Wi-Fi остается основным способом подключения к интернету у татарстанцев. По данным «Таттелекома», его используют 68% абонентов оператора, и их количество растет
Фото: Андрей Титов

«Тариф с интернетом до 200 Мбит/с ничего не значит, если зашумлен эфир»

Wi-Fi остается основным способом подключения к интернету у татарстанцев. По данным «Таттелекома», его используют 68% абонентов оператора, и их количество растет. Одна из главных причин — мобильность: отсутствие проводов позволяет пользоваться устройством в любой точке помещения. Во-вторых, сегодня мобильные гаджеты замещают стационарные, все переходят на ноутбуки, планшеты, почти у каждого члена семьи смартфон. Третья причина — это массовое внедрение в нашу жизнь устройств, работающих по Wi-Fi: умных пылесосов, умных колонок, охранных систем.

Все это привело к тому, что сегодня абоненты практически не используют кабельный интернет. 76% роутеров, отмечают в компании, не имеют ни одного подключения в порт Ethernet, то есть работают только для создания и управления беспроводной сетью Wi-Fi. Ни 4G/5G, ни перспективы повсеместного распространения спутникового интернета не убавят интерес к технологии, и она продолжит развиваться. В прошлому году уже был представлен новый стандарт Wi-Fi 7, который обладает пиковой скоростью передачи данных до 46 Гбит/с и знаменует новую эпоху сверхбыстрого интернета.

32% жалоб от абонентов связаны с плохим Wi-Fi-соединением, рассказывает гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов. Но выяснилось, что не все умеют правильно пользоваться беспроводной сетью передачи данных. Гораздо чаще проблема оказывается не на стороне провайдера, а в самом помещении (квартире, доме).

32% жалоб от абонентов связаны с плохим Wi-Fi-соединением, рассказывает гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов 32% жалоб от абонентов связаны с плохим Wi-Fi-соединением, рассказывает гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов Фото: Сергей Елагин

«Кажущаяся простой технология Wi-Fi несет за собой много нюансов и сложностей. Мы выделяем две категории проблем, с которыми обращаются абоненты. Первая — зашумленность эфира. Диапазон 2,4 ГГц — первый, на котором начал работать Wi-Fi как технология. На данном диапазоне продолжает работать множество роутеров, в том числе из соседних квартир, а также большинство радиоустройств: от микроволновок до телевизоров и детских игрушек на радиоуправлении. Все они вещают в одном диапазоне и мешают друг другу. Из-за этого пользователи сталкиваются с ухудшением связи и от непонимания считают, что проблема в провайдере», — объясняет директор по клиентскому сервису Кирилл Симонов.

Кирилл Симонов: «У вас может быть тариф с интернетом до 100 или 200 Мбит/с, но это ничего не значит, если сильно зашумлен эфир — в этот момент у вас может быть 5−10 Мбит/с или соединение будет с провалами» Кирилл Симонов: «У вас может быть тариф с интернетом до 100 или 200 Мбит/с, но это ничего не значит, если сильно зашумлен эфир — в этот момент у вас может быть 5−10 Мбит/с или соединение будет с провалами» Фото: Сергей Елагин

«Некоторым кажется, что Wi-Fi — это какая-то магия, которая сама по себе происходит. Эта технология появилась достаточно недавно, около 20 лет назад, и быстро прогрессировала. На сегодняшний день считается, что это одно из самых выдающихся технологических достижений человечества, потому что оно носит массовый характер. Но отмечу, что Wi-Fi — это про использование радиоволны, радиочастот, и он может работать на старой технологии — в диапазоне 2,4 ГГц, который открыт и доступен без лицензирования любому производителю товаров и гаджетов», — говорит Нурутдинов.

Чем грозит зашумленность эфира? Если, кроме роутера, в диапазоне есть и другие устройства, передающие сигнал, он ожидает свою очередь для передачи пакета данных. Все это приводит к резкому снижению скорости интернета. Средняя зашумленность в татарстанской квартире —13,7 сети, примерно столько устройств «видит» один Wi-Fi-роутер по соседству.

«У вас может быть тариф с интернетом до 100 или 200 Мбит/с, но это ничего не значит, если сильно зашумлен эфир — в этот момент у вас может быть 5−10 Мбит/с или соединение будет с провалами. Для клиента это выглядит так, словно у него проблемы с интернетом, на самом деле у него проблема с используемым диапазоном», — подчеркивает Симонов.

Что делать?

Решение проблемы — переходить на другой диапазон. Для этого нужно заменить устаревшее оборудование. В сети «Таттелекома» около 36,5 тыс. роутеров работают только в диапазоне 2,4 ГГц. «Считается, что если вы 10 лет назад купили оборудование, то оно остается навсегда и его не нужно менять. Но это никак не коррелирует с прогрессом. При этом почему-то смартфоны и другие устройства обновляют каждый год или раз в несколько лет», — отмечает Симонов. По-хорошему абонентские устройства нужно менять хотя бы раз в пять лет.

По заказу «Таттелекома» разработали собственную эксклюзивную модель роутера. Он двухдиапазонный — работает на частотах 2,4 ГГц и 5 ГГц и как раз решает проблему с зашумлением. Роутер выполнен в форме небольшого куба и чем-то отдаленно напоминает умную колонку. Такой непривычный дизайн не должен настораживать абонентов — дело не только в эстетике, но и в практичности.

Сейчас в компании действует акция, и клиенты, которые уже пользуются арендованными роутерами «Таттелекома», могут бесплатно заменить устройства на новые Сейчас в компании действует акция: клиенты, которые уже пользуются арендованными роутерами «Таттелекома», могут бесплатно заменить устройства на новые Фото: Сергей Елагин

Многие абоненты считают, что чем больше роутер, тем лучше, а если у устройства еще и высокие антенны, то сигнал точно будет идеальным. Но это не так, отмечают эксперты. На самом деле антенны и вовсе могут быть бутафорскими. «Когда роутеры приходят к нам на тесты, мы с командой любим их вскрывать. У бюджетного сегмента устройств чаще всего подобная антенна — это пустышка, декоративная история, а реальная антенна — это маленькая плата внутри», — рассказал начальник центра эксплуатации сервисных платформ «Таттелекома» Владислав Искандеров.

«Новый роутер-куб способен охватить пространство до 80 кв. м» «Наше решение имеет огромный плюс по сравнению с другими устройствами — антенны расположены внутри куба. Балансировка не требуется», — добавляет Искандеров Фото: Сергей Елагин

Кроме этого, внешнюю антенну нужно уметь правильно направить. Часто во время эксплуатации роутер задевают, например во время уборки, или с ним могут играть домашние питомцы, и направление антенн меняется, сигнал, соответственно, ухудшается. «Наше решение имеет огромный плюс по сравнению с другими устройствами — антенны расположены внутри куба. Балансировка не требуется», — добавляет Искандеров.

Сейчас в компании действует акция: клиенты, которые уже пользуются арендованными роутерами «Таттелекома», могут бесплатно заменить устройства на новые. Со старта реновации (с 15 мая) заменили уже больше 5 тыс. роутеров. В целом это уже третья волна обновления — в первую, в 2017 г., было заменено 2,3 тыс. маршрутизаторов, во время второй — в 2023–2024 гг. — поменяли еще 2,3 тыс.

«Новый роутер-куб способен охватить пространство до 80 кв. м. Если этого недостаточно, из кубиков можно собрать единую Mesh-сеть*, расставив по квартире несколько устройств. В этом случае площадь покрытия будет больше, а при перемещении между комнатами не будет теряться сигнал Wi-Fi», — объясняет Симонов.

Место установки роутера тоже имеет значение

Еще одна причина плохого сигнала — расположение роутера. Зачастую провода в квартире выведены возле входной двери, и абоненты, желая сохранить отделку, просят установить устройство именно здесь. Но так быстрый интернет будет разве что в коридоре. Теперь у абонентов «Таттелекома» благодаря собственному приложению компании WiTuner, созданному с использованием нейросетевой модели, есть возможность оценить, как Wi-Fi-сигнал распространяется по квартире.

«Это приложение в пять простых шагов позволяет сервисному инженеру создать карту радиопокрытия квартиры и предложить клиенту оптимальную точку для размещения роутера. Если раньше сервисный инженер делал это, опираясь на свое обаяние и красноречие, то теперь он может наглядно показать, где лучше всего расположить роутер», — рассказывает генеральный директор «ТТК Диджитал» Тимур Камалетдинов.

«Подобные сервисы стоят денег, непонятно, что у них „под капотом“, а это важно: мы не можем вводить клиента в заблуждение. Но это далеко не самые главные минусы: решения доступны только в десктопе, и их применение „в полях“ затруднительно, — продолжает Камалетдинов. — Носить с собой ноутбук — лишняя нагрузка к рюкзаку с инструментами сервисного инженера. Наша разработка позволяет специалистам с помощью смартфона наглядно демонстрировать возможные проблемы Wi-Fi и помочь клиенту с выбором оптимальной точки установки роутера».

Команда «Таттелекома» провела серьезную работу — в приложении собраны 26 типовых планировок квартир. Это около 80% жилого фонда Татарстана. Если есть отличия от реальной квартиры клиента, то специалист подбирает в приложении максимально похожую планировку.

Команда «Таттелекома» провела серьезную работу — в приложении собраны 26 типовых планировок квартир «Если раньше сервисный инженер делал это, опираясь на свое обаяние и красноречие, то теперь он может наглядно показать, где лучше всего расположить роутер», — рассказывает генеральный директор «ТТК Диджитал» Тимур Камалетдинов Фото: Сергей Елагин

«Рисовать отдельную планировку квартиры — сложное действие, потому что нужно не только указать правильный размер помещений, но и толщину стен. Мы такую работу проводим под заказ для юридических лиц, это называется „радиопланированием“. Но это дорогостоящий процесс, требующий определенного времени. Коллеги выявили типовые квартиры, правильно их отрисовали, учли толщину стен, материал, все размеры», — объясняет глава «Таттелекома».

Нейромодель, созданная специалистами компании, использует метод конечных разностей во временной области. Несмотря на простоту приложения, при расчете радиопокрытия выполняется порядка 700 тыс. итераций для решения системы более чем 1 млн дифференциальных уравнений второго порядка. В приложении сотрудник указывает место, куда предположительно установят роутер, а затем включает демонстрацию — на экране становится видно, как радиоволны распространяются по квартире, отражаясь от стен, проходя сквозь дверные проемы. В заключение приложение покажет зеленые зоны с хорошим Wi-Fi-сигналом, желтые — на высокое качество услуги рассчитывать не стоит, а серые — здесь услуга фактически отсутствует. Если нет возможности установить роутер в глубине квартиры (например, выполнен дорогостоящий ремонт и тянуть провода внутрь сложно), то опять же помогут кубики. Один роутер можно установить у входа и связать его со вторым в центре квартиры.

На форуме Kazan Digital Week 2024 «Таттелеком» представил уже физическую модель квартиры. Посетители смогли сами перемещать по ней кубики и смотреть, как в зависимости от разного положения по помещению распространяется Wi-Fi-сигнал.

На форуме Kazan Digital Week 2024 «Таттелеком» представил уже физическую модель квартирыФото предоставлено ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ»