Восьмая симфония для любого оркестра показатель профпригодности, считает маэстро Восьмая симфония для любого оркестра — показатель профпригодности, считает маэстро Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

«Дирижер, который не дирижировал Восьмой симфонией, не дирижер»

Очередной визит «татарских симфоников» в столицу стал громким — в зале им. Чайковского оркестр собрал аншлаг и вышел на бис даже после трехчасовой программы. Такие торжества ярко отмечают достижения Александра Сладковского, который возглавляет ГАСО РТ почти 15 лет и вывел коллектив на федеральный уровень. В Москве у оркестра есть своя публика, которую в сезоне 2024/25 ждут еще два концерта: в ноябре коллектив привезет элитарную программу из сочинений Шенберга, Штрауса и Бетховена, а в марте «станцует» в филармонии «Вальс» Равеля и отправится в чарующий мир сказок «Шехеразады».

«Мы первый и единственный в России региональный оркестр, у которого 7 лет есть свой ежегодный абонемент в Московской филармонии, — рассказал дирижер „БИЗНЕС Online“ перед концертом. — За эти годы ГАСО РТ уже стал брендом — траектория полета коллектива отчетливо видна, а наши абонементы продаются за считаные дни. Для нас играть в лучшем зале страны — большой стимул. Все программы планируются заранее. Я слежу за тем, чтобы они не повторяли программы наших коллег, были интересны публике и развивали оркестр».

Приношение Шостаковичу для ГАСО РТ тоже определенный вызов. 118-й день рождения композитора в филармонии отметили не «Праздничной увертюрой» и не «Веселым маршем», а партитурами, где личностная трагедия достигает апофеоза. Взявшись за них, оркестр находится в спартанских условиях. Второй концерт с его плакатным противостоянием «человек – рок» требует прочной связи с виолончелистом, а Восьмая симфония, которая сегодня в концертах звучит редко, — идеальной координации и техничных солистов. Для коллектива эта программа — и яркий дебют, и важный флешбэк. Восьмую симфонию в Москве оркестр сыграл впервые, но еще в 2016 году записал в Казани все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича.

«На мой взгляд, это самая сложная симфония для оркестра. Это очень интересно и рискованно — признался в беседе нашему корреспонденту Сладковский. — Для любого дирижера Восьмая симфония — это Эверест, показатель профессиональной пригодности и творческой зрелости. Чтобы сыграть ее, нужны оркестр экстра-класса и много репетиций, поэтому сегодняшний вечер есть результат большого труда. Программа по-настоящему сильная: Восьмая симфония очень созвучна Второму виолончельному концерту. Оба шедевра погружают в глубины человеческого подсознания, пробуждают чувство тревоги, страха, ужаса и в то же время говорят о прекрасном. Ты понимаешь, что в конце тоннеля всегда есть свет, несмотря на то что и концерт, и симфония кончаются на пианиссимо».

Дирижер, который не дирижировал Восьмой симфонией, не дирижер, считает Сладковский. Он вспомнил, как в свое время маэстро Валерий Гергиев впервые взялся за эту композицию. И это было большим событием для музыкального мира, в том числе для дирижера и оркестра Мариинского театра.

«Честь, когда с нашим коллективом играют такие солисты»

Тернистый путь к свету начался с виолончельного концерта, где борьба человека с судьбой развернулась в скорбном Largo, дьявольском Allegretto и драматичном финале. Три части вмещают в себя пять стадий принятия неизбежного — отрицание, гнев, торг, депрессию и смирение (об этом публике рассказал ведущий вечера Артем Варгафтик). Каждую ГАСО РТ передал в полнокровных tutti и рельефных тембровых ансамблях. В психоэмоциональный транс меломанов ввела строгая кантилена низких струнных, о внутренних демонах напомнил клокочущий смех «дерева», об ударах рока — фанфары труб. А коронным эпизодом оркестра стали знаменитые утесовские «Бублики», обернувшиеся бездушной пляской смерти.

Александра Князева Сладковский считает одним из лучших виолончелистов страны Александра Князева Сладковский считает одним из лучших виолончелистов страны Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Во всем этом жил и умирал Человек. Минувшим вечером его олицетворял народный артист РФ Александр Князев, с которым Сладковского связывает давняя творческая дружба. «Александр — выдающийся виолончелист, один из лучших в России, а может быть, и в мире, — отметил худрук ГАСО РТ. — Это огромная честь, когда с нашим коллективом играют такие солисты. Важно, что они не просто музицируют с нами, а довольны тем, как бережно оркестр их сопровождает».

Это умение помогло Князеву «сыграть» на контрасте внешнего и внутреннего. Конфликтную драматургию концерта он прикрыл эстетским аскетизмом: громким рыданиям предпочел сдержанный плач, который начался в щемящей исповеди Largo, умолк в мятежных пассажах скерцо и возродился в лирических эпизодах финала. Тающая виолончельная педаль в коде довела впечатлительных дам до слез, но оставлять их горевать солист не захотел. Истерзанные души меломанов успокоила Сарабанда из Третьей сюиты Баха, которую Князев в полумраке исполнил на бис.

Последний бой

После антракта борьба вспыхнула с новой силой и обрела статус общенациональной (Восьмую симфонию Шостакович написал в годы Великой Отечественной войны). Здесь она еще более зрелищна за счет масштаба и тембровых соло, а финальный катарсис предваряет философское Adagio — Allegro non troppo, карикатурный марш, зловещая токката и скорбная пассакалия. Но для неподготовленной публики такой марафон — испытание: недаром после премьеры симфония не получила Сталинскую премию, поскольку на пленуме в 1944 году ее сочли слишком сложной.

ГАСО РТ первый и единственный в России региональный оркестр, у которого есть ежегодный абонемент в Московской филармонии ГАСО РТ — первый и единственный в России региональный оркестр, у которого есть ежегодный абонемент в Московской филармонии Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Но заряженный оркестр не испугался и вышел на сцену как на последний бой. Волевая энергия сквозила уже в первых возгласах виолончелей, переплывших в ирреальный монолог скрипок. Недолгая рефлексия перешла в бескомпромиссную схватку с участием литавр, барабана и гонга. Но даже в ней Сладковский сохранил хладнокровие, собранно управляя темпами и подключая тембры.

Восьмая симфония у ГАСО РТ звучит по-особенному: социальное в ней остается глубоко личным, несмотря на образный размах партитуры. Каждый звук коллективом выпестован и прожит, поэтому напряжение не спадало даже с последними идиллическими аккордами. По-настоящему выдохнуть удалось лишь после Русского вальса, который оркестр под овации сыграл на бис.