Страны ОПЕК+ вновь отложили решение об увеличении добычи нефти. Сокращая добычу, они стараются поддержать стоимость барреля. Однако страны, не входящие в картель, добывают и продают сколько хотят, не стесняясь делать инвестиции и разворачивать добычу на новых месторождениях. Это приводит к тому, что входящие в нефтяное соглашение страны начинают терять рынок. О том, способны ли мощности ОПЕК+ уронить стоимость барреля ниже $40, в своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», размышляет известный экономист Александр Виноградов.
Страны ОПЕК+ вновь отложили решение об увеличении добычи нефти
Увеличение добычи нефти вновь отложили
Конечно же, внимание всего прогрессивного человечества приковано сейчас к Сирии, где разнообразные (их там действительно много видов) местные вооруженные отряды чуть ли не в прямом эфире выносят режим Башара Асада. Относиться к этому можно по-разному: от радости за падение очередного тирана до печали из-за деградации государства, чей лидер стабильно имел поддержку более 90%, равно как и его отец до него. Впрочем, речь сейчас пойдет не об этом увлекательном процессе, но о не менее увлекательной теме, которая очевидным образом связана с Ближним Востоком. И это, конечно же, нефть. Отрасль добычи, переработки и потребления ключевого современного энергоносителя принесла довольно любопытные новости.
Дело в том, что страны нефтяного картеля ОПЕК+ (расширенная полуофициальная версия ОПЕК) по итогам очередной своей встречи приняли решение отложить согласованное увеличение добычи нефти — и это откладывание происходит уже в третий раз подряд. Предполагалось, что ведущие страны высокого собрания, а именно КСА, Ирак, ОАЭ, Россия, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман, должны были увеличить добычу на 2,46 млн баррелей в день (мбд) в течение года, до декабря 2025 года.
План изменился: срок был сдвинут на сентябрь 2026 года, с соответствующей сдвижкой начала и скорости этого увлекательного процесса. Так, увеличение добычи должно было начаться в январе с повышения ее уровня на 180 тыс. баррелей в день, теперь это уходит на апрель. Вместе с тем на стоимость барреля это решение не повлияло, поскольку оно было ожидаемым со стороны рынка. Но проблема заключается в том, что дальнейшее откладывание однозначно не идет на пользу странам ОПЕК+.
Страны ОПЕК+ теряют рынок нефти
Дело в том, что ОПЕК (и даже ОПЕК+) постепенно теряют контроль над рынком нефти. Так, в августе этого года суммарная добыча нефти в странах ОПЕК+ была на 7 мбд ниже, чем по состоянию на начало 2020 когда, т. е. до массовых яростных локдаунов. ОПЕК+ таким образом стала ответственной менее чем за половину всего предложения нефти на мировом рынке, и это немного, особенно если учесть рыхлость данной структуры и, скажем, неполное соблюдение установленных квот добычи.
Падение доли ОПЕК+ компенсируется, соответственно, теми странами, которые в ОПЕК+ не входят. Формируется простая картина: страны ОПЕК+ стараются кто как может и хочет, сокращая добычу и поддерживая стоимость барреля, а страны, не связанные такими ограничениями, добывают и продают сколько хотят, не стесняясь делать инвестиции и разворачивать добычу на новых месторождениях. Ну а чего бы так себя не вести, раз есть те, кто сами и за свой счет поддерживают достаточный для окупаемости уровень цен?
Так, согласно ноябрьскому прогнозу американского управления энергетической информации (EIA), среднесуточная добыча в США после 12,9 мбд в 2023 году и 13,2 мбд в 2024 году вырастет до 13,5 мбд в 2025-м. При этом прогноз не учитывает возможные меркантилистские меры нового старого президента США Дональда Трампа, который обещал ослабить различные регуляторные аспекты, в частности, связанные с экологией. Помимо того, у США присутствует определенный дефицит экспортной инфраструктуры, например терминалов, которые могли бы обслуживать сверхкрупные танкеры. Снятие ограничение в этом отношении тоже поддержит американскую добычу.
Другим примером задорной поездки на чужом горбу может служить поведение Гайаны. Уже в II квартале 2025 года на одном из ее шельфовых месторождений будет введена в действие еще одна плавучая установка добычи, хранения и отгрузки нефти, что до конца года нарастит гайанскую добычу более чем на треть до 0,87 барреля в день.
Можно также вспомнить Бразилию с Аргентиной; последняя показала просто взрывной рост добычи по итогам III квартала этого года по сравнению с 2023 годом, на важнейшем шельфовом месторождении Vaca Muerta («Мертвая корова») рост добычи составил 35% до 0,4 мбд с перспективой выхода на 1 мбд к 2030-му. И таких примеров маленькой прикладной хитрости довольно много по миру.
Мода на «электрички», замедление китайской экономики
Итак, со стороны производителей есть те, кто держат, и те, кто на этом едут, зарабатывая себе лишний доллар. Со стороны внешних факторов традиционно учитывается не менее традиционная заварушка на Ближнем Востоке, но влияние этой темы не стоит переоценивать — кто-то воюет, но на поставках нефти из региона это не особо сказывается. Но со стороны потребителя тоже просматриваются неприятные для рынка тенденции.
Дело здесь в активном развитии и использовании электрокаров. По оценке того же EIA, по итогам августа спрос на бензин в Китае снизился на 14% относительно прошлого года, и именно по этой причине. И «электрички» — стабильный устоявшийся тренд в Китае, поддерживаемый государством, и уже несколько месяцев подряд более половины продаж новых авто приходится на электромобили и гибриды.
Свою роль играет и опасение замедления китайской экономики, что видно по рынку недвижимости и постепенно проявляющемуся оттоку капитала. Кроме того, в Китае идет рост использования автомобилей на сжиженном газе, что тоже давит вниз продажи бензина.
Наконец, нельзя не отметить долговременного тренда на замедление роста потребления нефти. Peak oil, максимальный уровень потребления в мировом масштабе, уже достаточно близко и, похоже, будет достигнут до 2030 года. Опять же, согласно EIA, рост потребления в этом году относительно прошлого составит 1,5 мбд, но уже в 2025 году сократится до 1,2 барреля в день. Здесь важно то, что этот прогноз дает цифры ниже, чем 10-летняя средняя за доковидный период, которая составляла как раз 1,5 барреля в день. Ожидается, что главным потребителем этого самого «нового» спроса станет стремительно развивающаяся Индия — что, впрочем, предсказуемо с учетом низкого базового уровня развития индийской экономики, включая отсутствие правительственной сфокусированности на электромобилях.
Никому не хочется оказаться слабым звеном
Суммарно же картина вырисовывается весьма занятная. Такие перспективы для спроса означают, что рынок продавца уходит, силу набирает рынок потребителя и уже он будет диктовать цену товара. Соответственно, странам ОПЕК+ и надо бы сворачивать уже эту сделку, включаться в гонку за спросом, перенаправлять его именно на свою нефть, но рушить сделку и переходить в режим «Качают все!» кажется опасным. Никому не хочется оказаться слабым звеном, вылетающим с рынка, — вот и происходит очередной акт «оттягивания конца». При этом совокупные незадействованные мощности стран ОПЕК+ составляют, по оценке EIA, более 4 мбд, и в случае развала (или даже постепенного сворачивания) сделки ОПЕК+ эти мощности вполне способны уронить стоимость барреля куда-то ниже $40.
Так или иначе, весна 2025 года должна показать новое направление движения на нефтяном рынке. Надо будет смотреть на действия Трампа, ближневосточные дела (включая возможное прессование Ирана) и динамику совокупного спроса. Впрочем, ровно это и делает ОПЕК+, откладываясь в своих решениях до следующих встреч, ближайшая из которых будет онлайн и пройдет в феврале, а очная состоится лишь в конце мая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.