Илдар Баязитов: «Не надо воспринимать ислам как угрозу для России. Запретительные меры несут только контрпродуктивный характер» Илдар Баязитов: «Не надо воспринимать ислам как угрозу для России. Запретительные меры несут только контрпродуктивный характер» Фото предоставлено ООО «ОБФ «Ярдам-Помощь»

«Исторические факты показывают целостность нашего многонационального народа»

— Илдар Рафкатович, в последнее время в обществе активно муссируется вопрос о мигрантах. Причем этот вопрос так или иначе пересекается с исламским фактором. Как вы видите решение проблем трудовых мигрантов и есть ли эта проблема в принципе?

— Полагаю, что нам, как гражданскому обществу, сегодня стоило бы активнее включиться в решение отмеченного вами и многих других социальных вопросов. Но давайте по порядку.

Конечно, как имам, как мусульманин, я не могу пройти мимо назревшей проблемы трудовых мигрантов. Последние события, начиная с подмосковного «Крокуса» до волгоградской колонии, существенно обострили ситуацию. Но надо понимать, что эти люди, кого уже несколько презрительно именуют «трудовыми мигрантами», — это не чужие нам люди. Нельзя забывать историю. Может, молодое поколение уже не помнит, а наше поколение воспитано на подвигах Великой Отечественной войны. Наши деды плечом к плечу занимались, как сейчас это называется, денацификацией евразийского континента. И даже скажу больше — не только воины были героями тех побед: сколько детей из блокадного Ленинграда выходили семьи в Средней Азии? Я лично знаком с узбечкой, которая воспитала в Ташкенте 15 русских детей! А кто-нибудь вспоминает известную Токтогон Алтыбасарову, 18-летнюю киргизскую девушку, которая приняла на свое попечение 150 эвакуированных детей из блокадного Ленинграда? К сожалению, мы об этом не говорим, хотя исторические факты наглядно показывают целостность нашего многонационального народа. И никакой западной пропагандой это не вытравить.

— Но в текущих реалиях, к сожалению, ситуация иная. Каким может быть выход в сложившихся обстоятельствах?

— Одним из выходов я вижу активное вовлечение в процесс социализации самих представителей среднеазиатских национальностей. У нас очень много общих, пересекающихся сфер в культуре, истории, религии. Перед нами стоят фактически одни и те же вызовы времени: кризис семейного уклада, моральный облик молодежи, псевдорелигиозные, экстремистские и иные пагубные секты и идеологии.

Взять хотя бы ту же волгоградскую трагедию — неужели пророк Мухаммад (мир ему), который был послан как милость для миров, был бы доволен этой бойней, которую учинили те преступники, прикрывающиеся знаменами ислама?

— К сожалению, некоторые уже не видят разницы между исламом и агрессивным проявлением радикального исламизма. И это мнение уже претендует на мировой тренд…

— В корне неверно ставить знак равенства между исламом и терроризмом. Любая традиционная конфессия направлена на благополучное межконфессиональное и межнациональное добрососедство, правопорядок, сохранение морали и нравственности. В ином случае у общества просто нет будущего. Да, вы правы, к сожалению, претендует на тренд. Но ведь тренд — это как подать: почему мы не говорим о том, сколько мусульман из числа осужденных по доброй воле отправились защищать Родину? Сколько просто мусульман отправились на СВО добровольцами? Например, с того же Северного Кавказа. Почему мы об этом не говорим, разве это не «тренд»?

«Адекватный порядочный мусульманин — это законопослушный гражданин» «Адекватный порядочный мусульманин — это законопослушный гражданин» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Всплески агрессии происходят именно там, где нет системной работы священнослужителя»

— Вы упомянули волгоградскую трагедию с захватом заложников в исправительной колонии. О чем этот инцидент говорит вам, как имаму, члену Общественного совета ФСИН России?

— Лично для меня этот чудовищный инцидент еще раз подчеркнул важность духовной, просветительской деятельности в местах лишения свободы. Должны быть специально обученные имамы, посещающие верующих в исправительных учреждениях на постоянной основе. Это ни в коем случае не досуговые мероприятия, а составная часть воспитательного процесса. Более того, как показывает практика, это безопасность личного состава.

Не надо воспринимать ислам как угрозу для России. Запретительные меры несут только контрпродуктивный характер. Еще больше усиливается интерес к всевозможным сектантским убеждениям из интернета. Адекватный порядочный мусульманин — это законопослушный гражданин. Нам необходима слаженная, скоординированная работа по донесению традиционных ценностей до верующих в местах лишения свободы. А всплески агрессии происходят именно там, где нет системной работы имама, священнослужителя.

— К слову, о религиозных организациях: что было предпринято «по горячим следам» волгоградской трагедии в ИК?

— После волгоградских событий мы в Духовном управлении мусульман Татарстана буквально за один-два дня обошли все без исключения колонии, включая и помещения со строгими условиями содержания, СИЗО, колонии-поселения. Были задействованы все назначенные имамы и общественные помощники имамов. Поговорили с как с осужденными, так и с представителями администрации, объяснили им важность недопущения подобных ситуаций. Мы очень трепетно относимся к конфессиональному и межконфессиональному климату в наших исправительных учреждениях.

«Мы очень трепетно относимся к конфессиональному и межконфессиональному климату в наших исправительных учреждениях» «Мы очень трепетно относимся к конфессиональному и межконфессиональному климату в наших исправительных учреждениях» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эти семьи не одни, они не брошены, не забыты»

— Сегодня информационная повестка во многом состоит из вестей военного плана. Фонд «Ярдам-Помощь» проводил акцию «Батырлык-Мужество» по поддержке бойцов СВО. Она еще работает?

— Помимо того, что акция «Батырлык-Мужество» продолжает свою работу, мы решили углубить это направление. Эту идею нам подсказал наш добрый друг и коллега, член Общественного совета ФСИН России, руководитель центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. Она заключается в проведении специальных курсов по поддержке семей военнослужащих, погибших на СВО.

— Это еще одно направление фонда «Ярдам»?

— Оно продиктовано временем. Надо понимать, что семьи, потерявшие кормильца, оказываются один на один со своей бедой. Горе утраты супруга, горе утраты родителя… Они нуждаются во внимании и поддержке. Как бы там ни было, в нашем обществе еще много равнодушия. И одна из целей наших курсов — показать, что эти семьи не одни, они не брошены, не забыты.

Конечно, никакие мероприятия не вернут мужа, отца, брата, сына. Но дать точку опоры, помочь пережить самый трудный промежуток времени — многого стоит.

В этой связи мы готовим свою программу, методику. В ней мы сочетаем как культурную часть, в том числе выезды по знаковым местам Казани и Республики Татарстан, так и психологическую и даже духовную составляющие.


— Кто будет работать с такими семьями?

— Как наши специалисты, так и приглашенные. Здесь большой пласт затрагиваемой тематики — и психология, и юриспруденция, и даже медицина.

— Эти и другие проекты финансируются бюджетом?

— Насчет бюджетных средств мы не мечтаем. Мы благотворительный фонд, бюджетных средств у нас никогда не было. Все же наша миссия не в освоении бюджетных средств даже на благо, а в том, чтобы активизировать гражданское общество. Мы должны понять, что мы равноценные члены общества и должны вносить свой вклад. Государство много делает на своем уровне, но ресурсы его тоже не безграничны. Общество, бизнес тоже могут нести гражданскую и социальную ответственность. Так выстроена система во всех правовых странах и в России в том числе. Именно это и характеризует зрелость гражданского общества: способность сопереживать, помогать, поддерживать, объединяться в трудные для страны и для ее граждан времена.

Конечно же, финансовый вопрос всегда стоит очень остро. Мы пытаемся решить его путем развития линейки проектов социального бизнеса. То есть, с одной стороны, нужны реальные средства для оказания помощи — проведения курсов, обеспечения питанием, проезда и для сопутствующих расходов. Но кроме этого, на что-то необходимо содержать штат. Речь идет о тех людях, которые практически круглосуточно находятся в контакте с нашими подопечными. А это, поверьте, нелегко. Ведь каждый человек, с кем приходится нам работать, — это отдельная целая история, а зачастую — трагедия. И иметь дело с ними далеко не каждый сможет, да и не каждый захочет. Поэтому наряду со сборами для самих мероприятий по реабилитации мы изо всех сил стараемся заработать на содержание самого фонда, а привлеченные средства полностью направляем на благотворительность. Это разные вещи.

Но, несмотря ни на что, мы не сдаемся. И впереди у нас еще очень много планов на благо государства, общества и простых людей, которым очень тяжело в этой жизни и нужна помощь.