Старт сезона в театре им. Вахтангова осветила яркая премьера 29-летнего Аскара Галимова, лидера независимой команды «Өй Театр». На столичной сцене молодой режиссер из Казани поставил «Утиную охоту». Психологическая драма по пьесе Александра Вампилова показывает, как можно бесцельно прожечь жизнь, и напоминает о ее высокой цене. О том, какой особый тип человека олицетворяет главный герой под «вечный дождь», вместе с московскими критиками на пресс-показе спектакля размышляла и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Главного героя Зилова доверили сыграть Максиму Севриновскому
Рефлексия об отце
Появление на московской сцене нового молодого режиссера из Казани, да еще и сразу в театре им. Вахтангова, — мимо такого события «БИЗНЕС Online», конечно, пройти не мог. Более того, 29-летнему Аскару Галимову доверили культовую пьесу 1960-х — «Утиную охоту» Александра Вампилова. Интересно, что билетов на 6 показов спектакля в октябре и ноябре на сайте театра уже нет. Возможно, потому что Зилова на камерной Симоновской сцене (119 мест), на которую можно попасть, перейдя на другую сторону Арбата от главного здания, играет Максим Севриновский. Сегодня 39-летний артист — одна из главных актуальных звезд театральной Москвы, которую пока всерьез не распробовал отечественный кинематограф.
Первая премьера «вахтанговцев» в новом сезоне вызвала живой интерес и журналистов, на пресс-показе тоже был аншлаг. Для Галимова «Утиная охота» — это четвертая постановка в профессиональном театре для вчерашнего выпускника ГИТИСа, но первая по-настоящему статусная. Приглашение поработать с вахтанговцами ученик Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича получил после того, как его дипломный спектакль «П.О.Л.Е.» посмотрели главреж Вахтанговского театра Анатолий Шульев и народная артистка России Людмила Максакова.
«„Утиная охота“ стала поводом для размышлений об отношениях между моими родителями, о моих непростых взаимоотношениях с отцом, — признается режиссер. — Я размышлял и о характере главного героя. Это особый человеческий тип. Зилов не живет, однако все время ожидает, когда эта жизнь начнется. Здесь важно понять философию жизни этого персонажа. Для меня он человек, который пытается снова почувствовать жизнь, убедить себя, что еще не все потеряно».
Театр переживания — именно то, чего сегодня ждешь от Галимова. До поступления в ГИТИС режиссер, который в Казани известен благодаря сотрудничеству с Ангелиной Миграновой и Родионом Сабировым из «Театра. Акта», отучился в КФУ на педагога-психолога, и экспрессивный психологизм пьесы Вампилова ему как минимум не чужд, а на поверку очень близок: сердечные тайны и чаяния героев режиссер исследует три часа, побуждая к глубокому диалогу и рефлексии. Действие хоть и происходит в отсутствие конфликтов, но наполнено глубокими внутренними переживаниями персонажей, заставляя задуматься о смысле бытия.
Зилов — несчастный человек, и его несчастье причиняет боль окружающим
Вечный дождь
Большие страсти кипят в маленьком зале, похожем на кирпичный дом. Он такой же темный, как душа героя, запертая в провинциальном городе 1960-х. Чтобы обнажить ее, художник Екатерина Горшкова обходится малым. Стол, стулья, каменный парапет в глубине — этот аскетичный интерьер служит и кафе «Незабудкой», где Зилов кутит с любовницами — прожженной Верой и невинной Ириной, редакцией центрального бюро технической информации, где вместе с Саяпиным он клепает ложные статьи о модернизации фарфорового завода, новой квартирой, где героя ночами ждет несчастная супруга Галина.
Все это «галимовскому» Зилову безразлично — при всей нормальности жизни (любящая жена, неплохая работа, друзья) он одинокий человек, потерявший или вовсе не имевший вкус к жизни. Хотя он и пытается ощутить эту жизнь через удалые наигрыши баяна (новоселье с татарским флером), щемящую «Песню о птицах» (ужин в «Незабудке»), карикатурного «Черного кота» (защитная реакция на смерть отца) — эти музыкальные локации герою предложил Салават Гафаров (еще один казанец из ГИТИСа). Но в душе у 30-летнего Зилова вечный дождь (таков шумовой лейтмотив спектакля), а на уме — утиная охота как единственная цель существования.
Эту романтическую мечту Галимов подает с присущим ему символизмом. Деревянная мишень утки — подарок друзей на новоселье — запускает ряд фантасмагорий с участием родителей Зилова, которых он забыл на Севере. Детские впечатления с чтением открыток и писем делают действие многослойным, придавая ему облик моралите. В финале героя ожидаемо настигает бумеранг — Зилов решается на отчаянный шаг за сутки до желанной охоты, так и не почувствовав себя живым. Но для окружения Зилова еще не все потеряно — они знают цену жизни и не хотят ее терять.
Дамский терцет и взгляд «самца»
Режиссер тонко чувствует вампиловский текст, рождающийся на стыке комедии и психологической драмы. Острые шутки, духовные поединки и монологи раскаяния складываются в динамичный фьюжен, приправленный говорящими жестами и танцами диско (хореограф — Полина Майорова). Финал жизни главного героя сопровождает церковное пение (оно венчает спектакль, олицетворяя призрак семейного счастья). А актеры вступают в диалог с залом — неуклюжий босс Зилова Кушак обольщает одну из зрительниц взглядом «самца».
Постоянная команда Галимова (они объединились в независимый «Өй Театр», что с татарского переводится как «Театр-дом», так что режиссер и здесь не забывает о корнях) — мастера атмосферы, а Симоновская сцена им в этом помогла. Контрастное действие требует разноплановых артистов, их для спектакля Галимов выбирал полтора месяца и не прогадал. По-актерски мобильный Севриновский одинаково обаятелен и жесток. Бескомпромиссно-вкрадчивой интонацией он подчиняет всех героев пьесы, побуждая Саяпина врать, Веру — молчать, Ирину — млеть, Галину — страдать, а в прологе-развязке собирает их даже после смерти. За юмор в «Утиной охоте» отвечает фактурный Евгений Косарев (Кушак), за фантасмагорию — Андрей Зарецкий (Отец), Наталья Масич (Мать) и Данила Гнидо, выступающий сразу в трех обличьях — официанта, домашнего кота и проводника Зилова в глубины его подсознания.
Дамский терцет возглавляет Анастасия Жданова (Вера) — жгучая длинноногая брюнетка пленяет всех мужчин спектакля, кроме расчетливого Зилова. А зрителя цепляет еще и прекрасной дикцией — ее пиано пробивает даже с галерки. Анна Чумак органична в роли наивной Ирины, абитуриентки филфака и очередной жертвы героя. А тихую сильную женщину сыграла Полина Чернышова (Галина) — именно ее Зилов под знаменный распев вспоминает на смертном одре.
Режиссер тонко чувствует вампиловский текст, рождающийся на стыке комедии и психологической драмы
На выходе из зала ощущаешь терпкое послевкусие из удовлетворения и сочувствия. Такой сложный коктейль пробуждает эмоции, а значит, «Утиная охота» будет иметь успех у зрителя. Галимов же показал себя как мастер больших психологических историй, и вполне вероятно, что это не последнее его слово на московской сцене.
Теперь с земляком предстоит познакомиться и казанской публике. Уже в ноябре на большой сцене театра им. Камала создатели «Өй Театр» должны представить премьерный спектакль по культовому произведению уже для татарской литературы — «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма») Аделя Кутуя. И это будет редкий для камаловцев в последние годы пример обращения к постановочной команде со стороны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.