Накануне, за сутки до завершения предусмотренного законом срока, проект бюджета внесли в Госдуму Накануне, за сутки до завершения предусмотренного законом срока, проект бюджета внесли в Госдуму Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый бюджет «структурно сбалансированный», но с подросшими расходами

Проект федерального бюджета на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов кабмин РФ впервые представил неделю назад, 24 сентября. Правда, тогда это было скорее его «краткое содержание». Прописанное в документе соотношение доходов и расходов премьер-министр РФ Михаил Мишустин называл «оптимальным». По прогнозу кабмина, доходы в 2025-м составят 40,3 трлн рублей, расходы — 41,5 трлн рублей, а дефицит — 1,2 трлн, или 0,5% валового внутреннего продукта. Особое внимание на себя обращал значительный (по сравнению с прогнозом на 2024–2026 годы) рост доходов и расходов.

Накануне, за сутки до завершения предусмотренного законом срока, проект бюджета внесли в Госдуму. Объем документа — 7 тыс. страниц, а с копиями — 28 тыс. листов, описал масштабы кабмин и подчеркнул, что бюджетный пакет впервые полностью внесли по электронным каналам связи. На своем сайте правительство даже выложило короткий ролик с сотрудником, который сидит за компьютером и отправляет документ в Госдуму, нажав на нужную кнопку. Похвально для правительства и Думы, но бизнесу и рядовому гражданину скорее интересны другие детали.

Кабмин также подчеркивает, что нынешний бюджет впервые за несколько лет будет «структурно сбалансированным», без структурного первичного дефицита. Расходы бюджета в 41,5 трлн рублей станут равняться сумме базовых нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, процентных расходов и сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов, а не превышать ее, как было с 2019 года. В итоге возвращается нормальное бюджетное правило, при котором на расходы идут только базовые нефтегазовые доходы, а дополнительные накапливаются в ФНБ.

«Вождение вилами по воде»: какую трехлетку «прикинули» для страны Силуанов и Решетников?

В своем релизе кабмин также сделал акцент на том, что особая поддержка будет предусмотрена для беременных женщин и семей с детьми. Свыше 4 трлн рублей планируется выделить на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, 1,7 трлн рублей — на маткапитал, 3,3 трлн рублей будет направлено на финансовую поддержку регионов. Говоря о регионах, стоит также обратить внимание на запланированные траты на восстановление и развитие новых субъектов — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. В ближайшие три года на эти цели планируется потратить 939,8 млрд рублей. В прошлогоднем бюджете на новые регионы в 2025–2026-х закладывали около 421 млрд рублей, теперь — 638 миллиардов.

Общие прогнозируемые расходы государства, включая расходы федерального бюджета, консолидированные расходы регионов и расходы госфондов, в 2025 году составят 79,9 трлн рублей.

В 2025 году 1,4 трлн руб. составят траты на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, 537 млрд руб. — выплаты по программе маткапитала В 2025 году 1,4 трлн рублей составят траты на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, 537 млрд рублей — выплаты по программе маткапитала Фото: «БИЗНЕС Online»

18 трлн рублей на нацпроекты

Более 18 трлн рублей пойдет в ближайшую трехлетку на новые нацпроекты. Самым затратным станет «Семья» — почти 8,6 трлн рублей за три года. Из них в 2025-м 1,4 трлн рублей составят траты на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, 537 млрд рублей — выплаты по программе маткапитала. Еще 637 млрд рублей составят субсидии «Дом.РФ» для компенсации ставок по льготным ипотечным программам. В целом же на семейную ипотеку планируется за три года потратить до 1,5 трлн рублей, на прочие льготные ипотеки — 1,3 трлн рублей. Для сравнения: за последние четыре года расходы государства на льготную ипотеку составили 453 млрд рублей.

На втором месте — нацпроект «Инфраструктура для жизни» (3,9 трлн рублей). Кстати, его детали обсуждались накануне на заседании комиссии Госсовета РФ под председательством раиса РТ Рустама Минниханова. Здесь самые серьезные затраты на строительство и ремонт федеральных трасс (2,1 трлн рублей) и развитие дорог регионального и местного значения. Замыкает тройку наиболее дорогостоящих нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», на который запланировано 678,7 млрд рублей.

В экономическом блоке нацпроектов главным выглядит проект «Эффективная и конкурентная экономика», собирающий меры поддержки МСБ и повышения производительности труда. Ранее было два отдельных нацпроекта, на которые в 2024 году заложили 73,2 млрд рублей. Теперь же в рамках единого нацпроекта пропишут две федеральные программы по МСБ и производительности труда, а объем расходов сократят на 8,4 млрд рублей до 64,8 миллиарда. О том, что власти собираются значительно урезать расходы на МСБ, ранее писали «Известия».

9 новых нацпроектов на 1,8 трлн рублей за три года, сформированных по поручению президента России Владимира Путина, призваны обеспечить технологический суверенитет. Самый дорогостоящий из них — «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», предполагающий траты в размере около 679 млрд рублей за три года.

«В течение 6 лет по линии федерального бюджета предусматривается более 40 триллионов рублей. По сравнению с действующими в 2019–2024 годах нацпроектами финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в 2 раза», — отмечается в релизе кабмина.

На «обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» в следующем году пойдет 1,6 трлн рублей На «обеспечение функционирования Вооруженных сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» в следующем году пойдет 1,6 трлн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Траты на оборону вырастут до 13,5 трлн рублей, на соцполитику снизятся до 6,4 триллиона

А вот на чем власти намеренно не делали акцента, так это на самой затратной статье «Национальная оборона». Так вышло, что до вчерашнего дня официальной конкретики не было вообще. В проекте бюджета на 2024–2026 годы планировалось, что в 2024-м траты составят 10,8 трлн рублей, а в 2025-м сократятся до 8,5 триллиона. Получилось наоборот — не сокращение расходов, а увеличение. Во вчерашнем релизе минфин РФ без подробностей и цифр упомянул о «значительных» бюджетных расходах на укрепление обороноспособности страны для выполнения задач СВО. В итоге, как показали документы, расходы на оборону будут даже чуть выше, чем в утечке одного из западных агентств.

Согласно новому проекту, в 2025 году на «Национальную оборону» будет направлено почти 13,5 трлн рублей, или 32,5% от всех расходов. В 2026-м планируется почти 12,8 трлн рублей, а в 2027-м — чуть более 13 триллионов. Так, на «обеспечение функционирования Вооруженных сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» в следующем году пойдет 1,6 трлн рублей.

Второй по величине раздел — «Социальная политика». Если в 2024 году на нее заложили 7,7 трлн рублей (21,1% всех расходов), то в 2025-м запланировано 6,4 трлн рублей, в 2026-м — 7,19 трлн рублей, в 2027-м — 7,2 триллиона. Исторически расходы на соцполитику лидировали в распределении бюджетных расходов, а в 2020 году на фоне пандемии заняли максимальные 30,6% от всех трат. При этом в 2023-м заложенные расходы на соцполитику оказались минимальными с 2011-го, замечал РБК. Таким образом, в следующем году будет новый минимум. «Для поддержания высокой доли военных расходов не только повышают налоги, но и снижают расходы на социальную политику», — замечает телеграм-канал bitkogan профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана. При этом главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах считает, что суммарно расходы будут стабильны: «Много расходов на социалку сейчас „зашито“ на уровне региональных бюджетов и внебюджетных фондов».

На третьем месте по расходам раздел «Национальная экономика». В следующем году траты составят 4,3 трлн рублей, а в 2026-м и 2027-м запланированы на уровне 4,7 трлн рублей. Для сравнения: в бюджет-2024 закладывали 3,93 трлн рублей, или 10,7% в общей структуре расходов. Это был минимальный показатель с 2007-го.

3,4 трлн рублей в следующем году составят расходы на раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Речь идет об ассигнованиях на деятельность полиции, Росгвардии, Генпрокуратуры, следственного комитета России и др. Так, расходы на СКР на 2025 год запланированы в размере 65,1 млрд рублей, на прокуратуру РФ — 132,6 млрд рублей, на суды — 344,4 млрд рублей. 30,9 млрд рублей составят расходы на деятельность президента РФ и его администрации, 8,2 млрд рублей — на работу Совета Федерации, 15,3 млрд рублей — на деятельность Госдумы.

Еще чуть больше 1 трлн рублей запланировано на мероприятия по госпрограмме «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Почти 1,3 трлн рублей пойдет на трансферты регионам для обеспечения баланса бюджетов. Около 1,8 трлн рублей в 2025 году заложено на раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство». 1,5 трлн рублей запланировано на раздел «Образование», 1,8 трлн рублей — на «Здравоохранение». 3,1 трлн рублей пойдет на обслуживание госдолга РФ.

Что касается Татарстана, в текстах самого законопроекта, пояснительной записки к нему и приложений есть лишь несколько упоминаний республики. Так, 7,2 млрд рублей запланировано на трехлетку в качестве субсидий на создание и развитие центров промышленной робототехники Университетом Иннополис. Какие-либо другие крупные проекты в РТ, предполагающие выделение средств, в документах не упомянуты. Среди прочего в приложениях можно отыскать, например, прогнозные объемы поступлений доходов в бюджет Татарстана от акцизов на алкоголь. В 2025 году это 3,8 млрд рублей, в 2026-м — 4 млрд рублей, в 2027-м — 4,3 миллиарда.

Со средним темпом 4,8% в год продолжится увеличение реальных денежных доходов населения, а в 2025–2027 годах рост реальной зарплаты ожидается на 5,6% Со средним темпом 4,8% в год продолжится увеличение реальных денежных доходов населения, а в 2025–2027-х рост реальной зарплаты ожидается на 5,6% Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост тарифов за «коммуналку» на 11,9% и доллар за 100 рублей

Параллельно с бюджетом неделю назад был кратко объявлен прогноз социально-экономического развития, и в нем сомнения у экспертов вызывали расчеты минэкономразвития РФ, по которым в 2025-м инфляция составит 4,5%. Теперь появился полный документ. Что имеем?

По итогам 2024 года рост ВВП прогнозируется в размере 3,9%. Основными драйверами выступят отрасли реального сектора, прежде всего обрабатывающая промышленность. Наблюдается рост в строительстве, выпуске сельхозпродукции, высокая инвестиционная активность и увеличение зарплаты — по итогам года на 9,2%. Пик инфляции в 2024-м зафиксирован в июле (9,1%). В августе ее темпы начали снижаться, а по итогам года ожидается замедление до 7,3%. В 2025-м рост цен (к декабрю предыдущего года) предполагается на уровне 4,5%, а в 2026 и 2027 годах инфляция должна выйти к таргету Центробанка 4%.

В прогнозе рассматриваются два варианта социально-экономического развития — базовый (на основе которого и сверстан бюджет) и консервативный. Первый предполагает стабилизацию уровня мировых цен и постепенное ослабление российской валюты. В 2025 году средний курс ожидается на уровне 96,5 рубля за доллар. Дальше рубль продолжит ослабление: в 2026-м доллар будет стоить 100 рублей, в 2027-м — 103,2 рубля. В консервативном варианте разница в прогнозе — 1–2 рубля.

Со средним темпом 4,8% в год продолжится увеличение реальных денежных доходов населения, а в 2025–2027-х рост реальной зарплаты ожидается на 5,6%. Численность занятого населения с 74 млн человек в 2024-м вырастет всего до 74,4 млн в 2027 году при сохранении безработицы на уровне 2,6%.

Внутренние риски связаны с дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому ключевая задача — повышение производительности труда, обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров. «Несвоевременный возврат к смягчению денежно-кредитной политики может негативно сказаться на инвестиционной активности, а также на дополнительных расходах бюджета по накопленным обязательствам по субсидируемым кредитным программам», — говорится в документе.

Пожалуй, один из самых заметных блоков прогноза — индексация тарифов ЖКХ. С 1 июля 2025 года она составит в среднем 11,9%, в 2026-м — 5,4%, в 2027-м — 4,8%. Для сравнения: годом ранее индексация на 2025-й планировалась на уровне 5,7%. Таким образом, темпы роста вырастут вдвое. Напомним, в текущем году тарифы проиндексировали на 9,8%, объясняя высокий рост тем, что до этого индексации не было полтора года. На фоне новостей о повышении тарифов минстрой РФ распространил релиз, в котором поясняет, что запланированная индексация учитывает подорожание ресурсов, технологическое обновление коммунальных объектов, развитие и модернизацию прилегающих к ним инженерных сетей.

Так, тарифы на газ для населения с 1 июля 2025 года будут проиндексированы на 10,3%, с июля 2026-го — на 4,3%, а с июля 2027-го — на 4%. Сделано это для «обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с единой системой газоснабжения. Кстати, в бюджете РФ, вероятно, прописали для «Газпрома» досрочную отмену надбавки к НДПИ с 2025-го. «Падение нефтегазовых доходов в 2025 году относительно 2024-го в основном связано с изменением законодательства в части НДПИ на газ», — отмечается в пояснительной записке к бюджету. Индексация тарифа электросетевых компаний на передачу электроэнергии для всех категорий потребителей с июля следующего года может составить 11,6%.

Экономический телеграм-канал MMI подчеркивает, что грядущая индексация, а также увеличение дефицита бюджета на 2024-й и рост расходов на оборону станут «новым инфляционным шоком». «По-видимому, это обстоятельство будет определяющим на октябрьском заседании ЦБ по ставке…» — пишет канал. «Это существенный вклад в общую инфляцию, которую ЦБ пытается вернуть к 4 процентам», — подмечает Коган. По его словам, тарифы поднимают опережающими темпами из-за отсутствия повышений в 2023 году.

Еще одна индексация коснется тарифов на железнодорожные перевозки. С 2025-го тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании вырастут на 11,6%, на грузовые перевозки — 13,8%. Из документа следует, что в следующие два года будет происходить поэтапное доведение тарифов на пассажирские перевозки до их экономически обоснованного уровня.

Вот еще некоторые прогнозы:

  • До 2027 года ожидается продолжение устойчивого роста промышленного производства. Машиностроительный комплекс адаптировался к вызовам, предполагается рост производства.
  • Что касается химической промышленности, то с 2024 года ожидается умеренный и устойчивый рост производства, планируется ввод ряда крупных производственных мощностей. В частности, упоминается запуск производства крупногабаритных шин для спецтехники ПАО «Татнефть».
  • Агропромышленный комплекс в последние годы «демонстрирует уверенный рост», однако в 2024-м с учетом погоды и высокой базы сбор сельскохозяйственных культур ожидается ниже уровня 2023-го.
  • К 2030 году планируется подготовить 2 млн специалистов для ключевых отраслей экономики. А к 2027-му будет создано не менее 37 зданий дошкольного образования.
  • Количество туристов восстановилось и в 2023 году достигло 74 миллионов. В перспективе до 2027-го показатель будет расти на 5–8% ежегодно.

Как показывают данные минэкономразвития РФ, половину суммарного объема валового регионального продукта (ВРП) в 2023 году сформировали всего 8 регионов. В их числе Татарстан, а также Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, Московская область, ЯНАО, Краснодарский край и Свердловская область. По итогам 2024-го рост ВРП ожидается в 81 субъекте РФ. А рост региональных экономик на 2025–2027 годы прогнозируется во всех регионах, кроме Чукотки. Основным драйвером роста останется промышленный сектор.