К заявлению в Арбитражный суд представители Хакима приложили оценку эксперта о стоимости активов «Тулпар Эйр» на момент выхода Хакима из общества К заявлению в Арбитражный суд представители Хакима приложили оценку эксперта о стоимости активов «Тулпар Эйр» на момент выхода Хакима из общества Фото: «БИЗНЕС Online»

Раунд №2. Споры о результатах оценки

В марте 2023-го известный в Татарстане авиатор Азат Хаким вышел из состава участников «Тулпар Эйр», получив от самой компании 420 млн рублей за свою долю в 49%, позже она была перепродана основному владельцу компании, т. е. ТАИФу. Но спустя год Хаким потребовал через суд еще 890 млн рублей — пояснив, что ему изначально выплатили не всю сумму. Однако ТАИФ выступил с контратакой, подал встречный иск о признании односторонней сделки по выходу Хакима из «Тулпар Эйр» недействительной, основание — якобы уход авиатора из «Тулпар Эйр» подвел предприятие под угрозу банкротства. Завязался судебный спор.

К заявлению в Арбитражный суд представители Хакима сразу приложили оценку эксперта о стоимости активов «Тулпар Эйр» на момент выхода Хакима из общества. Она подтверждала, что сумма, изначально выплаченная бывшему владельцу, оказалась значительно ниже заслуженной. Долю Хакима с учетом ранее уплаченной суммы таким образом оценили в 1,3 млрд рублей.

Однако представители «Тулпар Эйр», найдя изъяны в документе, запросили у суда проведение новой экспертизы.

Азат Хаким в особом представлении не нуждается. Это один из самых известных в Татарстане авиаторов — прошел все профессиональные ступени: аэроклуб, летное училище, школу летчиков-испытателей, летал в Казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом и командиром экипажа Як-40, был летчиком-испытателем ОКБ «Сокол». В 1991 году Хаким создал одну из первых в России авиакомпаний деловой авиации «Тулпар», выросшую впоследствии в «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ), которая предоставляет услуги деловой авиации, технического обслуживания и ремонта воздушных судов (ТОиР), интерьерных работ и т. д.

Несмотря на продажу доли в «Тулпар Эйр», не стоит считать, что Хаким полностью разорвал все связи с авиацией. Он все еще владеет ООО «Тулпар Трейд» на 25%, ООО «Тулпар Интерьеры Инжиниринг Дизайн» на 49%, ООО «Тулпар-Сервис» на 50% (второй долей владеет сын — Айдар Хаким), ООО «Тулпар Техник» на 63%, ООО УК «Тулпар Авиа Групп» на 80% (оставшейся долей владеет тоже сын) и ООО «Авиационный Учебный Центр „Академия 033“» (АУЦ) на 40%. По данным сервиса «Контур.Фокус», совокупная выручка всех организаций, которыми в той или иной степени обладает Хаким, за 2023 год составила 3,8 млрд рублей.

Самую «молодую» из компаний — «Академию 033» — Хаким открыл совместно с Константином Тимофеевым (ныне — управляющий директор «Туполева», первый заместитель генерального директора ОАК) в 2023 году. Располагается авиационный учебный центр на аэродроме Караишево (Лаишевский район). Там готовят пилотов-любителей, инженеров и техников для обслуживания самолетов гражданской авиации.

На состоявшемся на минувшей неделе заседании АС РТ спор, казалось, должен был подойти к завершению. Выбранная судом эксперт Алсу Гилязова подготовила новый отчет об оценке стоимости доли Хакима в уставном капитале «Тулпар Эйр» на 31 декабря 2022 года. По результатам оценки действительная стоимость доли составила 871 млн рублей (вместо запрошенных Хакимом 1,3 млрд), а рыночная в 2 раза меньше — 435 млн рублей. Защитники «Тулпар Эйр» настаивают на выплате авиатору именно рыночной стоимости доли. Получается, что, если суд в итоге согласится с аргументами «тулпаровцев», Хаким вместо желаемых 890 млн рублей может рассчитывать лишь на 15 млн «добавки».

Защитников Хакима результаты оценки (ни действительной, ни рыночной) абсолютно не удовлетворили, потому они потребовали проведения повторной экспертизы.

Битва за «золото» «Тулпар Эйр»: развод Хакима и ТАИФа вылился в тяжбу на сотни миллионов

Эксперт при оценке рыночной стоимости самолета Challenger 300, входящего в активы «Тулпар Эйр», опиралась на публикацию из соцсети «ВКонтакте». Причем, цену судна она взяла в тематическом паблике, который вообще носит юмористический характер Эксперт при оценке рыночной стоимости самолета Challenger 300, входящего в активы «Тулпар Эйр», опиралась на публикацию из соцсети «ВКонтакте». Причем цену судна она взяла в тематическом паблике, который вообще носит юмористический характер Фото: CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Оценку бизнеса эксперт провела по публикациям из «ВКонтакте»…

У представителей Хакима — Марата Камалова, Всеволода Нестерова (из юрфирмы «Татюринформ») и Ильнура Садыкова — возникло множество вопросов к отчету Гилязовой. Суд направил их напрямую оценщице, та не только прислала письменный ответ, но и лично пришла в суд. Правда, поначалу она скромно сидела в сторонке и обнаружила себя уже во время заседания. «А почему вы раньше не заявили о своем присутствии?» — удивлялась судья Лилия Аппакова. «Я впервые в суде, не знаю, как нужно», — пояснила Гилязова.

Примечательно, что именно к этому заседанию к защитникам Хакима в качестве нового представителя присоединился автор учебников по методологии оценки бизнес-активов Максим Ильин, который специально прибыл для участия в заседании из Москвы. Ильин, к слову, является автором литературных рекомендаций, на которые эксперт ссылалась в заключении судебной экспертизы, и у него к Гилязовой была подготовлена масса вопросов.

Адвокаты «Тулпар Эйр» Михаил Раскин и Эмиль Гатауллин, которые входят в НП «Коллегия адвокатов „Раскин Жихарев Гатауллин“», в стороне тоже не остались. На заседании они активно поддерживали и защищали Гилязову.

Какие же ошибки, предположительно, допустила эксперт (или не допустила, это еще должен решить суд), формируя отчет об оценке авиабизнеса?

Во-первых, эксперт при оценке рыночной стоимости самолета Challenger 300, входящего в активы «Тулпар Эйр», опиралась на публикацию из соцсети «ВКонтакте». Причем цену судна она взяла в тематическом паблике, который вообще носит юмористический характер. «Насколько достоверным является данный источник?» — удивлялся Ильин.

Но оценщица не растерялась и заверила, что в сообществе имеются не только шутки и мемы, но и вполне серьезные предложения о покупке авиатранспорта. Более того, она якобы написала руководителю данной группы, который подтвердил факт продажи самолета (правда, доказательства переписки на заседании никто не приобщал). Гатауллин добавил, что со стороны «Тулпар Эйр» также был направлен официальный запрос руководителю сообщества в соцсети и тот вновь подтвердил, что воздушное судно продано.

По мнению юристов Хакима, связываться нужно было не с тем, кто выкладывает ироничные публикации, а непосредственно с продавцом. Возможно, тогда эксперт узнала бы, что публикуемый самолет реализовывался за пределами РФ, тогда как Гилязова в своей оценке указала, что ориентируется только на российский рынок авиатранспорта.

…А налет самолетов почему-то посчитала за 2023 год

Далее встал вопрос о стоимости бывшей доли Хакима в «Тулпар Эйр». «Стоимость активов предприятия, [по данным оценки Гилязовой], составляет 800 миллионов рублей, [точнее, 871 миллион]… А текущая стоимость денежных потоков, то есть сколько эти активы приносят дохода, округленно составляет 400 миллионов рублей. А вы оценивали экономическую целесообразность функционирования бизнеса?» — вопрошал московский эксперт.

Ильину было непонятно, зачем вообще иметь такую бизнес-модель, при которой активы компании стоят в 2 раза больше, чем они приносят дохода. Но оценщица указала на то, что такие вопросы на экспертизу не выносились и она не разбирала экономическую целесообразность ведения или ликвидации бизнеса.

Также Гилязова, по мнению истца, значительно уменьшила количество летных часов (а это существенно влияет на определение рыночной стоимости). Так, за 2022 год общая сумма летного времени всех судов предприятия составила 7,5 тыс. часов, но эксперт почему-то взяла результаты 2023-го (3,6 тыс. часов). Гилязова объяснила это тем, что резкий скачок налета самолетов в 2022 году, по ее предположению, связан с началом СВО и «разрушением экономических связей», что привело к необходимости увеличения числа полетов, потому она этот период посчитала непоказательным и учитывать не стала. Более того, стоимость одного летного часа эксперт оценила в сумму 350 тыс. рублей; по подсчетам представителей Хакима, эта стоимость в 3 раза меньше справедливого значения (т. е. час полета должен стоить не менее миллиона рублей).

Судья, насытившись эмоциональными выступлениями представителей, перенесла судебное заседание на 31 октября, обязав сторон предъявить свои возражения в документальном виде Судья, насытившись эмоциональными выступлениями представителей, перенесла судебное заседание на 31 октября, обязав стороны предъявить свои возражения в документальном виде Фото: «БИЗНЕС Online»

«Хаким на самолетах компании летал бесплатно»

Юристы Хакима обратили внимание на множество других несоответствий в оценке, вплоть до арифметических ошибок (наличие которых эксперт на заседании признала и указала на то, что устранила их). Также не понравились им, например, взятые в расчет темпы роста предприятия и прогноз выручки компании. Встал вопрос и о заниженной экспертом цене летных тренажеров…

В итоге заседание длилось около полутора часов, а судье Аппаковой пришлось «унимать» представителей обеих сторон, которые то и дело пытались возразить друг другу, вставить реплики и дать опровергающие пояснения.

Дошло до того, что адвокат Гатауллин в какой-то момент и вовсе заявил, что Хаким на самолетах компании якобы летал бесплатно, видимо, намекая на то, что руководитель не инвестировал, а лишь тратил.

Нестеров, защищающий интересы известного татарстанского летчика, назвал такие заявления оскорблениями, которые ни на чем не основаны и не являются истиной. «Но вас это, заметьте, задело», — не без улыбки отметил Раскин.

Нестеров заявил, что такое поведение адвокатов является неэтичным, а «многословие участников» говорит о том, что не чем иным они свой встречный иск аргументировать не могут.

В конечном итоге судья, насытившись эмоциональными выступлениями представителей, перенесла судебное заседание на 31 октября, обязав стороны предъявить свои возражения в документальном виде. На следующем заседании, к слову, должен решиться вопрос о назначении повторной экспертизы, если нынешняя все же будет признана необъективной.

Азат Хаким: «Я воспользовался своим законным правом на выход из числа участников. Я думаю, что изначально моими оппонентами именно для этого все и задумывалось» Азат Хаким: «Я воспользовался своим законным правом на выход из числа участников. Думаю, что изначально моими оппонентами именно для этого все и задумывалось» Фото: «БИЗНЕС Online»

Хаким: «Все изначально было задумано для того, чтобы лишить меня прав и имущества»

Для того чтобы узнать подробности конфликта и мнения его участников, «БИЗНЕС Online» обратился к сторонам спора. На это откликнулся основатель «Тулпар Эйр» и инициатор судебного разбирательства — Хаким.

— Азат Муртазович, вы долгое время не раскрывали подробностей конфликта с вашими бывшими бизнес-партнерами, что побудило вас начать судебный спор?

— Да, действительно, я не выносил этот вопрос на широкое обсуждение в связи с тем, что долгое время пытался договориться с оппонентами и решить дело без суда. Весь процесс начался еще в октябре 2022 года и шел до 28 февраля 2024-го, то есть буквально до дня обращения в суд, — все это время я выступал с разными предложениями в адрес оппонентов, пытался достичь компромисса. А то, знаете, где-то в прессе пишут, что якобы я получил деньги и только через год посчитал, что мне их недостаточно, но это не так. С моей стороны было предложено много вариантов с учетом того, чтобы мой уход не нанес вреда авиакомпании, но понимания я так и не нашел и лишь потом обратился в суд.

Компания создана мной, «Тулпар Эйр» — это правопреемница того самого «Тулпара», который был основан еще в 1991 году, форма менялась, но костяк всегда тот же. Какое-то время она называлась «Полет», в 1995-м стала носить название «Тулпар», в процессе роста от нее отпочковались ООО «Тулпар Интерьер Групп», ООО «Тулпар Техник», ООО «Тулпар-Сервис» и др. Потом мы приобрели еще и авиакомпании «Карат» и «Атлас», тогда у нас было целое семейство авиакомпаний.

В 2006 году ко мне обратились таифовцы с просьбой подыскать им новый самолет Як-42, мне удалось его найти, они его купили, сделали интерьер и отдали авиакомпании «Тулпар» в эксплуатацию. Потом я был их консультантом по приобретению самолета Challenger 300, позже у них появилось третье воздушное судно, а вместе с ним возникло желание иметь подконтрольную авиакомпанию. Тогда они начали вести со мной переговоры о приобретении доли в «Тулпаре». Переговоры шли долго, я изначально предложил им сразу выкупить всю долю, потому что понимал, каких масштабов они и каких — я, и не бывает двух учредителей настолько разных весовых категорий. Я сразу сказал, что нам сложно будет работать вместе, и предложил купить вообще всю компанию, я готов был подписать контракт на таких условиях.

В конце концов в 2008-м они приобрели контрольный пакет (51% от доли) за 112 млн рублей. По устной договоренности еще через год должны были выкупить оставшиеся 49%, но этого не произошло. Почему, я не знаю, но ответ был такой: «А что, тебе плохо с нами работать?» Ну я тогда понял, что придется работать. Потом эта компания стала, по сути, авиатранспортным цехом ТАИФа, и «Тулпар Эйр» работал только в их интересах. Коммерческая сторона (коммерческие заказы от сторонних компаний и частных лицприм. ред.) потихоньку ушла от авиакомпании целиком. Компании тогда сложно было развиваться, тем не менее мы держались на плаву, выживали по-разному, везде, где могли, экономили.

Так было до 2020 года, а потом и вовсе началась пандемия, ТАИФ вообще перестал летать. Я и до этого всегда выступал за то, что пилоты вне зависимости от обстоятельств должны летать как минимум 40 часов в месяц, а когда случился этот пандемийный застой, я уже принципиально заявил, что в случае необходимости просто не пущу пилотов на рейс, т. к. не могу гарантировать безопасность полета из-за отсутствия у них необходимого налета. Только тогда меня услышали, сначала был предоставлен один самолет на коммерческое пользование, потом два. Впоследствии один из самолетов — Challenger 300 мы выкупили. И все очень неплохо пошло, в коммерческих полетах опыт у авиакомпании был большой, мы занимались этим всю жизнь, потому результаты были впечатляющие.

Потом наступил 2022 год, и выяснилось, что группа компаний «Тулпар» среди деловой авиации оказалась самой подготовленной к санкциям и в моменте практически стала номером один. У нас было свое обслуживание и самолеты с российской регистрацией. Поэтому с приходом санкций началось взрывное развитие авиакомпании. Эксплуатируемый авиакомпанией флот вырос до 16 воздушных судов. Прибыль пошла очень хорошая, за 2021–2022 годы авиакомпания самостоятельно выкупила в свою собственность пять воздушных судов. По результатам 2022-го прибыль была порядка 600 млн, она выросла в 10 раз за год, а выручка увеличилась в 3 раза за тот же период.

А потом началась череда событий, из-за которых я вышел из числа двух участников общества, полностью оставив «Тулпар Эйр» под руководством ТАИФа. После моего ухода, кстати, со мной ушла одна треть всех сотрудников.

Теперь к самому конфликту. В 2022 году выяснилось, что группа компаний «Тулпар» среди деловой авиации в России оказалась самой подготовленной к санкциям, из-за чего предприятие начало очень активное развитие (авиационный флот авиакомпании достиг 16 воздушных судов, начались коммерческие полеты). И вдруг на фоне этого взрывного роста в октябре 2022-го со стороны ТАИФа назначается внеплановый аудит. Никого заранее не предупреждая, не спрашивая меня, как второго учредителя, вопреки уставным документам, в одностороннем порядке просто поставили перед фактом, мол, с понедельника приходит аудит для проверки. Я возмутился: «Какой аудит? Что проверять? Наши космические результаты?» Это при том, что в 2021 году ТАИФом уже проводилась полноценная двухмесячная выездная проверка авиакомпании, более того, организация и так по закону ежегодно проводит аудит годовой бухгалтерской отчетности с предоставлением результатов учредителям.

Причина моего возмущения состояла в полной загруженности коллектива: в тот период мы очень сильно увеличили объемы работы — в 3 раза, а коллектив остался тот же, только численность пилотов немного увеличилась. Все лето сотрудники пахали как рабы на галерах, люди устали, многих я отправил в отпуск, а тут какой-то аудит. Долго я спорил, убедить их мне не удалось, уже тогда я сказал: «Коль не видите во мне второго учредителя, то мне дальше с вами будет очень некомфортно работать, мне придется просто выйти из состава общества».

Вдобавок они заявили, что будут преобразовывать «Тулпар Эйр» из общества с ограниченной ответственностью (ООО) в акционерное общество (АО). На вопрос «а это зачем?» они просто ответили, что это связано с санкциями. Я, естественно, был против. Кто не связан с бизнесом, возможно, не совсем понимает, но в ООО участники не имеют права продавать свою долю на сторону без согласия второго участника — это ограничение. Но есть и положительная сторона: если одному из участников стало некомфортно работать и он с чем-то не согласен, то он по закону имеет право написать заявление о выходе из числа участников общества и предприятие (подчеркиваю: не второй участник, а именно предприятие) обязано выплатить ему действительную стоимость его доли в деньгах или имуществом. То есть речь идет не о продаже доли, а именно о добровольном выходе из общества, это важно. В акционерном обществе такое право отсутствует, акционер может продавать свои акции кому угодно, но просто выйти из состава, написав заявление, нельзя. При переходе «Тулпар Эйр» в АО мои права на выход, по сути, просто обнулились бы.

Поэтому я воспользовался своим законным правом на выход из числа участников. Думаю, что изначально моими оппонентами именно для этого все и задумывалось, потому что с того момента, как я вышел, организационно-правовая форма общества так и не поменялась, никто не объявил о переходе «Тулпар Эйр» в АО, и санкции оказались ни при чем… Если бы после моего ухода они все же занялись реорганизацией, то я бы еще понял, но в сложившейся ситуации все выглядит так, что все было задумано для того, чтобы, грубо говоря, лишить меня прав и имущества.

С октября 2022-го по февраль 2023 года я много встречался с руководством ТАИФа, все еще пытался достичь какого-то компромисса, но мне было отказано. Я предлагал много вариантов, просил передать мне один самолет из пяти, приобретением которого занимался я сам лично, — ответ «нет». Я предлагал выкупить свою служебную машину по рыночной цене, но мне и это не разрешили. Тогда я решил действовать по закону.

«ТАИФ перестал обслуживать свои самолеты в „Тулпар Техник“, даже если воздушные судна находятся здесь, они принципиально обслуживают их в других предприятиях в Москве или других городах» «ТАИФ перестал обслуживать свои самолеты в «Тулпар Техник», даже если воздушные суда находятся здесь, они принципиально обслуживают их на других предприятиях в Москве или в других городах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда начался стремительный рост компании, они решили, что со мной не стоит делиться»

— По вашему мнению, какие ваши законные права были нарушены?

— Мою долю после выхода из общества компания должна была выплатить в течение трех месяцев, но она была частично выплачена только через пять месяцев, это уже нарушение.

В соответствии с законом об ООО, действительная стоимость доли выплачивается, исходя из чистых активов общества. При определении чистых активов движимое, недвижимое имущество и иные активы определяются по рыночной стоимости. Это прописано в законе. Мне было выплачено 420 миллионов исходя из данных бухгалтерской отчетности, при этом оценка рыночной стоимости активов вообще не производилась.

Есть интересный момент. 1 марта 2023 года я вышел из состава участников «Тулпар Эйр», а 10 марта 2023-го на общем собрании я сложил свои полномочия с должности председателя совета директоров. До этого собрания я долго беседовал с одним из руководителей ТАИФа, он сам тогда словесно признал, что справедливая стоимость моей доли составляет миллиард рублей.

Потом я заказал официальную и профессиональную оценку в независимой оценочной компании. Там мою долю оценили, если говорить округленно, в 1,2 миллиарда рублей (без процентов, а с учетом процентов — 1,3 млрд рублей  прим. ред.). То есть по суммам все ходят где-то рядом, но никто не оценивает мою долю в 420 миллионов.

— Когда вы говорите, что вас вынудили выйти из общества, можно ли говорить об этом в рамках правового поля? Это же не принуждение к сделке, вы ведь добровольно подписали заявление о выходе?

— Конечно, моей рукой никто не водил…

— В чем тогда заключается принуждение?

— Меня привели в то состояние, что я просто дальше не мог работать с ними, заниматься развитием и капитализацией авиакомпании.

— Почему вы согласились на получение 420 миллионов рублей в качестве вашей доли, если понимали, что эта сумма несправедлива? Может быть, стоило сразу отказаться от этих средств?

— Я никогда не соглашался с этой суммой, сразу же заявил о своем несогласии, но не в публичном поле и не в суде, а через диалог со второй стороной, и предлагал взаимовыгодные варианты, при которых авиакомпания ничего бы и не потеряла. Но со мной не согласились.

— Вы упомянули, что были против проведения аудита в компании, вас пугали возможные результаты?

— Я уже объяснил, это из-за загруженности и усталости сотрудников, которые в то время работали днем и ночью. То есть прибыль компании растет, люди вкалывают ради этого роста, а нам направляют аудит. Я не хотел еще больше напрягать сотрудников, и меня возмутил тот факт, что я развиваю компанию, а мне вместо спасибо — аудит. Они в конечном итоге весь год проверяли «Тулпар Эйр», но ничего не нашли. Я один из тех бизнесменов, который всегда платил налоги и выплачивал белую зарплату, хотя иногда это было очень тяжело.

— Ваши оппоненты предлагали свои варианты решения сложившейся ситуации? Может быть, от них тоже шли предложения, которые просто вас не устроили?

— К сожалению, они абсолютно ничего не предлагали.

— Чем вы можете объяснить такое поведение со стороны ТАИФа?

— Не знаю, не могу залезть им в голову и объяснить их поведение. Может быть, когда начался стремительный рост компании, они решили, что со мной не стоит делиться.

— В суде юристы «Тулпар Эйр» говорили, что вы бесплатно пользовались самолетами компании. Звучали также реплики, что вы не инвестировали в компанию, а лишь приводили ее к убыткам. Как вы относитесь к такого рода обвинениям?

— Могу только смеяться, неэтичное поведение юристов комментировать сложно… Если бы я не инвестировал в свое дело, то как я, начиная с аренды одного самолета, создал бы целый холдинг, не взяв ни одного ржавого гвоздя у государства? Я не имел отношения ни к приватизации, ни к бюджетным деньгам, только мозги и команда.

— А со стороны ТАИФа какие были вложения?

— Никаких. Они только приобрели долю в компании в 2008 году, но в виде дивидендов авиакомпания вернула им эти деньги уже давно.

— Они не вышли на диалог даже после того, как вы обратились в суд?

— Нет, они, конечно, были уверены, что я не обращусь в суд, но и после иска на диалог не вышли.

— «Тулпар Эйр» выступила к вам со встречным иском, требуя вернуть те 420 миллионов, которые уже выплатила. Они хотели признать одностороннюю сделку о вашем выходе из общества недействительной, поскольку это якобы угрожало компании банкротством…

— Как компании может грозить банкротство, если они к концу 2023 года получили 218 миллионов рублей чистой прибыли? Это очень большая прибыль для авиационного предприятия. После моего ухода компании не нужно было как-то справляться с этим (с уходом из компанииприм. ред.), там все было налажено, все имущество, все технологии остались там, все связи. Они даже не поменяли наименование, потому что «Тулпар» — это бренд, который имеет уважение во всем мире, и этот бренд тоже работает на них, на привлечение клиентов. Не так давно они приобрели ангар для самолетов, который стоит не менее 500 миллионов рублей, как можно быть на грани банкротства и покупать такое дорогостоящее имущество?

— Имеет ли ТАИФ отношение к другим организациям группы компаний «Тулпар»?

— Только в «Тулпар Техник» у них есть 27 процентов, но контрольный пакет за мной. Что, кстати, произошло по «Тулпар Техник»: во-первых, они подняли арендную плату за ангар, который мы арендовали у ТАИФа, до космических высот, поэтому мы вынуждены были уйти из ангара. Во-вторых, ТАИФ перестал обслуживать свои самолеты в «Тулпар Техник», даже если воздушные суда находятся здесь, они принципиально обслуживают их на других предприятиях в Москве или в других городах. Де-юре они акционеры, а де-факто они недружественные акционеры, но из-за того, что они владеют всего 27 процентами, серьезные препятствия для компании создать не могут.

***

Отмечаем, что это мнение лишь одной из сторон спора. К моменту публикации вторая сторона — ООО «Тулпар Эйр» (напомним, компанией теперь полностью владеет АО «ТАИФ») — на запрос редакции «БИЗНЕС Online» не ответила, однако мы готовы опубликовать их комментарий в случае поступления ответа.