Турция готовится к принятию своего варианта закона об «иноагентах», который в местной интерпретации называется законом «об агентах влияния» «Турция готовится к принятию своего варианта закона об «иноагентах», который в местной интерпретации называется законом «об агентах влияния» Фото: Turkish Presidency / Keystone Press Agency / Global Look Press

«Коллективный Запад» ополчился на Анкару

Турция готовится к принятию своего варианта закона об «иноагентах», который в местной интерпретации называется законом «об агентах влияния». Документ направлен на ограничение тех, кто работает против «безопасности государства или его внутренних или внешних политических интересов» под влиянием или по приказу иностранного государства или организации.

Проект закона, полный текст которого держится пока в секрете, получил одобрение парламентской комиссии по правосудию и передан для рассмотрения в Великое национальное собрание Турции. Ожидается, что закон будет принят в самое ближайшее время.

На Западе уже поднялась волна информационного шума. Правозащитные организации бьют в набат. Прозвучали первые обвинения в адрес турецких властей в якобы ущемлении демократических прав. Активизировалась деятельность местных оппозиционных групп внутри страны. Однако в отличие от маленькой Грузии, где западная реакция сопровождалась прямыми угрозами, критика в отношении Турции пока ограничивается форматом «глубокой озабоченности».

Тем не менее голос «коллективного Запада» постепенно становится громче. Пока за счет заявлений общественных организаций. К примеру, на днях европейская федерация журналистов (EFJ) прямо потребовала от Анкары отозвать законопроект об «иностранных агентах». Генеральный секретарь организации Рикардо Гутьеррес поддержал эти опасения, предупредив, что законопроект Турции следует «по стопам репрессивных законов, принятых в России и Грузии»: «Этот законопроект является прямой атакой на свободу прессы и гражданское общество. Под видом государственной безопасности Турция рискует криминализировать законную журналистику, подрывая основы демократического общества», — заявил он.

Кроме того, международный комитет защиты журналистов (CPJ) также выразил обеспокоенность, что законопроект станет «инструментом для демонизации и цензурирования независимых журналистов и исследователей, которые работают с иностранными партнерами или получают иностранное финансирование». Комитет призвал турецкий парламент отклонить этот закон.

Волна критики постепенно нарастает. Правозащитные организации подчеркивают, что предлагаемый закон нарушает международное право и стандарты в области прав человека, а также Конституцию Турции, поскольку угрожает свободе выражения мнений и нарушает принцип законности.

Хотя пока и не прозвучало ожидаемое заявление о том, что действия Турции ставят под сомнение ее будущее в ЕС, осталось ждать недолго. Впрочем, и ответ на вопрос — почему аналогичные или схожие законы «об иноагентах» давно приняты и действуют в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Франция, Австралия, Израиль и прочие, также предсказуемый — это другое.

От 3 до 7 лет лишения свободы

Но процесс, похоже, уже не остановить. Тем более что начался он не вчера и не сегодня. Турецкое правительство представило закон на рассмотрение парламента в мае этого года, но отложило его до осени из-за острой критики со стороны оппозиции и гражданского общества.

И вообще, правящая партия Турции, Партия справедливости и развития (ПСР), заговорила о борьбе с так называемыми агентами влияния и новыми формами шпионажа еще год назад. Многие эксперты считают это продолжением закона о дезинформации, принятого турецким парламентом в октябре 2022 года. Он значительно расширил полномочия властей в отношении журналистов и СМИ, позволив им преследовать в судебном порядке всех, кто публикует материалы, которые могут быть расценены как дезинформация. По мнению ПСР, необходимо новое законодательство для борьбы с формами шпионажа, которые не были охвачены предыдущим законом.

Что же представляет собой новый закон, каковы его основные положения? По тем сведениям, которые просочились в СМИ, пока можно судить лишь об отдельных пунктах.

Например, законопроект вводит понятие «агентов влияния», под которыми понимаются лица или организации, действующие в интересах или по указанию иностранных государств или организаций, особенно если их деятельность направлена против безопасности Турции или ее внутренних и внешних политических интересов.

За нарушение положений закона предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 7 лет для лиц, совершивших действия в интересах или по указанию иностранного государства или организации, направленные против государственной безопасности или политических интересов Турции. Если подобное преступление совершено во время войны или в процессе, который ставит под угрозу военные операции, наказание может быть увеличено до 8–12 лет лишения свободы.

Предлагается расширить существующие уголовные статьи о шпионаже и хранении документов, связанных с безопасностью государства, чтобы охватить деятельность, осуществляемую под влиянием иностранных государств.

Согласно проекту нового закона, вводится концепция «других видов деятельности», направленных против безопасности и интересов государства. В рамках этой новой категории преступлений могут быть осуждены лица, участвующие в деятельности, соответствующей стратегическим интересам иностранных государств или организаций.

Сюда входят те, кто проводит или заказывает исследования среди турецких граждан, организаций или иностранцев в Турции по широкому спектру секторов, включая транспорт, культуру, экономику, финансы, оборону, кибербезопасность, общественную безопасность и общественное здравоохранение.

Согласно новому закону, чтобы преступление произошло, преступник должен действовать в соответствии со стратегическими интересами или инструкциями иностранного государства или организации. Преследование за это преступление будет осуществляться с разрешения министра юстиции.

Сторонники законопроекта, среди которых председатель парламентской комиссии по правосудию и депутат от Партии справедливости и развития (ПСР) Джюнейт Юксель, настаивают на необходимости принятия новых мер для противодействия современным методам шпионажа. Они указывают, что текущее определение шпионажа в уголовном кодексе уже устарело, т. к. оно касается исключительно передачи документов и данных. Предлагаемые изменения, по их мнению, призваны предотвратить использование других методов, которые иностранные государства и организации применяют для вмешательства в дела Турции.

«Теперь мы вправе говорить о том, что экономическая ситуация в Турции ухудшается?»

Против законопроекта резко выступили местная оппозиция и журналистское сообщество, что, в принципе, говорит в пользу того, что свобода слова в Турции пока еще есть.

В целом турецкие СМИ и газеты отмечают, что обнародованные пункты будущего правового акта содержат расплывчатые формулировки, и это может привести к произвольному применению закона, ограничению свободы слова и деятельности гражданских организаций. Критики считают, что необходимо защищать демократические ценности и свободу выражения мнений.

Ахмет Ташгетирен, известный журналист и колумнист газеты Karar, поднимает несколько важных вопросов, связанных с новым законом. «Теперь мы вправе говорить о том, что экономическая ситуация в Турции ухудшается? — задается вопросом он. — Или отметить, что курс турецкой лиры падает? Является ли критика торговых отношений с Израилем нападками на правительство или оскорблением самой Турции? Если высказываешь мнение, что страна управляется неэффективно, значит ли это, что тебя засчитают агентом влияния?»

В своей авторской колонке, опубликованной в одной из ведущих турецких газет Cumhuriyet, адвокат Мехмет Кексал выразил обеспокоенность тем, что новый закон, предлагаемый к внесению в уголовный кодекс Турции (TCK), может привести к тому, что любое научное исследование будет расцениваться как шпионаж. По его словам, даже простое социальное исследование может стать основанием для обвинения в преступлении. Адвокат добавил, что такие меры уместны лишь в условиях диктатуры и должны быть незамедлительно отменены.

Депутат от оппозиционной Народно-республиканской партии и член комиссии по правосудию турецкого парламента Инан Акгюн Альп считает, что документ подготовит почву для «гораздо более репрессивной среды» и что «определение преступления через расплывчатые формулировки открывает путь к наказанию всех оппонентов». «Это решение закроет Турцию от внешнего мира и международного сообщества. Подобно дамоклову мечу, обвинение в шпионаже будет висеть над учреждениями, организациями и отдельными людьми», — заявляет депутат.

Оппозиционный депутат турецкого парламента Туран Ташкин Озер также выразил свою позицию относительно данного закона: «Если этот закон будет принят, мы обратимся в Конституционный суд. Если потребуется, мы доведем дело до Европейского суда по правам человека», — заявил он. Озер добавил: совершенно ясно, что данная статья направлена против несогласных, журналистов и активистов в Турции.

Таким образом, турецкая оппозиция рассматривает предлагаемый закон об «иностранных агентах» как инструмент для усиления контроля над гражданским обществом и подавления критических голосов, что может негативно сказаться на демократических институтах и свободе слова в стране.

Ожидается, что закон будет одобрен парламентом уже в самое ближайшее время, но, возможно, не с первого раза. Как известно, по результатам прошлогодних выборов партия Реджепа Тайипа Эрдогана не получила большинства — только 268 мест из 600, что не дает возможности полноценно диктовать повестку дня. Однако политическое влияние и авторитет президента остаются значительными. Это поможет ему противостоять как внутреннему, так и внешнему давлению.