На три дня центром БПЛА, систем связи и радиоэлектронной борьбы и разведки стал детский лагерь «Мирас-Наследие» в Зеленодольском районе На три дня центром БПЛА, систем связи, радиоэлектронной борьбы и разведки стал детский лагерь «Мирас-Наследие» в Зеленодольском районе

Беспилотное будущее

На три дня центром БПЛА, систем связи, радиоэлектронной борьбы и разведки стал детский лагерь «Мирас-Наследие» в Зеленодольском районе. Только в корпусах встречались отнюдь не дети, а инструкторы всероссийского добровольческого проекта «Архангел», а также представители волонтерских организаций, деятели молодежной политики РТ и многие другие. Здесь стартовал пилотный проект «Академия пилотов БПЛА. Операторы будущего».

Пока что это трехдневный ознакомительный курс, который проводят инструкторы одного из лучших проектов по подготовке пилотов БПЛА «Архангел». До сегодняшнего дня проект готовил и обучал бойцов беспилотных отрядов для СВО.

«Проект у нас давнишний, его специфика направлена на объединение разработчиков, производителей и обучение бойцов. Наша цель — это именно обучение пилотов-добровольцев и военнослужащих спецслужб. Однако сегодня мы здесь по приглашению министерства по делам молодежи РТ и ресурсного центра поддержки творческих инициатив молодежи РТ. Они инициировали процесс обучения именно молодежи, то есть это пилотный проект в Татарстане. Мы его полностью поддерживаем. Мы показываем весь процесс обучения вплоть до РЭБ, РЭР. Зачем это нужно молодежи? БПЛА сегодня задействованы во всех сферах деятельности — начиная от МЧС, тушения пожаров, до туризма, строительства, контроля объектов, РЖД и так далее. Нет сферы, где бы не были задействованы беспилотники. Даже заводы Татарстана во многом связаны с беспилотниками. Поэтому молодежь — это будущие сотрудники этих сфер, которые получат образование в рамках таких проектов, и в дальнейшем они будут иметь достойный заработок во всех структурах», — рассказывает основатель и руководитель всероссийского добровольческого проекта «Архангел» Михаил Филиппов.

«Один из курсантов вывел из окружения 16 бойцов»: как Татарстан подготовил 200 новобранцев

Лагерь «Мирас-Наследие» разделен на несколько зон. По сути, на короткое время некогда спортивно-оздоровительный центр превратился в настоящий полигон. Здесь есть лекторий, где инструкторы рассказывают и показывают азы управления беспилотниками, в том числе так называемыми FPV-дронами (среди военных — «камикадзе», у гражданских — спортивные дроны), неподалеку — еще один учебный центр с современными симуляторами, на которых можно тренироваться, не повредив дрон или «птицу», как принято называть БПЛА в современных условиях. Тут же — зона обучения паяльному мастерству, ведь все дроны, по сути, собираются вручную. Напротив центра — спортивная площадка с гоночной трассой для FPV-дронов. Т. е. здесь есть все, чтобы понять все азы конструкции и управления БПЛА.

Тут есть и учебный центр с современными симуляторами Тут есть и учебный центр с современными симуляторами

«Мы к этому шли давно. Мы сами перед собой поставили задачу, что нам нужно подобрать новые формы работы с молодежью в патриотическом поле. И мы понимаем, что эта сфера также нуждается в методах модернизации. Мы поняли, что сфера БПЛА — это перспективная сфера, которую в нынешних реалиях мы можем „приземлить“ в том числе и в гражданском поле, потому что за беспилотными аппаратами будущее. И с коллегами начали консультироваться и в итоге перепрошили программу уже для гражданских специалистов», — говорит замминистра по делам молодежи РТ Айгуль Сабирова.

Лариса Волкова: «Мы хотели посмотреть, будет ли спрос на это. За три дня поняли, что есть. Теперь планируем расширять и масштабировать академию»Фото предоставлено Ларисой Волковой

«Военное время диктует свои тенденции»

В самом лагере нас встретила руководитель РЦ поддержки творческих инициатив молодежи РТ Лариса Волкова. По сути, это она инициировала пилотный проект передачи знаний от военных молодежи, пригласив на мастер-классы «Архангелов».

«Такого у нас еще не было, проект реализуется впервые в Татарстане. Почему мы решили на базе лагеря его запускать? Потому что здесь позволяет обстановка, в том числе в плане запуска дронов. Мы хотели посмотреть, будет ли спрос на это. За три дня поняли, что есть. Теперь планируем расширять и масштабировать академию. Надеюсь, что совместно со школой „Архангела“ у нас все получится. С ребятами мы знакомы давно, я их пригласила в Казань, и они согласились приехать. Можно сказать, что это череда обстоятельств, и мы запустили мастер-классы», — рассказывает Волкова.


В это время в стенах лектория обучались работники сферы молодежной политики. Всего за три дня мастер-классы посетили более 100 человек, в дальнейшем эти курсанты будут помогать организовывать подобные тренинги. «Если смотреть за участниками, то сперва многие относились скептически к курсам, но благодаря мощным инструкторам появляется большой спрос», — говорит руководитель РЦ.

«Рой дронов страшнее ядерной войны»: как живет на СВО передовая «беспилотная» дружина

Один из инструкторов — военнослужащий с позывным «Финиш». Он заведует симуляторами управления FPV-дронов. Подобные мы встречали в зоне СВО в одном из отрядов БПЛА. Симулятор полностью копирует интерфейс полета дрона, в нем есть множество карт, местностей, и все в нем максимально приближено к реальности. Пульт БПЛА подсоединен к компьютеру, и у курсанта есть множество попыток научиться летать. Сперва это просто полет над полем, далее задачи усложняются, добавляются препятствия. Для «берсерков» есть режим «реальных» боевых действий.

Один из инструкторов — военнослужащий с позывным «Финиш». Он заведует симуляторами управления FPV-дронов Один из инструкторов — военнослужащий с позывным «Финиш». Он заведует симуляторами управления FPV-дронов

«Здесь, в Казани, демоверсия школы будущего, которая станет распространятся на все регионы. Плюс это все будет включаться в школьную программу. Используя свой опыт, мы будем передавать знания. Это ведь не только для военных целей. Дроны применяются в агропромышленности, при различных видеосъемках, исследовании зданий. На нефтяных месторождениях это все активно работает. Война дала нам большой толчок в плане развития БПЛА. Сейчас опыт и знания можно получить буквально за неделю», — рассказывает Финиш.

«Военное время диктует свои тенденции. Бойцы получили определенный опыт и определенные навыки, которые они смогут передать подрастающему поколению», — говорит офицер главного управления боевой подготовки МО с позывным «Грешник». Он также заявил, что Татарстан планируется сделать пилотным регионом по противодействию БПЛА. Т. е. здесь будут не только учить летать на дронах, но и противодействовать им.

«Военное время диктует свои тенденции. Бойцы получили определенный опыт и определенные навыки, которые они смогут передать подрастающему поколению» «Военное время диктует свои тенденции. Бойцы получили определенный опыт и определенные навыки, которые они смогут передать подрастающему поколению»

Еще один навык, базу которого можно получить в школе БПЛА, — средства связи и радиоэлектронной борьбы. К примеру, здесь были представлены разработки дальнобойной помехоустойчивой связи для БПЛА «Гермес». По сути, это комплекс разработок, которые позволяют дронам работать в условиях действия средств радиоэлектронной борьбы. Одна из разработок «Гермеса» вовсе дает возможность управлять множеством дронов. Пока что это чисто военная тема, однако в дальнейшем разработки можно будет применять и на гражданских и промышленных объектах, т. к. они позволяют запускать дроны на десятки километров.

«Отказоустойчивое устройство стоит бешеных денег»: сооснователь «Локтара» о спецсвязи и борьбе с дронами

Еще одна разработка связана с Татарстаном. Это программное обеспечение для БПЛА и радиоэлектронной разведки. В команде — программисты из Иннополиса. К примеру, благодаря такому ПО можно определять наличие поблизости не только дронов, но и средств РЭБ. Кроме того, оно помогает определять расстояние до дронов и средств РЭБ, а также их направление.