1. В преддверии саммита БРИКС в казанской галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка «Татарская перспектива», объединившая работы 18 ключевых татарских художников ХХ и ХХI веков, — от Баки Урманче, Ильдара Зарипова и Хариса Якупова до ярких представителей татавангарда новой волны.

  2. Экспозиция позволит зрителям наглядно увидеть пройденный путь татарского современного искусства, зафиксировать удивительные метаморфозы и благодаря концентрации ключевых авторов понять, как их творчество влияет на культурный ландшафт Татарстана, Поволжья, России и евразийского мира. Подобные выставки уже проходили в галерее «БИЗОN», например проект «М7 и новые кочевники» в 2022 году, но чтобы столько ведущих тюрко-татарских художников было представлено в одном пространстве — это впервые.

  3. «Я искренне радуюсь таким событиям, пополнениям культурного планетария, потому что мы не так часто встречаем подобные выставки, — делится впечатлениями замруководителя исполкома Казани Гузель Сагитова. — Очень радостно, что „БИЗON“ всегда находит ту нить, которая соединяет прошлое и настоящее, национальное и общекультурное, все это мы видим на новой выставке. Я искренне рада, что у „БИЗONа“ сейчас новое пространство, и всем рекомендую увидеть новую выставку».

  4. В этом зале гармонично соседствуют работы Мадияра Хазиева и Расиха Ахметвалиева, которые принадлежат разным творческим группам («Тамга» из Набережных Челнов и «Чингисхан» из Уфы), но перекликаются, вступают в художественный диалог.

  5. Вот еще один пример неожиданного соседства. На противоположной стене от классика национального изобразительного искусства Урманче можно увидеть работу «Желтые хвосты» Айрата Терегулова. Его часто называют «башкирским Баскиа».

  6. А вот и легендарный Урманче. Эта картина была написана им в Казахстане, а затем возвращена на родину легендарного художника. Важно отметить — ранее работа еще нигде не экспонировалась.

  7. «Соединить несоединимое — очень красивая черта галереи „БИЗON“, — говорит начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов. — Но отмечу важную деталь: столица РТ на следующей неделе встречает гостей со всего мира, и эта выставка подготовлена как раз очень уместно к такому важному событию. Мы открываем для себя чужие миры, и цивилизации, которые открываются нам, тем самым открывают и нас тоже. Всегда считал, что Казань находится на стыке цивилизаций, а казанский зритель довольно серьезный, интеллектуальный, столица Татарстана — город высокой культуры, мы достойны встречать гостей, а также делать крутые события в области культуры. Важно то, что искусство живет в Казани, и оно очень перспективное».

  8. Один из ярких представителей татарского современного искусства Ленар Ахметов признается — быть рядом с такой цепочкой «больших художников», которые заложили фундамент национального изобразительного искусства, крайне волнительно. «Первое впечатление — удивляет, что камерное пространство настолько эффективно может работать. Кажется, что по всем правилам необходим отход от работы метра на 3 как минимум. Здесь же, напротив, оказалось, что настолько интимное приближение к работе создает невероятное ощущение погружения, тем более все пространство насыщено совершенно разными авторскими стилями. Получается такой эффект погружения в татарское искусство, в самую его сердцевину», — поделился он.

  9. Самая ранняя работа, представленная на выставке «Татарская перспектива», датирована 1948-м, а самая свежая — масштабное полотно Ахметова «Молитва» — написана совсем недавно, в августе этого года.

  10. Открытие выставки посетил главный тренер ХК «Ак Барс» Анвар Гатиятулин вместе с женой Светланой. Особое внимание пара обратила на произведения уфимского автора Салавата Гилязетдинова, который работает в разных техниках, но предпочитает конгрев (бумажное тиснение). Это неудивительно — Гилязетдинов часто вдохновлялся уральскими ландшафтами, а именно оттуда родом хоккейный тренер.

  11. Вот, кстати, работы Гилязетдинова «Тулпар» и «Акбузат».

  12. «Мне всегда радостно, когда открываются такие выставки, где есть тенденции новых путей. Новых не в плане того, что это сделано сегодня, а то, что в последние годы, десятилетия появилось то искусство, которое опирается на корни татарской культуры, — делился размышлениями художник Хамза Шарипов, работы которого также можно увидеть на новой выставке. — Тюркский мир, мусульманский мир, соединенный с европейским опытом. И тогда возникает то искусство, где татары могут нащупывать свои почти утерянные корни».

  13. Одна картин, которая сразу же притягивает взгляд, — «Степь» (по центру). Ее написал уфимский художник Мидат Мухаметов. Его вдохновляет история Великой степи и судьбы древних кочевников. Многие его работы называют музыкальными, и это неспроста — Мухаметов слушает национальные мелодии, когда работает в мастерской.

  14. Рият Мухаметдинов приехал на открытие выставки из Набережных Челнов. В «БИЗОNе» представлены две его картины — «Красный цвет гончара» и «Танец». Мухаметдинов работает в направлении этнического авангарда, используя сухую пастель. Его произведения — это миры, которые композиционно выстроены по принципу космической сферы.

  15. Рядом с работой Мухаметдинова коллега челнинского художника — легендарный Хазиев. «Пришлось прожить 40−50 лет, чтобы понять — через абстракцию тоже можно показать свои корни! — признается Мадияр Шарипович. — Это прекрасная выставка, столько разных работ, но они объединены одним смыслом: каждый должен стараться показать свои эмоции, свой народ, как он его чувствует и понимает».

  16. На выставке «Татарская перспектива» действительно состоялось много «премьер». Хазиев показал новую абстрактную работу «Белый город» (на фото слева), зрители впервые могли увидеть графическую работу лидера татавангарда Зиннура Миннахметова.

  17. «В последние несколько лет я часто хожу на выставки современного искусства и теперь научился получать настоящее удовольствие от него, — признается арт-директор Московского рынка Табрис Яруллин. — Естественно, всегда ищешь современное искусство здесь, в „БИЗONе“. Аннотацию к выставке я специально не читаю, чтобы остаться один на один с работами. В современном искусстве, мне кажется, чем больше рамок, тем неинтереснее его воспринимать, тем меньше любопытства, страсти. Поэтому и здесь я не читал ни анонс, ни аннотации, просто хотел посмотреть на картины, как они расставлены, какие у них образы, цвета и материалы».

  18. Больше всего привлекла внимание Табриса, как и многих посетителей выставки, работа «Архитектурный город II» Ахметова. «Я подумал — художник наверняка вдохновлялся искусством шамаиля, а потом выяснилось, что это действительно так! Это образы, которые видишь с детства, но уже в современном контексте, и выглядят необыкновенной иллюстрацией современной книги об архитектуре», — делится Яруллин.

  19. Доктор философии (PhD), партнер компании «Тюбетей» Альфрид Бустанов: «Здесь видна история развития татарского визуала с середины XX века: начинается с Баки Урманче — наше все, и дальше идут поиски современных художников. На открытии было много сказано про корни, про то, как люди занимаются современным искусством, не забывая про них. Такая терминология может ввести в заблуждение и делает искусство локальным, если не провинциальным. Хотелось бы, чтобы перспектива была не в самих себя, а вперед».

  20. Проводником в мир современного тюрко-татарского искусства для первых зрителей стала искусствовед Дина Ахметова: «„Татарская перспектива“ — очень знаковое название, потому что, несмотря на разность работ, они объединены самым главным — тем, что они изображают Вселенную, большой космос, и в этом космосе есть что-то свое, очень маленькое и важное. Несмотря на разность, в каждой работе есть эта тема — маленькое, человеческое, свое в большом космосе».

  21. «Я очень рад, что в нашем городе открылась выставка, посвященная именно татарской культуре и традициям, — говорит режиссер Рамис Назмиев. — Это позволит нашему народу быть современным, поможет актуализировать нам свою национальную идентичность. Очень надеюсь, что сегодняшняя выставка — первый шаг для новых проектов».

  22. Символично, что Назмиеву особо понравилась работа одного из лидеров творческой группы «Чингисхан» Василя Ханнанова «Тропинка».

  23. «Я сторонник традиционной живописи, где есть некая нежность, художественность или конкретная читабельность. То есть я сразу говорю, что я не за абстракционизм, не за какие-то психологические переживания, выраженные в искусстве. Поэтому из всего здесь мне ближе Баки Урманче, конечно, и Булат Гильванов — мой давнишний друг, которому я согласилась единственному позировать для коллекции булгарских амазонок», — признается хореограф и худрук ансамбля «Казань» Чулпан Закирова.

  24. «Интересно: один из художников отметил, что даже абстракцией можно выразить культурный код, и здесь действительно это прослеживается, — говорит постоянная посетительница галереи Лэм Уен. — Это здорово, что татары не боятся ярко и громко заявлять о своей идентичности и что татарские художники вшивают культурный код в каждую свою работу».

  25. Посетить выставку «Татарская перспектива» можно до 8 декабря в галерее «БИЗON» на ул. Пушкина, 20. Галерея работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00.