460-для-темы.jpg

Ведомство Марса Бадрутдинова провело свое собственное расследование по ценам на строительство соципотечных домов

КАК ЧЕЛНИНЦЫ ЛОКТИ КУСАЛИ ИЗ-ЗА КАЗАНЦЕВ

Традиционное жилищное совещание у президента РТ Рустама Минниханова сегодня началось с доклада главного кремлевского борца с коррупцией Марса Бадрутдинова. Оказалось, что начальник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики по поручению главы республики организовал проверку соципотечных строек в Казани и Набережных Челнах. Как пояснил сам Бадрутдинов, ревизоры пришли к строителям после их коллективного обращения на имя президента с просьбой поднять для них себестоимость строительства квадратного метра соципотечного жилья с текущих 24 тыс. рублей до 28 тыс. рублей.

Напомним, что газета «БИЗНЕС Online» недавно рассказывала о совещании в минстрое РТ, где представители двух крупных столичных строительных компаний – ОАО «Казаньцентрстрой» (КЦС) и ООО «Акташ» – объясняли, что участие в программе соципотеки при нынешних ценах – это для них ведет к убыткам и разорению. Тогда же коллег поддержали и представители крупных соципотечных подрядчиков - челнинских СМТ ДСК и «КамГЭСэнергостроя». Как стало понятно сегодня, на свою голову. Именно объекты этих трех компаний и навестили представители антикоррупционного кремлевского комитета. И не просто навестили, но и нашли, по словам Бадрутдинова, много интересного.

ТРИ ФАКТОРА ДЛЯ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Предваряя доклад Бадрутдинова, Минниханов напомнил, что не случайно на последнем совещании озаботился качеством объектов соципотеки, и добавил, что поручил антикорруционному управлению провести служебное расследование по вопросам ценообразования на жилищных объектах.

По словам Бадрутдинова, контролеры из Кремля выезжали на стройки и провели контрольные обмеры, сличение документации и использованных материалов, а также обстоятельства приобретения стройматериалов.

«В итоге выявлено три серьезных момента, которые ведут к появлению коррупционных рисков и удорожанию строительства соответственно. Во-первых, нет обоснованной методики расчета одного квадратного метра социальной ипотеки. По словам представителей ГЖФ, стоимость определяется на основе так называемого укрупненного анализа, а фактически из затрат, понесенных генподрядчиком, - начал перечислять начальник управления. - Во-вторых, при изучении взаимоотношений участников строительства объектов социальной ипотеки выявлено не только наличие между собой аффилированности, но и аффилированность отдельным должностным лицам, что позволяет варьировать им цену материалов и работы, существенно увеличивая их. Выводы комиссии выявили завышение не только на этапах строительствах, но и ранее при проектировании объектов».

 КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ СВЕРХПРИБЫЛЬ

Далее начальник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики начал объяснять ситуацию на конкретных примерах. В качестве показательного объекта КЦС был выбран 72-квартирный дом №1 по ул. Максимова. «Сразу оговорюсь, было проанализировано 73 процента позиций затраченных материалов, что в стоимостном выражении составляет 92 процента, а по СМР – 62 процента. Высокая степень достоверности», - пояснил Бадрутдинов.

Оказалось, что при сметной стоимости казанского соципотечного дома в 133,5 млн. рублей фактические затраты на него составили 111 млн. рублей. «Выявленные строительно-монтажные работы (СМР) на 9 миллионов рублей, заложенные в смете, но не проведенные. Во-вторых, на 14 миллионов завышена стоимость использованных материалов. При этом почти 12 миллионов рублей завышены в результате далеких от фактической стоимости материалов. Брали такие цены из ЭТИС и справочника ОАО «РИТЦ». По сути, эти ресурсы не отражают реальной цены, по которой совершаются закупки», - сообщил Бадрутдинов. (Позже Минниханов, уже подытоживая совещание, отметил, что ОАО «РИТЦ»  (ОАО «Республиканский инженерно-технический центр») ведет разработку сметно-нормативной базы и норм расценок в строительстве).

Раскрыл Бадрудинов и схемы приобретения стройматериалов КЦС. По его данным, часто данные по закупленным материалам в ЭТИС не совпадают с приходными накладными на поставку. «При этом в объеме стройматериалов 3 - 4 процента занимала аффилированная к руководству генподрядчика компания - СМУ-10. При наличии низких цен других поставщиков предпочтение отдавалось этому поставщику. В качестве причин указывалась длительность поставки. СМУ-10 выступал в роли перекупщика у производителей стройматериалов и после своей наценки продавал материалы «Казаньцентрстрою». В результате удорожание по одному объекту составило 3 миллиона рублей», - объяснил глава антикоррупционного управления. Похожая схема, по словам Бадрутдинова, реализовывалась и через дочернее предприятие СМУ-2, в результате кирпич продавался с 67-процентной наценкой. «Нехитрая арифметика. Появляется сверхприбыль. Можно задуматься всем», - говорит чиновник. По его подсчетам, в итоге себестоимость одного квадратного метра для КЦС обошлась в 21,3 тыс. рублей.

 

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОФФШОРЫ?

Далее черед дошел до строительно-монтажного треста челнинского домостроительного комбината.  Себестоимость «квадрата» в 242-квартирном панельном доме для СМТ составила 22,6 тыс. рублей. «Получена прибыль в размере 47 миллионов рублей – это 18-процентный уровень рентабельности», - заявил Бадрутдинов. Он напомнил, что СМТ ДСК за 5 лет построила 27 домов на сумму более 4 млрд. рублей.

Развивая тему аффилированности, глава антикоррупционного комитета выяснил, что ДСК связан с другим крупным жилищным игроком в Челнах – ООО «ЖИК г. Н. Челны» – и проектной компанией «ПКМ-1».

«Все свое – проектировщики, строители и поставщики материалов. Но есть одно исключение – присутствие в учредителях одной кипрской компании», - раскрыл акционеров Бадрудинов и тут же озвучил вывод, что оффшоры нужны, чтобы туда выводить деньги. «Не дай Бог, что случится с объектом. Тогда как быть с пятилетней гарантией? Как и кто будет искать их на Кипре? Вообще, если бы это было на свободном конкурентном рынке, а не на рынке соципотеки, то подобные схемы были бы естественными», - заключил он.

Третьим домом, который проверили антикоррупционщики, оказался «незавершенный объект строительства» в районе «Замелекесье» «КамГЭСэнергостроя». При проведении контрольных обмеров выяснилось несоответствие фактических работ выполненным работам и завышение объемов СМР на 3 млн. рублей. «Полученные расчеты по соципотеке показывают, что можно вести строительство из предельной стоимости квадратного метра и получать при этом прибыль», - резюмировал Бадрутдинов.

«ЭТО ЧТО ТАКОЕ?! ЦЕНА НА МАТЕРИАЛЫ ПРЫГАЕТ НА 20 - 30 ПРОЦЕНТОВ»

Минниханов окинул зал с чувством удовлетворения и уточнил у главы ГЖФ Талгата Абдуллина, вошли ли в данную стоимость «квадрата» сети. «Нет. Сети – это дополнительно тысяча рублей на квадратный метр», - ответил Абдуллин.

«Расчеты бывают разные, плюс-минус. Но денег хватает. Мы видим, что строительные компании формируют с ведома или без ведома собственников другие центры прибыли. Собственники за этим должны смотреть, - заявил Минниханов. - Аффилированность - вещь очень опасная. Вы, наверное, поняли, почему я это показал. Аффилированности быть не должно, если ты работаешь на государство и муниципалитет. Надо выбирать, на кого ты работаешь. Нужно определиться, где ты работаешь. Компании должны зарабатывать, не будет нормы прибыли, они не будут развиваться, но иногда проектировщик или поставщики начинают играть и обманывать своих акционеров».

Как средство борьбы с удорожанием цен на стройматериалы Минниханов тут же предложил строителям заключить заранее контракты на поставку кирпича, бетона, ПГС и панелей. «Кстати, это и дорожников касается», - обратился в зал президент.

«Это что такое?! Цена на материалы прыгает на 20 - 30 процентов. Бизнес должен быть прозрачным. Если будем скрывать, будет еще хуже. Сегодня речь идет о тех деньгах, которые получаем от предприятий, за это жилье платят наши граждане. Каждый год 4,5 - 5 миллиардов рублей дают наши товаропроизводители. Мы даем землю бесплатно, сети бесплатно. Мы должны решать социальную задачу, и правила игры должны быть понятными», - объяснил Минниханов.

ПОРАБОТАЕМ ПО КАЧЕСТВУ

В завершение совещания президент вызвал по прямой связи руководителей Казани и Челнов. «Вам по себестоимости все понятно? Если есть возражения, говорите сейчас. Потом такой возможности не будет. Песошин, Шайхразиев, есть вопросы?» - спросил Минниханов. Появившийся на экране глава исполкома Казани Алексей Песошин подтвердил, что вопросы у города остались, и он хотел бы переговорить отдельно.

«Ты понимаешь, что с каждым разом могут ухудшаться ваши позиции.Ты это чувствуешь?» - многозначительно спросил президент.

«Я это понимаю», - обреченно ответил Песошин.

«Хорошо. Марс (Бадрутдиновред.), с Казанью надо еще поработать, с другими домами. Надо и по качеству посмотреть. Они сами захотели, мы пока только два дома посмотрели», - дал распоряжение Минниханов. И следом спросил у главы Набережных Челнов, не настаивает ли он на увеличении себестоимости.

«Нет, все понятно», - ответил Шайхразиев. За челнинцев попытался вступиться глава минстроя РТ Ирек Файзуллин, заявив, что в минстрой с письмом обращались только казанские строители. «Претензий у аффилированных строителей нет, Василь Гаязович?» - улыбаясь, на татарском спросил Минниханов и, получив утвердительный ответ, закончил совещание.