На прошлой неделе в российский кинематограф ворвались «Дети перемен». Сериальная драма Сергея Тарамаева и Любови Львовой — новый винтик в картине отечественных сериалов о перестройке. Эпатажная новинка, стартовавшая на платформах Wink и START, собрала актеров из фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте» и привлекла внимание общественности, но не стала откровением. Почему — разбирался «БИЗНЕС Online».
На прошлой неделе в российский кинематограф ворвались «Дети перемен»
1. О чем фильм
1995 год. Три брата — Петр, Юра и Руслан — ищут свой путь в разрушенной стране. Все они рождены от разных отцов и ютятся в хрущевке с матерью Флорой. Флора работает водителем троллейбуса и трепетно хранит семейный очаг. Но жестокая реальность берет свое. Улицы погрязли в криминальных разборках, запах крови и легких денег дурманит героев, а первая любовь лишает страха. Так, у каждого из братьев появляется свое окружение, свои мечты и секреты.
Старший сын состоит в преступной группировке. Средний влюбляется в хозяйку стриптиз-бара Сашу Лебедь. Младший торгует китайским неликвидом. Они все больше отдаляются друг от друга и от дома. А семья и уютный мирок Флоры безвозвратно рушатся…
2. Оригинальность и актуальность истории
Фильмами о 90-х в российском кинематографе уже никого не удивишь. Старожилы хорошо помнят «Бригаду» Алексея Сидорова и «Брата» Алексея Балабанова, эти культовые картины остаются эталонами в своем жанре. Новую волну в кинотренде о 90-х открыл Жора Крыжовников. Скандальная известность прошлогоднего сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» подвигла режиссеров снимать свои истории о перестройке, и, как показывает практика, не всегда удачные. Осенняя новинка Юрия Быкова «Лихие» разочаровала штампами и карикатурными героями. От «Детей перемен» Сергея Тарамаева и Любови Львовой ждали иного — как минимум живых портретов и художественной правды. Но ожидания многочисленных поклонников этой пары не оправдались.
3. Драматургия и диалоги
Новинку режиссеры презентуют как драму, но на деле «Дети перемен» больше похожи на китч. Китчево в сериале буквально все — и дворовые разборки, где нет «понятий», а есть лишь бойня. И главный бандит Жигалин, похожий на клоуна (сперва он хрипит и требует всех «положить» и тут же по-лягушачьи рассекает в бассейне). И базарные диалоги, где каждое второе слово — сленг или мат.
Как и Быков, Тарамаев и Львова в сериале не избежали штампов. Местные головорезы в кожаных куртках палят без разбору. В подпольных барах снуют полуголые девочки в блестках. А главная троица мечется между домом и улицей. Кроме того, в фильме много отсылок к «Слову пацана». Петр, как и Андрей Пальто, — музыкант, между бандитскими сходками он ходит к репетитору петь оперу. В первой серии герои упоминают некоего Марата. А сцены с Юрой украшает харизматичный библиотекарь Лев Зулькарнаев (Родион). Также в титрах сериала фигурирует Крыжовников в статусе креативного продюсера студии НМГ.
Среди штампов и аллюзий теряется индивидуальность героев. Братья в сериале мало похожи на живые души. Это скорее маски — мальчик, свернувший на плохую дорожку (Петр), влюбленный художник (Юра), предприимчивый спекулянт (Руслан). Они застывают в своих амплуа, кочуя из одной сюжетной ситуации в другую. Впрочем, и само действие в сериале разворачивается медленно. Первые серии — это большая экспозиция героев, Петр воюет со «Спортсменами» (конкурирующая «Жигалинцам» банда), Юра рисует киноафиши, Руслан узнает законы подпольного бизнеса. Также зритель знакомится с отцами героев. Один из них только освободился из тюрьмы, второй прозябает на заводе без зарплаты, третий торгует на рынке палеными товарами.
4. Авторы сериала
Такого никак не ждешь от Тарамаева и Львовой, самой известной режиссерской пары в российском кинематографе. С первых картин они зарекомендовали себя как художники-эстеты и мастера экранной интриги. В 2013 году авторы дебютировали пронзительной драмой «Зимний путь» о студенте консерватории и бездомном парне. Затем последовала мелодрама «Метаморфозис» о дружбе одинокого пианиста и 11-летней девочки. Широкую известность режиссерам принесли два последних сериала — триллер «Фишер», где три следователя ловят серийного маньяка, и дуэльная драма «Черная весна». Наэлектризованная атмосфера и проработка образов в них на высоте, а «Дети перемен», где этого нет, для авторов, к сожалению, шаг назад.
Слава Копейкин и Рузиль Минекаев (справа)
5. Звезды каста
Главная фишка сериала — состав артистов. Его режиссеры собрали из звезд «Слова пацана», «Лихих» и старших знаменитостей, поэтому к актерской игре в «Детях перемен» претензий нет. Главная роль досталась Славе Копейкину — из пацанского Турбо он легко превратился в шестерку Жигалина Петра. Компанию ему составил Зулькарнаев. Загадочный Зима стал не менее загадочным гопником-интеллектуалом Родионом.
Экранных братьев Копейкина — Макара Хлебникова (Юра) и Хетага Хинчагова (Руслан) — зритель знает по фильмам «Снегирь» и «Киберпапа». Артем Быстров словно пришел в проект со съемок «Лихих»: его Павел Лиховцев и начальник УВД Сальников — буквально одно лицо. Ну а изюминка картины — карикатурный Жигалин Тимофея Трибунцева. Глядя на его грозный вид и пижонский халат, не знаешь, что делать: бояться или смеяться.
6. Картинка
К достоинствам проекта примыкает колоритная «картинка» — из всего сериала в ней больше всего правды. Оператор Дмитрий Карначик с разных ракурсов снимает ночные бандитские улицы, дымящие заводы, полуразрушенную хрущевку Флоры. Им контрастирует позерский особняк Жигалина с золотом, баней и массажным креслом. Художник Тимофей Рябушинский любовно воссоздает моду 90-х, одевая героев в бомберы, кепки, кожаные плащи и куртки.
7. Что говорит критика
Сериал получил противоречивые отзывы критиков, но большинство пишет о его компилятивности, как и о кризисе «перестроечной» темы в целом. «Бум многосерийных (по большей части) проектов о 90-х, кажется, вышел на долгожданное плато, и финал рефлексии „святых“ близок, — считает Владимир Ростовский (Film.ru). — „Дети перемен“ запрыгнули в уходящий троллейбус в самый последний момент, что, вероятно, и объясняет попытки сериала казаться сразу всем. Уши аналогов торчат из каждой кожаной куртки, каждого микросюжета про хитрую спекуляцию и каждого возгласа Славы Копейкина как главного условного представителя „пацанов“. Ворох втиснутых в сериал Тарамаева и Львовой историй поражает — можно найти отсылки на всех авторов, когда-либо дотронувшихся до важной эпохи, от Балабанова до Акопова. Лень это или попытка суммировать все вводные пройденного этапа, сразу и не скажешь, возможно, лучше дождаться финала „Детей“, но пока послевкусие довольно пресное».
«Зачем это все? — вопрошает эксперт „Комсомольской правды“ Сергей Ефимов. — Почему больших художников опять интересуют бандиты 90-х и их разборки? Зачем это все придумано и снято? Почему так быстро отодвинута в сторону Флора — женщина хорошая, но слепая, и мы наблюдаем, как тупорылый бык-охранник подает тощей жабке, выходящей из бассейна, полотенчико? Почему основные герои — бандиты, а не люди?»
При этом у проекта нашлись защитники, и с их аргументами сложно поспорить. «Новый сериал можно ругать за избитость темы и узнаваемые штампы криминального жанра, но нельзя не отметить сочный визуальный ряд и блестящий актерский состав, — пишет Максим Ершов из „Okkолоkино“. — Даже во второстепенных ролях тут появляются звезды. Без спроса в гости к Юре в комнатку в ДК регулярно заглядывает библиотекарь, синефил, поклонник Пазолини и Лимонова Родион. Школьник Руслан работает на рынке на предприимчивого Эйнштейна (Артем Кошман), юного бизнесмена нового разлива. Он привозит в провинцию убогую китайскую технику, но умудряется продать ее втридорога. А театральный актер Валера (Александр Яценко) вынужден унизительно исполнять шансон перед братвой. Весь второй план персонажей получился колоритным».
8. Какому зрителю адресовано
Тем, кто не жил в 90-е, сериал смотреть не стоит — набор штампов не дает художественной правды, а картонные герои не вызывают сочувствия. Очевидцы перестройки вспомнят пацанские дворы и подпольные клубы, но не с ностальгией, а с содроганием. Понравится фильм лишь закоренелым фанатам бандитских разборок — их «Жигалинские» щедро рассыпали по всем эпизодам, от пожара в «европейском» кафе до массового расстрела на похоронах.
9. Где смотреть сериал и его продолжительность
«Дети перемен» поселились в онлайн-кинотеатрах Wink и START. Подписчикам уже доступны первые три эпизода картины, оставшиеся пять будут выходить на платформах по четвергам до 2 января. Хронометраж серии — 55–58 минут. Но, учитывая китчевость и наигранность проекта, далеко не все киноманы досмотрят его до конца. Даже поклонники яркого тандема Тарамаева – Львовой.
10. Оценка «БИЗНЕС Оnline»
5 баллов из 10 возможных. «Дети перемен» — вторичный продукт. Очевидно, его авторы хотели поймать хайп на волне фильмов о перестройке, но прогадали. Сериал уступает своим прототипам и в интриге, и в проработке образов, и в обращении к зрителю, хотя актеры в кадре честно выполняют свою работу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.