Нур Шакиров: «Ренат жил работой. Это был талант, это была величина, гений!» Нур Шакиров: «Ренат жил работой. Это был талант, величина, гений!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«…заходит чернявый молоденький паренек»

Мы первыми в стране начали делать микрохирургические инструменты для сшивания кровеносных сосудов. Одним из главных, кто начал их внедрять, был выдающийся хирург, профессор Первого Московского медицинского института им. Сеченова Виктор Крылов (1925–2021). И вот в 80-е я приехал к нему вместе со своим помощником, основателем производства микрохирургических инструментов в СССР Ароном Гдальевичем Френкелем. В этот момент к нему в кабинет заходит чернявый молоденький паренек. Виктор Соломонович говорит, что это его ученик и ассистент Ренатик. Так мы с Ренатиком и познакомились и начали работать, создавать, как он всегда выражался, лучшие инструменты в мире.

Вернее, это слова его учителя, кардиохирурга номер один в мире Майкла Дебейки (американский кардиохирург, специалист в области хирургии — прим. ред.), который много раз бывал в Татарстане. Когда он приехал в республику по приглашению Минтимера Шаймиева, то президент спросил, что мы можем подарить гостю. Посоветовавшись с Ренатом Сулеймановичем Акчуриным, презентовали набор наших инструментов, который тот все время держал под мышкой. Журналисты спросили: «Господин Майкл, почему вы сами держите эту коробку?» На что он отвечал, что это самые лучшие в мире инструменты и он сможет их передать помощнику, только выйдя из самолета в США.

Ренат был настоящим человеком. Если писать вторую «Повесть о настоящем человеке», то можно написать о нем «Ренат был настоящим человеком. Если писать вторую «Повесть о настоящем человеке», то можно написать о нем» Фото: @PolpredstvoRT

«Это был талант, величина, гений!»

Ренат Сулейманович был внуком муллы и сыном коммуниста. Его отец Сулейман-абый и мама многие годы работали в узбекском городе Андижане, куда их направили для просвещения местного населения. А брат — знаменитый генерал-полковник Расим Акчурин, который, как и Ренат, является татарским активистом. К слову, Ренат прекрасно говорил по-татарски. Это все сказки, которые распространяли враги, нехорошие люди, что он не владел родным языком. Максим, сын Рената, имеет медицинское образование, но последние годы в основном занимается медоборудованием. Супруга Наталья Павловна — офтальмолог, с ней они познакомились в Перу, когда там землетрясение случилось. Вот такая красивая история, как любил говорить сам Ренат Сулейманович, почему-то так быстро проходит жизнь. Легендарная семья, легендарная.

«Это был великий татарин, великий врач, великий друг…»: не стало Рената Акчурина

Ушел гений, ушло поколение. Людей, доросших до такой величины, единицы. Если взять такого же профиля специалистов, думаю, он входит в топ-5, максимум 10 человек, достигших столь высокого уровня профессионализма. Он тысячи людей спас от смерти. Из самых известных, конечно, Борис Ельцин, Виктор Черномырдин и целая плеяда руководителей в стране, которые прошли через его руки. Операцию Борису Николаевичу он сделал нашими инструментами и в репортаже сказал: «Посмотрите, это инструменты Казанского медико-инструментального завода, инструменты Шакирова». Такая вот реклама, хотя мы абсолютно не нуждаемся в ней. Нас и так знает весь мир, нас только здесь не знают по своей необразованности и некомпетентности.

Ренат жил работой. Это был талант, величина, гений! И он сумел подготовить учеников, в том числе из Татарстана. Например, главный врач межрегионального клинико-диагностического центра Рустем Хайруллин — это его ученик. Вот мы с ним полетим прощаться с нашим братом, другом и учителем…

Последние 30 лет постоянно говорили, мол, давайте вкладывать в свое производство, давайте не увлекаться закупками заграничных мединструментов. Он до последней минуты оставался патриотом и говорил, что должен быть только наш инструмент «Последние 30 лет постоянно говорили, мол, давайте вкладывать в свое производство, не увлекаться закупками заграничных мединструментов. Он до последней минуты оставался патриотом и говорил, что должен быть только наш инструмент» Фото: «БИЗНЕС Online»

Хотел переехать жить в Казань…

Семь лет Ренат боролся с онкологией. Сам возглавлял свое лечение и потому все эти годы активно работал. Конечно, повлияла химиотерапия, в последние полгода здоровье ухудшилось. Иногда присутствовал на операциях. Он так любил Татарстан, у него была даже мечта на пенсии переехать в Казань. Наверное, корни каким-то образом тянули его в республику. Генетика — наука сложная, говорят ученые.

В последний раз мы с ним буквально месяц назад разговаривали по телефону. Обсуждали тему развития нашей медицинской науки и ее связь с практической медициной, говорили о планах на будущее — какие операции будут делать хирурги, какие инструменты мы должны делать. Потому что сейчас ни один инструмент со стороны не купишь, только свое производство. К этому мы с Акчуриным призывали всех министров здравоохранения, Татьяну Голикову особенно. Последние 30 лет постоянно говорили, мол, давайте вкладывать в свое производство, не увлекаться закупками заграничных мединструментов. Он до последней минуты оставался патриотом и говорил, что должен быть только наш инструмент.

Ренат был настоящим человеком. Если писать вторую «Повесть о настоящем человеке», то можно написать о нем. О нем много написано как о хирурге, но, я думаю, можно рассказать о его жизни и том, как он помогал людям. С ходу приведу один пример. В далекие 90-е годы я его привез в Кырлай, чтобы показать свою малую родину. Около музея Габдуллы Тукая собрался народ, потому что были наслышаны о нем. Вполне возможно, после операции на сердце Ельцина. Простые люди пришли поговорить с ним, многие даже рады были потрогать его руками, кто-то обращался с проблемой. А Ренат раздавал им свой адрес, телефонный номер, говорил: «Звоните в любое время, приезжайте. Если есть проблема с сердцем, я вас буду встречать, проверять и, если надо, оперировать». Ну найдите второго человека такого уровня, который так может разговаривать с простыми деревенскими людьми. Это показывает, что он настоящий человек.

Некоторые спрашивают, почему его хоронят на Троекуровском кладбище Москвы. Понимаете, его будет хоронить правительство России. Там лежат представители разных национальностей и религий, выдающиеся деятели современности, и он упокоится среди них. Поэтому, конечно, похороны будут светскими. Но отдельно за него будут молиться в Бурнаевской мечети Казани. Я думаю, Ренат Сулейманович заслужил упокоиться в раю.

Нур Шакиров