«До 75 процентов участников СВО в той или иной степени теряют способность полноценно слышать. Нам пора готовиться: возможно, какие-то меры поддержки по обеспечению слуховыми аппаратами…» — заявил сегодня первый замглавы минздрава РТ Альмир Абашев, выступая на заседании движения «Татарстан — новый век». В стенах Дома дружбы народов РТ решили обсудить «наиважнейший сегодня вопрос» — поддержку участников СВО и членов их семей. О том, к каким еще проблемам ветеранов готовится минздрав, какие компенсации предлагает Татарстан родственникам и сколько уже вернулось в республике ветеранов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Тимур Нусратов (справа) занимает проактивную позицию в защите прав возвращающихся с СВО. Сегодня он вместе со своим сослуживцем пришел на заседание движения «Татарстан — новый век», на повестке дня важный вопрос — как в реальности работают меры поддержки участников СВО и их семей
«Все льготы прописаны. Но почему-то люди на местах…»
Тимур Нусратов из Набережных Челнов отдал Российской армии больше 20 лет. Он кадровый военный, контрактник. Начало СВО вместе с семьей застал на военной базе на афгано-таджикской границе. Оттуда его перебросили на украинский фронт в первые же дни конфликта. Тимур с позывным «Япон», доставшимся еще от прадеда, командовал огнеметным штурмовым отделением в направлении Кременная – Сватово – Красный Лиман – Изюм.
19 июня прошлого года Япон при очередном штурме вражеских позиций отводил своих ребят назад. Во время боя вернулся за ранеными. И, уже эвакуируясь одним из последних, сам получил тяжелое ранение, которое не позволило ему продолжать военную службу. Он вышел в отставку, сейчас военный пенсионер с 21 годом выслуги нашел себя в мирной жизни: работает на КАМАЗе. Но это сейчас, а в первые месяцы в мирной жизни были проблемы, говорит он.
Вернувшись на гражданку, по словам нашего собеседника, он, как и многие другие сослуживцы и боевые товарищи, столкнулся с рядом бюрократических трудностей. Они были и раньше — когда в армии в плане льгот и мер поддержки делили военнослужащих на мобилизованных и контрактников: «Когда приходили что-то просить, говорили: „Вы же контрактники, это ваша работа. А это уже мобилизация…“» Позже обе категории военных уравняли в правах, льготах и выплатах.
После военной травмы наш собеседник стал оформлять документы на получение статуса ветерана боевых действий со всеми вытекающими отсюда льготами, а также документы на инвалидность, полученную в ходе несения военной службы. И вроде все законом положено, но, признается Тимур, по факту на местах это работает совсем не так. Пришлось столкнуться с многочисленной бумажной волокитой, сбором справок, обиванием порогов чиновников и доказыванием своей инвалидности. «Около года мне потребовалось, чтобы добиться определенных выплат», — рассказывает Нусратов. Сейчас он инвалид II группы, которую ему долго не присваивали — говорили, что, мол, это «не военная травма, а заболевание», которое, разумеется, не предполагает сверхособого перечня льгот. А все из-за простой халатности, уверяет собеседник, одного из сотрудников в районном отделе соцфонда.
«Нет, все прописано, все льготы, все положено. Но почему-то люди на местах… У них какой-то свой порядок, свое видение. Тут есть сложности. Но если человек не сдается, добивается того, что положено, — все получает, — говорит Нусратов. — Если с боем — все работает! Если ходить, добиваться… Увы, у нас, к сожалению, так [работает] <…> Надо упорство. Но у нас люди после войны такие уставшие, кто-то сломлен… И не каждый готов проявлять упорство. Люди же думают, что им должны что-то дать. А-то как? Наобещали золотые горы, а по факту приходится немножко это все выбивать…»
Сейчас Тимур занимает проактивную позицию в защите прав возвращающихся с СВО. В Челнах он входит в состав ДШРГ «Барс», которые занимаются в том числе психологической поддержкой бывших бойцов.
Фарид Мухаметшин признал, что, несмотря на заботу, есть к чему еще стремиться: «Не везде доходим до людей, вопросов много. Есть факты, когда к обращению людей относятся безразлично...»
«Непросто сейчас с людьми встречаться…»
Сегодня утром он в военной форме, с наградами вместе со своим сослуживцем пришел в Дом дружбы народов РТ, сев тихонько с краю большого концертного зала, наполовину заполненного муниципальными и республиканскими чиновниками. Это было очередное заседание высшего совета республиканского общественного движения «Татарстан — новый век» (ТНВ), проводимое под председательством спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. На повестку дня вынесли, можно сказать, один контрольный, но очень важный вопрос — как в реальности работают меры поддержки участников СВО и их семей.
Татарстан, по словам Мухаметшина, с первых дней конфликта поддерживает наших бойцов и мирных жителей в зоне СВО. Буквально месяц назад в Лисичанск и Рубежное отправили очередную колонну с 94 т гумпомощи. Всего с 2022 года республика отгрузила 179 фур с более чем 2 тыс. 750 т полезного груза.
В какой-то момент Мухаметшин отвлекся от текста и темы и решил вдруг напомнить собравшимся, что в следующем году выборы раиса РТ и депутатов в органы муниципальной власти РТ. «Сказать вам или не сказать об этом, вы за дискуссиями следите… Федеральный законодатель в первом чтении принял закон о том, чтобы ликвидировать сельские, поселковые советы. В деревнях. Мы выступили категорически против, — напомнил Мухаметшин, разъяснив свою позицию. — Думаю, вы нас поддержите. Общественность поддерживает, селяне тоже. Село, где есть хотя бы сельсовет, куда сельский житель в годах, как правило, пожилой, может обратиться с какой-то просьбой, предложением, с какой-то душевной болью… Ликвидировать этот институт депутатской власти, мы считаем, несправедливо. И я встретился и с [председателем Госдумы Вячеславом] Володиным, и с аппаратом президента Российской Федерации, рассказал. Не знаю, чем вся эта бодяга закончится. Но я считаю, что этот институт — самый низовой, самый близкий к людям, самый базовый — должен работать и остаться в депутатском корпусе. Самое главное, мы через них работаем с населением».
Возвращаясь же к теме, Мухаметшин акцентировал внимание, что за время СВО в стране сформировалась система оказания социальной помощи участникам СВО и их семьям. Этому уделяется колоссальное внимание на федеральном и республиканском уровнях. В этом году прошли выборы в Госсовет РТ, напомнил Мухаметшин, в состав которого вошли также участники СВО: Расим Баксиков, Марат Галиев, Эдуард Шарафиев, Рушан Мингазов. «Такие люди, по-настоящему болеющие за судьбу России и не понаслышке знающие о чаяниях и проблемах участников СВО и их близких, безусловно, нужны и важны для парламентской деятельности. И, надо отдать должное, они активные депутаты, много предложений вносят при рассмотрении подобных вопросов», — хвалил Мухаметшин своих подчиненных.
При этом спикер Госсовета признал: несмотря на заботу, есть к чему еще стремиться. «Во-первых, и недоработки есть — надо быть самокритичным: не везде доходим до людей, разъясняем суть тех или иных мер поддержки, чтобы они были доступны, чтобы воспользовались этим. Это наш недостаток с вами, — журил Мухаметшин немного своих коллег. — Непросто сейчас с людьми встречаться. Я собирал Героев России, их жен, детей, кто остался без отца. Встречались с ними, вопросов много — я вот такую пачку предложений и просьб привез, сейчас „расписываем“ по правительству, Рустаму Нургалиевичу [Минниханову], в министерства. Есть факты, когда к мнению, обращению людей относятся безразлично. Я не хочу персонально критиковать и называть министерства (я их назвал там), но перечень министерств и ведомств, которые не занимаются подробно этими обращениями, вопросами, проблемами, достаточно большой…»
Ключевые меры поддержки: единовременная выплата в 360 тыс. рублей для записывающихся в именные татарстанские батальоны и единовременная выплата в 305 тыс. рублей мобилизованным и военнослужащим, переходящим на контрактную службу через Татарстан
По 20 тыс. на ребенка, по 2 млн за погибшего
Одним из основных докладчиков по мерам поддержки участников СВО и их семей должны были стать руководитель фонда «Защитники Отечества» Гузель Удачина и уполномоченная по защите прав человека Сария Сабурская. Обе, как оказалось, были на каком-то другом совещании. Омбудсмен на заседание позже все-таки доехала, но уже фактически под занавес. Ожидалось еще, что на мероприятии можно будет встретить министра труда и соцзанятости Эльмиру Зарипову, но и ее не было. А минтруд РТ представляла замминистра Наталья Бутаева.
Та выступила с довольно обстоятельным докладом, обозначив ключевые меры поддержки. Если очень коротко, то это единовременная выплата в 360 тыс. рублей для записывающихся в именные татарстанские батальоны («Алга», «Тимер» и с недавних пор «Батыр»); единовременная выплата в 305 тыс. рублей мобилизованным и военнослужащим, переходящим на контрактную службу через Татарстан, — подробно об этих выплатах неоднократно рассказывалось на страницах «БИЗНЕС Online». Бутаева только призналась, что в минтруде не слишком хорошо разбираются во всех категориях военнослужащих, поэтому регулярно сверяются с военкоматами, которые присылают им списки с теми, кому положены эти выплаты. По словам Бутаевой, никаких задержек с выплатами с их стороны нет — все платится в течение суток (ну максимум трех в зависимости от технических трудностей).
Теперь по семьям участников СВО. Во-первых, им выделяют единовременную выплату в 20 тыс. рублей на каждого ребенка. Во-вторых, есть татарстанская доплата семьям за гибель участника СВО в бою — 2 млн рублей сверх того, что платит Москва. Причем, как отметила Бутаева, эти деньги платят всем семьям погибших, подходящих под одно из трех условий: погибший должен быть рожден в Татарстане, жить в РТ или быть захороненным в республике. Т. е., как пояснила нам Бутаева, если участник СВО до своей гибели даже никак не был связан с Татарстаном, но семья решили захоронить его здесь, то они могут рассчитывать на дополнительную выплату от РТ.
Из других мер региональной поддержки, за которыми следит минтруд РТ: обеспечение семей бойцов СВО с новорожденными подарочными комплектами детских принадлежностей; обеспечение пожилых членов семей путевками в санатории; предоставление бесплатных социальных услуг на дому пожилым и недееспособным членам семьи; прием пожилых в республиканские стационары в домах-интернатах в преимущественном порядке. В плане занятости в РТ также гарантируется: рекомендация работодателей о поддержке воюющих сотрудников; сохранение за ними рабочих мест; приоритетная поддержка бизнес-планов участников СВО, пожелавших открыть свое дело.
Это если только говорить о чисто региональных мерах, но нельзя забывать, что есть еще и отдельные муниципальные. Но о них детально доложено не было.
В конце своего доклада Бутаева отдельно заострила внимание, что минтруд не только социально поддерживает военнослужащих и членов их семей, но еще помогает им с гуманитаркой. «Воспитанники наших приютов, граждане старшего поколения, проживающие в стационарах, привлечены, они плетут маскировочные сети, шьют балаклавы…» — отметила Бутаева.
Сегодня ежемесячно по 4 184 рубля получают 3 726 уже оформленных ветеранов боевых действий
«Нужны меры по обеспечению слуховыми аппаратами на льготной основе наших ветеранов»
С коротким докладом также выступил начальник отдела организации соцвыплат отделения соцфонда России по РТ Ирек Хабибуллин. Он в цифрах рассказал о ежемесячных денежных выплатах участникам СВО, положенным по федеральному законодательству. Например, сегодня ежемесячно по 4 184 рубля получают 3 726 уже оформленных ветеранов боевых действий.
Из мер соцподдержки: беременным женам мобилизованных платят единовременное пособие (38,9 тыс. рублей) и на ребенка до трех лет (16 тыс. рублей), чуть поменьше выплачиваются пособия на детишек постарше. Ветеранам с инвалидностями компенсируют 50% полиса ОСАГО, ежемесячно платят компенсации за инвалидность (суммы зависят от группы и характера получения инвалидности), а также еще по 1 тыс. рублей ежемесячно за военную травму и по 1,2 тыс. рублей за уход за инвалидом. Семьям погибших помимо, кроме того, компенсируется до 60% расходов на ЖКУ и выплачивают 1 раз в 10 лет средства на ремонт жилья. Плюс соцфонд обеспечивает ветеранам средствами реабилитации — дают электронные сертификаты на приобретение нужного средства реабилитации. Их получили уже 179 ветеранов.
Следом за ним к трибуне вышел первый замминистра здравоохранения РТ Альмир Абашев. Он подробно доложил о том, что делает минздрав РТ для участников СВО и их семей. Тут прозвучало и о новом военном госпитале, и о работе двух госпиталей ветеранов войн (их всего два в РТ — в Казани и Челнах). Минздрав, по словам Абашева, оказал помощь уже 16 625 участникам СВО и по реабилитации еще 2 432 бойцам. Помогают татарстанские врачи и с медико-социальной экспертизой участникам СВО, т. е. в установлении инвалидности. При минздраве работают также кабинеты психологического консультирования.
«Отмечается, что до 75 процентов участников в той или иной степени теряют способность полноценно слышать. Этот вопрос будет злободневным при массовой демобилизации, — предупреждал Абашев, ссылаясь на отдельные медицинские исследования. — Нам уже пора готовиться: возможно, какие-то меры поддержки по обеспечению слуховыми аппаратами… Мы сейчас вплотную готовимся по аудиометрии, чтобы оценивать степень потери слуха. В дальнейшем потребуются какие-то законодательные меры по обеспечению слуховыми аппаратами на льготной основе наших ветеранов».
Предложено популяризировать информацию о мерах соцподдержки участников СВО и их семей — например, подготовить плакаты или запустить сайты в интернете с подробными схемами, куда и с чем обращаться. Идея всем понравилась
«Не доносим до людей эти возможности! Записывайте!»
«Не стесняйтесь записывать! Вот этих мер очень много по разным направлениями. [Вы должны] зафиксировать и донести до людей!» — выступил сразу после доклада Абашева Мухаметшин с ремаркой. Он несколько раз повторял присутствующим в зале, что татарстанцы плохо осведомлены о положенных им мерах поддержки. Это ему говорят лично жены и матери участников СВО, с которыми он периодически встречается лично. Например, многие до сих пор не знают о льготах для детей в детсады и школы, о квотах в вузах, о чем сегодня подробно докладывала представитель минобрнауки РТ Айгуль Кашапова. «Не доносим до людей эти возможности! Записывайте! — наставлял спикер Госсовета многочисленных депутатов в зале. — Не стесняйтесь. Мы всех вас отправим по закрепленным районам, а заместителям главы администрации здесь тем более…»
В завершение зампредседателя группы «ТНВ», депутат Госсовета РТ Алсу Тарханова, которая также доложилась о результатах работы движения, обратилась к залу — мол, есть ли у кого-то вопросы. Таковых не оказалось. Только депутат Артур Абдульзянов, воспряв от призыва Мухаметшина, вызвался популяризировать информацию о мерах соцподдержки участников СВО и их семей — например, подготовить плакаты… Или запустить сайты в интернете с подробными схемами, куда и с чем обращаться. Идея всем понравилась.
«Даже сидящие здесь, готовясь к сегодняшнему заседанию, до сих пор не знали о тех возможностях, которые уже есть и уже действуют. Кто еще донесет до населения [эту информацию]? Мы с вами в том числе, — отметил Мухаметшин, поручивший закрепить это в итоговом решении заседания и взять на вооружение всем присутствующим, чтобы нести знания в массы. — Это же герои! Уехали добровольно на фронт! Не на Сабантуй же, это война — то ли ранен будешь, то ли не вернешься… Семья, дети есть, да даже если и нет, все равно человеческая жизнь нам всегда дорога. Все должно быть по-доброму сделано. Если не мы, то кто?»
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.