественную войну — мол, никто из народов КЧР не обиделся и все бок о бок стояли вместе в борьбе с фашизмом. Даже не особо делали акценты на этногенезе народов, чтобы ненароком кто-то из них не обиделся — рассказы строили по территориальным признакам расселения народов. Интересно вышло с учебником Северной Осетии — Алании. У авторов спросили: а есть ли там параграф по Южной Осетии? Как выяснилось, на этом не акцентировали внимание, руководствуясь тем, что все это одна-единая республика.

Не менее любопытно получилось с учебником истории Марий Эл. В соседней республике по прошлому родного края уже был и есть отдельный предмет со своими учебниками. В них, например, рассказывается о таком персонаже, как Анна Якимова-Диковская. Если коротко, то это одна из активисток «Народной воли», одна из участниц в покушении на Александра II — она содержала динамитную мастерскую, где готовили мину для российского императора. Персонаж в отечественной историографии в общем известный. Родом она из селения, которое сегодня относится к Марий Эл. В нынешних «старых» учебниках рассказ о ней имеется — в советские годы ей гордились, она была героем: ее именем называли пионерские отряды и улицы в городах. Но из новой редакции истории Марий Эл имя Якимовой вычеркнули со словами: «Ну… террористка же по факту. А вдруг кто-то вдохновится?..»

Забавный казус произошел с учебником истории по Херсонской области. Авторы в учебник для 5-х классов включили отдельный параграф об истории Херсонской морской академии — аж на 54 страницах! Эксперты из МПГУ диву давались: а зачем пятиклашкам в таких деталях знать историю одного учебного учреждения? Авторы учебника объяснили это тем, что хотели так вдохновить молодежь на поступление в морскую академию…