Полина Уварова: «БИЗНЕС Online» Полина Уварова: «Для меня ребенок  это просто образ, метафора» Фото: пресс-служба галереи современного искусства «БИЗON»

«Мы почему-то часто лишаем взрослых права быть уязвимым, восприимчивым…»

Полина, выставка «Нас других уже не будет» в галерее «БИЗО— это своеобразные визуальные личные дневники художников. Что мы можем найти в твоем дневнике?

Если очень коротко пересказывать, все, что там есть, — радость и трагедия сосуществуют вместе. Мне говорили, что я якобы часто рисую детей — такая интерпретация меня не смущает. В первых записках о серии «Нежный возраст», представленной в Казани, у меня было написано: «Нежный возраст. Любой». Просто я пользуюсь не только своими символами, но и общепринятыми, культурными. Мы видим ребенка и думаем о его уязвимости, восприимчивости. Мы часто лишаем этой возможности взрослых, но у меня есть глубокое убеждение, что это неправильно. Возможно, взрослый человек нарабатывает в себе больше сил, чем у ребенка, он более устойчив, но это лишь потому, что взрослый получил достаточно опыта. При этом все новое для него может быть таким же невероятным, как для ребенка. Потому для меня ребенок это просто образ, метафора.

«Это попытка поймать неуловимое состояние, в котором мы находимся здесь и сейчас»

— Чем для тебя примечательна выставка «Нас других уже не будет»?

— Мы познакомились с куратором Алиной Сосновской в Москве на ярмарке молодого искусства Win-Win, она меня запомнила, затем написала и пригласила поучаствовать. В «БИЗОNе» мне очень понравилось! Это довольно смелый кураторский ход, когда вы берете работы художника в самых разных медиумах. К примеру, у Анны Канфер на этой выставке есть и работы из папье-маше, и живопись, и графика. Это совершенно с разных сторон открывает нам автора! Всегда хочется разглядеть эту разносторонность. Я подружилась с командой «БИЗОNа», увидела в галерее абсолютно замечательный магазин, посмотрела книги — сразу чувствуется, что к выбору подходят очень тщательно.

— А с кем-то из художников выставки ты была знакома до этого?

— Я знакома с Оксаной Афанасьевой. Мы не встретились в Казани, но очень дружны. Остальных, к сожалению, до этого не знала. Мне очень понравилась серия Екатерины Козловой с динозаврами. Помню, что в детстве все время точно так же дорисовывала чужие картинки, внедряла в них что-то свое. Мне понравилась серия Анны Канфер «Почему мы не встретились позже?» и ее кошки-сказительницы — они словно смотрят в самое сердце! И работы Оксаны Афанасьевой мне всегда глубоко откликаются.

Серия работ Полины УваровойФото: пресс-служба галереи современного искусства «БИЗON»

Насколько я знаю, ты с детства любила рисовать, а во время учебы в Петербурге прокачивала свои навыки часто ездила из родного города Пушкина и по дороге делала зарисовку. Связать свою жизнь с творчеством это тщательно обдуманное или спонтанное решение?

Желание стать художником все время присутствовало в моей жизни. Меня обучали игре на пианино, но мне было тяжело и неприятно. Я попросила чем-то заменить и выбрала художку. Первые зарисовки, которые я начала создавать, были даже не из путешествий в электричке. Свой первый блокнот я отрисовала в наших с родителями путешествиях, показала своему преподавателю Николаю Сажину, художнику. Он сказал, что это здорово. С тех пор я стала все время делать такие блокноты, а так как я действительно очень много времени проводила в пути, то сейчас их очень много.

Ты окончила кафедру художественной обработки металла в Академии имени Штиглица. Это один из наиболее известных художественных вузов России. Как на тебя повлияла академическая среда?

Прекрасно! Я очень хорошо помню: когда поступила туда, стала очень улыбчивой. Думала: интересно, как долго это продлится? Месяц прошел, второй, а я все улыбаюсь. Понятия не имею, почему пошла в металл (смеется). Почему-то у меня была вера в это направление, и она не подвела, потому что кафедра металла одна из самых свободных. Есть очень большая разница между тем, чтобы нарушать правила, которые ты не знаешь, и нарушать правила, которые знаешь, но пренебрег ими. За это я очень благодарна нашим учителям.

Меня недавно спросили, не было ли у меня «академической травмы». Это же очень распространенное явление! У меня такого точно нет. Есть только очень приятные воспоминания о дружбе, зачастую даже межвозрастной. Когда мы выпустились, я обнаружила, что такая травма есть у многих, с кем я училась, и меня это удивило.

Серия работ Полины УваровойФото: пресс-служба галереи современного искусства «БИЗON»

В какой момент пришло осознание, что ты не просто ученица художественного вуза, а именно художница? Или ты это всегда чувствовала?

Я стала называть себя художницей буквально в прошлом году. Наверное, это связано с тем, что до сих пор я очень много работала в других сферах. В последний год могу позволить себе заниматься только художественными практиками. В моем мироощущении я предпочитаю разделять работу и занятие искусством на две разные категории. Но тем не менее, когда они совпали, перестала этого стесняться.

Ты живешь в Петербурге. Как культурная столица повлияла на тебя и твое творчество?

Для меня это контекст жизни, который всегда присутствовал. Когда я начала ездить по другим городам, для меня было неожиданным обнаружить, что только в Петербурге нет зелени. Я всегда думала, что это норма: вот красивые здания, много воды — что еще нужно? А тут, оказывается, у всех есть деревья, а у нас их нет! Раньше меня это не смущало, а сейчас знаю, что бывает иначе.

Для меня важной составляющей было присутствие культуры как чего-то находящегося рядом со мной. Когда я поступила в художественный вуз, у меня была корочка, которая позволяла бесплатно ходить в музеи. Я могла просто зайти погулять в Эрмитаж. То есть не целенаправленно приезжать и смотреть экспозиции, а просто прогуливаться. Думаю, для многих это было бы приятным дополнением к жизни. Ты допущен к Древнему Риму просто между прочим, и это хорошо.

Можешь немного рассказать о своем детстве?

Я родилась в городе Пушкине в ванне. Мои смелые родители не поехали в роддом. Странные ребята, но у них была такая идея фикс. Я стала третьим ребенком в семье. Потом, когда я выросла, переехала в Петербург. Сейчас у нас с родителями есть забава мы приезжаем друг к другу на завтрак. На электричке ехать всего 30 минут, получается такое мини-путешествие.

Серия работ Полины УваровойФото: пресс-служба галереи современного искусства «БИЗON»

Как проходит день петербургской художницы?

Я работаю в музее Аникушина, это филиал Музея городской скульптуры. Там очень хорошая атмосфера: в музее делают выставки и современных художников. А я там веду мастер-классы по лепке. Хожу на рынок на Сенной за овощами. Потом ругаюсь, что мне подсунули гнилые… По гостям хожу и, конечно, работаю в мастерской мне до нее полчасика ходьбы.

Как выглядит твоя мастерская?

Я работаю в мастерской друга, он состоит в Союзе художников России. Она довольно большая, но очень мокрая. Туда часто приходят крысы, и я с ними борюсь. Пока успешно ни разу не покусанная. Я не так много чего боюсь в жизни, но крыс ужасно.

«Купила книжку о татарской мифологии, сидела в парке, читала…»

Что для тебя современное искусство?

— Это то, что происходит прямо сейчас. Все, в чем ты не соврал. Возможен более серьезный ответ на данный вопрос, но это скорее привилегии искусствоведов и кураторов. В моем личном случае понимать, как это работает, будет значить как сороконожка споткнуться, когда она задумалась, как она бежит. Каким-то образом я чувствую, что со мной происходит, что происходит среди людей и во всем мире. Могу не попасть в струю — ну и пожалуйста.

Многие отмечают, что твои персонажи отсылают к героям полотен Анри Матисса, ты с этим согласна?

— Мне недавно сказали об этом, спросили о конкретной работе — не вдохновлялась ли я Матиссом? Посмотрела на свою картинку и сразу поняла, о какой работе Матисса идет речь. Соответственно, значит, что-то общее имеется. У меня не бывает такого, что я переношу что-то в свои работы, но периодически люди задают вопросы о неких сходствах, причем с очень разными художниками.

Мой старший брат учился на физика, и в свои первые месяцы учебы он рассказал интересную вещь. В науке невозможно прийти и сказать, что все, что сделали до этого, полная фигня. Ты в любом случае приходишь и расширяешь уже существующую базу. Наука из-за этого очень коллективна. Ты можешь быть асоциален, но все равно продолжаешь общее дело. В этом смысле искусство мне тоже представляется общим делом. У меня есть культурный код. Я ходила в музеи с тех пор, как вообще умею ходить. Я вижу что-то в интернете, смотрю на своих друзей, приобретаю набор образов, реакций. Поэтому меня не смущают такие совпадения. Я ребенок своей культуры.

Серия работ Полины УваровойФото: пресс-служба галереи современного искусства «БИЗON»

Ты междисциплинарная художница, работаешь с разными материалами. А есть ли принципиальная разница в выборе техники именно с точки зрения идеи?

Скорее нет, потому что работы в графике и металле переходят одна в другую: я могу нарисовать сюжет и затем вырезать его. Бывает, что мне принципиально нужен какой-то определенный материал, но в основном это тактильная история. Допустим, мне нужно сделать так, чтобы было тепло, а металл холодный. Тогда я беру глину.

Можешь рассказать немного о технологии работы с металлом? У меня сложилось впечатление, что это довольно сложно.

— Всем сложны разные вещи. У меня есть подружка-стекольщица, и я боюсь заходить к ней в мастерскую. Стою на пороге и думаю, что сейчас что-нибудь опрокину, все упадет и вдребезги разобьется. Металл я опрокидываю, спотыкаюсь, он падает, немножко мнется, и ему все равно. С ним я чувствую себя увереннее.

В последнее время у меня есть замах на большие работы, и меня пугает, что я не могу одна их поднимать, переворачивать. А такие вещи, которые, например, здесь, на выставке в «БИЗONе», представлены, — небольшого масштаба, их очень удобно делать. Конечно, совершаю какое-то усилие, это все-таки не бумага, но такого, чтобы обливаться 7 потами, нет.

Как ты придумываешь текст, который часто внедряешь в свои работы?

— Это может быть по-разному. Недавно у меня была картинка с подписью «И даже убит он был красивым мужчиной». Фраза замечательная, потрясающая. Это кусочек из песни Окуджавы, которую все давно забыли. А я почему-то однажды ее услышала, лет 7 назад, и песню-то уже не помню полностью, а этот кусочек остался. Далеко не со всем так получается: то выхватываю, то придумываю под картинку. Довольно часто есть какое-то слово, которое у меня крутится в голове, и я ношу его какое-то время, но не могу до конца к нему подобраться.

Ты довольно часто поднимаешь тему одиночества в своих работах…

— Мне кажется, она очень распространена. Те работы, которые представлены здесь, на выставке в Казни, посвящены больше теме уязвимости. Это не совсем имеет отношение к одиночеству. Они взяты из концепции: сначала нежность, нежный возраст, затем уязвление, момент инициации. Толстой в одной из книг написал, что ребенок после болезни просыпается взрослым. И меня это тоже впечатлило, мне показалось, что в этом много правды.

Как вы можете оценить динамику развития арт-рынка в России? Что изменилось за последние несколько лет?

— У нас совершенно точно за последние несколько лет Петербург вышел на какой-то новый уровень. Мне кажется, пять лет назад и вполовину не было столько жизни, столько галерей. Недавно я стала ездить по другим городам, и выяснилось, что, помимо Петербурга и Москвы, есть огромное количество мест совершенно особенных и живых: Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург… Здесь есть замечательные художественные комьюнити. Полагаю, они тоже в последнее время активно развиваются. Я боюсь, что не очень компетентна в этом вопросе, потому что мое становление как художника на общей сцене совпало с увеличением возможностей для художника. Возможно, это какое-то личное совпадение, а может быть, действительно последние пять лет все стало более активно развиваться.

— За кем из молодых художников ты порекомендуешь следить?

— Я петербургских перечислю, своих друзей. Полина Шумкова, Даша Иукканен, Вера Петровская, Наташа Петрикова, Полина Шустова, Илья Шалашов, Антон Шульгин, Антон Батанов, Коля Бакулев, Павел Бережной, Ольга Паниковская, Иван Покидышев.

— В Казань ты приехала не только увидеть выставку «Нас других уже не будет», но и презентовала совместную коллаборацию с брендом, который отшивает хлопковые пижамы. На этих изделиях теперь есть принт с твоей работой. Как появилась эта идея?

— Куратор выставки Алина Сосновская написала мне, что ребята из NaumovaBrand приходили на выставку, им очень понравилась моя работа из латуни «Канун». Поэтому на презентации в швейном цеху мы организовали однодневную поп-ап-выставку. Она так и называлась — «Канун», ведь это слово ассоциируется с предвкушением праздника, светлыми надеждами, а всем нам сейчас этого очень не хватает. Получилось все идеально! Я померила пижаму, и мне очень приятно, что на ней мой рисунок.

— Чем еще тебя удивила Казань?

Я уже была здесь и смотрела музеи до этого. А в этот раз мне захотелось замедлиться и просто смотреть по сторонам. Это странно, потому что обычно я бегаю как электровеник: со всеми знакомлюсь, запоминаю, делаю записки. Но в этот раз я какая-то совершенно другая. Купила книжку о татарской мифологии, сидела в парке, читала. Уже прочитала всю главу, посвященную Татарстану, сегодня утром начала об Удмуртии.

— Спасибо, Полина! Всегда рады будем встрече с тобой в Казани.