Сражения за Селидово как такового не случилось. На этой неделе наши войска в прямом смысле просто взяли город, противник не стал упорствовать в обороне, а спустя некоторое время покинул его, понимая перспективы. Почему в этот раз украинские войска не стали навязывать бой за развалины, что изменилось в боевых действиях и как к этому относится сражение за Авдеевку? Вероятные ответы — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Российские войска заходят в небольшой шахтерский городок Селидово»
В злате осенних пожаров
Раскаты артиллерийских выстрелов, визг FPV-дронов и тяжелая брань штурмовиков: российские войска заходят в небольшой шахтерский городок Селидово. То, что раньше держалось месяцами, как спелый плод, на этой неделе почти без сопротивления упало в руки Российской армии. На момент написания статьи (т. е. субботу) до 75% города уже контролировалось частями ВС РФ.
Более того, согласно сообщениям телеграм-каналов, российские войска смогли обогнуть город с запада и занять населенный пункт Вишневое, до которого, скорее всего, получилось добраться по насыпи железной дороги. Селидово мгновенно попало в котел. Вместо привычно остервенелого сопротивления противника, способного держаться за каждую многоэтажку, словно это Брестская крепость, киевский гарнизон продемонстрировал нечеловеческую усталость и желание жить. Как пишет военный корреспондент Федор Громов, все это «следствие ржавчины, разъедающей украинские ряды».
Киевская армия и раньше несла существенные потери, наиболее характерным это явление стало после неудачного контрнаступа 2023-го, когда готовящийся с зимы 2022–2023 годов натиск разбился даже не о стену российских укреплений, а просто рассеялся в разрывах артиллерийских снарядов на Запорожье. Ответом на это стала тотальная и принудительная мобилизация. Все это стало приводить к появлению крайне нестойких частей, состоящих в подавляющем большинстве уже даже не просто из мобилизованных, а из принудительно мобилизованных, силой отправленных на фронт.
Как следствие, вопрос: что значит освобождение населенного пункта Селидово? Как это произошло, какие были предпосылки, какие истоки этого сражения? А также что следует ожидать после? Попробуем разобраться.
«Российская военная разведка смогла нащупать слабое место в обороне противника»
Эхо Авдеевки
События не происходят сами по себе. Они связаны в цепочку, а вернее сказать, в огромное полотно, состоящее из фактов, точек зрения и принятых решений. Рассматривать сражение за определенный населенный пункт или за некое пространство в целом следует не с позиции «здесь и сейчас». Полученная реальность, выработанная в результате предыдущих действий, действует по тем законам, которые в нее заложены.
Если бы киевские власти и их кураторы из Вашингтона и Лондона не были опьянены успехом наступления осени 2022 года, они бы незамедлительно предложили России мир на основании сложившихся условий. И вовсе не факт, что в хмуром сентябре 2022 года, до того как в России был запущен механизм частичной мобилизации, высшее военно-политическое руководство не сделало бы еще один «жест доброй воли». Впрочем, это же и не значит, что именно так бы и сложилось, просто тогда, чуть более двух лет назад, договориться о мире на относительно выгодных для Киева условиях было бы существенно проще. Однако ситуация сложилась иначе.
Непосредственно в военных реалиях события происходят примерно так же. Как мы отметили в нашем большом материале, события сложились так, что, выбив противника из Авдеевки и зайдя на гряду железной дороги, соединения группы войск «Центр» уже не останавливались, расталкивая мечущиеся бригады ТРО и новосформированные пехотные части.
Российская военная разведка смогла нащупать слабое место в обороне противника. Как мы сейчас задним умом знаем, противник тогда посчитал, что сможет провести операцию в Курской области, для чего сосредотачивал наиболее боеспособные части, которые, естественно, не были задействованы на данном участке. Кроме этого, конечно, были и другие причины.
И вот, несмотря на то что Киев начал натиск на Курщине, уже в августе российские войска вышли на бывший логистический центр киевских войск Красноармейск (Покровск), успешно заняли лежащий городок Гродовка и… остановились.
Пока украинцы спешно готовили к обороне Красноармейск, вывозя гражданских, расставляя баррикады и грабя квартиры «эвакуированных» жильцов, бойцы группы войск «Центр», будто не замечая последний крупный город в Донбассе, пошли на запад, уже в привычном темпе раскидывая встречающиеся на пути украинские войска. К концу августа была освобождена Новгородовка, а фронт встал по линии Селидово – Украинск и дальше до Красногоровки. В следующие два месяца все это было успешно занято, противник не смог ничего противопоставить российским войскам.
«Селидово — это не важный стратегический пункт. Да, это действительно, пожалуй, последний крупный населенный пункт восточнее Донецка, после которого начинается степь»
А что такое Селидово?
Это городок в центре Донецкой Народной Республики. До войны там, в 30 км от Донецка, проживали около 20 тыс. человек. Военное столкновение в 2014 году обошло его стороной, а уже после Минских договоренностей, с февраля 2015-го, он оказался на стороне, контролируемой Украиной.
От фронта он находился достаточно далеко, поэтому строительство глобальной оборонительной линии, в рамках которой Киев с 2014–2015 годов буквально разрывал траншеями и заливал в бетон прилегающие к фактической ДНР населенные пункты, его не коснулось. В общем-то, ничем не примечательный шахтерский город, скорее даже это поселок городского типа.
И вместе с тем волей судьбы он стал наглядным примером того, как воюют российские части и что собой представляет украинская армия на текущий момент.
«Украинские каналы пишут, что в обоих случаях, что в Горняке (аналогичный Селидово шахтерский городок, находящийся южнее), что в Селидово следствием краха обороны стал оголтелый драп с позиций одного из батальонов, куда тут же зашли наши штурмовики. Когда одно звено сгнивает, цепь рвется, и поэтому один из батальонов, покинувших линию обороны, тут же оголил фланги другим подразделениям, которые тут же побежали следом», — пишет Громов.
Селидово — это не важный стратегический пункт. Да, это действительно, пожалуй, последний крупный населенный пункт восточнее Донецка, после которого начинается степь, но в целом это просто один большой опорный пункт, скорее дело техники, а не вдумчивой боевой работы. Важно здесь несколько иное.
«После двух с половиной лет упорных боевых действий украинская армия начала неорганизованно отступать»
Дальше будет по-другому?
Неизвестно. Все-таки события могут сложиться по-разному. Чем черт не шутит, возможно, именно на территории Украины сойдутся армии Южной и Северной Корей, чьи боевые кличи последний раз звучали 70 лет назад. Но если предположить, что ситуация принципиально не изменится, то произошедшее в глазах Киева должно читаться не меньше, чем катастрофа.
После двух с половиной лет упорных боевых действий украинская армия начала неорганизованно отступать. И случилось это тогда, когда мест, чтобы держать оборону, уже почти не осталось. Трудно сказать, когда был первый звонок этой ситуации, но уже при освобождении Угледара стало понятно, что былой покорности к смерти киевские войска более не имеют.
Когда в ночь с 30 сентября на 1 октября остатки некогда грозной 72-й отдельной механизированной бригады, оставленной для удержания Угледара, начали неорганизованный отход из города на север малыми группами, пробиваясь через посадки, перебегая через поля в сторону небольшой деревни Богоявленка, они не знали, что именно им же придется ее оборонять. Тогда части 187-го батальона 123-й бригады ТРО отказались выполнять поставленную боевую задачу, в результате чего оборонять деревню пришлось только что бежавшим из Угледара остаткам 72-й бригады. Просто потому, что других уже не было.
И сражение за Селидово, в результате которого город, по меркам этого вооруженного конфликта, достался российским войскам почти нетронутым, это продолжение тенденции. Украинские войска, пока еще не все, начали покидать позиции, понимая неминуемость неизбежного. Город, оборона которого ранее могла продлиться два-три месяца, продлилась две недели активных боевых действий. И все это связано в один большой пучок событий, который, постепенно накапливаясь, дал такой результат.
И буквально вслед за Селидово уже ощущается, как замыкается контур обороны вокруг Кураховского водохранилища, уже поступают текстовки о выходе российских войск в населенный пункт Шахтерское, взятие которого оставит Угледар в тылу, продвижение фиксируется и на других участках фронта.
Фактически Киев находится в архисложной ситуации: у него не хватает войск, у него несколько активных фронтов, в том числе на стратегически не просто бесполезном, а на откровенно вредном фронте в Курской области. Президент Украины Владимир Зеленский и главком ВСУ Александр Сырский буквально не могут обслуживать войска. Если в месяц людоловам из ТЦК удается наловить 25-30 тыс. мобилизованных, то только за эту неделю министерство обороны России отчиталось о 15 тыс. ликвидированных.
Кроме того, Киеву не хватает бронетехники, в первую очередь гусеничной, поскольку хваленые западные MRAP просто не могут ехать по сырому чернозему, не хватает артиллерии, прежде всего самоходной. У Киева очень большие проблемы со снарядами, буквально на каждые выпущенные 10 тыс. российских армия Сырского отвечает 1,8 тысячи. Говорить о замене стволов из-за их реального выгорания не приходится вовсе.
Селидово — это не важная победа Российской армии, не великое поражение украинских военных формирований, не удача и даже не награда за проделанную работу. Это диагноз, самый правдивый и самый суровый приговор тем действиям, которые военно-политическое руководство Украины произвело за все время с начала СВО.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.