Первый месяц 2009 года наглядно показал, как кризис ударил и по татарстанским СМИ. Одни газеты приходят к читателям в усеченном формате, другие вовсе не приходят, в третьих редакции сокращают кадры. Газета «БИЗНЕС Online» провела январскую ревизию татарстанского медиапространства. Оно оказалось не столь густонаселенным, как прежде. Причем, наибольшие потери понесли местные представители ведущих федеральных СМИ – "Коммерсантъ", "Российская газета", "Комсомолка", "Эксперт" и другие. 
 
О том, что для татарстанских СМИ наступили сложные времена, свидетельствовала их слабая активность в праздники. Дефицит информации был налицо, хотя очень важные события проходили и в дни новогодних каникул – например, президент РТ провел большое антикризисное совещание с республиканскими чиновниками, но об этом можно было узнать только с помощью телевидения и некоторых интернет-изданий. Печатные СМИ в подавляющем большинстве не выходили.

Признаки похолодания в медийной сфере были ощутимы сразу по окончании каникул. Впервые за много лет "Татмедиа" - в одном лице крупнейший игрок на рынке СМИ в Татарстане и проводник госполитики в этой сфере - не стало проводить торжественное мероприятие, посвященное Дню российской печати. Обычно 13 января на него приглашались руководители всех (не только государственных) ведущих СМИ Татарстана. Понятно, что сейчас проведение праздничных мероприятий не приветствуется в верхах, но и настроение в большинстве редакций праздничным назвать сложно.
Никакого повода у местной редакции ведущей деловой федеральной газеты - "Коммерсантъ" после новогодних каникул вышел на восьми полосах вместо привычных 12. В самой редакции наши источники не исключают новой волны сокращений в центральном "Коммерсанте". До нового года там сократили сразу 15% штата. Местные редакции тогда не тронули. Говорят, что новая волна доберется уже до регионов. Кстати говоря, недавно в Москве сменили главреда, легендарного Васильева…

- Восемь полос для "Коммерсанта" – это временный момент, который связан с уменьшением объема информации. Январь сонный месяц, – заявил в телефонном разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Оnline" генеральный директор Волго-уральского представительства "Издательский дом "Коммерсантъ" Наиль Адельбаев.

Изменилась ситуация во флагмане федеральной государственной прессы – "Российской газете". С Нового года перестала выходить ежедневная страница, которую готовила местная редакция. По сути, весь штат газеты теперь должен бороться за право попасть со своей заметкой на одну (!) страницу "Регион" федерального выпуска. Конкурируя с десятками местных собкоров в других регионах. Однако руководство филиала в Казани не унывает от такой "революции" и продолжает демонстрировать оптимизм, рассчитывая зарабатывать на рекламных спецпроектах.

Вообще, анализируя последствия кризиса на местном медиа-рынке, мы заметили одну закономерность. Первыми "костлявая рука" скосила федеральные СМИ. Кроме вышеназванных, это: "Комсомолка" (значительное сокращение страниц, сокращение штатов примерно на 15%), "Эксперт-Волга" (ликвидация местного представительства и ставки собкора), "Большой город" (полностью ушел с местного рынка). В чем дело? То ли центральные СМИ более рыночные и умеют считать деньги. А они заканчиваются. То ли регионы в новых условиях для них не приоритет.

Местные СМИ усиленно скрывают реальное положение дел, редкий издатель или редактор признается в "оптимизации".

- В прежнем режиме выпускаем газету, своевременно выплачиваем зарплату. Может быть, не в том объеме, что раньше, но, тем не менее…, – говорит главный редактор газеты "Молодежь Татарстана" Булат Сруров.

- У нас госзаказ остался прежним… Но 50 процентов всех средств зарабатываем сами. Госзаказ не решает все наши проблемы, – аккуратно ушла от вопроса о кризисе главный редактор информационного агентства "Татар-информ" Елена Миронова.

- Самое печальное то, что мы долго недооценивали ситуацию, в которой оказались. Не были готовы к такой сложной экономической ситуации, да и случилось это все резко и быстро, – откровенно признался главный редактор газеты "Известия Татарстана" Аяз Хасанов.

Дозвониться до "Восточного экспресса" (самое тиражное СМИ Казани), не выходящего весь январь, вообще не удалось: телефон в редакции упорно не отвечает…

Так что ждет татарстанские СМИ в кризисном 2009 году, который только начался?

Первый заместитель генерального директора агентства по массовой коммуникации РТ "Татмедиа" Фарит Шагиахметов не стал раскрывать карты и ответил так: "Закон о бюджете на 2009 год подразумевает поддержку СМИ… Средств будет достаточно, чтобы существовали редакции, выпускались газеты и телепередачи…".
Однако, уже звучит официальная информация о том, что денег в казну поступает значительно меньше, чем планировалось, и поэтому в Госсовете приступают к секвестированию расходов.

Выживут все государственные СМИ? Или средств хватит только самым необходимым? С частными все ясно – выживут самые-самые. Нужные читателю. Много ли у нас таких?

Ирина Калентьева

СМИ

Изменения

Комментарий

1. "Коммерсантъ"

После Нового года большинство номеров в Казани выходят на 8 полосах вместо12.

- Восемь полос для "Коммерсанта" – это временный момент, который связан с уменьшением объема информации. В дальнейшем "Коммерсантъ" также будет выходить на двенадцати полосах, - заявил генеральный директор Волго-уральского представительства "Издательский дом "Коммерсантъ" Наиль Адельбаев.

2. "Российская газета"

Выходит без местной региональной вкладки.

Юрий Малафеев, директор филиала в Казани ФГУ "Редакция "Российской газеты":

- Если говорить о ежедневном выпуске, то трактовать, что мы закрыли региональную вкладку, будет неправильно. Мы видоизменили подачу информации в "Российской газете". Что касается формата газеты, то мы его здесь не определяем. Это решение было принято в Москве и с кризисом оно никак не связано. Теперь 11 полоса "Российской газеты"   называться РЕГИОН и она уже выходит с 12 января, и посвящена эта полоса региональным событиям, причем не только татарстанским. Никакого подвоха здесь нет. Это нововведение, например, у нас в Казани, не повлекло за собой сокращение штатных сотрудников, в том числе и в редакции. Конечно с другой стороны, конкуренцию среди журналистов это усилит. Но при этом, если материал хороший, то он всегда выйдет. Так было всегда. Более того, материал может попасть и на другие федеральные полосы. Помимо ежедневной газеты, у нас есть и другие площадки: "Российская газета Неделя", "Российская БИЗНЕС-ГАЗЕТА", "Экономика Приволжского федерального округа" и т.д. Одним словом работы хватает.

3."Комсомольская правда"

Под сокращения попадали около 15% сотрудников, также "Комсомолка" отказалась от бесплатного понедельничного выпуска. Сокращено количество страниц.

- О сокращениях говорил еще главный редактор газеты "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин, - заявила редактор "Комсомольская правда. Татарстан" Альфия Адиятова. - От понедельничного выпуска мы не отказываемся, но пока приостанавливаем его выпуск. Когда он снова начнет выходить – будет зависеть от ситуации, можем начать в любой момент.

4. "Эксперт-Волга"

Ликвидация регионального представительства в Татарстане и собкора. Сокращение периодичности. Первый номер журнала в этом году выйдет 29 января.

- В феврале, наверно, выйдет три номера журнала, но мы постараемся выйти на четыре, - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала "Эксперт-Волга" Владимир Штанов.

5. "Казанский бизнес-журнал"

Изменен график выхода издания, отложен прием новых сотрудников.

Решение об изменении графика выхода принято осенью 2008 года. Объемы публикуемой информации не изменились, кардинальных изменений относительно издания не произошло. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщила Евгения Хорошавина, директор ООО "Компьютерра-Казань".

6. "Большой город. Казань"

Выпуск в Казани прекращен в декабре.

Головная редакция в Москве приняла решение о закрытии всех региональных представительств в связи с низкой рентабельностью.

7. ИА "Татар-информ"

Сокращен ряд вакансий.

- Мы провели определенную оптимизацию: сократили ряд вакансий, увеличили нагрузку на корреспондентов, потому что считаем, что они и по две темы могут отрабатывать, - отметила главный редактор информационного агентства "Татар-информ" Елена Миронова.

8. "Восточный экспресс"

Сотрудники редакции до 21 января отправлены в административные отпуска, ряду журналистов предложено перейти в менеджеры по рекламе.

Дозвониться до редакции невозможно, так как телефон упорно не отвечает, что косвенно подтверждает тот факт, что новогодние каникулы в редакции затянулись.

9. "Известия Татарстана"

Под сокращение попали 25% сотрудников.

- Самое печальное то, что мы долго недооценивали ситуацию, в которой оказались. Мы не были готовы к такой сложной экономической ситуации, - поделился с корреспондентом "БИЗНЕС Оnline" главный редактор газеты "Известия Татарстана" Аяз Хасанов.

10. Деловой еженедельник "где Деньги"

 

Отложен прием новых сотрудников на работу, уменьшился объем рекламы Первый номер газеты вышел 21 января.
- Еще в октябре-ноябре мы внесли необходимые коррективы в бюджет издания на 2009 год, - рассказал генеральный директор ООО "Регион Инфо", издатель делового еженедельника "где Деньги" Александр Петров.  – Уже тогда основной контингент рекламодателей еженедельника "где Деньги" - банки и инвестиционные компании - приостановили, либо полностью свернули рекламные кампании в печатных СМИ, что заставило нас предпринимать срочные меры по оптимизации будущих расходов. Изменения коснулись и принципов работы издания с типографией, службами распространения.
Что касается штатного расписания, то изменения в него не вносились. Разве что было решено отложить наем сотрудников на позиции редактора новостей, журналиста-аналитика и брэнд-менеджера, который мы планировали осуществить в феврале 2009 года.

11. "Казанские ведомости"

Сокращение коллектива на треть.

 Источники в газете ссылаются на распоряжение из "Татмедиа" об оптимизации. Официально главред никак не прокомментировал факт сокращения персонала.

12. "Вечерние Челны"

Сокращение количества полос

Номер от 20 января вышел на 32 полосах, вместо стандартных 48. На следующей неделе "Вечерние Челны" выйдут на 36 полосах.
- Газета сегодня выходит так же, как в январе прошлого года. В начале года всегда идет сокращение полос, - рассказал главный редактор газеты Эрик Хайруллин.

13. Сайт "116.ru"

Сокращение сотрудников.

Интернет-издание сократило объем публикуемой новостной информации