«Кто мыслит академически — будет плеваться, кто мыслит концептуально — восхитится», — заметил один из зрителей новой выставки в галерее современного искусства «БИЗON». Проект «Острое ощущение реальности» объединил лучшие работы московского автора Ивана Симонова за последние 10 лет. Экспозиция наглядно демонстрирует тернистый путь уличного художника в галереи и залы Русского музея, где этой осенью можно было увидеть его работу. О том, как стоит «подходить» к концептуальному искусству, как Шурале оказался на одной из новых работ Симонова, и об экспонате из личной коллекции Андрея Малахова — в нашем материале.
-
В галерее современного искусства «БИЗON» открылась выставка ключевого представителя стрит-арта в России Ивана Симонова. Экспозиция «Острое ощущение реальности» — ретроспектива, объединившая в одном пространстве лучшие уличные и галерейные проекты художника за последние 10 лет.
-
Встречает гостей гигантская пятиметровая фигура Ивана. Кстати, ранее подобный силуэт стал авиаливреей, украсившей киль самолета авиакомпании S7.
-
«Для меня было важно отразить, что художник создает искусство, чтобы поговорить со зрителем, — объяснял Иван гостям галереи. — Он несет идеи, но без поддержки тех, кто находится рядом, тех, кто способен усилить это высказывание, художнику невозможно существовать». Рядом с Иваном, кстати, его главная поддержка — жена и личный менеджер Маруся Симонова.
-
Куратор выставки Александр Шагулин рекомендовал внимательно изучить тайм-лайн, на котором зафиксированы ключевые события в карьере Симонова — здесь и первая персоналка, и знакомства с главными арт-деятелями страны, выставка в Русском музее… «Таймлайн — своеобразное зеркало экспозиции. Он дает контекст ко многим работам, которые вы здесь увидите. И благодаря этому контексту мы начинаем любить и понимать работы Вани еще больше», — объяснил куратор.
-
Работа «Метод» наглядно демонстрирует, как Симонов создает своих персонажей из обычной офисной бумаги, печатая изображение на домашнем принтере.
-
Одна из работ на выставке — «Что таится в тебе» — заслуживает особого внимания. Ее Симонов создавал в тандеме с удмуртским художником, резидентом галереи «БИЗON» Максимом Агафоновым: «Я пишу маленьких удмурточек на черном фоне, а у Вани есть знаменитая серия #маленькиелюди. Коллаборация напрашивалась сама собой. Симонов предложил добавить надпись „Что таится в тебе“ на русском и татарском языках. Этот вопрос особенно важен, ведь сейчас люди все чаще пытаются понять, кто они такие, в том числе обращаясь к своим национальным истокам».
-
Будучи на выставке, обязательно отправьте письмо художнику через специальный экспонат — почтовый ящик. Иван предлагает зрителям продолжить фразу «Это я…». Еженедельно сотрудники галереи будут отправлять письма гостей Симонову, а он будет зачитывать их вслух в прямом эфире. «Это очень интересный и даже терапевтический опыт, попытка солидаризироваться друг с другом и ощутить, что мы находимся не в вакууме и многие волнующие нас вещи касаются гораздо большего круга людей», — говорит автор.
-
А это известный российский художник Александр Петрелли. В 1996 году он основал галерею «Пальто», в которой экспонирует на внутренней подкладке пальто графику, живопись и объекты. «Экспонировал» таким образом он и картины своего коллеги Симонова. Сейчас эти работы представлены в Казани.
-
Своим присутствием почтил выставку известный меценат, коллекционер мозаики Исмаил Ахметов.
-
Настоятельно рекомендуем посетить тотальную инсталляцию — пляжную зону с шезлонгами, отсылающую зрителей к истокам серии #маленькиелюди. А началась она в 2016 году с фотографий, которые Симонов сделал на сочинском пляже. Здесь же видео-арт с пляжем Зеленоградска. Постарайтесь посмотреть 14-минутное видео целиком и обратите внимание на забавные пляжные сценки, зафиксированные художником. Первые зрители признавались, что в какой-то момент даже почувствовали в зале запах моря.
-
Между выставочными залами появился удивительный занавес «Дурачок», сделанный из авторских игральных карт.
-
«Это совершенно нестандартно, — делится впечатлениями о выставке челнинский художник Ленар Ахметов. — Мы привыкли видеть натюрморты, пейзажи, а здесь такие необычные эксперименты в самых разных форматах. Где-то прослеживается традиция соц-арта, ощущаются даже отголоски „бульдозерной“ выставки. Симонов оригинально размышляет об обществе и государстве, о глубоком и вечном. Кто мыслит академически — будет плеваться, что все не так и неправильно, кто мыслит концептуально — восхитится».
-
В работе «Буратино и тот же самый Буратино» Ахметов увидел отсылку к теме бюрократизма. Работа выполнена как технический рисунок: есть вид в фас и профиль — в этой четкости, выверенности объекта и расположении его в пространстве много смысла. «Есть и поучительный момент — можно быть красивым, ходить в дорогом костюме, но оказаться однажды с длинным носом», — размышляет художник.
-
Аудифоном выставки стали советские песни, которые словно звучат из барахлящего радиоприемника. Иногда там даже передают последние известия, которые на поверку оказываются не такими уж свежими. Например, диктор поставленным голосом рассказывает об открытии в Москве Олимпиады в 1980 году.
-
Выставка Ивана изобилует работами-высказываниями, но особое внимание приковывает ИБВЖ, являющеюся манифестом и своеобразной аффирмацией самого художника.
-
Выразительна и красноречива и эта работа. Кстати, она находится в частной коллекции Андрея Малахова. Телеведущий, который давно увлекается современным искусством и активно поддерживает российских художников, передал холст в Казань из своего фонда.
-
«Иван очень гармонично вписался в современный тренд, — говорит челнинский художник Хамза Шарипов. — Кажется, что современное искусство основано на идеях, не учитывающих или отвергающих эстетику. Все мировое искусство, начиная с древности, все равно опиралось на чувство красоты. Но современное искусство если и не игнорирует, то, по крайней мере, наверное, не хочет в этом русле работать — оно в поисках новых средств выразительности».
-
«Концептуальное искусство нельзя смотреть беглым взглядом, нужно погрузиться в контекст взглядов, идей и методов художника. Тогда начинаешь видеть большую ценность», — рассуждает режиссер Арсений Кузнецов (справа).
-
Выставка буквально предлагает посмотреть по другую сторону искусства.
-
Хореограф, худрук ансамбля «Казань» Чулпан Закирова отметила умение Симонова через игру слов обыграть предмет, фразу или контекст: «Это про то, что все гениальное просто».
-
В августе Симонов по приглашению «БИЗОNa» приезжал в Казань в арт-резиденцию. Результатом стала серия работ, в которой художник исследует городской быт местных жителей, особенности фольклора и национального искусства. Здесь можно увидеть уличного музыканта со станции метро «Площадь Тукая», старые карты Казани образца 80-х, эксперименты Ивана с татарским орнаментом и фроттаж, который художник снял с текстур канализационного люка на Баумана.
-
Где еще, как не в Казани, Шурале мог бы посидеть с типичным «маленьким человеком» из знаменитой серии Симонова?
-
Работа «Окно в Европу» была сделана Иваном в период пандемии, когда границы были закрыты. Экспонат был доставлен в Казань из коллекции фонда Ruarts.
-
«Мне кажется, здесь можно на себя с другой стороны посмотреть, — заметил гендиректор „ЖИК города Казани“ Эмиль Хуснутдинов. — Когда смотришь на все это, кажется, что что-то переворачивается, и начинаешь свои подходы менять. Обычно же бежишь куда-то: бизнес, дела, семья, работа, а здесь начинаешь совсем по-другому себя ощущать. Оно тебя будто останавливает и потом начинает поворачивать лицом к себе, чтобы ты всмотрелся, задумался».
-
Рассуждая о честном и чистом искусстве в одноименной работе, Симонов красноречиво использует швабры с ручной и машинной вышивками и половые тряпки.
-
«Вот оно — концептуальное искусство. Его сложно сейчас найти, потому что люди часто за него принимают спорные произведения, которые концептуальным искусством, по сути, не являются, — говорит казанская художница Софья Косова. — Коллажи в последнее время стали очень популярны, и мне очень нравится их исполнение, потому что в цифровом искусстве коллажи уже стали обыденностью, и кажется, что о них забыли, а Иван снова актуализирует этот метод».
-
Один из примеров крупноформатных работ — голова художника. В какой-то момент Иван, который любит самоиронию, решил не возвышать себя и встать в один ряд со своими героями из серии #маленькиелюди.
-
«Композиция выставки выстроена так, что она понемногу „капает-капает“, и в голове что-то меняется», — делится впечатлениями казанская художница Ирина Антонова.
-
Посетить выставку «Острое ощущение реальности» в галерее «БИЗON» на ул. Пушкина, 20 можно ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00 до 29 ноября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.