Камиль хазрат Самигуллин еще за час до начала церемонии открытия после реставрации последней исторической мечети Казани, возвращенной верующим, успел осмотреть «Ак мәчет» Камиль хазрат Самигуллин еще за час до начала церемонии открытия после реставрации последней исторической мечети Казани, возвращенной верующим, успел осмотреть Ак мәчет

«Когда мне предложили приступить к ее восстановлению, я с удовольствием взялся»

«У этой мечети плачевная, трагическая история, и сегодня, Аллага шөкер, она вновь открывает свои двери», — радовался муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, который примерно за час до начала церемонии открытия после реставрации последней исторической мечети Казани, возвращенной верующим, успел осмотреть Ак мәчет. Компанию ему составил главный инвестор восстановительных работ, директор «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов.

Проведенные работы весьма впечатляют, на их было потрачено более 330 млн рублей, об этом говорилось во время воздвижения на минарет полумесяца, которое прошло чуть более месяца назад. Фасад и внутреннее убранство были воссозданы, как в былое время (1801–1805), как задумал купец Габдрахим бин Валид бин Мусалим бин Мамяш аль-Урнашбаши, больше известный в народе как Ракый-бай. Современный же благотворитель, шеф «Татэнергосбыта», намерение взяться за реставрацию объекта объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» желанием восстановить историческую справедливость — отобранный большевиками в 1928 году мусульманский храм наконец-то будет служить по своему прямому назначению.

Проведенные работы весьма впечатляют, на их было потрачено более 330 млн рублей Проведенные работы весьма впечатляют, на их было потрачено более 330 млн рублей

«Это последняя историческая мечеть Казани, которой более двух веков. После того как ее передали верующим, она стояла заброшенная, постепенно разрушалась. Когда мне предложили приступить к ее восстановлению, я с удовольствием взялся за работу, — рассказал Сулейманов. — Опыт строительства у меня уже был — построил мечеть в своей родной деревне Азеево Новошешминского района, которую в честь моего отца назвали „Хайдар“. Там легче было строить, ведь все заново возводилось. А в Казани пришлось вести полную реставрацию».


Сейчас «Хайдар» очень популярная у путников мечеть, отметил Камиль хазрат, который и сам частенько туда заезжает совершить намаз, когда его путь лежит через Новошешминский район. Что касается Ак мәчет, глава ДУМ РТ напомнил, что известный рассказ Амирхана Еники «Мәчет елый» («Мечеть плачет») как раз таки и посвящен именно ей. Начинается произведение интригующе: «Той зимой среди татар Новой слободы начинает гулять удивительная странная молва: якобы недавно закрытая в слободе мечеть плачет. Вернее, из каменной мечети каждый день, как стемнеет, слышится звук, похожий на плач ребенка…»

Фасад и внутреннее убранство было воссозданы как в былое время Фасад и внутреннее убранство были воссозданы, как в былое время

«В повествовании говорится, что молодому журналисту редактор дает задание разоблачить сверхъестественное явление, увидеть которое съезжается вся Казань. Журналист приезжает на объект с твердым намерением развенчать слух, но сам становится свидетелем разносящегося из мечети пронзительного плача, — поведал муфтий Татарстана. — Мы понимаем, что рассказ писался в советское время, поэтому автор оставляет делать выводы читателю, что, возможно, это был филин. Да, это теоретически возможно, но откуда птица здесь могла появиться? У этой мечети плачевная, трагическая история, и сегодня, Аллага шөкер, она вновь открывает свои двери».

На официальную церемонию открытия мечети ждали раиса Татарстана Рустама Минниханова, Ильсура Метшина, Асгата Сафарова и Ивана Гущина На официальную церемонию открытия мечети ждали раиса Татарстана Рустама Минниханова, Ильсура Метшина, Асгата Сафарова и Ивана Гущина

«Так получилось, что в этой мечети около 100 лет не совершался намаз, а на сегодняшний день она была реставрирована»

На официальную церемонию открытия мечети ждали раиса Татарстана Рустама Минниханова, который с утра осматривал культовые объекты столицы. К примеру, в компании мэра Казани Ильсура Метшина, руководителя администрации раиса РТ Асгата Сафарова и председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина он ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ Казанского Богородицкого монастыря и храма-памятника русским воинам, павшим при взятии Казани.

К Белой мечети кортеж раиса подъехал около 10 часов утра. Для него провели презентацию проделанных работ и экскурсию. В основном зале среди гостей были руководитель казанского отделения всемирного конгресса татар Фарид Мифтахов, директор медресе им. 1000-летия принятия ислама Ильяс Зиганшин, ведущий религиозных мероприятий, которого еще называют «халяльный тамада», Ильяс Халиков. Ему, кстати, не пришлось показывать свое умение конферансье, ведь сама церемония продлилась максимум 15 минут.

Осмотрев объект, VIP-гости совершили тахият аль-масджид, правда не в специальной комнате, а непосредственно возле михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, — прим. ред.). Первым к микрофону подошел духовный лидер татарстанской уммы. Он прочитал аяты священного Корана, совершил дуа. После чего напомнил известный хадис пророка Мухаммеда «Тому, кто построит мечеть ради Аллаха, для того Аллах построит дом в раю» и поблагодарил всех, кто принимал участие в восстановлении мечети. Сулейманов отметил, что сперва очень сомневались по поводу того, смогут ли они привести мечеть в первозданный вид. Но все опасения были напрасными.

По словам Фарида Салмана (Хайдарова) главной отличительной особенностью «Ак мәчет» станет то, что она татарская, это видно и во всех мелочах По словам Фарида Салмана (Хайдарова), главной отличительной особенностью Ак мәчет станет то, что она татарская, это видно и во всех мелочах

«Так получилось, что в этой мечети около 100 лет не совершался намаз, а на сегодняшний день она была реставрирована. Это надо было давно уже сделать, но все руки не доходили. Рифнур Хайдарович, вам и вашей команде огромные слова благодарности, спасибо строителям, очень хорошо поработали, восстановили мечеть. Мои пожелания — чтобы сюда приходила молодежь, совершали намаз и в праздники, и будни. Для этого есть все условия», — обратился к присутствующим Минниханов.

Имам-хатыбом Белой мечети стал директор центра исследований священного Корана и пречистой Сунны Фарид Салман (Хайдаров), известный как автор первого в России перевода смыслов Корана на татарский язык. По его словам, главной отличительной особенностью Ак мәчет станет то, что она татарская, это видно и во всех мелочах.

«Мы сделали ее чисто татарской мечетью — возле михраба стоят напольные часы, а в татарских мечетях всегда стояли часы. Все шамаили написаны казанским шрифтом, которым писался Коран „Казан басмасы“. Есть отдельные залы для обязательного фарз-намаза, желательных суннат-намазов, есть маленькая комната для тахият аль-масджид-намаза приветствия мечети, которую принято совершать после входа в мечеть, — разъяснил Салман. — Мужчины молятся на втором этаже, женщины — на первом, все убранство напоминает в миниатюре старейшую казанскую мечеть Аль-Марджани».

Мужчины молятся на втором этаже, женщины на первом Мужчины молятся на втором этаже, женщины — на первом

После церемонии глава республики продолжил осмотр религиозных учреждений. Сперва ознакомился с отреставрированной мечетью «Иске Таш» и концепцией развития ее территории, затем заехал в Аль-Марджани. Во время своего последнего визита в старейший дом Аллаха 29 августа Минниханов остался крайне недоволен проведенным ремонтом, что стало причиной отставки имам-хатыба Мансура Джалялетдина, руководившего объектом в течение 29 лет. Сыграло роль и наполнение экспонатами музея при мечети. Сегодня Рустам Нургалиевич без прессы снова посетил Аль-Марджани, экскурсию по музею провела министр культуры РТ Ирада Аюпова лично. Остается надеяться, что обновленная мечеть и музей понравились раису и новому имам-хатыбу Равилю Зуферову не придется все заново переделывать.