«Лихие» — очередная криминальная драма о деструктивном влиянии 90-х на обычную постсоветскую семью «Лихие» — очередная криминальная драма о деструктивном влиянии 90-х на обычную постсоветскую семью Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

1. О чем фильм

«Лихие» Юрия Быкова — история о семейных и моральных испытаниях, разворачивающаяся в реалиях 1990-х. Действие в сериале развивается по двум сюжетным линиям, одна из которых о трансформации пасечника Павла Лиховцева (Артем Быстров) в отбитого бандита, а вторая — уже в современной России — о похищении подростка Паши только что вышедшим из колонии его отцом Женей (Евгений Ткачук), что спойлером считать сложно, ведь и без того предсказуемые сюжетные повороты достаточно быстро «проговариваются» создателями.

Деревенский охотник и пасечник Павел Лиховцев с трудом поддерживает свое хозяйство, и однажды к нему приходит сосед и предлагает непыльную на первый взгляд работу водителем в городе, которая позволит его семье зажить по-человечески. Павел прощается с деревенской жизнью, сжигая пасеку и забивая коров прямо на глазах детей, и отправляется с двумя сыновьями и женой в город за лучшей жизнью, которая, ожидаемо, будет стоить семье серьезных жертв, ведь на дворе только наступили те самые «лихие».

По словам создателей сериала, его сюжет основан на реальной истории семьи Евгения и Павла Деминых, сына и отца, которые были киллерами могущественной организованной преступной группировки «Общак», контролировавшей обширные территории Дальнего Востока. Так и в сериале: бывший лесник Павел и его старший сын Женя оказываются вовлечены в криминальные разборки с корейцами, став участниками масштабной криминальной войны.


2. Оригинальность и актуальность истории

Те, кто насмотрелся за последний год проектов, «переосмысляющих» опыт 1990-х, очень скоро поймут, что перед нами набившая оскомину история того, как обычный человек, загнанный в угол после развала Советского Союза, теряет свое место и обретает себя в новом качестве в выстраивающемся беззаконии бандитского мира.

Однако ничего нового история Павла Лиховцева зрителю не предлагает, охапкой собирая как художественные, так и бытовые штампы жанра. Зато благодаря «Лихим» понимаешь, насколько уже устали от криминальных драм, волну которых ловят один режиссер за другим. И, увы, Быкову, который еще 10 лет назад стал негласным современным певцом российской хтони, завернуть в новую обертку деромантизацию 90-х не удается.

3. Драматургия и диалоги

Как только сюжетная линия о похищении мальчика сменяется кадрами таежной пасеки, один за другим сюжетные повороты и просто взаимодействие персонажей все больше разочаровывают, ведь создатели сериала решили обойтись штамповыми конфликтами и диалогами. Дальневосточная бандитская жизнь ничем не отличается от всех других, а его главные герои — это одноуровневые карикатурные персонажи-функции. Кроме главного героя, чья сюжетная арка опять же не вызывает интриги, у всех других персонажей мы не видим никакого развития. Это касается и всей семьи Лиховцева, в том числе 14-летнего сына, история которого должна стать главным крючком для развития драматургии. Его, как и других членов семьи, как картонных человечков просто перемещают из одной локации в другую, а связь их «прошлых» и настоящих подчеркивается также неумело: чтобы мы не забывали о деревенском бэкграунде мальчишек, в сериале просто показывается, как за их «деревенскость» избивают в новой школе. Без подводки и развития.

Интересная история того, как отец вербует сына в ОПГ, выглядит тоже плоско: Женя в свои 14 лет убивает человека и, очевидно, ломается навсегда, но у Быкова это не выглядит убедительно — мальчик то трясется в ужасе от воспоминаний своего первого преступления, то через пару кадров вновь готов пойти с батей на дело. Ссора же Лиховцева с женой («что же с нами стало») тоже выглядит так, будто списана с тысячи подобных сцен, и, казалось бы, самые эмоциональные моменты в фильме, которые должны влиять на развитие персонажей, по итогу просматриваются вскользь.

4. Авторы сериала

Сериал ожидался как многообещающее возвращение Юрия Быкова и его фактурного главного героя «Дурака» Быстрова. В этом режиссеру помогла продюсерская компания «Среда», с которой он работал и в первом сезоне «Метода» с Константином Хабенским, а за сценарий отвечал Олег Маловичко, известный по «Нулевому пациенту» и недавно вышедшей «Трассе», получившей признание у критиков. Но, несмотря на все благоприятствующие условия, «Лихие» предстают во многом как противоречивый проект, созданный мастерами своего дела, которые, однако, не смогли привнести свежести в криминальную историю.

5. Звезды каста

В «Лихих» достаточно успевших запомниться зрителю российских актеров, но, как справедливо отмечает критика, им в сериале почти нечего играть. Быстров в роли Павла Лиховцева, центрального персонажа сериала, не раскрывается совсем, и это понятно, поскольку слишком много черт известных героев криминальных драм он пытается соединить в себе одном. Елена Николаева, играющая роль жены Павла, — типичный для жанра образ, который дежурно переживает из-за свалившихся на ее плечи обстоятельств, что, судя по первым двум сериям, коснется и персонажа Полины Максимовой, исполняющей роль жены подросшего Паши, и всех других, кто еще обещает появиться в сериале.

6. Картинка

Визуальное сопровождение сериала, в отличие от его драматургии, не вызывает такого разочарования. Ее нельзя назвать выдающейся, но простые, часто статичные планы к месту создают ощущение замкнутости и безысходности ситуации, а визуальные элементы в виде интерьеров и одежды героев вполне неплохо дополняют реализм переданной в сериале эпохи.

7. Что говорит критика

Критики же разделились в оценке сериала: одним зрителям близка быковская суровость в детализации эпохи и то, что режиссер тоже вставил свои пять копеек в разговор о деромантизации «Бригады» и ей подобных. Другим же не хватило новых сюжетных решений и психологического развития персонажей. Нам же ближе точка зрения обозревателей, подчеркивающих перегруженность сериала стандартными для криминального жанра штампами. По их мнению, «Лихие» развивают клише «бандитской романтики» и не показывают принципиально ничего нового или уникального для криминальной драмы 90-х. Теперь Быкова критикуют за мрачность, которая в этом случае не оправдывается ни сюжетом, ни персонажами.

«В сериальном формате Быков и Маловичко пытаются нащупать связь времен, в том числе как травматичные 90-е сказались на современности. Для этого они вводят в сюжет линию повзрослевшего Евгения. Мужчина врывается в жизнь старой семьи, крадет сына и отправляется с ним в дорожное путешествие. Но даже этот сценарный ход жутко утомляет: информацию выдают настолько порционно, что к третьему эпизоду зритель чувствует себя невольным свидетелем затянувшейся семейной терапии — все что-то хотят сказать друг другу, но больно тянут с ответом. На фоне постепенно блекнет и основной сюжет, — пишет автор кинопортала Film.ru Владислав Шуравин. — „Лихие“ все больше напоминают геймплей старых частей GTA: герой идет к кому-то, общается, принимается за новое задание, успешно убивает человека и начинает все сначала. Если бы этот сериал вышел пять лет назад, у проекта были бы все шансы сойти за медитативный триллер про жизнь в 90-е. Сейчас же очевидно: „Лихим“ просто нечем удивлять».

«Лихие» рекламируются буквально как «главный сериал о 1990-х», но после четырех серий не сказать, что проект такое звание оправдывает. Ничего сверхнового или необычного, чего бы не было в других шоу об эпохе, надоевшей до чертиков, нам пока не показали, констатирует кинокритик Тимур Алиев.

8. Какому зрителю адресовано

Сериал «Лихие» ориентирован на зрителя, который ценит мрачные драмы о непривлекательности бандитской романтики и, видимо, не смотрел нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова, а в желании поностальгировать об эпохе через эту тему решит включить «Лихих». Здесь для этого есть все необходимое: типичные образы братков, конфликт совести и моральных компромиссов.

Тем же, кто ищет нестандартные сюжеты на эту тему, «Лихие» покажутся чересчур картонными и не привносящими новые идеи в жанр криминальной драмы.

9. Где смотреть сериал и его продолжительность

Сериал «Лихие» выходит каждый четверг в онлайн-кинотеатрах Okko и Start. Сейчас на сервисах можно посмотреть уже первые два эпизода.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

4 балла из 10 возможных. «Лихие» не говорят ничего нового в своем жанре, а факт участия в проекте Быкова расстраивает еще больше и говорит лишь об одном — переосмысливать в 90-х уже нечего.