22.jpg
По данным Фарита Мусина, количество дел по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков выросло на 83%

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ДОБИВАЮТСЯ В СУДАХ ЕЕ ОБЩЕГО СНИЖЕНИЯ
ДО 18 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ, ТО ЕСТЬ В 4,5 РАЗА»

Общее количество дел по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков, рассматриваемых судами Татарстана, составляет на 17 августа 297. Тем временем еще 25 апреля текущего года их было лишь 162 – рост за три месяца составил более 83%. Об этом сегодня на коллегии минземимущества РТ сообщил замминистра Фарит Мусин. По его словам, сегодня утром совещание по этой проблеме проводил премьер-министр РТ Ильдар Халиков.

Кадастровая стоимость – база земельного налога и платежей за аренду земель. Газета «БИЗНЕС Online» публиковала ряд посвященных этой теме материалов, в том числе с участием известнейших в Татарстане бизнесменов. Федеральный закон разрешил устанавливать кадастровую стоимость участков по ее рыночной цене. «Но несовершенство подзаконных актов об оценочной деятельности в части применения ценообразующих факторов оценки, права выбора упрощенной экспертизы отчета и отсутствие специалистов в органах власти привели к тому, что практически все иски по снижению кадастровой стоимости судами удовлетворяются», - подчеркнул Мусин.

Совокупная кадастровая стоимость участков, оспариваемая только по рассматриваемым сегодня 297 искам, достигла уже астрономической суммы в 82 млрд. рублей. Чтобы был понятен масштаб, отметим, что эта цифра, например, сопоставима с выручкой за 2011 год ОАО «КАМАЗ» (104,5 млрд. рублей) и с доходом за первое полугодие 2012 года гигантской нефтегазовой компании «Новатэк» (80,9 млрд. рублей). Предприниматели добиваются в судах ее общего снижения до 18 млрд. рублей, то есть в 4,5 раза или на 64 млрд. рублей. Потери бюджетов муниципалитетов республики, если суды встанут на сторону истцов, могут составить 450 млн. рублей в год. Львиная доля из этой суммы придется на Казань – 379 млн. рублей, Набережные Челны – 45,1 млн. рублей и Нижнекамск – 6 млн. рублей.

33.jpg
Азат Хамаев предлагает мировое соглашение с предпринимателями

«НЕ НАДО ДО СУДА ДОВОДИТЬ – МЫ ВСЕ СУДЫ ПРОИГРЫВАЕМ»

По мнению гравы минземимущества Азата Хамаева, основной вал исков по районам республики еще впереди. «В основном мы пока разбираемся с крупными городами. В остальных районах сегодня тишь да гладь. Но это до поры до времени, потому что еще не все предприниматели знают, сколько им придется заплатить. Вал будет и по другим районам, - уверен глава минземимущества. – Я смотрю по своим знакомым, по Актанышскому району, по Мензелинскому. Они только сейчас узнали, какие у них будут платежи. Если один там платил раньше 300 тысяч рублей, то теперь он будет платить 2,3 миллиона рублей – у него налоги выросли в 8 раз, а он даже не знал. Сегодня хлеб есть, а что будет завтра – не знаю».

По словам Хамаева, представителям земельно-имущественных палат надо этот вопрос самим проанализировать – по каким вашим предприятиям, наиболее значимым для бюджета, на какие цифры они выходят. «И еще одно предложение – чтобы на досудебной стадии делать мировое соглашение с предпринимателями, которые согласны платить немного больше, чем у них было. Например, было 100 тысяч, а они согласны платить 200 тысяч. Надо смотреть бюджетную роспись. Не надо до суда доводить – мы все суды проигрываем сегодня и здесь, и в Самаре», - отметил министр.

«СУДЫ СФОРМИРОВАЛИ ПРАКТИКУ»

Марат Камалов - директор ООО «Юридическая фирма «Татюринформ»:

- В ситуации с оспариванием предпринимателями кадастровой стоимости участков есть два важных фактора. Во-первых, в 2010 году произошла плановая переоценка кадастровой стоимости земли, в результате чего она была увеличена в десятки и даже сотни раз. Во-вторых, Казгордума тоже одновременно увеличила ставки налога. Казань расширила границы, и очень многие предприятия, располагавшиеся на окраине (в районе северной объездной трассы, поселка Мирный), ощутили на себе давление. Юристы задумались, как же можно законным способом уменьшить кадастровую стоимость участков.

В июле 2010 года в федеральном законе об оценке и оценочной деятельности появилась новая глава – «кадастровая оценка». Она содержала базовый постулат, который говорил о том, что кадастровая стоимость земли должна равняться рыночной. Был определен порядок, согласно которому предприниматель заказывает рыночную оценку у лицензированного оценщика, а потом обращается в кадастровую службу, где обязаны ее принять. Если она не устраивает службу, они подают в суд.

Суды сформировали судебную практику по этим делам. Было, конечно, давление власти, все-таки налог на землю – единственный муниципальный налог. Но есть такое понятие, как экономичность. Так вот кадастровая стоимость была взята из головы – никто никогда не оценивал участки. Экономической выгоды тут нет.

Юрист абсолютно чисто и законно берет оценщика и определяет стоимость земли. И чтобы не было коррупционной составляющей, экспертиза проводится с представителями СРО, которых и за миллион не купишь. Если предприниматель, вооружившись этой оценкой, подает в суд, ему в разы уменьшают налоговую базу. Пленум Арбитражного суда РФ, который подтвердил, что этот механизм работает. Огромного вала исков я не ожидаю – в день к нам приходят по два-три новых клиента.

Айрат Хабибуллин - директор АН «Домус»:

- Кадастровая стоимость изначально была высокой, особенно в городах. Очень часто рыночная стоимость была в два-три раза ниже, чем кадастровая. Если же сейчас кадастровая стоимость повысилась, получается, что она стала сверхвысокой. Предприниматели правильно делают, что оспаривают.

Возможно, волна исков по оспариванию кадастровой стоимости земли в районах Татарстана и будет, но вот как это будут воспринимать суды – пока под вопросом. Если руководство республики негативно к этому отнесется, то, понятное дело, суды учтут это мнение. В таком случае поток исков иссякнет, поскольку не будет смысла бороться.

Валерий Абсалямов - директор ЦДН «Валери»:

- То, что предприниматели оспаривают кадастровую стоимость участков, вполне нормально. Это их гражданская и бизнес-позиция. Думаю, что дело движется к компромиссу. Правда, хотелось бы, чтобы все было более открыто, а то непонятно, в связи с чем повысили кадастровую стоимость, как ее посчитали.

Адель Хасбиулин - директор ООО «МЕГАЛИТ»:

- От кадастровой стоимости высчитывается налог на земельный участок. И чем выше стоимость, тем выше налог. Практика показывает, что, если налог завышен, организация обращается в суд с просьбой провести оценку этого участка в соответствии с розничной ценой. В большинстве случаев стоимость снижается.

То, что предприниматели оспаривают кадастровую стоимость участков, безусловно, правильно – их стоимость, действительно, завышена. Кадастр имеет какие-то нормативы и прочее, но участок оценивают, не видя его. Реальная же оценка может быть совсем другой. Она должна быть рыночной, а не повышенной в 10 раз. Знаю один пример – есть один участок, который и за 100 миллионов рублей не продашь, а его кадастровая стоимость – 1,5 миллиарда рублей. Конечно, это несправедливо! Но, с другой стороны, возможно, тоже неправильно, что бюджет неподополучает средства.

Не думаю, что будет волна исков со стороны предпринимателей, ведь кадровая стоимость сформирована на все объекты, и завышена она только на те, у кого только недавно появилось право собственности.

Андрей Генсен - директор центра земельных отношений ЗАО «Поволжский антикризисный институт» (ASG):

- Волны исков ожидать не следует, потому что в основной массе кадастровая стоимость сопоставима с рыночной. Если говорить о ситуации в целом, то превышение кадастровой стоимости над рыночной в несколько раз - это единичные случаи. Чаще всего они возникают по причине применения разных подходов при проведении кадастровой оценки, ориентированной на массовость и не учитывающей многие факторы, важные для определения стоимости и оценки рыночной стоимости, проводимой индивидуально для каждого объекта.

Естественно, предприниматели оспаривают такие случаи - кадастровая стоимость является основой для формирования стоимости выкупа земельных участков и налогооблагаемой базы. Что касается земельных участков, предназначенных для предпринимательской деятельности, в отдельных случаях речь может идти о переплате налогов, исчисляемых в миллионах рублей.