Именно сегодня исполняется 220 лет с того момента, как император Александр I подписал Утвердительную грамоту об основании Императорского Казанского университета, а также его устав. «В Петербурге, в недрах министерства народного просвещения, обсуждались проекты, там готовили устав, а в Казани даже понятия не имели, что такое учебное заведение откроется», — рассказывает старший научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Людмила Бушуева о становлении будущего главного вуза Поволжья. О том, почему именно в Казани открылся один из первых университетов в Российской империи, его «двойняшке» из Харькова и «дистанционном» руководителе из числа столичных сановников, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Людмила Бушуева: «Историки сходятся в том, что главным фактором, почему именно здесь открыли университет, был тот факт, что Казань была довольно крупным и развитым городом для того времени, с населением где-то 30 тысяч человек»
«Когда встал вопрос, где же организовать университет, у Казани не оказалось конкурентов»
— Людмила Александровна, почему в 1804 году именно в Казани открыли университет?
— Нужно начать с того, что само открытие Казанского университета было частью большой реформы образования императора Александра I. Еще в 1802 году было создано министерство народного просвещения, до этого подобного ведомства в России не существовало. А в 1803 году, через год, страну поделили на шесть учебных округов для управления учебными заведениями. Каждый из них подчинялся новому министерству. Среди округов одним из самых больших был казанский. Вообще его территория была огромная — она простиралась далеко на восток и включала несколько губерний, в том числе Иркутскую и Тобольскую. По замыслу во главе каждого учебного округа должен был находиться университет, и это учебное заведение должно было не только готовить специалистов и чиновников для государства, но еще и курировать огромный учебный округ.
Когда встал вопрос, где же организовать университет, у Казани не оказалось конкурентов. Историки сходятся в том, что главным фактором, почему именно здесь открыли университет, был тот факт, что Казань была довольно крупным и развитым городом для того времени, с населением где-то 30 тысяч человек. И самое главное — здесь была гимназия (первая Казанская мужская гимназия — прим. ред.), которую основали в 1758 году. Чиновники осознавали, что на базе этого учебного заведения можно организовать университет. До реформ Александра I в Российской империи работал всего один университет — Московский, который был открыт в 1755 году. Организовывая учебные округа, чиновники Главного управления училищ (коллегиальный орган, который занимался составлением и рассмотрением учебных планов университетов, средних и низших учебных заведений — прим. ред.) замыслили учредить университеты не только в Казани, но еще и в Харькове и в других городах. Харьковский университет появился одновременно с Казанским, он, можно сказать, «двойняшка» нашего. В 1819 году формально открыли Петербургский университет.
Людмила Александровна Бушуева — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
В 2005 году окончила исторический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
В 2009-м окончила аспирантуру по кафедре отечественной истории до XX в. Кандидат исторических наук (тема диссертации — «Повседневность университетского профессора Казани. 1863–1917 гг»).
2005–2015 — научный сотрудник Национального музея РТ.
С 2016 занимает должность старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Участник многих международных конференций.
Основные области научных интересов: История российского высшего образования, история науки, культурная история российских университетов, история повседневности.
— Были какие-то сановники, которые лоббировали идею основания университета в Казани?
— Прямых свидетельств о том, чтобы кто-то из сановников продвигал именно Казань, я не встречала. Может быть, личность казанского губернатора Бориса Мансурова здесь сыграла какую-то роль. Он был очень активный, деятельный человек. Прямых подтверждений этому я не нашла, однако историки университета вскользь упоминают, что, возможно, Мансуров на что-то мог повлиять.
А именно самим устройством университета занимался попечитель Казанского учебного округа Степан Румовский. Причем с ним сложилась интересная ситуация — он сам жил не в Казани, а в Петербурге, и оттуда руководил еще не существующим учебным заведением. Румовский являлся довольно-таки известным научным деятелем, астрономом и вице-президентом императорской Академии наук. На момент открытия университета он был уже пожилым человеком, особенно для того времени, в 1804 году ему исполнилось уже 70 лет. Тем не менее он свою роль сыграл в открытии нашего университета.
И еще такой любопытный момент. В Петербурге, в недрах министерства народного просвещения, обсуждались проекты, готовили устав, а в Казани даже понятия не имели, что откроется такое учебное заведение. 5 ноября 1804 года (по новому стилю 17 ноября, — прим. ред.) император Александр I подписал уставную грамоту и устав нашего университета. А официальное известие о том, что учебное заведение уже есть, казанцы получили только в декабре. Получается, какое-то время университет вообще существовал только на бумаге.
В феврале 1805 года Румовский добрался до Казани, и тогда произошло что-то вроде открытия Казанского университета. Оно прошло очень скромно, из городской общественности о нем мало кто знал. В первое время вуз существовал на базе первой Казанской гимназии. Фактически университет и гимназию нельзя было отделить друг от друга — у них был общие и преподаватели, и директор Илья Федорович Яковкин.
— Почему назначили Румовского? В Казани не было людей подобного уровня, которые могли бы курировать проект университета?
— Таковой была практика того времени, когда попечители округов назначались в Петербурге и жили в столице. Приезжать и курировать учебные округа на местах они стали позднее. Причем первыми попечителями других учебных округов были весьма солидные чиновники, например, Адам Ежи Чарторыйский, который входил в Негласный комитет Александра I, или Николай Новосильцев (президент Петербургской академии наук, — прим. ред.). Румовский тоже, конечно, был влиятельный сановник, но все же не такой, как Адам Чарторыйский.
— Правильно ли мы понимаем, что открытие университета для Казани 220 лет назад не было мегасобытием?
— Для людей того времени университеты не являлись храмами науки и просвещения, какими мы считаем их сейчас. Дворяне пытались отдать своих детей все-таки в военные учебные заведения. Учиться в университетах они не считали престижным, особой выгоды и возможностей для продвижения по карьерной лестнице в этом не видели. Тем более университетов на тот момент у нас практически и не было.
Сама идея учреждения в Российской империи этих учебных заведений созрела не в обществе и не являлась всеобщей потребностью. Это была, прежде всего, инициатива Александра I, который хотел, чтобы у нас развивалось просвещение. Кроме того, он осознавал, что страна испытывает большую нужду в различных специалистах — чиновниках, врачах, юристах, восполнить которую могли университеты. А казанским обывателям было по большому счету все равно, что здесь открылся университет. Это потом он завоевал важное место в жизни города.
«Первоначально в Казанском университете было всего шесть преподавателей и 33 студента»
Аксаков — первый студент, немецкие преподаватели и миф о Лобачевском
— Где находились первые корпуса?
— В Казанской гимназии. Она располагалась в доме, на месте которого сейчас главное здание КФУ, в Восточном крыле. Первоначально в Казанском университете было всего шесть преподавателей и 33 студента. Кстати, среди учащихся был наш выдающийся писатель Сергей Аксаков. В своих воспоминаниях он рассуждал о первых годах обучения. Писал, что ему очень нравилось учиться, и всем хорошим в себе он обязан именно годам учебы в гимназии и в университете. Аксаков вспоминал, что, будучи студентами, они очень старались, учились день и ночь, и преподаватели даже переживали за их самочувствие.
— Говорят, что Аксаков был самым первым студентом университета согласно спискам.
— Да, возможно. Я не видела сам этот список, но раз Аксаков на букву «а», то скорее всего. До того, как официально открылся университет, в Казани при гимназии создали так называемые профессорские или подготовительные классы. Туда специально набирали учеников, чтобы потом их перевести в студенты. По-видимому, среди них и был Аксаков.
— Какие дисциплины изучали в первое время?
— Преподавали всеобщую историю, статистику, математику и другие предметы. В первое время не было четкого разделения на факультеты, как положено по университетскому уставу. Университетам того времени было положено иметь четыре факультета: отделение словесных наук, отделение нравственных и политических наук, отделение врачебных наук и отделение физических и математических наук.
«Среди учащихся был наш выдающийся писатель Сергей Аксаков. В своих воспоминаниях он рассуждал о первых годах обучения»
— Какие-то вступительные испытания были у студентов?
— В самом начале в университет перевели выпускников гимназии. В первое время она оставалась главным поставщиком студентов. Если ее выпускник отличался успехами в учении, его легко зачисляли в университет.
— С какими сложностями столкнулся университет на момент становления?
— Здания Казанской гимназии, естественно, не хватало для двух учебных заведений. Министерство народного просвещения выделило средства для покупки других близлежащих домов. В конце концов, университет получил небольшой квартал на улице Воскресенской (ныне Кремлевской — прим. ред.), где сейчас находится главное здание, а гимназию перевели в другое здание. Очень большая проблема была связана с нехваткой преподавателей. Трудно было вообще найти их и привезти в Казань, так как не все желали сюда ехать.
В первые годы существования университета большинство преподавателей были иностранцами. Они преподавали на немецком, французском, латыни, а наши студенты не всегда хорошо владели этими языками, и возникал языковой барьер.
Известный казанский профессор Карл Фукс, исследователь быта казанских татар, тоже был иностранцем. Поначалу он не собирался работать в Казани. Фукс приехал в Петербург сначала в качестве врача, затем вместе с миссией графа Юрия Александровича Головкина должен был отправиться в Китай. Но эта миссия до Китая так и не добралась, а Фукс, оказавшись в Казани, написал прошение с просьбой остаться преподавателем в университете.
Постепенно все трудности преодолевались. В 1810-х годах появилось новое поколение преподавателей. Например, в это время начал работать будущий выдающийся математик Николай Иванович Лобачевский и известный астроном Иван Симонов.
«Нужно отметить, что при Лобачевском Казанский университет приобрел нынешний облик»
— Вы упомянули Николая Лобачевского — это правда, что он, будучи великим ученым, оказался плохим ректором?
— Я не могу сказать, был ли он плохим ректором, может, кто-то и считал его таковым. Лобачевский являлся приверженцем университетской автономии, и, может, с этой точки зрения был неудобным для министерских чиновников. Нужно отметить, что при Лобачевском Казанский университет приобрел нынешний облик. Университетский городок сформировался во многом во время его ректорства. Он укреплял преподавательский состав, сам был выдающимся математиком и, работая в университете, создавал престиж учебному заведению.
— Какие-то еще выдающиеся личности повлияли на становление университета на первых порах?
— На первых порах большую роль играл директор университета и Казанской гимназии Илья Яковкин. О нем в исторической литературе имеются неоднозначные оценки. Одни исследователи, например, Николай Павлович Загоскин, считают, что он чувствовал себя единоличным главой университета и пытался заглушить университетскую автономию. Но, с другой стороны, наверное, это нужно было для того, чтобы привести новое учебное заведение в порядок.
Как университет завоевал любовь казанцев
— Когда университет по-настоящему «встал на ноги»?
— Университет начал функционировать в полной мере с 1814 года. Торжественное открытие состоялось именно тогда, 5 июля. То есть, через 10 лет после официального. Это событие произошло уже при другом попечителе Михаиле Салтыкове, Румовский к тому времени уже умер. Насколько я знаю, медицинский университет, который был создан на базе медицинского факультета университета, ведет отсчет своей истории именно с 1814 года.
— Как появление, становление Казанского университета повлияло на сам город?
— Сначала казанское сообщество довольно-таки равнодушно относилось к этому учебному заведению. Дворяне не стремились отдавать своих детей в университеты, мечтали, как я уже сказала, в основном о военной карьере, потому что она давала и продвижение по карьерной лестнице, и авторитет. Но постепенно университет стал играть важную роль в жизни местных жителей.
Происходило это через просветительскую деятельность, когда преподаватели читали публичные лекции и открывали доступ к университетским музеям и кабинетам. К примеру, профессор Иван Михайлович Симонов побывал в составе легендарной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Из нее он привез очень много экзотических предметов из разных мест южного полушария и передал университету. Многие жители Казани первой половины XIX века не имели возможности путешествовать. А придя в университетский музей, они могли увидеть чучела диковинных зверушек, какие-то интересные вещи, и для них открывался другой мир.
Когда в университете появилась астрономическая обсерватория, туда тоже по определенным дням пускали обывателей. При университете открывались научные общества — Казанское общество любителей отечественной словесности, во второй половине XIX века — Общество археологии, истории, этнографии, и они тоже вели активную просветительскую работу, в том числе, и с населением. Через подобную деятельность университет завоевывал казанцев.
Потом профессора являлись экспертами по многим отраслям наук, в том числе в медицине, правоведении. Например, во второй половине XIX века преподаватели медицинского факультета занимались судебными экспертизами. А когда при императоре Александре II произошла судебная реформа, незаменимыми оказались юристы Казанского университета. Как экспертное сообщество преподаватели Казанского университета были очень важны для города.
— В общем, план Александра I по просвещению удался?
— Да, можно сказать, что так.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.