Энгель Фаттахов смотрел на участников процесса через экран телевизора: из-за проблем с сердцем его оперативно отправили в больницу для осужденных Энгель Фаттахов смотрел на участников процесса через экран телевизора: из-за проблем с сердцем его оперативно отправили в больницу для осужденных

Экс-глава Актаныша выступал в суде из БДО

Заседание по продлению меры пресечения Энгель Фаттахов впервые встречал не в судебных застенках. Бывший вице-премьер РТ и экс-глава Актанышского района смотрел на участников процесса через экран телевизора: из-за проблем с сердцем его оперативно отправили в больницу для осужденных. Выглядел Фаттахов и правда изможденным, насколько об этом позволяла судить трансляция. С трудом говорил, пошатывался в положении стоя, держал глаза закрытыми.

Отстаивать интересы экс-чиновника предстояло, как и на августовском обжаловании, двум адвокатам — Руслану Сафину и Рушане Камаловой. И на них Фаттахов хотел оставить весь процесс и уйти — состояние, с его слов, не позволяло участвовать в заседании. «Сердце болит у меня. Пожалуйста, отпустите меня. Я доверяю своим адвокатам. Меня попросили, я уж не стал отказывать, пришел», — обратился он к судье. Впрочем, покинуть процесс Фаттахову не позволили — его участие строго обязательно.

Отстаивать интересы экс-чиновника предстояло, как и на августовском обжаловании, двум адвокатам — Руслану Сафину и Рушане Камаловой Отстаивать интересы экс-чиновника предстояло, как и на августовском обжаловании, двум адвокатам — Руслану Сафину и Рушане Камаловой

С собой защита принесла набитые документами пакеты, немалую часть которых занимали грамоты и награды: медали от президента РФ, министерства обороны, положительные характеристики. Нашлось место даже упоминанию об ученой степени Фаттахова и авторстве в ряде изобретений.

Но основную ставку адвокаты делали, конечно, на подкосившемся здоровье Энгеля Наваповича, виной чему стало длительное пребывание под стражей, уверена защита. Свое берет возраст — Фаттахову уже 63 года. Да и необоснованный, каковым его считают адвокаты, «переезд» из мензелинского изолятора в чистопольский также сыграл свою роль.

«Этот переезд, который осуществлялся почему-то челнинский ИВС, окончательно подорвал его здоровье. В результате наш доверитель оказался в БДО с существенным ухудшением состояния здоровья. И поэтому я считаю, что здесь содержание под стражей не только несет негативные последствия, но может привести к неправильным последствиям для жизни и здоровья», — объясняла необходимость отправки Фаттахова под «домашку» адвокат Камалова. Защита отмечала, что домашний арест не позволит Энгелю Наваповичу влиять на ход дела, на что не раз ссылалось следствие. Тем не менее в случае продления пребывания в СИЗО адвокаты просили отправить подзащитного в мензелинское СИЗО: транспортировка оттуда на следственные действия до СКР и суда проще, чем из Чистополя.

Сторона обвинения в лице старшего следователя по особо важным делам 6-го спецотдела СК по РТ Марата Хадеева ходатайствовала о продлении ареста. Сторона обвинения в лице старшего следователя по особо важным делам 6-го спецотдела СУ СКР по РТ Марата Хадеева ходатайствовала о продлении ареста.

Новый эпизод в деле

Сторона обвинения в лице старшего следователя по особо важным делам 6-го спецотдела СК по РТ Марата Хадеева ходатайствовала о продлении ареста. Силовик вновь зачитал фабулу дела, но в этот раз она пополнилась новым эпизодом — на 14 млн рублей. Так, по версии следствия, с января 2015 по 4 декабря 2017 года, когда Фаттахов занимал должность вице-премьера РТ и возглавлял министерство образования Татарстана, он получил от директора ООО «Мастерстрой» Рината Гайнуллина денежную взятку в размере 2,1 млн рублей. Кроме того, руководитель строительной компании в виде имущества и «услуг имущественного характера» передал 12 млн рублей в пользу агрофирмы «Чишма», которая принадлежала семье Фаттахова.

За это, по словам следователя, Фаттахов оказывал фирме «Мастерстрой» общее покровительство ввиду своего авторитета и должностных полномочий. Так, бывший вице-премьер РТ содействовал строительной компании в заключении трех подрядных договоров на объектах в Челнах и Актанышском районе на общую сумму 209 млн рублей. Что это были за подряды, источники не раскрывают.

По версии следствия и УБЭП, Энгель Фаттахов совершил преступление по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). В 2018–2020 годах Фаттахов, будучи главой Актанышского района, получил от представителя строительной фирмы взятку в виде ремонта своего дома стоимостью более 21,8 млн рублей. Реконструировал его владения местный бизнесмен Алмаз Муртазин. За это экс-глава района должен был содействовать компании в заключении подрядных договоров на строительно-ремонтные работы по госконтрактам. В частности, речь шла о капремонте здания молодежного центра «Яшьлек» в Актаныше стоимостью свыше 28 млн рублей.

Еще одну взятку, по версии СКР, Фаттахову дал владелец местной компании «Теплосервис» Дилфат Нагимов — в размере около 2,4 млн рублей.

Другое дело, что материалов по эпизоду следствие суду не предоставило, аргументировав это следственной тайной. Расклад удивил и адвокатов, и судью — по закону обвинение обязано было это сделать.

Кроме того, в эпизоде со взяткой от владельца ПСК «Спецстрой» и «Стройком» Алмаза Муртазина появились новые детали. Так, по данным СКР, взамен на реконструкцию своего жилого дома Фаттахов помог в получении бизнесмену 58 подрядных договоров в Актанышском районе на сумму не менее 188 млн рублей. На это вновь обратил внимание адвокат Сафин, резонно спросивший: откуда такая разница? «В постановлениях изложенные обстоятельства установлены в ходе предварительного следствия. Обвинения предъявлялись до установленных данных обстоятельств, и [новые] обвинения должны были быть предъявлены на этой неделе. Но в связи с тем, что он в БДО, у нас перенос», — объяснил Хадеев. Как и в ситуации с новым эпизодом, следствие также не предоставило суду материалы по новым фактам «в связи с большим объемом».

Позиция защиты Фаттахова была очевидна: следком не представил никаких доказательств причастности Энгеля Наваповича к новому эпизоду Позиция защиты Фаттахова была очевидна: следком не представил никаких доказательств причастности Энгеля Наваповича к новому эпизоду

За кого Фаттахов просил ГИСУ и район

Позиция защиты Фаттахова была очевидна: следком не представил никаких доказательств причастности Энгеля Наваповича к новому эпизоду. «Неизвестно, есть ли они. Я считаю, что, поскольку здесь явные нарушения требований нового процессуального кодекса, я ходатайствую о внесении частного постановления в адрес руководителя следственного управления следственного комитета России по Татарстану о подобных нарушениях следователя», — резюмировал выступление Хадеева адвокат Сафин позднее.

В целом основную часть заседания защита критиковала и выбивала почву из-под доказательной базы следствия. Например, адвокаты принесли в суд ответ от главы Актанышского района и ГИСУ РТ. По версии СКР, Фаттахов за взятку писал на компании Муртазина рекомендательные письма в ГИСУ РТ и ходатайства о своевременной оплате. Был ли от них прок? Из ответов главы республиканского ведомства следует, что нет: рекомендации писали для многих подрядчиков, а реального влияния бумажки на выбор администрации не имели. Да и рекомендовал экс-чиновник не только компанию Муртазина — из 28 писем лишь 13 относились к ПСК «Спецстрой» и «Стройком».

Реконструкция личного дома Фаттахова же велась не за патронаж, а на возмездной основе. Проще говоря, экс-главе Актаныша недвижимость ремонтировали не за услуги, а за твердую валюту. Следствие не предоставило никаких доказательств передачи взятки, а переписка в мессенджере между Муртазиным и Фаттаховым, предоставленная защитой, наоборот, считает адвокат Камалова, говорит об оплате подзащитным услуг бизнесмена. В противном случае зачем предприниматель отправлял чиновнику чеки, если его работа была уже оплачена иначе? К слову, за ремонт дома Муртазин получил 12,5 млн рублей.

«Надо принять как факт, что как только Муртазин дал оговаривающие показания, уголовное дело в отношении его жены, которое расследовалось год, практически сразу было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам. Эти факты дают повод усомниться в истинности показаний Муртазина и заставляет задуматься о его настоящих мотивах сотрудничества со следствием», — обращала внимание Камалова.

«Единственное богатство – моя деревня»: как Энгель Фаттахов просился на свободу

К эпизоду с владельцем компании «Теплосервис» Дилфатом Нагимовым, компания которого, по версии СКР, передала Фаттахову в 2,4 млн рублей, тоже есть вопросы. Камалова отмечала, что бизнесмен — друг детства подзащитного. Никакого страха за свою компанию Нагимов до уголовного дела не высказывал и побывал на юбилее экс-чиновника в 2021 году. При этом, отмечает защита, Нагимов не смог ответить, за что же именно он давал взятку. Более того, Фаттахову до сих пор не предъявили по данному эпизоду обвинения.

«Перечисления осуществлялись агрофирме „Чишма“, период указывается с 2016 по 2019 год — в этот период Фаттахов не являлся ни директором, ни учредителем компании, и таковым стал только в осенью 2022-го. Там был другой руководитель, который не занимал никаких государственных должностей. На заключение контракта с организаций Нагимова никак он влиять не мог. Поэтому данные показания вызывают большие сомнения, — рассказала адвокат. — Фактически здесь идет оговор».

Суд не внял ни аргументам защиты, ни словам экс-чиновника о здоровье. А вновь оставил Фаттахова под стражей — до 21 ноября Суд не внял ни аргументам защиты, ни словам экс-чиновника о здоровье, а вновь оставил Фаттахова под стражей — до 21 ноября

На процессе слово дали и Энгелю Наваповичу, который поддержал позицию адвокатов — в СИЗО ему не место. «Мне очень трудно говорить. Я согласен с позицией адвокатов. У меня здоровье подрывается с каждым днем, не только сердце, и другие [проблемы] вот у меня сейчас появились. Нельзя ли под домашний арест? Я же не буду сопротивляться. По новому эпизоду — я в шоке пока, пусть идет расследование, я же не буду сопротивляться. Мне 63 года, не знаю, выдержу ли я…» — с тоской заключал Фаттахов.

Суд не внял ни аргументам защиты, ни словам экс-чиновника о здоровье, а вновь оставил Фаттахова под стражей — до 21 ноября — и вновь в чистопольское СИЗО, откуда обвиняемый так хотел сбежать.