1. В преддверии саммита БРИКС (22–24 октября) в национальном музее Татарстана открывается масштабный проект «Китайские коллекции музеев России». Всего в выставочном зале подготовили около 200 экспонатов, посвященных культуре Поднебесной: фарфор, бронза, вышивка, предметы одежды и религиозного культа, графика, нумизматика и красные лаковые изделия.

  2. В Казань привезли около 100 экспонатов из Москвы, Петергофа, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Кяхты и Хабаровска. Идея межмузейной выставки о Китае родилась во время одной из сессий проекта «Музейные маршруты России» — руководители культурных учреждений решили совместно подготовить выставочный проект к саммиту БРИКС в Казани. По словам представителей других городов и республик, Нацмузей РТ прислал приглашение, а сами предметы из китайских фондов они подбирали совместно.

  3. Выбор страны для экспозиции неслучаен — 2024-й объявлен перекрестным Годом культуры России и Китая. Музеи страны объединились на одной площадке в преддверии масштабного международного события, чтобы продемонстрировать уважение к китайской культуре.

  4. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель отдела специального хранения Нацмузея РТ Владислав Мухин, из-за большого количества экспонатов было сложно разместить их по залам. «Так как у нас достаточно масштабная коллаборация музеев, мы приняли решение провести выставку в формате коллекционного показа, соответственно, исходя из коллекций по типологии», — отметил он.

  5. Например, сразу на входе в Графитовый зал выставлены краснолаковые вазы из собрания казанского коллекционера Андрея Лихачева. «У китайских императоров была традиция дарить особо важным чиновником такие изделия. Они безумно дорогие, потому что на изготовление одной подобной [вазы] у мастера может уйти несколько лет», — отметил Мухин. Деревянная заготовка покрывалась особым китайским веществом растительного происхождения — смолой лакового дерева. Она обладает уникальными химическими свойствами: моментально при взаимодействии с кислородом образует полимер, который не подвержен влиянию кислот, щелочи, воды и высоких температур до плюс 250 градусов по Цельсию. Любопытно, что в емкости с лаком помещали крабов, поскольку их панцирь содержит активное вещество, задерживающее процесс загустения лака. Слоев вещества на заготовке могло быть около 100, затем уже наносили фигурную резьбу.

  6. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник представил 10 экспонатов, среди которых китайские живописные эмали на меди, тканевые изделия и деревянный веер с бумажными вставками. Главный хранитель музея Ольга Мурашева рассказала, что четыре предмета китайской коллекции привезено из собрания известного русского фотографа-художника Андрея Карелина.

  7. Какая тонкая работа!

  8. В центре экспозиции — скульптура одного из величайших буддийских наставников Чже Цонкапа, выполненная в технике перегородчатой эмали. Она представлена Нацмузеем Бурятии.

  9. Главный хранитель бурятского музея Дугарма Хубитуева рассказала, что вместе с коллегами из Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева они проделали долгий путь до Казани — через Иркутск, Москву и Нижний Новгород. «Первое впечатление хорошее, поскольку очень давно хотели какие-то контакты наладить между Национальным музеем Бурятии и Национальным музеем Татарстана. Конечно, нам было очень интересно принять участие в этом проекте, поэтому мы благодарим наших коллег за приглашение», — подчеркнула Хубитуева и выразила надежду на ответную выставку на родине.

  10. Заведующая отделом искусства стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока Анна Егорова провела мини-экскурсию по коллекции бронзы из Москвы. Три сосуда для жертвоприношений выполнены в виде животных — маленького и большого гусей — и фантастического китайского существа. Изделия выполнены в XV–XVI веках как подражание древним китайским сосудам.

  11. «Мы иногда его называем драконом, иногда единорогом, иногда грифоном, потому что, обратите внимание, у него крылья при четырех лапах — как у античных грифонов, — поделилась Егорова. — И я более чем уверена, что у этого существа есть специфическое древнее китайское название. Просто, может, оно до нас не дошло или я, как не специалист по фантастическим тварям, его просто не знаю, но это, безусловно, отсылка к самым ранним образцам».

  12. Не менее примечательны изделия из нефрита. Это особый материал для китайской цивилизации, связанный с идеей гармонии, порядка и мироустройства. Его уникальные свойства ассоциировались с качествами человека благородного происхождения, так называемого благородного мужа.

  13. Вот еще один любопытный экспонат…

  14. …как и этот.

  15. Самый ранний предмет коллекции столичного музея — ваза с кольцами-ручками. Подставка более современная, но сам экспонат датируется ранним периодом — до новой эры — и показывает истоки бронзолитейного искусства в Китае.

  16. Из Государственного музея-заповедника «Петергоф» в Казань приехали четыре большие вазы. При транспортировке такие хрупкие предметы пакуются в специальные ящики, отделанные внутри поролоном, а они вырезаются, соответственно, под форму ваз. «Это одни из самых лучших предметов из нашей коллекции, — заметила хранитель музейных предметов Анна Шульгат, говоря о парных вазах конца XVII – начала XVIII века. — Красивый глубокий синий кобальтовый цвет, цилиндрическая форма и декор с изображениями в резервах предметов из набора китайских древностей Бо Гу традиционны для изделий периода правления Канси (император династии Цинприм. ред.). Качество кобальта и фарфорового черепка безупречного качества».

  17. И другие вазы не менее эффектны.

  18. Венчает экспозицию алтарь Будды с несколькими ярусами.

  19. Экспонаты привезли всего два дня назад. Некоторым еще не нашли подходящего места, поскольку сотрудники музея вдумчиво подходят к расположению каждого предмета. Но до открытия все успеют, заверил Мухин. (Съемка велась за несколько дней до официального открытия.)

  20. Выставка «Китайские коллекции музеев России» откроется 21 октября и будет работать в Графитовом зале Национального музея РТ до февраля 2025 года.