Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы пытаемся к нашим велосипедам прикрутить паровой двигатель»

«Мы заняты строением совершенно неуклюжего, мало на что способного и феерически передового агрегата. Мы пытаемся к нашим велосипедам прикрутить паровой двигатель», — обозначил нынешний этап развития искусственного интеллекта директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант. На международном форуме по инновациям в бизнесе и образовании Digital Innopolis Days 2024, объединенном с конференцией по искусственному интеллекту Innopolis AI Conference, он выступил с визионерской лекцией на тему «Год спустя: осознания, тренды, ожидания». Эпиграфом к лекции послужило высказывание основателя Apple Стива Джобса «Персональный компьютер — это велосипед для разума» — и больше часа спикер размышлял на тему трансформации этого компьютера во что-то несопоставимо большее, там, где разработчики только «ножкой пробуют воду».

Куда все идет

С носимыми гаджетами пока «голяк». В конце сентября основатель Meta (запрещенной в РФ экстремистской организации) Марк Цукерберг представил прототип новых AR-очков под названием Orion — в качестве девайса, способного заменить телефоны. «Цукерберг, слава тебе господи, отказался от идеи, что шлем должен изолировать от реальности. Он долго с этой метавселенной бегал, но теперь у него это нормальная смесь цифрового и физического мира», — оценил Себрант. Идея не нова: в прошлом году что-то подобное пытался воплотить Тим Кук в Apple Vision, но очки не набирали особой популярности у пользователей то ли из-за высокого ценника, то ли потому, что новые формы «взлетают» не сразу. Эксперименты с очками, кулонами с лазерной проекцией и прочим вполне могут однажды дать вау-эффект. «Но пока голяк», — констатировал спикер.

ИИ становится общедоступен. А вот мир смартфонов продолжает бешено развиваться: 6 млрд людей пользуются более 10 млрд смартфонов. Если AR-очки со стоимостью в $10 тыс. доступны не всем, то топовый функционал на гаджетах очень быстро переходит в «нижние» недорогие модели. Судя по «гигантам» мобильного мира — Apple и Android, через одно-два поколения не будет смартфонов без ИИ-функции. Например, AI «в эппловском прочтении» появится с выходом версии 18.1, т. е. совсем скоро.

Что смогут кооперирующиеся агенты? Одно из главных позиционирований ИИ сегодня — это copilot, «второй пилот», помогающий человеку лучше и быстрее выполнять профессиональные задачи. Но эта эра прошла, убежден Себрант. По его прогнозам, в ближайшие месяцы появятся автономные агенты, способные решать не точечные задачи с коротким алгоритмом действий, а выполнять многосоставную работу. Например, планирование отпуска — от брони билетов до составления маршрутной схемы. В перспективе усовершенствованные помощники смогут объединяться в команду — настанет эра функционально кооперирующихся агентов.

Искусственные партнеры — во всех ролях. ИИ можно воспринимать как новых цифровых существ — достаточно посмотреть на приложение Character.ai, где чат-боты вполне могут сойти за друзей по переписке. «В этот момент ты начинаешь понимать, что разговоры про цифрового партнера, серьезного партнера по жизни, — это не завтрашний день, туда и движемся», — подтвердил Себрант. И напомнил о фильме «Она», где Скарлетт Йоханссон озвучивает стремительно эволюционирующую модель, в которую безнадежно влюбляется один из главных героев.

Единороги создадут команды из трех человек. Вице-президент американской компании Intel видит команду стартапов-единорогов в составе троих человек, заметил Себрант, хотя обычно «чемпионские» компании насчитывают намного больше десятка сотрудников. Но искусственный интеллект меняет правила игры.

КНР обеспечит массовое производство гуманоидов к 2025-му, а уже к 2027 году роботы должны исчисляться миллионами и быть важнейшим двигателем экономического роста страны КНР обеспечит массовое производство гуманоидов к 2025-му, а уже к 2027 году роботы должны исчисляться миллионами и быть важнейшим двигателем экономического роста страны Фото: Moritz Frankenberg/dpa / www.globallookpress.com

Куда движется роботизация?

Роботы должны быть гуманоидами. Тест Возняка становится важнее теста Тьюринга. Сооснователь Apple и гениальный инженер Стив Возняк заявил, что поверит в то, что машины стали умнее человека, когда они смогут приготовить кофе на незнакомой кухне: где неясно, какая кофеварка, что в нее засыпать, где брать зерна, воду и т. д., т. е. запрограммировать процесс невозможно. И сейчас талантливейшие команды бьются над тем, чтобы интегрировать роботов в физический мир, заточенный под форм-фактор человека. «Насколько личико у него (роботаприм. ред.) должно быть, еще что-то есть — вопрос эстетики, экспериментов, где там „зловещая долина“ (явление, когда человекоподобные объекты настолько похожи на людей, что вызывают неосознанный страх, прим. ред.), но он должен быть примерно похож на человека. Если он похож на подъемный кран, то разнесет к черту любую квартиру, а кофе не сварит. Человекоподобность — неслучайная история», — утверждает спикер.

Робот должен набить шишки о физический мир. Пока модели работают только с опосредованным представлением о реальности — текст, картинки, видео. Как результат — из 300 сгенерированных Midjourney картинок для презентации только одна оказалась более-менее приемлемой, и то с неточностями. То, что у человека пять пальцев на руке, очевидно только для самого человека, не для робота, поэтому необходим телесный опыт, чтобы понять физику мира. «Нужно упасть и однажды разбить себе морду… Твой датчик удара должен сработать, если ты робот, и вот так научиться. Это история про то, что набитые в прямом смысле шишки <…> — необходимая часть знакомства робота с нашим миром», — резюмировал спикер.

Роботы учат роботов. Появление embodiment-моделей, в которых знания об окружающем мире передается не через язык, а путем непосредственного восприятия этого мира роботами, повлечет за собой кооперативное обучение. Колоссальное отличие роботов от людей в том, что они могут моментально передавать данные своим «братьям», и накопленный опыт только приумножается.

Китайцы через три года запустят миллионы гуманоидов. Планы китайской промышленности в соответствии с указаниями Коммунистической партии Китая по роботизации страны — грандиозные. КНР обеспечит массовое производство гуманоидов к 2025-му, а уже к 2027 году роботы должны исчисляться миллионами и быть важнейшим двигателем экономического роста страны. «Когда китайцы такие решения принимают, причем с конкретными сроками, они почему-то всегда их выполняют», — заметил визионер «Яндекса».

США и Европа таких заявлений пока не делают — нет ресурсов для массового внедрения. Россия же отстает даже на этапе создании человекоподобных роботов. Впрочем, Себрант убежден, что ничего страшного в заимствовании опыта других стран нет: у Китая же все получилось с автомобилестроением.

По мнению спикера, главный тренд этого года не разборки, «кто кого на чат-арене сделал», а интеграция искусственного интеллекта в софтовый мир вокруг — в готовые продукты или процессы По мнению спикера, главный тренд этого года не разборки, «кто кого на чат-арене сделал», а интеграция искусственного интеллекта в софтовый мир вокруг — в готовые продукты или процессы Фото: Frank Rumpenhorst/dpa / www.globallookpress.com

В ожидании эмерджентности

ChatGPT — это далеко не весь ИИ. «Технологии не могут менять мир, его могут менять продукты, — говорил Себрант. — Чат сам по себе хорошая „демонстрашка“, но это ни разу не тот продукт, который почему-то стал ассоциироваться с искусственным интеллектом. ИИ — это про другое». По мнению спикера, главный тренд этого года не разборки, «кто кого на чат-арене сделал», а интеграция искусственного интеллекта в софтовый мир вокруг — в готовые продукты или процессы. И тут все только начинается.

Эмерджентность. «Сейчас идет большая гонка в ожидании эмерджентного события», — уверен Себрант. Эмерджентность — термин, означающий наличие у системы свойств, не присущих составляющим ее элементам, когда на определенном витке развития она начинает демонстрировать неожиданное и практически непрогнозируемое поведение. «Кто-то сорвет джекпот. Будет ли это в виде общего искусственного интеллекта или это будет скачок, который принципиально изменит способности и возможности моделей, никто не знает, — рассуждает он. — Это настолько накаленная гонка, что я вполне верю, что какое-то крупное эмерджентное событие, в вау-масштабе, того класса, что мы видели в конце 2022-го (появление СhatGPT), случится в следующем году. Уж больно много в такую гонку вкладывают».

«Самыми важными мыслительными машинами будут те, которые научатся думать так, как человек никогда не сможет», — цитирует лектор писателя Кевина Келли.