«Прошу в связи с ухудшением здоровья отпустить меня под домашний арест», — обращался к судье руководитель исполкома Актанышского района Рустем Ильясов. Чиновника задержали 7 декабря за взятку в 1 млн рублей. Сегодня его привезли в Набережночелнинский суд для избрания меры пресечения. Несмотря на справку об инвалидности и наличие двоих детей на иждивении, суд занял сторону обвинения и отправил Ильясова в СИЗО на полтора месяца. О том, как чиновник пытался избежать «стражи» и почему на аресте настаивал следком, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Рустем Ильясов на избрании меры пресечения пребывал в растерянности
В Челны РИК Актаныша приехал на скорой помощи
Настоящая эпопея разыгралась вокруг уже второго задержания Рустема Ильясова. Руководителя актанышского исполкома повязали 7 декабря в 5:30. Как стало известно сегодня в Набережночелнинском городском суде от представителя СКР, силовикам поступила информация о намерении Ильясова сбежать. Потому сотрудники следкома и УБЭП выехали к месту проживания подозреваемого, но, как заявил представитель СКР, Ильясов оказал сопротивление — отказался подписывать постановление.
«Я вышел из своего дома, сразу же подъехал автомобиль, меня попросили сесть — просто поговорить. Меня увезли без каких-либо объяснений, повесток, не сказали даже, куда едем. Ничего!» — это уже версия самого фигуранта уголовного дела.
Путь до следственного комитета выдался непростым. По дороге Ильясову стало плохо — подскочило давление. Чиновник, с его же слов, попросил сопровождающих забрать из дома лекарства, но те отказались. В итоге сперва его отвезли в актанышскую ЦРБ, а затем — в челнинскую БСМП на машине скорой помощи, где медики констатировали отсутствие показаний для госпитализации. Лишь после этого Рустем Ниязович добрался на очную ставку к силовикам.
Рустем Ильясов: «Я вышел из своего дома, сразу же подъехал автомобиль, меня попросили сесть — просто поговорить. Меня увезли без каких-либо объяснений, повесток, не сказали даже, куда едем. Ничего!»
Вопросы к работе силовиков возникли и у защиты. Во-первых, они узнали о задержании подзащитного от третьих лиц — следствие им об этом не сообщило. «Если бы не третьи лица, неизвестно, сколько времени мы были бы в неведении. Есть же такая хитрость, когда второе уголовное дело в одно производство не соединено. Соответственно, мы с коллегой в нем юридически не участвуем, и вызывается защитник по назначению предварительного следствия. Таким образом, наш подзащитный был бы ущемлен в своем праве на защиту», — рассуждала об «уловках» следствия защитница Елена Риянова.
Во-вторых, адвокаты считают, что доказательств намерений Ильясова сбежать у следствия не было. Дескать, на руках у него в злополучный день был лишь паспорт — ну куда с этим «приданным» сбегать? Привод следствие же могло оформлять только в том случае, если бы ранее чиновник уклонялся от вызовов — таковых ему даже не поступало.
Елена Риянова: «Наш подзащитный был бы ущемлен в своем праве на защиту»
Но в позицию защитников смуту внес сам Ильясов. Пытаясь оправдаться, он, сбиваясь в словах, сообщил, что планировал объехать район со своим другом Рубином Хамидуллиным (руководитель актанышского отделения Ак Барс Банка) «по работе». Одно но: чиновник в этот день был в отпуске. Да и следствие выразило скепсис: машину друга, на которой планировал уехать Ильясов, не задержали и не обыскивали, а там вполне могли быть вещи для побега.
Ну и третий «укол» защиты следствию — длительное пребывание сити-менеджера в ИВС. С момента задержания прошло больше 48 часов.
«Допустимый 48-часовой срок задержания истек уже сегодня в 5:30. Дальнейшее содержание Ильясова является незаконным, он подлежит немедленному освобождению. Я полагаю, что суд не должен идти на поводу органов предварительного следствия, которые самым бесцеремонным и бессовестным образом нарушают уголовный процесс. Я полагаю, что если на это закрывать глаза, то подобные нарушения закона будут допускаться в дальнейшем против нашего подзащитного и в отношении других граждан», — добавил адвокат Руслан Ашрафуллин. При этом, по нашим данным, протокол о задержании Ильясова оформили после проведения следственных действий, произошло это во второй половине дня в субботу, т. е. формально нарушения срока задержания нет.
Адвокат Ильясова Руслан Ашрафуллин отметил, что у его подзащитного есть инвалидность — он страдает атопической бронхиальной астмой, есть эмфизема легких
СКР: на свободе может мешать следствию
Фабулу уголовного дела зачитала старший следователь 6-го отдела Лилия Хасанова. Так, с апреля по май этого года Ильясов получил от представителя «Строймуса» взятку, считает СКР. Компания проводила ремонт в продуктовом магазине «Победа» в Муслюмово. Строителям необходимо было выполнить монтаж витражей и дверных проемов. Ильясов, считает следком, попросил представителя стройфирмы сделать работы бесплатно. Взамен подрядчик получил от Ильясова протекцию при работе в Актанышском районе. Стоимость работ оценили в 1 млн 30 тыс. рублей — эту сумму и признали взяткой. Что интересно, магазин и земля, на которой он стоит, принадлежат супруге чиновника.
Обвинение ему уже предъявили, он свою вину не признал. Учитывая характер преступлений (а за них ему светит до 15 лет лишения свободы), следователь Хасанова попросила суд отправить Ильясова под арест. В противном случае есть риск, что чиновник начнет мешать следствию или попытается сбежать.
Фабулу дела зачитала старший следователь 6-го отдела Лилия Хасанова
Защита же, как и Ильясов, настаивала на домашнем аресте. Адвокат Ашрафуллин отметил, что у его подзащитного есть инвалидность — он страдает атопической бронхиальной астмой, есть эмфизема легких. С такими диагнозами в СИЗО не место. На иждивении у чиновника двое несовершеннолетних детей в возрасте 16 и 11 лет. У одного из них проблемы с сердцем, он наблюдается у кардиолога. Супруга подзащитного работает, и без мужа за детьми следить будет проблематично. Адвокат принес в суд также положительную характеристику Ильясова с места работы.
«Ваша честь, прошу в связи с ухудшением здоровья отпустить меня под домашний арест», — сказал судье Ильясов. Тем не менее суд встал на сторону обвинения и отправил чиновника в СИЗО до 20 января 2025 года.
Первое дело: по версии СКР, торговал местами на Сабантуях в Муслюмово
Это не первое задержание Ильясова. 20 ноября, в среду, в 07:30 он традиционно проводил утреннее совещание в администрации Актанышского района. Силовики ворвались прямо посреди него — сразу же сообщили, что Ильясов задержан, и вывели его из помещения. Оставшихся сотрудников попросили сдать телефоны и сидеть в кабинете. Они пробыли там до часа дня, сообщил «БИЗНЕС Online» источник в администрации района.
Суд встал на сторону обвинения и отправил чиновника в СИЗО до 20 января 2025 года
По версии СКР, с 2018 по 2021 год Ильясов работал в команде Рамиля Муллина в Муслюмово, там отвечал за проведения Сабантуя, как организатор, собирал с местных предпринимателей деньги за право поставить торговую точку и клал их в карман. В деле фигурирует символическая сумма — порядка 40 тыс. рублей. В инкриминируемый ему период Ильясов занимал пост первого заместителя главы исполкома.
В деле упоминаются три Сабантуя — в 2018, 2019 и 2021 годах. Последний — самый интересный: в 2021-м в районе прошел всероссийский сельский Сабантуй, который собрал 550 делегатов из 45 регионов и привлек около 30 тыс. гостей.
«Мы готовили наш майдан два года, я думаю, этот праздник будет зеркалом Муслюмово», — рассказывал тогда перед Сабантуем на тот момент глава района Муллин. Для него этот праздник стал своеобразным экзаменом перед руководством республики. В гостях на том Сабантуе побывали и глава Татарстана Рустам Минниханов, и члены правительства РТ, и главы соседних районов и городов. Кажется, Муллин тот экзамен прошел — через несколько месяцев он возглавил Нижнекамск, третий по величине город республики. А Ильясов в 2022 году вернулся в Актанышский район.
Спустя 48 часов (предельный срок задержания) Ильясова отпустили и он вернулся на работу. Уголовное дело о мошенничестве с использованием служебного положения не прекращено.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.