В минувшие выходные в столице Башкортостана прошел форум Ufa.Tatar. Ученые и общественники из Казани, Уфы и Екатеринбурга говорили о сохранении национальной идентичности и языка в условиях урбанизации, обсудили проект татарского общественного центра и поговорили о современных формах самовыражения. О том, как сохранять язык в отсутствие татарских школ и чему учили казанцы уфимцев, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Альфред Давлетшин
«Со временем все больше людей начнет задумываться о своей национальной идентичности»
«Уфу невозможно представить без татар, а татар — без Уфы», — сказал, открывая форум в многофункциональном центре «Артерия», руководитель представительства всемирного конгресса татар в Башкортостане имам-хатыб мечети «Ихлас» Альфред Давлетшин. И этот тезис, пожалуй, красной нитью прошел через все мероприятие. Кстати, это выступление было единственным официальным приветствием.
Далее на пленарной сессии «Кто мы в современном городе?» обсуждался вопрос о том, как в условиях современного миллионного города можно сохранить свою национальную идентичность. Модератором дискуссии выступил управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров.
Большинство спикеров сошлись во мнении, что значительную роль в сохранении татарского языка и идентичности в условиях города играют татарские школы (которых в регионах нет), а также сознательность родителей, которые передают и будут передавать татарский язык и любовь к своему народу детям.
Альфрид Бустанов
При этом, по мнению историка Альфрида Бустанова, вопрос самоидентификации коснется всех, даже тех, кто сегодня не интересуется вопросами сохранения своего родного языка. «Рано или поздно встанет вопрос: на каком языке разговаривают мои дети, внуки?» — напомнил спикер. «Идентичность — это понятие, которое меняется в течение всей жизни. Самосознание меняется со временем, с возрастом человек все чаще начинает задумываться о своей идентичности. Это касается не только татар, но и всех людей», — согласился другой историк Айрат Файзрахманов.
«В Казани хоть и недостаточно, но татарские школы есть. У нас таких условий нет, и нужно быть реалистами — в Уфе, Екатеринбурге, Челябинске в ближайшее время вряд ли массово появятся татарские школы», — напомнил модератор Муллануров. «В условиях отсутствия татарских школ в регионах надо пользоваться возможностями интернета — онлайн-курсами, детским контентом на татарском языке и так далее», — ответил Файзрахманов.
Айрат Файзрахманов: «Самосознание меняется со временем, с возрастом человек все чаще начинает задумываться о своей идентичности. Это касается не только татар, но и всех людей»
Отвечая на вопрос, нужна ли мотивация для изучения своего родного языка, спикер отметил, что сегодняшняя молодежь хочет быть причастной к какой-либо субкультуре, чтобы отличаться от других, и национальное самосознание может заменить собой эту самую субкультуру. «Почему в последнее время начала набирать популярность этническая мода, этнодизайн? — задался вопросом Файзрахманов и сам же на него ответил: — Потому что в нашем глобальном мире этномода является способом проявления своей национальной идентичности, — уверен он. — Национальная идентичность — это способ позиционирования себя в глобальном мире. Рефлексия на тему национальной идентичности началась лишь 70–80 лет: об этом в 1930-х годах стала задумываться национальная интеллигенция. Это не такой большой период. Я думаю, что со временем все больше людей начнет задумываться о своей национальной идентичности. Если не ровесники наших родителей, так их дети или внуки».
«Мечеть — это такая сетевая структура по сохранению татарской идентичности»
Модератор дискуссии также добавил, что в условиях отсутствия школ нужно пользоваться мечетями. «Мечеть — это такая сетевая структура по сохранению татарской идентичности», — подчеркнул Муллануров. «Иногда и в мечетях приходится слышать вопрос: в религии нет деления на нации, зачем нам татарский язык? — продолжил разговор Файзрахманов. — Приходится объяснять, что, пока есть татарский язык, есть татары, пока есть татары, есть Татарстан, есть Татарстан — ислам в рамках Российской Федерации чувствует себя увереннее: там, где есть татары, легче открыть мечеть. Мы все знаем, с какими трудностями сталкиваются мусульмане в регионах в деле строительства мечетей. Татары также транслируют миролюбивый ислам. Кто начал возрождать ислам в 1990-е годы? Кто начал открывать новые мечети и восстанавливать исторические? Татары».
Подобным центром сохранения татарской идентичности в Уфе является мечеть «Ихлас», имамом которой служит вышеупомянутый Давлетшин. К слову, здесь же, на форуме, прошел Public talk с представителем ВКТ в Башкортостане, где он обратился к залу с просьбой дать обратную связь: высказать свои предложения по поводу того, какие мероприятия в рамках татарского общественного центра можно было бы проводить в их мечети.
Мечеть «Ихлас» заняла здание бывшего кинотеатра «Луч», здесь все еще сохранился кинозал, который сейчас используется в качестве конференц-зала. Позже рядом с бывшим кинотеатром возвели минарет. Давлетшин напомнил, что, будучи кинотеатром, «Луч» играл роль многофункционального культурного центра. Эту же эстафету хочет подхватить и мечеть. «Тем более что исламская культура — это городская культура, — отметил имам „Ихласа“. — В нашем обществе есть потребность превратить нашу мечеть в культурный центр, который мог бы стать площадкой для обмена мнениями, демонстрации искусства. Такой городской центр татарской культуры». По его словам, здесь же можно организовать музей татарского народа и исламской культуры.
Нурбек Батулла
Об успешных практиках интеграции национальной идентичности в городскую культуру во время панельной дискуссии рассказали директор Дома татарской книги Айдар Шайхин, танцовщик и хореограф, обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла, руководитель проекта «Татарский Екатеринбург» исследователь Ильдар Хабибуллин.
Также Шайхин и начальник комитета по работе с татарской молодежью всемирного конгресса татар историк Алмаз Халиуллин провели лекции в формате TEDx на темы «Бәхетле булу серләре: язучылар ни әйтә?» и «Как малые сообщества меняют большие города: уроки из истории татар Уфы». Председатель всемирного форума татарской молодежи Райнур Хасанов прочитал лекцию на тему «Что думает о татарах искусственный интеллект?». Завершился форум исполнением песни на татарском языке, написанной тем самым искусственным интеллектом. Тему и слова песни участники форума задали сам.
Приятным бонусом к форуму Ufa.Tatar стала новость о том, что буквально накануне мероприятия две улицы Уфы назвали в честь выдающихся татарских деятелей — генерала Махмута Гареева и ученого-изобретателя, разработчика первых советских компьютеров Башира Рамеева, внука известного татарского поэта Закира Рамеева (Дардменда).
«Татарский мир гораздо шире, чем административные границы Татарстана»
По словам одного из организаторов форума Давлетшина, целью форума этого года, как, впрочем, и прошлого, было создание площадки, повода для встречи татарского сообщества Уфы не в рамках каких-то концертов, праздников и фестивалей и не заседаний общественных организаций и съездов, где подводятся итоги работы какой-либо конкретной общественной организации, а в рамках новой платформы для обсуждения насущных, таких важных вопросов, как идентичность. Он напомнил, что в качестве основной темы панельной дискуссии была взята тема городской идентичности татар, с учетом того что как в Башкортостане, так и в других регионах бо́льшая часть татар проживает в городах.
«Татары в большей степени являются горожанами. Даже те, кто юридически продолжает проживать на сельской территории, фактически являются вовлеченными в городскую среду, в городскую идентичность, — рассказал Давлетшин. — Даже на примере Башкортостана можно сказать, что большие концерты и театральные постановки сейчас, как правило, не проходят в селах и районных центрах. Это связано с тем, что райцентры, которые находятся вблизи Уфы или других крупных городов республики, притягивают культурную жизнь этих городов из-за близости, транспортной доступности и так далее. Фактически урбанизация происходит и на селе — свои культурные потребности жители села удовлетворяют в городе».
У татар Башкортостана есть потребность в таких мероприятиях, отмечает председатель ВФТМ Хасанов
Давлетшин также отметил, что данная площадка была создана именно для этого: поговорить, поразмыслить, возможно, поспорить на какие-то темы, задать серьезные вопросы, а может быть, получить ответы на какие-то совсем простые. «Мы видим, что в Казани много различных мероприятий — „Печән базары“, JadidFest, „Акыл фабрикасы“, „Мин татарча сөйләшәм“. Также много площадок для рефлексии и обсуждения вопросов о татарской культуре или идентичности, таких как Национальная библиотека, Камаловский театр, Музей татарской книги, а сами обсуждения являются частой практикой. Как участники этих дискуссий, мы подумали, что будет интересно организовать подобные дискуссии и в Уфе. Мы посчитали правильным привезти в Уфу спикеров из Казани, чтобы донести до уфимских татар те мысли и обсуждения, что звучат сегодня в столице РТ», — добавил он.
«Данный форум — одна из форм реализации общественной жизни уфимских татар, — сообщил „БИЗНЕС Online“ Муллануров. — Форум прошел именно в Уфе, потому что мы здесь живем, нас здесь много, мы коренные уфимцы. Татары часто ассоциируются только с Казанью, но вот такие мероприятия показывают, что татарский мир гораздо шире, чем административные границы Татарстана, исторически нас много в разных частях страны. И мы этому доказательство».
Уфа была второй столицей татарского мира и у города по-прежнему есть потенциал быть таковой, считает Файзрахманов. «Татарам Уфы нужно внимание и помощь Татарстана, потому что у них нет той инфраструктуры, которая есть у нас, — газет, журналов, грантов, пространств, нет такого количества татарских театров, концертных площадок и так далее, — указывает собеседник газеты. — С инфраструктурной точки зрения мы в разных весовых категориях, а с интеллектуальной — примерно одинаковые». По словам Файзрахманова, уфимцы принимают мероприятия, проводимые в Казани, в качестве модели и постепенно наращивают свой спикерский потенциал и потенциал их проведения. «Нам нужна такая синергия, которой мы заразим в хорошем смысле города, где проживают татары, — продолжает спикер. — В Казани много позитивных практик, и мы, казанцы, приехав сюда, можем избавиться от своей казаноцентричности. Да, выступали в основном казанские спикеры, но поднимались вопросы и проблемы уфимских татар. Был задан самый главный вопрос: каким мы видим будущее татарского языка и татарского народа без той инфраструктуры, которая есть в Татарстане? В Уфе поддерживать свою идентичность, свой язык намного сложнее. Тяжелее, чем в Татарстане, но легче, чем в Екатеринбурге. Поэтому мы привезли сюда екатеринбургского спикера, чтобы показать, что даже в ненациональном регионе, где татар проживает не так много, как в Башкортостане, можно реализовывать большие проекты».
У татар Башкортостана есть потребность в таких мероприятиях, отмечает председатель ВФТМ Хасанов. «В прошлом году мы впервые провели форум Ufa.Tatar и получили положительные отклики со стороны уфимцев. В целом в Уфе не хватает татарских мероприятий, несмотря на то что татары являются здесь многочисленным народом. Им не хватает именно интеллектуальных мероприятий, где можно поделиться своими идеями. В следующем году мы планируем провести более масштабный форум с привлечением татар из ближайших к Уфе районов», — поделился нынешний лидер «младотатар».
Хасанов также обратил внимание: несмотря на то что большинство спикеров форума приехали из Казани, среди них много выходцев из Башкортостана. А они прекрасно понимают проблемы и чаяния татар Уфы и готовы делиться с ними своими концептуальными идеями.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.