1. О чем фильм

Середина 1880-х годов. Москва горит в огне бытовых и политических преступлений, но судебная реформа Александра II дает право любому подсудимому на защиту. Лучший столичный адвокат Николай Федорович Плевако (в реальной жизни он был Федором Никифоровичем) не боится сложностей, он помогает аристократам и выходцам из народа, тем, кто невиновен или ошибся. Смекалкой и умом герой решает самые безнадежные дела, а его талант оратора превращает суды в театральные спектакли.

К тому же, Николай Федорович сам незаконнорожденный. Он знает чаяния простых смертных и купается в народной любви. Но однажды над Плевако нависает тень. В его офисе гремят обыски, недоброжелатели жаждут мести, а нахлынувшая любовь к супруге купца-тирана может обернуться трагедией. Герой должен понять: как дальше защищать людей, если под угрозой оказались его семья, карьера, репутация и даже жизнь?

2. Актуальность и оригинальность истории

В нынешних реалиях выбор персонажа, безусловно, удачный. Плевако — герой из народа. Он был не только одаренным адвокатом, судебным оратором и действительным статским советником, но и защитником обездоленных. Именно это принесло Плевако народную любовь в Российской империи, которая не утихла и после ее распада. Юристу посвящены биографические книги и исследования, его речи не раз переиздавались.

Но режиссер Анна Матисон выбрала иной путь. Она не стала биографом юриста, а создала яркий художественный образ (это еще до премьеры отмечал ее супруг Сергей Безруков, сыгравший адвоката). Именно поэтому экранный Плевако — настоящий супергерой (о чем поспешили написать критики). Он с мастерством сыщика реконструирует события, собирает улики и вскрывает конфликты. Ничто не ускользает от его острого взора, фиксируемого в замедленных кадрах и реминисценциях. Не зря сериал сразу после выхода сравнили со знаменитой британской версией «Шерлока Холмса», где блистал Бенедикт Камбербэтч.

Историческая правда в фильме тоже есть: судебные дела, рассматриваемые в эпизодах, реальны, а первую сериальную речь адвоката о стойкости России в 2020-м цитировал Владимир Путин в связи с пандемией коронавируса Историческая правда в фильме тоже есть: судебные дела, рассматриваемые в эпизодах, реальны, а первую сериальную речь адвоката о стойкости России в 2020-м цитировал Владимир Путин в связи с пандемией коронавируса Фото: скриншот видео

3. Драматургия и диалоги

Изощренные методы адвоката вплетены в стройную драматургию действия. В каждой серии Плевако расследует новое дело: в первой — безродной студентки Качки, убившей знатного любовника. Во второй — рабочих Коншинской фабрики, взбунтовавшихся против варварских условий труда. В третьей — игуменьи монастыря Митрофании, обвиняемой в аферах с подложными векселями. Такой формат делает сюжет одновременно лаконичным и насыщенным. Есть в сериале и сквозные линии. Например, роман адвоката с замужней дворянкой Марией Демидовой.

В сериале много художественной фантазии. Есть вымышленные герои, например, деятельный помощник адвоката. Есть сотворенные сценаристом Саввой Минаевым ситуации. Несмотря на запретные чувства к Демидовой, на экране Плевако — примерный семьянин. Он с удовольствием участвует в семейных застольях, общается с сыном. принимает жену на работу стенографировать свои речи (в жизни брак адвоката с народной учительницей был неудачным). При этом историческая правда в фильме тоже есть: судебные дела, рассматриваемые в эпизодах, реальны, а первую сериальную речь адвоката о стойкости России в 2020-м цитировал Владимир Путин в связи с пандемией коронавируса.

4. Авторы сериала

Все это зритель и ждет от Матисон последние 8 лет. Если в начале 2010-х, в сценарии «Елок» будущая жена Безрукова могла пошутить, в центре ее режиссерских картин всегда большая личность. До «Плевако» Матисон уже рассказала о высокой миссии отца («Папы», 2022), превратила героя Довлатова в рок-музыканта («Заповедник», 2018), проникла в несчастную душу Бога танца («После меня», 2016). Всех этих харизматиков сыграл худрук Московского Губернского театра. Плевако — новый герой Безрукова, так похожий на него самого. А Матисон продолжает успешно поддерживать имидж супруга монокартинами, они раскрывают его дар лучше всего.

5. Звезды каста

Сериал собрал яркий актерский состав. Он аккумулирован вокруг Безрукова и здесь авторы попали в точку, хотя первая реакция актера была: «Я не похож». На деле же Плевако и Безруков — люди одного психотипа. Адвоката-артиста должен играть Актер с большой буквы, именно броский темперамент Безрукова превращает сериальные суды в театральные пьесы. В жизни же экранный Плевако сдержан и умеет просчитывать ходы, так что по ходу действия актер проявляет разные грани своего таланта.

В роли возлюбленной героя органична утонченная Ольга Лерман (Мария Демидова). Ее экранный муж Николай Шрайбер пугает как физически, так и ментально (для роли тирана это то, что нужно). Да и окружение Плевако в картине выглядят естественно, оттеняя его колоритную фигуру адвоката.

6. Картинка

Москва 1880-х предстает в фильме во всем великолепии и разнообразии. Оператор Павел Беклемишев не боится сталкивать в соседних сценах полярные локации — центральные площади города и криминальную Хитровку, куда Плевако приезжает снять стресс (подраться), партер Большого театра и тюремную камеру, где держат его подсудимых. Особое внимание авторы уделяют интерьерам судебных залов. По оснащению (антикварная мебель, дорогие ткани, возвышающиеся ряды кресел) они напоминают театральные. Художники Тимур Шагиахмедов и Полина Гаврилова одевают героев по последней моде: на Плевако всегда или фрак или рубашка с иголочки, Мария переодевает пышные атласные платья.

7. Что говорит критика

Сразу после выхода сериал вызвал позитивные отзывы критиков. «Плевако» «с первых минут заявляет себя как настоящая адвокатская драма, — считает Евгений Шульгин („Лента ру“). — тут и выступления перед присяжными, и неожиданные откровения подсудимых, и острые политические дела. Драма эта обрамлена в чрезвычайно аппетитную обертку: обилие модных спецэффектов в каждой третьей сцене и, конечно же, звезда всенародного масштаба в главной роли».

Экранный Плевако ожидаемо стал центром внимания экспертов. Шульгин убеждён, что «заполучить знаменитость уровня Сергея Безрукова, который буквально собрал за свою карьеру бинго из культовых для России персонажей от Иисуса до Высоцкого, от Саши Белого до Есенина, стало для шоураннеров Анны Матисон и Саввы Минаева и самой большой удачей, и самым верным стратегическим решением. Вообще, персонаж Безрукова здесь предстает настоящим супергероем <…>, он восстанавливает сцены преступлений, дедуктивными способностями определяет истинных виновных, ораторской силой подчиняет себе толпы присяжных, кулаками побеждает в неравных схватках».

«В зале суда Плевако изобретателен и красноречив, как Сол Гудман и Билли Флинн вместе взятые, он знает, как правильно надавить на эмоции присяжных, умеет задавать неожиданные вопросы и ловко жонглировать фактами, — продолжает Леонид Кискаркин из „ВокругТВ“ <…>. — Под звуки его голоса перед зрителями возникают фантомные образы всех фигурантов дела, которые визуализируют измышления и выводы адвоката».

Также критики отмечают разнообразие образов и сюжетов картины. «Защиты будут просить всевозможные персонажи, и Плевако с помощником в поисках истины пройдут все уровни дореволюционной Москвы: от криминальных низов на Хитровке до политических интриг», — пишет Виталий Гизатуллин («После титров»). Еще эксперт советует «ознакомиться и с судопроизводством XIX века, чтобы иногда не испытывать шок от вердикта присяжных и методов самого адвоката».

8. Какому зрителю адресовано

Судебные разбирательства, убийства и попытки суицида в кадре обеспечили проекту рейтинг 18+. Адресовать его подросткам не получится, хотя честный, умный защитник-эмпат — достойный пример для подражания. В остальном же авторы ориентировались на любителей исторического кино. Они оценят и панорамные виды старой Москвы, и роскошные особняки с прислугой, и чинные застолья, и аутентичную «Травиату» в Большом театре. При этом герои «Плевако» — не фарфоровые куклы, а живые люди, они близки зрителю. Поэтому включить фильм могут даже те, кто не любит царские мундиры и кринолины.

9. Где смотреть сериал и его продолжительность

«Плевако» обосновался в онлайн-кинотеатре Premier. Подписчикам уже доступны первые 4 эпизода фильма, оставшиеся 6 будут выходить на платформе по четвергам до середины декабря. Средний хронометраж серии — 50 минут. Учитывая динамику событий и то, как Безруков отыгрывает каждый миг экранного времени, темп вполне оптимальный и не позволяет пресытиться просмотром. А вскоре сериал должен выйти и на НТВ.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

8 баллов из 10 возможных. «Плевако» — остросюжетный детектив и успешное продолжение осенних сериальных байопиков, таких как «Комбинация» или «Столыпин». Элегантный вымысел в нем сплетен с исторической правдой. Герои и актеры дышат в унисон. Расследования овеяны сентиментальным флером мелодрамы. А объемным фоном выступает Россия — ее облик независимо от локации пробуждает высокие чувства.