- Очень часто журналисты пишут про строительные организации, новостройки, а про тот бизнес, который занимается непосредственно отделкой всех этих квадратных метров, почему-то забывают. Мне кажется, что компании, которые им занимаются, недооценены, и нам бы хотелось это исправить.

- Спасибо.

- Вы работаете на рынке элитных интерьеров, насколько он вырос за последние годы?

- Я не проводила такой анализ, могу сказать просто по ощущениям. Если мы начинали в 90-е годы так: дизайнер Майя, дизайнер Таня, то сейчас посмотрите, сколько появилось дизайн-студий! Наш казанский строительный институт ежегодно выпускает 100 дизайнеров. Это перенасыщение, конечно, потому что на всю Москву примерно столько же готовят. Но тем не менее студии живут, худо-бедно. Но если рассматривать ситуацию лет 10 назад, то однозначно этот рынок вырос в разы.

- Отчего это происходит: у людей больше денег появилось, или понимание пришло?

- Думаю, люди увидели мир, прежде всего. И оказалось, что «за морем» все по-другому. Раньше люди меньше ездили по Европе, по миру, не было столько информации печатной. У нас в Казани были один-два местных журнала по интерьеру, не было столько выставок, и самое главное, не было столько строительных и отделочных материалов - на разные кошельки, на разные потребности. Раньше обои у нас все были виниловые, в цветочек, в полоску и что-то еще. Сейчас есть роскошный выбор! Недавно заказчица выбирает  плитку и говорит: «Боже, какой у меня хороший вкус!» Потому что, действительно, что ни выберет - все оказывается очень красивым и… дорогим. А когда ты увидел хорошие материалы, на плохие уже не можешь смотреть. Люди стали ходить в гости, ездить в хорошие дорогие отели, посещать музеи, наконец, – это формирует вкус.

- Учитывая, что столько дизайнеров выпускают на город, конкуренция, видимо, очень высокая?

- Я хочу пояснить, студий много, но их уровень очень разный. То есть человек вчера закончил институт и заявляет, что он дизайнер-профессионал. Хотя на самом деле опыта у человека нет, и уровень его интерьеров невысок. Я это знаю, потому что сама прошла этот путь. Достаточно хороших компаний, которые, действительно, добросовестно работают на рынке… Чтобы подсчитать их, хватит пальцев на руках. 10, ну, может быть, 20. Остальное - это все равно или неполный цикл работ, или недостаточно хороший уровень исполнения. Очень много штампов, поверхностный подход к работе. «Вам двухуровневый потолок? Хорошо! Плитку положить - будет». Нет такого кропотливого подбора материалов. Конечно, я не хочу обидеть коллег-дизайнеров…

- Может быть, они просто работают в своей ценовой категории?

- Совершенно верно. Я тоже иногда работаю с экономными интерьерами, бюджетным уровнем, но это тоже дизайн, потому что можно сделать хороший дизайн и с небольшими средствами. Но уровни сложности эконом и элитного жилья по проектированию, а главное, по воплощению несопоставимы!

- Какую долю на рынке в Казани вы занимаете?

- Компаний слишком много…

- А если взять сегмент элитных интерьеров?

- Если судить по частоте посещаемости нашего сайта в интернете, то мы в первой десятке. Люди посещают наш сайт очень часто.

«ЛЮДИ ИЩУТ, ГДЕ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ, НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТО ВЫЛЬЕТСЯ В ПЕРЕДЕЛКИ»

- Основных конкурентов можете назвать, с кем идете ноздря в ноздрю?

- Слова «конкуренция» у меня нет, вот честно. Мы с ними шли вместе, росли вместе, и мы никак не делим заказчика. Тот заказчик, который пошел в другую дизайн-студию, значит, это их заказчик. Значит, они по темпераменту, по взглядам сошлись. На семинарах, презентациях мы общаемся, делимся проблемами. Если я не могу найти, например, хорошего художника, а мой занят, я могу обратиться в другую дизайн-студию: «Ребята, помогите». Вот такие у нас отношения.

460-4.jpg
В дизайне есть разный уровень работы, и соотношение "цена-качество" - это не пустые слова

- Вот вы описали такую идеальную картинку, но, судя по объявлениям в газетах, компании прямо дерутся за заказчиков, дешевых предложений очень много...

- Да, и это сбивает человека с толку. Это дискредитирует нашу профессию. Наберите в интернете «дизайн интерьера» и начнется… с 300 рублей за квадратный метр. Страшно то, что на этом уровне - 300 - 400 - 500 рублей за квадратный метр - на сайтах компаний, как правило, вывешены не их фотографии. Причем до смешного. Иногда ставят настолько известные снимки, а сами, видимо, не знают этих архитекторов и дизайнеров, что профессионалу сразу понятно - просто скачали из интернета. А люди верят и попадаются. Бывает, что ставят зарубежную фотографию известных каких-то вещей, а на заднем плане розетки американские. Ну не могут у нас в России быть интерьеры с американскими розетками, а они просто тупо ставят такие картинки. И это очень сбивает людей, поэтому, когда ты называешь свою цену, клиенты говорят, что в другом месте можно и за 300 рублей сделать. А человеку очень сложно определить разницу. Вот поэтому созданная Денисом Фомахиным «Гильдия архитекторов и дизайнеров Республики Татарстан» объединила профессионалов своего дела, мы пытаемся доказать, что в дизайне есть разный уровень работы, и соотношение "цена-качество" - это не пустые слова. Те, кто прошел ремонт, меня поймет. Я каждый день слышу от своих заказчиков: «Я никогда даже представить не мог, что это так сложно».

- А у вас какая средняя стоимость работы?

- У нас от 850 рублей и выше.

- А действительно, за что отдавать такие деньги? Зачем платить за «картинку»? 

- Дизайн относится к разряду тех вещей, которые сложно оценить. В этом, возможно, причина того, что мы (рынок дизайна интерьера ред.) растем не очень быстро. Это очень кропотливая работа. Еще ни один человек не принес мне готовую картинку и не сказал: «Вот то, о чем я мечтаю». И для себя я еще ни разу не находила картинки интерьера, в котором мне бы хотелось жить. Всегда это сборный интерьер – тут цвет, здесь рамочка, отсюда бра, оттуда пол. Это всегда кропотливая работа - рождение интерьера для конкретного человека. Мы все такие разные! Поэтому заказчик платит не за картинку, а за подход, за то, что в проект, как это ни банально звучит, мы вкладываем душу и любовь.

За то, что, подбирая материалы, мы в 20-й раз прикладываем их друг к другу, пока не добьемся нужного сочетания цвета и фактуры. Вы же не ищете врача, который подешевле. Вы спрашиваете рекомендации, идете туда, где лечение лучше, потому что это ваше здоровье. Не зря дизайнер - это отдельная профессия, это опыт, это знания. Не могу я пойти и начать работать стоматологом. И это все понимают, но дизайнером у нас готов стать каждым. Люди ищут, где можно сэкономить, не понимая, что в дальнейшем это выльется либо в переделки, либо в не очень хороший внешний вид.

- Какие переделки, например?

- Человек сделал розетку, а потом к этому месту придвинул шкаф. А другой розетки рядом нет. И другого места для шкафа тоже нет…

- А мы, когда делали ремонт, пробили дрелью электропроводку, поэтому следующий ремонт, надеюсь, будет делать с привлечением профессионалов!

- Чем более дорогие ремонты делают люди, тем больше они понимают ценность дизайна. Если лет 20 назад казалось: «Ну что, я сам стену не покрашу, что, я диван не куплю?» Сейчас уровень другой, и люди, действительно, понимают, что это нужно, что лучше один раз сделать с умом и качественно, чем потом долгие годы жить, замечать неудобства или, не дай Бог, заниматься переделками.

- По телевизору показывают много передач о том, как можно сделать дизайнерский ремонт самим…

- Да-да, ремонт за три дня. На самом деле, там все не так, как показывают. Не делается ремонт за три дня, не делается он таким волшебным образом, и не подбираются так легко все детали. Это вносит смуту в головы людей, которые думают: «Вот же, как оно просто делается!» Невозможно. Сделали дизайнеры проект, допустим, чтобы расширить помещение, а человек сделал то же самое у себя дома - и получилась беда, потому что у него пропорции помещения другие, окна не с той стороны и так далее.

- То есть вы бы не советовали делать ремонт, глядя на проекты в этих программам?

- Это утопия. Это, скорее, фильм о том, что есть такая отрасль... У нас же много шоу о приготовлении еды. Но невозможно после их просмотра пойти и приготовить профессиональное блюдо. И цена неудачи в этом случае совершенно другая.

- И все-таки, как мне кажется, в России никогда не исчезнут такие Левши, которые любят сами что-то поколотить, покрасить.

- Полностью от этого мы не уйдем, Россия - большая страна, и действительно, у нас много людей с руками, но я надеюсь, что максимальное число людей придут к профессиональному ремонту. Лучше отдать эту работу профессионалам, а время и нервы потратить на зарабатывание денег или что-то еще.

460-8.jpg
В студии есть небольшой выставочный зал с интересными образцами, каталогами

«СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ НА ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА СЛОЖНО»

- Дизайн интерьеров – насколько это прибыльный бизнес?

- Дизайн сам по себе – это вообще не прибыльное занятие. Грубо говоря, стоит проект одну тысячу рублей за квадратный метр. Возьмем 200 «квадратов», получили 200 тысяч рублей. Проект длится год и больше. Это бесконечная шлифовка эскизов, подбор материалов, мебели, это очень кропотливая работа, поэтому стать миллионером на дизайне интерьера сложно. В Европе, например, архитектор – это очень высокооплачиваемая и уважаемая профессия.

- На чем же вы зарабатываете, какие основные направления работы?

- Если мы начинали с дизайна интерьера, то сейчас мы развиваем направления продажи материалов и мебели. Мы работаем с итальянскими фабриками, хорошими итальянскими фабриками. Почему мы к этому пришли? Потому что, пытаясь найти под свой дизайн какую-то мебель, какие-то материалы, обращаясь в казанские салоны, мы не всегда получаем то, что нужно. В салонах представлен ограниченный ассортимент. А у нас очень много нестандарта. Мы сами проектируем мебель под наш дизайн – это может быть какая-то деревянная мебель, стекло, буазри. Под наш проект, под наши размеры мы не можем найти то, что нам нужно. Мы сотрудничаем и с интересными российскими мастерскими, которые производят уникальные вещи, причем за вполне адекватные деньги. Так что дизайн интерьеров вместе с продажей материалов, мебели… каждая часть приносит свой доход и, что главное, другой результат. Ты понимаешь, что можно сделать все.

- У вас есть шоу-рум, магазины?

- Можете нас поздравить, мы только что переехали в новую студию, где у нас есть небольшой выставочный зал с интересными образцами, каталогами. Мы постоянно собираем интересные новинки.

- С какими фабриками вы работаете?

- Angelo Cappellini, Lubex, Turri, Francesko Molon, Aster и множество других. Я недавно приехала с  фабрики Villari, которая занимается фарфором, это элитный фарфор, известный фарфор. Там могут изготовить все: светильники, статуэтки, посуду. Изумительное качество и дизайн! Каждая фабрика хороша по-своему. И наш конек в том, что мы не просто делаем картинки интерьера, мы насыщаем его материалами, которые подбираем скрупулезно, что-то мы везем из Италии, что-то покупаем в наших магазинах (мы сотрудничаем и дружим со многими казанскими магазинами). Отделочные материалы частично мы покупаем в России, частично везем эксклюзивом из-за границы, потому что отделка - это очень важно.

«АССОРТИМЕНТ МЕБЕЛИ В МЕБЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ - ЭТО УЖАСНО, ЭТО КАК РАЗ ТО, ЧТО РАЗРУШАЕТ ДИЗАЙН»

- Неужели в Казани сейчас нельзя купить все, что нужно?

- Мы покупаем и в Казани, но в Казани очень бедный рынок. Даже забудем про Европу, взять Москву, которая находится от нас очень недалеко, сравнить ассортимент казанских и московских магазинов – это большая разница. В Казани бедный ассортимент, Это касается всего: плитки, сантехники. В лучшем случае что-то можно выбрать по каталогу.

- А как же крупные магазины строительные, такие как «Мегастрой», «Максидом», OBI?

- Это какое-то спасение для нас (до них у нас были, пожалуй, только «Евроинтерьер» и еще несколько других), но это магазины, которые нужны определенному уровню людей, там нельзя купить материалы высокого уровня. Они достаточно средние (если говорить про паркет или ламинат), обои будут очень низкого уровня. Там нельзя купить дизайнерский эксклюзивный продукт.

- А где покупаете эксклюзив?

- Есть магазин «Соло», который продает хорошую мебель, есть «Сантехмаркет», «Мебель-стайл», «Mix интерьер». То есть у нас есть салоны, в которых можно купить хороший продукт, мы дружим с этими магазинами. Чего нельзя сказать о крупных мебельных магазинах. Если OBI выполняет свою функцию магазина стройматериалов и сантехники для массового спроса, мебельные центры меня приводят в ужас, конечно. Потому что выставленный там ассортимент мебели отечественного производителя, как правило, - это ужасно, это как раз то, что разрушает дизайн. Я просто в уныние там прихожу. Лучше тогда уж IКЕА, она тоже не самого высокого уровня, но там есть стиль. Пусть будет простой диван, но правильных пропорций, грамотный, чем диван безумных форм и расцветок. Видимо, там считают, что чем более навороченный диван, тем он более дизайнерский. Это ужасно!

«ЕСЛИ СТЕНЫ ВООБЩЕ НЕ ВОЗВЕДЕНЫ – ЭТО ВООБЩЕ ИДЕАЛЬНО!»

- Насколько я понимаю, при ремонте квартир в домах разной постройки, как старых, так и современных, есть много разных нюансов, можете как профессионал оценить качество построек?

- Дома, действительно, все разные. Мы работаем как в домах фирмы «Антика», которые я считаю лучшими, так и по всей Казани: в «Береге», на Галактионова, в центре много новостроек, в «XXI веке», « Магеллане». Не могу сказать, что какие-то компании идеальные, везде есть огрехи. Недавно был пример: классный новый дом, хороший застройщик. Подоконники даже мраморные – такая степень сдачи дома! А окна сделаны так, что их невозможно открыть. И вот приходится ломать окна, чтобы опустить подоконник, чтобы можно было открыть окно. Спрашивается, для чего же вы устанавливали эти мраморные подоконники? Причем это о хороших домах идет речь. Не хотелось бы ругать кого-то конкретно, но не сказала бы, что у нас есть изумительное жилье. Бывают и такие не мелочи, как промерзание стен, неудачно сделанная кровля. Качество стяжки, стен – это понятно, что всегда не идеально и приходится переделывать.

- Что скажете о квартирах, которые сдаются в готовом виде, как в «Современнике», например? К вам обращались за переделками?

- Я с такими домами не сталкивалась. Я считаю, что правильнее поступают те компании, которые как раз сдают самую черновую отделку. Если стены вообще не возведены – это вообще идеально, потому что человек приходит и начинает ломать стены, это лишние затраты денег. Лучше сдавать квартиры без стяжки, без внутренних перегородок, потому что человек меняет все под свои потребности, поэтому лучше заплатить один раз за те перегородки, которые тебе нужны, чем платить два раза: сначала купил все это квадратными метрами, потом за свой счет снес, вынес, купил новый кирпич, выложил. То же самое и с плохой стяжкой.

- А почему у нас все так? Нельзя сразу строить с ровными потолками и стенами?

- Дело не всегда только в том, что не умеют строить, у всех людей разные запросы. А строители делают стандарт и продают стандарт, они продают «двушки», «трешки». И если это «трешка», то должно быть две спальни, длинный коридор. А человеку нужно совсем другое.

460-9.jpg

«СЕЙЧАС ДОМА СТРОЯТСЯ ОКНО В ОКНО, БЕЗ СТОЯНОК - УЖАСНО, КОНЕЧНО»

- В Казани много говорится в последнее время про сохранение памятников старины. К вам обращались с подобными заказами?

- Сейчас мы как раз делаем небольшой магазинчик на улице Лобачевского в одном из очень старинных зданий. Это такой небольшой домик XVIII века, где толстенные стены. Всем, что снаружи, занимается архитектор отдельно, а мы приводим в порядок то, что внутри: меняем всю инженерию, канализацию, делаем интерьер. Это будет очень красивый магазин, я надеюсь.

- Работать в старинной постройке и новоделе – есть разница с точки зрения архитектора?

- Сейчас качество постройки, конечно, гораздо ниже, хотя технических возможностей сегодня несравненно больше. Сейчас другие технологии, а раньше - кирпич и раствор, приготовленный на яйце. Захватывает дух, как строили эти соборы, рисуя чертежи от руки, без компьютеров? Как можно было построить, например, Миланский собор? Вот в Италии прошло землетрясение, я с болью смотрела на разрушенные дома, которые простояли столетиями. Причем это были знакомые постройки, на фоне которых я фотографировалась, и вдруг они рухнули. Смотреть на это было очень больно.

- Уже стало хорошим тоном ругать архитектуру в Казани, а вам нравится то, что строится в Казани?

- Мне очень нравится то, что делает фирма «Антика», хотя ее тоже многие ругают, говорят, что это не архитектура, не чистый стиль. Как я считаю, чистый стиль не обязателен, но это то, что это украшает город, безусловно. То, что архитектура у нас сейчас разная, - это замечательно, у нас есть очень современная архитектура и классическая, но то, как это проектируется и строится в городе, - это ужасно. Центр города строится дом на доме… Нас учили, что должна быть просчитана инсоляция, определенное расстояние между домами. Сейчас дома строятся окно в окно, без стоянок, проездов - ужасно, конечно.

«ИТАЛЬЯНСКИЕ КУСТАРИ МЕЧТАЮТ ЗАЙТИ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК»

- Цены на недвижимость за последний год сильно выросли (хотя летом началась обратная тенденция), сказалось ли это на вашей деятельности и каким образом?

- Количество заказов у нас только увеличивается, это точно. На уровне наших цен это никак не отразилось, цены мы не поднимали.

- Вы часто бываете в Европе, чувствуется ли там дыхание кризиса, о котором все говорят?

- В Европе кризис, действительно, есть, потому что мы дружим со многими владельцами итальянских фабрик, кризис там есть. И даже на встречах разговор поневоле переходит на эту тему. Они переживают, многие итальянские фабрики разоряются, объединяются друг с другом. Недавно была встреча с ассоциацией малых предпринимателей Италии. В нашем понимании это кустари, которые занимаются росписью стен и тому подобным. Они интересовались тем, как они могут зайти на наш российский рынок. Они говорят: «Вот мебельщики в свое время зашли, им сейчас спокойнее».

- Ждете ли повторения кризисной ситуации и как готовитесь?

- Думаю, люди все равно будут покупать жилье. Прошлый кризис мы пережили, практически не заметив, ощущался, конечно, спад, но заказы были. Мы не закрывались и ни один день без работы не сидели.

460-6.jpg
Сейчас модны сочетания

«МЕНТАЛИТЕТ КАЗАНСКИЙ – ЗОЛОТО, МНОГО ЗОЛОТА, ЧЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛУЧШЕ»

- Кто ваши основные клиенты?

- Это частные лица, жители Татарстана, Москвы. Организации тоже есть, делали ресторан, сейчас делаем цветочный салон, отель. Чиновники у нас есть, есть бизнесмены, безусловно, есть спортсмены, но по этикету фамилии клиентов я не называю никогда. Это как врачебная этика. Стало больше простых людей, у которых малый и очень малый бизнес, но они готовы платить за дизайн.

- Есть ли понятие моды в интерьере? И если да, то что сейчас модно у представителей бизнес-элиты Татарстана?

- Мода, безусловно, есть, и она к нам идет из Европы. Мы каждый год ездим на выставку в Милан, которая считается законодательницей мод, оттуда идут все веяния. Затем они расползаются по миру: по Европе с большей скоростью, по России - с меньшей. Но сейчас этот процесс идет все более энергично.

- Что имеете в виду?

- Это как мода в одежде, какие-то оттенки модные появляются, текстуры. Сейчас очень много используется натурального дерева в сочетании с глянцевыми покрытиями. Причем его используют все. По цветам - если год назад модны были оттенки фиолетового, лилового, то сейчас в моду входит цвет морской волны, насыщенный, сине-зеленые оттенки, причем, аким контрастом на фоне серых мягких приглушенных тонов.

- А если по материалам говорить? Какие тенденции?

- Сейчас модны сочетания. Раньше было проще: «Хотите кухню? Либо она будет белая глянцевая, либо деревянная». На последней миланской выставке много было именно миксованных идей - брутальное дерево, такое шершавое, теплое, в сочетании с глянцем. Эти новинки придут к нам позже. Меняются материалы в сторону экологичности, люди все чаще выбирают более дорогие, но безопасные. На это работают и производители отделочных материалов, обоев, полов, мебели, красок, лаков. Кстати, появляются и российские компании (можно за них порадоваться), которые делают материалы на уровне Европы, но по ценам более доступным. Есть производитель, который делает только детские комнаты, причем именно безопасные, все - на водной основе, потому что люди переживают за здоровье своих детей. В то же время есть и проблема - насыщение рынка китайскими отделочными материалами. Они гораздо дешевле, но, к сожалению, менее экологичны. Знаю случай, когда люди заказали материалы из Китая. Но после ремонта все начали болеть. Сделали замеры, а квартира вся «фонит», все излучает радиацию. И даже менее опасные ситуации, когда запах мебели или отделочных материалов не выветривается очень долго, уже не устраивают людей. Думаю, также есть тенденция к удорожанию услуг дизайнеров.

- В Казани традиционно много людей из отдаленных районов республики, и это тоже представители бизнеса и власти, кстати, очень часто бывают, у них какие запросы?

- Начнем с того, что даже последние выставки, которые приезжали в Россию, мебель, свет - все было в стразах Сваровски. В Европе продается просто диван, на рынок России этот диван будет оклеен Сваровски. И не только диваны, также люстры, стулья, ручки в кухонном гарнитуре. У нас это продается на ура. Менталитет казанский – это, безусловно, золото, много золота, чем больше, чем лучше. Классику у нас очень любят, в моде такая «ханская» роскошь. Если взять европейский стиль – это же обшарпанные поверхности, приглушенные, выгоревшие тона, это будет штукатурка на стенах и все. Но идет к этому. Уходят люди от многоуровневых потолков, от ниш. Раньше, если много гипсокартона, ниш и уровней, считалось, что был хороший дизайнер. Если этого нет, люди удивлялись: «Что же у вас простенько так?» Сейчас такое восприятие дизайна уходит.

- Такие системы, как «умный дом», часто устанавливают?

- Не скажу, что часто, но чаще, чем лет пять назад. Не всегда есть понимание, зачем это нужно, сейчас пользуются, конечно.

- Сколько он может стоить?

- Зависит от функций. Это может быть одна функция – «выключить все». Могут быть установлены дополнительные датчики протечки воды, например. Может быть полный комплект, когда свет включается с хлопка и так далее. Плюс «умного дома» в том, что можно установить базу и потом добирать. В коттедже стоимость может быть и полмиллиона и выше, а в квартире и за 100 и за 300 тысяч рублей можно установить.

«ВОТ ОН УВИДЕЛ КРАСНЫЙ ДИВАН, УМЕР ОТ СЧАСТЬЯ И ПРИНЕС ЕГО В ИНТЕРЬЕР, А ОН НЕ ВЛЕЗАЕТ…»

- Как происходит выполнение заказа? Вот к вам приходит человек и…

- Человек приходит, рассказывает, какая у него квартира или дом, говорит, что он хочет, или говорит, что не знает, чего хочет. И начинается разговор, такой же, как у нас с вами сейчас. Спрашиваю, сколько людей живет, какие функции хотелось бы видеть. То есть начинаем не со стиля, а с функций. Причем очень часто человек не может ответить на простые вопросы. Например, сколько нужно санузлов и что должно быть на кухне. Нужны ли холодильные камеры, очистка воды… Узнают, что бывает пылесос, который можно встроить в стену. Оказывается, что нужен бойлер, и его куда-то нужно повесить. Приходится объяснять, но это нормально, потому что человек никогда с этим не сталкивался. А дальше идет перепланировка, расстановка мебели. Затем идет стилистический подбор, смотрим много картинок. Тут нужно быть отчасти психологом, чтобы видеть, как человек реагирует: нравится – не нравится. Потом идет визуализация, мы оттачиваем «картинку». Человек говорит: «Да», - после чего подбираем материалы, начинается ремонт с обязательным авторским надзором.

- По функциям еще можно определиться, но что касается «картинки», я лично могу с утра придумать один вариант, а вечером он меня уже не будет устраивать, как быть?

- Вот поэтому нельзя делать дизайн-проект за месяц. Это, говоря о том, что есть реклама: «Дизайн-проект за месяц!» Дизайн-проект за месяц – это вот вы пришли, вам нарисовали рисунок и все. И что с ним делать? А когда вы сами проживаете все эти этапы… Ну например, мы с вами попробовали оранжевое, но потом поняли: что-то не так. Были даже примеры, когда люди кардинально меняли проект с классики на современный дизайн (но это единственный такой случай!). Значит, человек себя раскрыл, он понял, что он устал от классики и пришел к минимализму.

- Вы сказали про авторский надзор, это же не реставрация Оперного театра, для чего он нужен?

- У нас в работе сейчас много квартир, которые находятся на разных стадиях готовности. Где-то мы контролируем, как бригады расчерчивают стены, где-то решается вопрос, как проложить вентиляцию, подбираем рисунок плитки, какой сделать просвет потолка. Тысяча мелочей, на самом деле. Не все можно заранее предугадать. Вы знаете, что в наших домах не бывает стен под углом 90 градусов? Никогда! А вам в этот угол надо поставить ванну, например. А ванна, как и вся встроенная мебель, у нас как раз наоборот только 90 градусов. Что делать? Выравниваем углы. И размер другой стены «уезжает» на 10 сантиметров. Приходится опять корректировать. Когда приезжаешь на объект, нужно быстро принять решение, так поступить или иначе. Хороший американский бизнесмен говорил: «Хорошее решение - это результат опыта, а опыт – это результат плохих решений». Как я с ним согласна! 

- Часто ли заказчики ведут себя как маленькие дети, не знают, чего хотят, или же постоянно меняют свое мнение?

- Заказчики разные, с кем-то легко работать, с кем-то очень тяжело. Не могу сказать, что как дети. Если человек не знает, чего хочет, то эта проблема решаемая. Я пойму это по мере работы: мы будем смотреть картинки, будем делать пробные эскизы, будем идти к тому, что человек поймет: «Вот это я хочу». Хуже, когда человек не доверяет дизайнеру, такое тоже бывает. Вот он увидел красный диван, умер от счастья и принес его в интерьер. А что с этим диваном делать? Вплоть до того, что он просто не влезает. В магазине же по-другому пропорции ощущаются, кажется, что диван меньше. Это реальные случаи! И человек в ужасе: «Что же я купил?» Другой момент – вещь не подходит по цвету, и ты понимаешь, что это какой-то кошмар, вот это сложнее. А многие приходит и говорят: «У меня была первая квартира, дизайнера не было, сколько я испортил материалов, сколько я переносил розеток, теперь я пришел к вам». Тогда я говорю: «Добро пожаловать», - потому что, если человек понимает потребность в дизайнере, работать проще.

460-3.jpg
Иногда проект может длиться год-два и более

«МЫ С ЗАКАЗЧИКАМИ ЖИВЕМ ОДНОЙ ЖИЗНЬЮ. ПРИ НАС УСПЕВАЮТ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ И РОДИТЬ ДЕТЕЙ»

- У вас же есть свои собственные бригады, откуда они взялись?

- Они набрались с опытом, на удачных ремонтах. Мы разговариваем с ними на одном языке, они понимают, что такое дорогой материал, как с ним работать. Хорошо знают инженерию. Страшно, когда люди заезжают в новую квартиру – и у них протекает теплый пол, они заливают нижних соседей с не менее дорогим ремонтом. И такие примеры можно перечислять часами. Одно дело - сэкономить на отделке внешней, другое – на инженерии, на том, что ушло в стяжку, в пол и так далее. Здесь поможет только вскрытие, как говорится (смеется).

- !!!

- Еще у нас была проблема – хозяин привел свою бригаду отделочников, сказал, что «очень хорошая бригада за очень дешево». Я ему посоветовала поостеречься, и сейчас этот интерьер – просто слезы. Люди элементарно не умели пользоваться инструментами, отмерить размер, начертить овал, а тем более выстроить его – это вообще беда. Оштукатурить так, чтобы была плавная линия, нереально. Вентиляция была проведена так, что полностью угробила основную идею потолков, их больше не будет. И жилье, приобретенное за гигантские деньги, убивается просто на глазах, бывает жалко.

- Ну, да, вы же не всегда можете ставить свои условия…

-  Да, если человек говорит: «Ваши услуги для меня дороги. У меня есть дешевле», - переубедить сложно...

- Много среди таких горе-работников, скажем так, нероссийских граждан. Сейчас каково их количество?

- Гуляя по нашим стройкам, думаю, что и сейчас их не меньше. Правильнее их привлекать на тяжелые работы: поднять, разгрузить. В этом случае они, действительно, дешевая рабочая сила. Хотя разговаривала с одним прорабом, он мне говорит: «Майя, эти выходцы из средней Азии – трудяги, они боятся потерять работу». Если наши могут выпить и не выйти на работу, то эти очень стараются. Боятся сделать неправильно. Конечно, это не будут профессионалы высокого уровня, гипсокартонщики, электрики и тому подобное, но это могут быть каменщики, штукатуры, то есть работники на «грязных» этапах работы. С югославами мы работаем замечательно, у нас есть несколько бригад, которые мы часто привлекаем. Таким образом, у нас идет полный цикл работ «под ключ», заказчик заезжает буквально в тапочках, в готовый интерьер.

- Всех это устраивает, или кто-то хочет привезти свою посуду, текстиль, какие-то изюминки?

- Внесение изюминок - это же тоже процесс работы. Это же не значит, что я куплю тот фарфор, который мне нравится, и поставлю его заказчикам. У нас проект длится, если с воплощением, то год-два и более, если это большой проект. Мы с заказчиками живем одной жизнью. При нас успевают забеременеть, родить детей, потом ходят в гости с детьми. Мы живем вместе, в переносном смысле, конечно (смеется). Очень плотно общаемся, и поэтому все-таки должны быть какие-то личные симпатии, поэтому я не сделаю ничего того, что не понравится заказчику, не навяжу свой взгляд.

«ДИЗАЙНЕР – ЭТО КАК ЛИЧНЫЙ ДОКТОР. МЕНЯ ИНОГДА ПЕРЕДАЮТ ИЗ РУК В РУКИ»

- Расскажите, сколько лет назад вы решили заняться этим бизнесом?

- Когда я заканчивала институт, наш КИСИ, причем факультет архитектуры (по образованию я архитектор), дизайн тогда еще только начинался, и мы все вышли из архитектуры. Что я считаю правильным, потому что современный дизайн – это архитектура, пропорции и так далее. После института один год я работала в Оперном театре, я делала там декорации, это был замечательно! Кстати, это тоже было время кризиса, конец 90-х, девальвация. Не было работы. Поэтому я со своим архитектурным образованием попала в театр, но, поскольку я безумно любила театр, для меня это было что-то сверхъестественное. Вынесла свой опыт: освещение, цветовидение. Но проработала только год, потому что призвание, видимо, взяло свое. Затем я работала в дизайн-студии «Галактика», а дальше интерьеры: фирма «Аппарель», «Л-стайл». Делала частные заказы как дизайнер.

- Если бы вы не были дизайнером, то кем бы могли стать?

- Я счастливый человек, потому что всегда занималась тем, что мне нравится.

- Как пришли в «Антику»?

- Строительная компания «Антика» задумала создать свою студию, и ко мне обратились с предложением. «Антика-стайл» была создана в 2008 году как ее дочерняя компания. 

- «Антика» в свое время буквально взорвала представление казанцев об архитектуре жилых домов, которые, оказывается, могут выглядеть как дворцы.

- К «Антике» по-разному относятся, я ее очень люблю и уважаю. Уважаю учредителей и директоров этой компании. Мне кажется, то, что построили они, – это прорыв! К нам очень часто приезжают итальянские архитекторы, владельцы фабрик, они приходят в восторг, говорят: «Белиссимо-о!!!» Изначально мы делали дизайн интерьеров в домах «Антики», мы не давали никакой рекламы, нас никто не знал, но потом сарафанное радио заработало, и сейчас мы работаем по городу очень много и очень плотно.

- Из домов «Антики» на набережной Казанки сколько процентов квартир сделали?

- Не могу сказать даже, что половину, это меньше. Потому что кто-то приходит со своим дизайнером. Дизайнер – это как личный доктор. Так же и меня иногда передают из рук в руки. Дизайн – это работа по большей части по рекомендации, поэтому репутация для меня – основное, что у меня есть, и подмочить ее нельзя ни в коем случае.

- Если вернуться на четыре года назад, с чего начинали: стол, стул, компьютеры, стройбригада…

- У нас появился небольшой офис – два стола и два человека (улыбается). Сейчас это помещение, в котором работают на данный момент семь дизайнеров и менеджеров, выполняем полный цикл работ.

- Вы лично руководите всеми проектами или же только общее управление осуществляете?

- Всеми проектами интерьера дизайна я руковожу сама.

460-10.jpg
Когда делаешь проект, ты его безумно любишь сама, а потом остаются в памяти люди

- Какими были первоначальные вложения?

- Изначально все расходы брала на себя строительная компания «Антика», я не могу назвать точную сумму, потом мы перешли на хозрасчет и вот уже долгое время находимся на самоокупаемости. Сейчас мы самостоятельная организация, крепко стоящая на ногах и с любовью смотрящая на своих «родителей», которые отпустили нас в «большую жизнь».

- Можете вспомнить какой-то самый необычный, запомнившийся, нестандартный интерьер?

- А у нас все интерьеры нестандартные (улыбается). Вспоминаешь людей. Ведь когда делаешь проект, ты его безумно любишь сама, а потом остаются в памяти люди. У меня сохраняются добрые отношения со многими заказчиками.

- Есть такая работа, за которую стыдно?

- Сложный вопрос. Чтобы стыдно - точно нет. Бывало, что потом ты придумываешь решение интереснее, правильнее, а исправлять уже поздно. Но это ошибки молодости. Они делались от незнания, а не от безразличия.

- Как проходит ваш рабочий день?

- В цейтноте. Непрерывно идут встречи либо с заказчиками, либо с подрядчиками. Обязательно - посещение стройки, не каждый день, конечно, но достаточно часто.

- Три секрета успешного бизнеса, на ваш взгляд?

- Наверное, главное – это мечтать. Целиться высоко и верить. Упорная работа – это, мне кажется, как фундамент, основа, отправная точка. Ну и умение учиться всегда, не переставать осознавать, сколько в жизни всего интересного, нового и достижимого!

- Кто делал ремонт в вашем доме или квартире?

- В своей квартире я сама делала ремонт, естественно, в качестве дизайнера. Я здесь придерживаюсь правила: «Дизайнерам – дизайнерово, строителям - строителево». Все должны делать специалисты. Квартира выполнена в современном стиле.

- Если бы у вас был неограниченный финансовый лимит и полная свобода творчества, что бы вы сделали?

- «Маленькую страну»!

Визитная карточка фирмы

Студия эксклюзивного дизайна «Антика стайл»

Основные направления работы – проектирование интерьеров, коттеджей, ландшафтов, ремонт «под ключ», поставка эксклюзивных отделочных материалов и мебели.

Количество работников - 8 человек.

Визитная карточка руководителя

Майя Васягина - директор студии эксклюзивного дизайна «Антика стайл».

Дата рождения - 1970 год, Казань.

Образование - архитектурный факультет КИСИ, закончила в 1992 году.

Этапы карьеры: 1993 год - декоратор казанского театра оперы и балета, 1994 год - дизайнер интерьера в дизайн-студии «Галактика», с 1998 по 2007 годы - частный дизайнер в различных студиях интерьера «Аппарель», «Арсен», «L-стайл». С 2008 года - руководитель проектов, а с 2012 года - директор студии «Антика стайл».

Семья: муж - архитектор по образованию, занимается проектированием коттеджей, ландшафтной архитектурой. Майя говорит: «Это моя поддержка и мой крепкий тыл. У нас двое детей».

Увлечения, хобби

Майя рассказывает: «Слишком много времени отнимает работа. Непростительно много. Я трудоголик по натуре. И я безгранично люблю мою семью, своих родителей, которым я очень благодарна, путешествия, парусники, вечера у костра с гитарой, отдых с друзьями. Почаще бы...»