В медвзвод батальона «Алга» отправили новые эвакуационные носилки-чехлы, предназначенные для выноса с поля боя как раненых солдат, так и погибших. Один из авторов идеи — ветеран батальона Наиль Садреев (позывной «Нельсон») В медвзвод батальона «Алга» отправили новые эвакуационные носилки-чехлы, предназначенные для выноса с поля боя как раненых солдат, так и погибших. Один из авторов идеи — ветеран батальона Наиль Садреев (позывной «Нельсон»)

Как эвакуировать погибшего

В медвзвод батальона «Алга» отправили новые эвакуационные носилки-чехлы, предназначенные для выноса с поля боя как раненых солдат, так и погибших. Один из авторов идеи — ветеран батальона Наиль Садреев (позывной «Нельсон»), а реализовали ее волонтеры фонда помощи СВО «Ценим жизнь», которые занимаются в том числе комплектацией тактических аптечек, легких ленточных носилок и т. д.

«В связи с продвижением на фронте появилась необходимость в большом количестве так называемых патологоанатомических пакетов, так как на поле боя в свое время осталось очень много погибших ребят, их всех надо вытаскивать. Был создан целый эвакуационный отряд для этого. Часто данную работу делают под обстрелом, бойцы-медики также получают ранения. Путь эвакуации очень сложен, нет никакой разницы, раненых несут или погибших, поэтому была идея облегчить немножко эту работу», — рассказывает Нельсон.

«Боец кричал, чтобы его добили. Руки не работали, а в плен он не хотел»: история медвзвода «Алги» на СВО

По его словам, проблема в первую очередь проявилась с выносом тел погибших. Часто тела уже разложившиеся, с разрывами, где очень много крови, органов и т. д. «Сперва мы отправляли санитарные патологоанатомические пакеты для выноса тела, но они не приспособлены к военным действиям — созданы для гражданской жизни. По сути, это обычный полиэтиленовый пакет, только с молнией. В ходе боевых действий такие пакеты создают определенные проблемы, они рвутся о траву и кусты, текут, появляется сильный запах, тащить их физически невозможно», — говорит он. Носилки при этом также стали почти одноразовыми, т. к. отмыть их от крови и следов разложения трупа на передовой просто нечем. Кроме того, приходится отмывать и «УАЗы».

Появилась идея создать что-то более надежное, что совместит и санитарные пакеты, и носилки Появилась идея создать что-то более надежное, что совместит и санитарные пакеты, и носилки

Как создавали МЭЧ

Поэтому появилась идея создать что-то более надежное, что совместит и санитарные пакеты, и носилки. По словам Нельсона, он и волонтеры думали, что такие приспособления есть, однако после изучения рынка оказалось, что предложений не было. «Мы решили сшить чехол из нового материала. Начали создавать эскизы и подбирать подходящую ткань», — добавляет наш собеседник.

Назвали новое изобретение МЭЧ, или «меч» для простоты произношения, что расшифровывается как «многофункциональный эвакуационный чехол» Назвали новое изобретение МЭЧ, или «меч» для простоты произношения, что расшифровывается как «многофункциональный эвакуационный чехол»

Назвали новое изобретение МЭЧ, или «меч» для простоты произношения, что расшифровывается как «многофункциональный эвакуационный чехол». По сути, это большой чехол из крепкой непромокаемой ткани, с несколькими ручками и швами, которые расположены аккурат под жизненно важные части тела человека (в случае эвакуации раненого). Этот чехол можно также применять для защиты от влаги, для хранения и переноски одежды, еды. Его можно подвешивать для защиты от грызунов, кроме того, использовать как спальный мешок. МЭЧ можно набить травой, листвой и превратить в матрас. В случае с погибшим чехол открывают, туда помещают тело, после чего несут как носилки или даже волокуши. В случае с раненым МЭЧ остается в закрытом виде, а бойца кладут сверху, чехол крепят к специальным ремням, которые расположены под бронежилетами медиков, после чего начинается эвакуация. Ремни можно скинуть в любой момент. При этом у медиков будут свободны руки, чтобы в случае чего вступить в перестрелку с противником. «Эвакуация может проходить и под обстрелом. Когда тело переносят на обычных носилках, у бойцов заняты руки. Они только после того, как опустят носилки на землю, могут вступить в бой, а здесь даже опускать ничего не нужно», — делится Нельсон. Волонтеры из фонда «Ценим жизнь» пошли дальше. В разработке сейчас находится также идея о чехле с молнией в виде буквы П, чтобы облегчить процесс эвакуации «тяжелых» останков.

Бросить пить, научиться завязывать жгут и не оставлять бычки: 20 советов контрактнику-новичку

«Часто бывает так, что человек умирает и коченеет. Если его находят поздно, например в позе эмбриона, то в чехол с одной прямой сплошной молнией его положить уже будет невозможно — тело станет застревать, а молния с трех сторон позволит широко открывать чехол и положить тело, замершее в любой позиции», — объясняет Нельсон.


Пока МЭЧ предусмотрен как многоразовый. Себестоимость одного чехла составляет 350 рублей при наличии материала, что позволяет подумать о его одноразовом использовании в дальнейшем. К слову, стоимость одного санитарного пакета сопоставима — 250 рублей.

Себестоимость одного чехла составляет 350 рублей при наличии материала, что позволяет подумать о его одноразовом использовании в дальнейшем Себестоимость одного чехла составляет 350 рублей при наличии материала, что позволяет подумать о его одноразовом использовании в дальнейшем

МЭЧ испытали на СВО

Опытные образцы эвакуационного чехла передали бойцу медвзвода батальона «Алга» с позывным «Седой». По его словам, санитарные пакеты сегодня уже не помогают на СВО, т. к. боевые действия сильно изменились за прошедший год. С появлением дронов-камикадзе медвзводу становится труднее проводить эвакуацию. «Бывает такая ситуация: лежит раненый, сам ползти не может, и мы к нему подойти не можем, потому что там уже нас ждут, чтобы уничтожить», — объясняет Седой. Тем не менее какими-то изощренными способами раненого стараются доставать с поля боя в течение часа. Нести его на обычных носилках вчетвером опасно — прилетает сразу, поэтому его тащат по земле два человека. Новые волокуши с новыми чехлами-носилками, по словам Седого, могут облегчить этот момент.

Однако рисковать жизнью ради, к сожалению, погибшего бойца не предоставляется возможным, поэтому тела достают только тогда, когда отодвигается фронт. К тому времени тело сильно разлагается на жаре, из-за чего выносить его на носилках тоже сложно, они сразу же придут в негодность.

«Есть стереотип, что мы живем два дня…»: как сражаются штурмовики из Татарстана

К тому же у эвакуируемого часто теряются документы, личные предметы в процессе транспортировки, для этого в будущих вариантах МЭЧ, по словам бойцов, предусмотрен карман для документов и личных вещей, найденных рядом с погибшим или раненым. Процесс эвакуации очень сложный: эвакуационная группа может попасть под обстрел. Документы могут испортиться, а жетоны — потеряться. Часто тела передаются по эстафете. Карман на чехле может упростить поиск родственников человека, работу подразделений при перевозке тела и сократит процедуру опознания. Условно говоря, тело прибудет в морг в чехле уже с документами и личными предметами. Также на чехле будет площадка для нанесения маркером сведений о месте, дате, координатах обнаружения тела. Кроме того, фонд «Ценим жизнь» отправил два вида волокуш, несколько видов плечевых лямок для эвакуации. Их также испытают на передовой.

Опытные образцы эвакуационного чехла передали бойцу медвзвода батальона «Алга» с позывным «Седой» Опытные образцы эвакуационного чехла передали бойцу медвзвода батальона «Алга» с позывным «Седой»

«Будем все совершенствовать. Когда передадим чехлы, носилки и волокуши в батальон, надеемся получить обратную связь. Мы учтем пожелания, потому снаряжение пройдет проверку в соответствующих условиях. Где-то что-то может не выдержать, а где-то надо будет добавить или убрать что-то», — рассказывает Нельсон.

Из-за осенней грязи и скорой зимы волонтеры также предложили шить чехлы из более жесткого материала. Конструкция будет напоминать «мягкие волокуши» и состоять из ленты, которая с помощью карабина цепляется за основу МЭЧ и плечевые лямки на бойце. Так солдаты смогут тащить тело или раненого по земле с оружием в руках.

Если идеи окажутся актуальными, планируется максимально насытить потребности фронта данными многофункциональными эвакуационными чехлами.

«Для этого мы планируем поделиться технической информацией, эскизами, образцами с другими волонтерскими группами, которые имеют техническую возможность для массового изготовления МЭЧ. Девчонки из фонда „Ценим жизнь“ максимально старались минимизировать расход материалов, уменьшили трудозатраты, максимально стремились использовать материалы, которые уже применяются для изготовления других необходимых для бойцов предметов. Далее возникает следующий вопрос: поиск спонсоров. Волонтерские группы помогают СВО бескорыстно. Им приходится закупать материалы самим. Если удастся найти спонсоров, которые помогут сделать эти изделия дешевыми для волонтеров, то получится сделать многофункциональные эвакуационные чехлы одноразовыми и доступными», — говорит Нельсон.

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось видео от бойцов эвакуационной группы батальона «Алга». Носилки уже неоднократно испытали в реальных полевых условиях. На кадрах солдаты выносят тело погибшего товарища через заросли кустарников. «Носилки реально рабочие. Вот в таких зарослях проходим, а они не рвутся, ничего с ними не происходит. Был бы целлофановый пакет, то он бы давным-давно порвался. Так что если есть возможность, пожалуйста, присылайте эти чехлы еще», — говорит один из бойцов на видео.

«МЭЧ оказался очень востребованным на фронте. Команда участников АНБО „Ценим жизнь“ приступила к тиражированию этих изделий. На следующий неделе они проведут занятия для других волонтерских групп, готовых наладить производство многофункциональных эвакуационных чехлов. Главная наша задача — сделать МЭЧ максимально доступным, исключив коммерческую реализацию. К сожалению, мы вынуждены учитывать финансовые затраты на приобретение необходимых материалов, а ведь речь идет о наших погибших бойцах. Мы считаем, что каждый погибший солдат должен вернуться домой», — говорит Нельсон.