«Рубин» ушел на октябрьскую паузу на приятной ноте, обыграв «Ахмат» (2:0), но до этого он 6 матчей не мог победить, а также показывал нестабильный футбол. Нередкая проблема — это разные таймы, когда первый команда может провалить, а на второй собраться. Свой вердикт клубу в интервью «БИЗНЕС Online» поставил бывший игрок казанской команды Алексей Попов. Почему «Рубин» играет в пять защитников, что заставляет футболистов нервничать и какая схема нужна Рашиду Рахимову?
Алексей Попов высказал свое мнение о сезоне «Рубина»
«У команды нестабильная игра, а именно от нее все и зависит»
— Алексей Владиславович, как оцените старт сезона для «Рубина»?
— Я думаю, что его можно оценить на тройку, потому что клуб выиграл лишь четыре матча из 11. У команды нестабильная игра, а именно от нее все и зависит. Каждые 5–10 минут в их игре может произойти все что угодно.
— А с чем вы связываете отсутствие стабильности?
— Ментальность у команды не та. Я не думаю, что у «Рубина» футболисты, которые недостойны быть в тройке-шестерке. Просто все зависит от тренировочного процесса и от главного тренера.
— В прошлом сезоне же была эта ментальность. Куда она пропала в текущем?
— Думаю, что в прошлом чемпионате ее тоже не было, что и доказывает нынешний сезон. Тренерский штаб руководит командой больше года — и игра не изменилась. Они как сидели в своей штрафной, так там и сидят. «Рубин» не играет от себя, а готовится к сопернику. Это неправильно! Нужно исходить от своей игры.
— Победа над «Ахматом», другие успешные результаты не дали вам надежды?
— Победы — это не показатель, важно качество игры. Даже победа над «Ахматом» вообще ни о чем не говорит.
— Думаете, что победа над грозненцами не указывает на выход из кризиса?
— Нет, конечно. Какой выход из кризиса, если команда владела мячом 37 процентов игрового времени, а успешность передач была 59 процентов? То есть каждые 2,5 передачи превращались в потери. Это притом, что «Рубин» играл с аутсайдером, который идет на последнем месте. Поэтому нельзя говорить об успехе, когда у полузащитников брак в передачах — 30 процентов, хотя они обязаны контролировать игру и владеть мячом, а успешность ассистов должна составлять 80–90 процентов. Я уже не говорю о защитниках, у которых тоже хватало ошибок в передачах, а они тоже должны отдавать их с точностью под 90 процентов.
Команда не уверена в себе, постоянно теряет мяч, отдает сопернику инициативу, потому что не знает, как действовать. Рахимов — хороший тренер для выполнения задачи, чтобы команда находилась с 8-го места по 10-е. Если вы не можете с запасом обыграть команду, идущую на последнем месте, или «Факел», то о чем это говорит?
«Рахимов — хороший тренер для выполнения задачи»
«Получается «бей вперед — игра придет»
— С чем связываете количество брака у игроков обороны?
— Думаю, что они нервничают, а такое состояние исходит от партнеров и главного тренера Рашида Рахимова. Ошибки не прощаются, посмотрите на Артура Нигматуллина, которого посадили на лавку и выпускают в Кубке. Они все знают: если ошибешься, то не будешь играть. Это не придает уверенности команде, особенно защитникам. Кажется, что спортсмены не особо понимают, во что они играют, поэтому у них так много длинных передач вперед, а не попытки разыгрывать.
Также и полузащитники не понимают, во что они должны играть: открываться под защитников или идти на подборы после длинных передач защитников. Им приходится подстраиваться под последних, так как у них нет цели контролировать мяч. Поэтому и получается «бей вперед — игра придет».
— Вуячич в прошлом сезоне проявил себя хорошо. Почему в этом сезоне у него появились проблемы?
— Потому что команда — это единый сплоченный механизм. Если какой-то винтик ломается, то может пострадать любой игрок. Тем более в текущем сезоне у Вуячича травма была, а тут тоже надо понимать, от чего они идут: от семейных проблем или от взаимодействия с партнерами и тренером. Травмы влияют и на психологию. Ты получаешь травму, становишься не готов физически, а команда по-прежнему требует от тебя уверенной игры сзади… Естественно, это все накапливается, ты нервничаешь.
Да, в первом сезоне он на эмоциях «выстрелил», все нравилось в «Рубине», а сейчас понимает, что команда остановилась в развитии.
«В первом сезоне Вуячич на эмоциях «выстрелил»
«Рожкову еще рано куда-то переходить»
— А если говорить о построении атаки, в чем видите проблемы?
— Еще раз: «Рубин» не строит свою игру. Команда действует через фланг Дмитрия Кабутова, который не креативный игрок. Да, он исполнительный, у него есть всегда хорошая подача, но и у него всего три голевые передачи за 11 матчей — это не показатель. Вся игра строится от соперника. Они не готовятся играть сами, они готовятся перекрыть сильные стороны противника. И это сказывается на команде, потому что она не верит в себя. Она ждет, пока соперник сам ошибется, и на этом мы его подловим.
— Раз упомянули Кабутова, то как оцените игру Ильи Рожкова, играющего на другом фланге? Ведь им интересуется «Зенит» и «Динамо».
— Илья — молодой и перспективный игрок, но ему еще рано куда-то переходить. Он еще «необстрелянный». Но Рожков привыкнет играть в схему в пять защитников, которой не существует. Она придумана людьми, которые не умеют играть в футбол. Самые распространенные схемы в мире — это 4–4–2 и 4–3–3. То, что Рахимов играет в пять защитников, показывает, что он пытается обороняться количеством, а не качеством…
А Рожков, да, старательный, хорошо бежит по флангу, но тактически пока допускает ошибки. Перестроится ли Илья, никто не знает. И еще неизвестно, как он себя проявит в топ-клубе, где нужно выигрывать каждый матч и высокая конкуренция. Это тоже тяжело. Мне кажется, что ему нужно поиграть еще год в «Рубине». К тому же если руководство команды ставит перед собой высокие цели, то продавать своих футболистов — это грех.
«Еще неизвестно, как Рожков себя проявит в топ-клубе»
— Говоря о его тактических ошибках, вы имеете в виду оборону или атаку тоже?
— Есть такой принцип: оборона — это организация, а атака — анархия. Потому я говорю больше об оборонительных действиях, например о правильных перестроениях. В защите все должно быть предсказуемо, понятно как партнерам, так и тебе, а в атаке ты уже должен феерить и действовать непредсказуемо для соперника.
— Хотелось бы вспомнить о Руслане Безрукове. В текущем сезоне он выходил на нескольких позициях — с чем связываете это?
— Тренер ставит его в те места, где нужно заткнуть дырку, не давая ему раскрыться на своей позиции. Мы видели, что Безруков хорош на месте инсайда. Это же касается и Даниила Кузнецова. Эти два парня мне очень нравятся. Чтобы их раскрывать, нужно время, а, как я понимаю, его нет.
— От чего идет принцип затыкания дыр, почему непрофильных игроков ставят на неудобные позиции?
— Потому что нет уверенности в других футболистах, те спортсмены, которые появились в команде, не готовы играть. Но точно не могу сказать, ведь нужно участвовать в тренировочном процессе. Как правило, затыкание дыр подразумевает либо травмы, либо физическую неготовность. Любой профессиональный футболист может набрать форму за две недели, потому что ты по многу лет занимаешься этим делом и не можешь просто так растерять форму. Даже после отпуска через две недели ты в состоянии выйти на пик своих возможностей.
«Рубин» должен взять за основу схему 4–3–3»
— Способен ли «Рубин» играть комбинационно?
— В последнем матче с «Ахматом» у Александра Зотова и Угочукву Иву был низкий процент передач. Такого не может быть у футболистов центра поля, которые ведут игру. Почему они теряют мяч — уже другой вопрос. Это технический брак или у них нет возможности кому-то отдать? Либо они долго работают с мячом и их накрывают? В подобном нужно разбираться тренеру.
— Может ли Иву разыгрывать мяч или он больше разрушитель?
— Иву — чистый разрушитель. У него всегда должен быть рядом игрок, который заберет мяч. Он подносчик снарядов, который подчищает и сразу отдает мяч или через защитника, или ближнему игроку, будь то Зотов, Валентин Вада, Никола Чумич. Один из главных принципов футболистов — играть на сильных сторонах и не показывать слабые, но пока до них, видимо, это не донесли.
«Иву — чистый разрушитель»
— Это проблема, когда у вас один из полузащитников, который может только отдать ближнему?
— Схема с пятью защитниками подразумевает, что вы играете в 3–4–3, а это очень атакующая схема. И когда ты в центре получаешь мяч, у тебя слева два человека, например Чумич и Рожков, а справа Зотов, Вада или Даку может опуститься, у тебя должно быть много вариантов. Другой вопрос, готовы ли они лететь в атаку или ждут потери мяча. Это было много заметно в играх, когда они круто прессингуют, подбирают мяч, не знают, что делать дальше, и нет продвижения. Это проблема команды, они считают, что лучше обороняться и смотреть, как покажет себя Даку впереди.
— А почему «Рубин» предпочитает садиться низко?
— Мне кажется, они должны взять за основу схему 4–3–3, с которой выходят в Кубке. Тогда хорошо прессингуют, правильно перекрывают зоны, были верные перестроения. Это должна быть основа. А когда ты выходишь на следующий матч в чемпионате и играешь в пять защитников, тяжело перестраиваться. Должен быть системный подход, нужно регулярно играть в данную схему, а не раз в месяц на Кубок.
— Не смущает, что под Кубок одна схема, а под чемпионат — другая?
— Это может говорить об отсутствии философии, команда не должна разделять Кубок и чемпионат. Вы должны улучшать свои действия с каждой игрой, и неважно, товарищеская она или официальная. Какую ты хочешь видеть команду, так она и должна играть. Да, на Кубок выходят другие футболисты, но и их игру нужно улучшать. Тогда они будут знать, что делать, когда появляются на замену в чемпионате. А когда запасные играют совсем в другой футбол и выходят в чемпионате, то, естественно, они не понимают, как действовать.
«Иванов не может дать скорость команде»
«Возьмите Карадениза, а он пусть позовет меня помощником»
— Как объяснить, что Олег Иванов, которому 38 лет, меняет игру с выходом на поле?
— Обычно он выходит уже под конец матчей, когда команды подсели и понятен результат. Можно вспомнить игру против «Крыльев Советов»: Олег появился на поле, когда самарцам уже ничего не надо было, они сели и отобороняли счет. Конечно, Иванов может выходить на поле, но он не может дать скорость команде. ее эффективность от этого страдает. Олег может красиво сыграть, развернуть атаку, но появляется он тогда, когда уже нет интенсивности в игре.
— Мирлинд Даку — топ-форвард?
— Для «Рубина» — да, а для РПЛ — не знаю, потому что в клубе у него нет больших задач. Здесь ты лидер, а попробуй прийти в команду, где все лидеры. Посмотрим, как будешь действовать.
— К нему был интерес от «Краснодара» и «Спартака». Как считаете, он бы усилил их игру?
— Думаю, что его нужно было продавать. Возможно, Мирлинд бы усилил эти команды, он квалифицированный футболист, в Казани играет по-другому, много берет на себя. Хватает и брака у него, но у Даку нет другого выхода, так как нет поддержки.
«У Даку в «Рубине» нет больших задач»
— Рахимов указывал на то, что команде не хватает усиления. С этим набором футболистов «Рубин» может рассчитывать на результат?
— Конечно, можно и без усиления, и в истории было много таких примеров. Потому говорить, что невозможно, — это лукавство, все зависит от тренера. Главная задача для тренерского штаба — чтобы команда стала хотя бы на чуточку лучше, потому что ты педагог, учитель и должен их развивать, а не менять как перчатки. Если ты один винтик поменял на другой, подобное не значит, что мотор заработает. Нужно долго притираться, качественно и медленно прогрессировать.
— Какие перспективы видите у «Рубина» дальше в этом сезоне?
— Возьмите Гёкдениза Карадениза, а он пусть позовет меня помощником — и построим команду, которая будет бороться за Лигу чемпионов. (Смеется.)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.