Покровская и Купов просили суд разрешение на переписку Покровская и Купов просили суд о разрешении на переписку Фото: Альбина Фархутдинова

Бывший начальник Купова уехал в Москву

Вахитовский районный суд Казани уже четыре месяца рассматривает громкое коррупционное уголовное дело бывшего начальника отдела прокуратуры РТ по надзору за процессуальной деятельностью СКР Алия Купова. Вместе с ним на скамье подсудимых еще двое — это возлюбленная Купова предпринимательница Евгения Покровская и бизнесмен Артем Мясников.

На этой неделе в суд вызвали одного из ключевых свидетелей по делу — Игоря Орехова. Это бывший начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью в прокуратуре Татарстана. Один из двух отделов этого управления и возглавлял Купов, подчиняясь Орехову. Однако оба покинули прокуратуру по результатам служебной проверки в августе прошлого года.

Тогда на закрытой коллегии прокуратуры начальник главного следственного управления МВД по РТ Владимир Изаак (сейчас он на пенсии) доложил Илдусу Нафикову о том, что его подчиненные проявляли странную активность по уголовному делу о хранении и распространении наркотиков — в отношении не известных никому дам Римм Сукиасян и Татьяны Чунаревой. Орехов просто лишился должности, уехал в Москву, сейчас работает в компании «Стан». А Купов позже стал фигурантом уголовного дела.

17 февраля Римм Сукиасян и Татьяну Чунареву задержали сотрудники полиции. При досмотре у Чунаревой обнаружили 14 свертков с наркотическими веществами, по версии обвинения, для последующего сбыта. У Сукиасян изъяли два телефона марок iPhone 11 и iPhone 13 Pro Max, чтобы проверить причастность гражданки к данному делу.

По версии следствия, Алий Купов получил iPhone стоимостью 110 тыс. рублей от предпринимательницы Евгении Покровской в обмен на смягчение дела в отношении ее знакомой, задержанной за наркотики Сукиасян.

По версии обвинения, Купов, воспользовавшись должностными полномочиями, организовал «условия» для переквалификации действий задержанной за наркотики. О махинациях стало известно прокурору РТ Илдусу Нафикову и начальнику главного следственного управления МВД по РТ Владимиру Изааку. 11 августа прошлого года Купова отстранили от должности.

Купову вменяют ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), ч. 3 ст. 290 УК РФ («Получение должностным лицом взятки за незаконные действия»). Покровская проходит по ч. 2 ст. 294 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»).

Помимо этого, Покровской также вменяется ч. 3 ст. 30 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество»). По версии гособвинения, за переквалификацию действий Чунаревой с покушения на хранение наркотиков Покровская у Сукиасян потребовала взятку в крупном размере — 1,5 млн рублей, чтобы передать ее Купову за содействие. Обвинение считает, что о денежных средствах Купов не знал, передавать 1,5 млн рублей Покровская не намеревалась, а хотела оставить себе.

В связке с уголовным делом Купова и Покровской также проходит бывший предприниматель Артем Мясников. Он вместе с Покровской обвиняется по ч. 2 ст. 241 УК РФ. По версии гособвинения, под видом салона эротического массажа в Вахитовском районе Казани бывшими предпринимателями был организован притон для занятий проституцией с привлечением несовершеннолетних. Кроме того, у Покровской был еще один салон «эротического массажа» в Ново-Савиновском районе Казани.

По словам Орехова, его бывший коллега Купов действительно обращался по делу Чунаревой. Но лишь с таким посылом: сообщал о возможных коррупционных проявлениях, связанных с машиной, которая принадлежит обвиняемой Чунаревой. «По уголовному делу, находящемуся в производстве ОП №2 „Вишневский“ поднадзорного прокуратуре Вахитовского района, возможны какие-то манипуляции с машиной за какие-то блага, возможно вымогательство машины, такого плана, — пытался воссоздать слова Купова Орехов. — Дословно не помню».

Орехов также добавил, что с учетом анализа правоприменительной практики им было принято решение заслушать дело. Но это нормальная практика, отметил он, таких дел за свою карьеру он заслушал тысячи.

Евгения Покровская и Алий Купов Евгения Покровская и Алий Купов Фото: «БИЗНЕС Online»

Орехов: «Никакого интереса Купов не проявлял по этому делу»

Видимо, рассказ бывшего коллеги не очень понравился гособвинителю Марине Хайровой. И она предложила огласить протокол допроса Орехова из кабинета следователя СКР.

Что он рассказывал на допросе? О том, что в марте 2023-го получил информацию от Купова по уголовному делу о сбыте наркотиков Чунаревой. Суть: со стороны сотрудников ОП №2 «Вишневский» возможны коррупционные проявления, якобы Чунаревой предложили оформить ее автомобиль марки MINI Cooper на аффилированных следствием лиц. Все это для переквалификации преступления с покушения на хранение наркотических средств (статья менее тяжкая, срок по ней меньше).

В это же время в отдел Купова поступила жалоба от Чунаревой, в ней она писала о волоките и предвзятости расследования. Орехов в свою очередь взял жалобу на контроль, поручив своему подчиненному Радмиру Надыршину (на тот момент начальник отдела по надзору за органами следствия в МВД — он также был отстранен в августе прошлого года) обеспечить заслушивание дела.

Экс-начальник управления прокуратуры РТ по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Игорь Орехов Экс-начальник управления прокуратуры РТ по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Игорь Орехов Фото: Альбина Фархутдинова

В конце марта в ходе заслушивания стало известно о том, что у обвиняемой Чунаревой не просто нашли 14 свертков с наркотиками, но и ряд фотографий с «закладками». Однако Орехов все равно поинтересовался: почему следователи отправили Чунареву в СИЗО? Начальник ОП «Вишневский» Ирек Шайхутдинов пояснил, что в отношении сбытчиков наркотиков всегда избирается данная мера пресечения. А еще добавил, что имеется информация о причастности Чунаревой к иным фактам сбыта наркотических средств. Орехов вспоминал на допросе: фото «закладок» видел, но уверенности, что их разложила Чунарева, не было. Возможно, это ей присылали фото как покупательнице.

После совещания Орехов сообщил подчиненному Надыршину — от Купова ему стало известно, что сотрудники ОП «Вишневский» предложили Чунаревой переквалифицировать действия с покушения на хранение наркотических средств. Взамен попросили ее машину. Но в апреле того же года Орехову стало известно, что следственными органами ОП «Вишневский» ничего из намеченного выполнено не было. А затем бывший начальник следственного управления МВД по РТ Изаак изъял уголовное дело из ОП №2 «Вишневский» и передал его в ГСУ МВД по РТ.

Виновата любовь: как экс-прокурору Купову «прописывали» взятку, а его спутнице – подпольные бордели

После оглашения Орехов подтвердил свои показания, однако дополнительных вопросов со стороны защиты на удивление было всего лишь несколько. Купов из «аквариума» уточнил:

— Была ли с моей стороны попытка оказать какое-то влияние на ход расследования через заслушивание?

— Нет, не было никакого давления, никакого интереса Купов не проявлял по этому делу, — пояснил свидетель.

Защитник Купова Альбина Милина следом задала конкретный вопрос:

— Просил он [Купов] переквалифицировать дело?

— Нет, — уверенно ответил свидетель. Иных вопросов к нему не нашлось.

Сегодня допрос свидетелей продолжится.