50 млн рублей — такую серьезную сумму «выбила» в минкульте России продюсер Миляуша Айтуганова на фильм «Гора влюбленных» 50 млн рублей — такую серьезную сумму «выбила» в минкульте России продюсер Миляуша Айтуганова на фильм «Гора влюбленных»

«Надо проводить расследование»

50 млн рублей — такую серьезную сумму «выбила» в минкульте России продюсер Миляуша Айтуганова на фильм «Гора влюбленных». Для татарстанского кино это сумма более чем серьезная. Так что премьера картины на фестивале «Алтын минбар», где Айтуганова является также исполнительным директором, серьезно интриговала.

«Гора влюбленных», единственная татарстанская кинопремьера в основном конкурсе фестиваля (остальные борются в отдельной национальной номинации) от опытного режиссера Салавата Юзеева («Курбан-роман», «Татарометражки»), в эстетику форума вошла вполне гармонично. Во-первых, потому что работа ярко показывает столкновение природы и современных технологий (на месте древней горы-покровительницы влюбленных в татарской деревне Таллыкуль бизнесмены хотят проводить горнодобывающие работы, но на защиту горы встает пожилая Ясмина). Во-вторых, потому что рассказывает о всепрощающей любви (в 1941-м юных Ясмину и Саида разлучили родители, война и измена героя, но благодаря общему сыну через полвека они воссоединились).

«Гора влюбленных», единственная татарстанская кинопремьера в основном конкурсе фестиваля, остальные борются в отдельной национальной номинации, от опытного режиссера Салавата Юзеева («Курбан-роман», «Татарометражки) в эстетику форума вошла вполне гармонично «Гора влюбленных», единственная татарстанская кинопремьера в основном конкурсе фестиваля (остальные борются в отдельной национальной номинации) от опытного режиссера Салавата Юзеева («Курбан-роман», «Татарометражки»), в эстетику форума вошла вполне гармонично

Еще до премьерного показа интриговала интернациональная творческая команда проекта. Кроме самого Юзеева, в нее вошел оператор Жозе Карлос Мессанго де Оливейро из Анголы, казанский композитор Тимур Милюков, продюсер Елена Борисова и целый штат татарских актеров, среди которых есть артисты казанских театров (в заглавной роли — аксакал театра им. Камала, 74-летний Ильдус Ахметзянов) и коллективов из других городов республики (так, сына героя играет артист Альметьевской драмы Рафик Тагиров).

Однако вау-эффекта не случилось. Отчасти потому, что презентация не обошлась без технических неурядиц. О них после показа рассказал сам Юзеев. «Я впервые в жизни смотрел в кинотеатре некрашеный фильм, — признался он зрителям. — Как он попал сюда?.. Надо проводить расследование. Сегодня вы смотрели недоделанную картину — в ней нет цветов, не совпадают титры, титров в конце вообще не было. Это очень странно».

Режиссера Салават Юзеев Режиссер Салават Юзеев

«Провели много съемочных дней в страшном напряжении»

Но это не главная причина скромной премьеры татарстанского фильма. Главная же заключена в его дискретной драматургии и невнимании к деталям. Вопросы порой возникают даже к ключевым сценам сюжета. Например, как сын Саида и Ясмины вдруг находит больного отца, которого никогда не видел (поход к ясновидящей, посоветовавшей начать его поиски, — малоубедительный аргумент)? Или как, забуксовав на машине ночью в лесу, утром герои выбираются за минуту и продолжают путь в Таллыкуль?

Это обидно, учитывая искренний интерес авторов к проекту: в беседе со зрителями режиссер отметил: «Мы провели много съемочных дней в страшном напряжении, мучились, не думали, что у нас что-то получится, и в итоге рады, что что-то получилось».

В картине много ракурсов истории — ностальгическое роуд-муви отца и сына (фильм, к слову, Юзеев снял по повести своего отца Ильдара Юзеева), юные Ясмина и Саид, бездуховные бизнесмены-бандиты, пара, посещающая Гору в наши дни. Но подробно раскрыта лишь одна линия, где герой рассказывает сыну о романе с Ясминой, о том как предал ее и после страдал. Остальные показаны локально или вовсе обрывочно (непонятно, почему мажоры на черных джипах отпустили Ясмину, хотя угрожали ей из-за срыва графика работ). А главное, мы ничего не знаем о героине, кроме того, что она ждала Саида всю жизнь (в фильме стоящая на дороге девушка обращается в старушку). А ведь женская верность — важная часть национального менталитета, и хотя бы пунктиром ее стоило бы наметить.

Главный козырь картины — актерская игра Главный козырь картины — актерская игра

«Что-то интересное в этом фильме вы, видимо, нашли»

При этом в «Горе влюбленных» есть свои достоинства. Недаром Юзеев, оправдываясь за техническую ошибку, справедливо подчеркнул: «Что-то интересное в этом фильме вы, видимо, нашли». В частности, это аутентичное пение под баян в мирные будни и работа оператора, сконцентрировавшегося на контрастах города и деревни. Унылые многоэтажки и уютные домики, слезы ливня и смеющаяся рябь реки — все это предстает в эффектных панорамах и интимных крупных планах, «досказывая» реплики героев.

Главный же козырь картины — актерская игра. Она пробивает даже тех, кто не говорит по-татарски (фильм снят на татарском языке и на показе шел с русскими субтитрами). Планку коллегам задал народный артист РТ Ахметзянов, наделив Саида множеством ликов. Его герой — и страдающий отец, и философ, и франт: перед встречей с Ясминой он забавно просит у героя Тагирова галстук. Для каждого лика актер нашел свою интонацию и свою эмоцию, от глубокой скорби до лукавых искорок веселья.

Дополнил его пылкий Булат Гатауллин — артист театра им. Кариева сыграл Саида в молодости. Особенно искренен он в лирических сценах с Ясминой, где влюбленные кружатся в поле и мечтают на мосту возле реки. С Энже Каримовой (Ясмина) у них настоящая химия, бурлящая в игре взглядов и прикосновений. С ролью девочки Каримова справилась на отлично — убедительно робела, кокетничала и бросалась на шею любимому. Как бы она сыграла брошенную женщину — остается только гадать: ее авторы зрителю не показали.

Зато много экранного времени получил Тагиров в образе сына Ясмины. В кадре он всегда собран, сдержан и бесстрастен, оппонируя остальным героям фильма. На контрасте с ним особенно трогательно выглядит пожилая Ясмина. Хрупкая, безмолвная женщина в платочке с бездонными глазами олицетворяет душу Татарстана.