Сегодняшняя сессия форума Kazan Digital Week оказалась посвящена современному строительству дорог в России Сегодняшняя сессия форума Kazan Digital Week оказалась посвящена современному строительству дорог в России Фото: Анна Скрып

Главная проблема платных российских дорог — отсутствие дорожного сервиса

Сегодняшняя сессия форума Kazan Digital Week оказалась посвящена современному строительству дорог в России. Денег они требуют все больше, так что новый тренд — инвестиции в дорожные артерии. Начали с ошибок строительства платных трасс — по ним прошелся замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Денис Кирюхин.

«Сейчас немного будет критики коллегам из регионов», — с ходу начал свое выступление представитель Росавтодора. Здесь он бросил камешек в сторону обхода Хабаровска — платной трассы общей протяженностью в 52 километра. «Это обход целого года. Очевидно, что дорога пользуется сумасшедшим спросом. Хотите зарабатывать? Развивайте инфраструктуру, дорожные сервисы», — отметил Кирюхин.

По его словам, уже ни у кого не осталось вопросов к качеству строительства дорожного полотна — мол, дороги в России строить научились. «Человек оплачивает платную дорогу, но, кроме того чтобы просто промчаться по ней на бешеной скорости, ничего не получает, — продолжил рассуждения Кирюхин. — Я бы сейчас сделал акцент на полный спектр услуг — вплоть до телемедицины».

«Человек оплачивает платную дорогу, но кроме того, чтобы просто промчаться по ней на бешеной скорости, ничего не получает» «Человек оплачивает платную дорогу, но, кроме того чтобы просто промчаться по ней на бешеной скорости, ничего не получает» Фото: «БИЗНЕС Online»

Существенная недоработка в этом вопросе действительно налицо. Достаточно вспомнить провал трассы М11 «Нева», где на момент запуска не было вышек сотовой связи, а на 680 км работали только четыре заправки. Стоит упомянуть, что к строительству М12 все же провели некую работу над ошибками, но сервис все равно оказался главным слабым местом новой трассы. Пока там до сих пор не завершен полный пакет многофункциональных комплексов.

«С неполным баком лучше не соваться. За Владимиром заправок нет»: какие сюрпризы готовит трасса М12

Кирюхин выделил несколько направлений работы над повышением качества российских платных дорог:

  • Связь. «В некоторых местах ни по навигатору не проедешь, ни по телефону не позвонишь. Это никуда не годится!» — снова обратился к коллегам представитель Росавтодора. Кстати, тест-драйв недавно открывшейся М12 показал, что 80% пути оператор ловил «ёшку» или терял сеть.
  • «Зеленые» виды топлива. «Это будущее. Если ты едешь по федеральной дороге на электромобиле и с трудом ищешь пункты зарядки, можно ли говорить о качестве предоставляемой услуги? Очевидно, что нет», — снова обратил внимание на недостатки платных дорог в России Кирюхин.
  • Сервисы утилизации отходов.
  • Общественное питание, места отдыха и туристические точки. «Недавно отдыхал на российском курорте, — вспоминал представитель Росавтодора. — Чтобы попасть на туристический объект, простоял в пробке 6 часов без возможности остановиться, перекусить, отдохнуть и, простите, в туалет сходить. Это разве современная дорога?»

Напомним, что правительство РФ в прошлом году всерьез поднимает тему развития автотуризма. В частности, идет работа над созданием единой концепции развития отдыха на колесах. В планах множество задач — от совершенствования нормативно-правовой базы и создания сети национальных и межрегиональных туристских автомаршрутов до налаживания производства отечественного транспорта, пригодного для туризма на колесах.

Обсудили будущую стоимость второго участка Вознесенского тракта Обсудили будущую стоимость второго участка Вознесенского тракта Фото: «БИЗНЕС Online»

Опыт платных дорог внутри городов: Москва — 600 рублей за проезд, Питер — 1 тысяча

Еще одна точка развития, которую обозначали на сессии, — платные дороги внутри городов. В частности, обсудили будущую стоимость второго участка Вознесенского тракта. Об этом рассуждал генеральный директор ООО «Единый оператор» Марсель Нигметзянов.

«Мы видим, что города растут из-за переездов людей с периферии, маятниковой миграции, — вступил Нигметзянов. — Очевидно, что все крупные города столкнутся с проблемами — это и снижение мобильности, и экологические вопросы».

Повышение мобильности населения осуществляется через платность. Других решений проблемы еще, к сожалению, никто не придумал.
Марсель Нигметзянов Генеральный директор ООО «Единый оператор»
Марсель Нигметзянов генеральный директор ООО «Единый оператор»

Он подробно прошелся по опыту других стран. Например, в Сингапуре десятки и сотни километров платных дорог расположены непосредственно в городах. «Важно, что все они обладают динамическим ценообразованием: в часы пик тариф повышается», — заметил Нигметзянов. Аналогично разгрузили дороги в Токио — платных там 280 километров.

Этот тренд уже есть в России. В Москве в прошлом году поехали проспект Багратиона (платный дублер Кутузовского проспекта) и Московский скоростной диаметр. Известно, что в Казани вторая очередь Вознесенского тракта от проспекта Победы до трассы М7 «Волга» тоже будет платной.

«Это будет платная дорога»: Минниханов поставил точку в судьбе второго отрезка Вознесенского тракта

Животрепещущий вопрос цены задали из зала. Сколько же будет стоить проехать 8-километровый участок платной дороги? «Например, дублер Кутузовского проспекта в Москве стоит 600 рублей. Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге — больше тысячи рублей. Исходя из этих примеров — можем ли мы судить, что стоимость проезда по Вознесенскому тракту составит 350 рублей?» — предположил один из присутствующих на сессии.

В ответ, правда, спикеры растеклись мыслью по древу: конкретного и внятного ответа не прозвучало. «Это задача нахождения баланса спроса и предложения на ту инфраструктуру, которая будет создаваться на этой автомобильной дороге», — объяснял Нигметзянов. По его словам, многое зависит от условий реализации этого участка — будут ли принимать участие частные лица (концессионеры) или нет. Представители же власти Татарстана и Казани, участвовавшие в обсуждении, этот вопрос предпочли не комментировать. «БИЗНЕС Online» в кулуарах адресовал его представителям миндортранса, но те лишь пожимали плечами.

«100 процентов Вознесенскую трассу надо завершить, это тоже частно-государственный проект», — говорил ранее раис РТ Рустам Минниханов. Инвесторы строительства дороги стали известны в марте этого года. Заявилась компания — «дочка» бюджетного АО «ТатДорТрансИнвест», которая вложит в проект 4,5 млрд рублей.

«Я считаю, не дороже 50 рублей»: Фарит Ханифов назвал цену заезда на Вознесенский тракт

Кстати, ранее министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов называл предположительную сумму въезда на Вознесенский тракт на уровне в 50 рублей, хотя это было скорее его личным суждением. Но если посчитать расценки на основе стоимости трассы М12, где цена километра пути от Москвы до Казани колеблется от 5,5 до 6,1 рубля и зависит от точки въезда в Казань, получается, что 8 км обошлись бы действительно примерно в полтинник. Но если отталкиваться от столичных цен, то тариф и вправду может быть в разы дороже: московская такса — 60 рублей, а питерская — в районе 22 рублей за километр дороги.

По некоторым расчетам новым российским дорогам нужно 9,6 трлн рублей — эту сумму государство не поднимет в одиночку По некоторым расчетам, новым российским дорогам нужно 9,6 трлн рублей — эту сумму государство не поднимет в одиночку Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы находимся на отраслевом спаде»: дорожному строительству необходима помощь бизнеса

Строительство новых дорог буксует, поэтому на помощь все чаще приходят частные инвесторы. По некоторым расчетам, новым российским дорогам нужно 9,6 трлн рублей — эту сумму государство не поднимет в одиночку.

«Это огромная сумма денег. Без частных вложений строительство дорог невозможно», — считает генеральный директор инвестиционного холдинга ГК ВТБ «Пуск» Кирилл Зуев. Присутствующие единогласно сошлись на мнении, что единственный выход — использование механизмов государственно-частного партнерства. Пожалуй, самый крупный пример такого подхода — строительство федеральной трассы М11 протяженностью 610 км через четыре региона.

«Мы сейчас находимся на определенном спаде с точки зрения строительства новых автомобильных дорог», — говорил на сессии заместитель гендиректора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами компании «Автобан» Денис Анисимов.

Решение уже обозначенной ранее проблемы отсутствия сервиса на платных дорогах тоже упирается в сотрудничество бизнеса и государства. «Почему у нас есть определенные проблемы с развитием сервиса? Давайте посмотрим на тексты концессионных соглашений. В большей их части все, что строится на территории в полосе отвода дорог, находится в собственности федерального концедента в лице госкомпании „Автодор“», — рассуждал Анисимов. По его словам, у частных инвесторов сейчас мало возможности участвовать в развитии инфраструктуры вдоль платных трасс.

Сегодня функционирует 13 автоматических пунктов весового и габаритного контроля (ПВК)Фото: «БИЗНЕС Online»

Цифровизация дорог в Татарстане: метеостанции, видеокамеры и АСУДД

Татарстанский опыт развития интеллектуальных транспортных систем тоже насчитывает полтора десятилетия. К примеру, одно из направлений — развитие геоинформационной системы, которое идет с 2011 года, рассказал замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. К системе поэтапно подключались метеостанции — сейчас их 39 на региональных дорогах и 44 на федеральных. Информация со станций доступна как в региональной системе, так и в федеральной. Кроме того, мониторинг осуществляется при помощи 1,6 тыс. транспортных средств, включая машины-кураторы, которые осуществляют контроль дорожно-строительных работ и работ по содержанию региональных автомобильных дорог.

Но самое заметное для автовладельцев — это камеры фотовидеофиксации. Татарстан едва ли не пионер по этому направлению в стране: первые камеры появились еще в 2008 году. Тогда их было всего 66. А в 2019-м республика, по данным некоторых исследований, по числу камер опередила Москву — хотя, по официальным данным, в РТ всего около тысячи камер. Но каждая 10-я, напомним, не соответствует новым требованиям закона, вступившим в силу с 1 сентября, и их данные больше не будут использовать для выписывания штрафов. Так или иначе, но число погибших в ДТП с 2008 по 2023 год снизилось более чем на 60% — с 713 человек до 279, и, как считают в миндортрансе, есть тут заслуга и видеофиксации нарушителей. При помощи таких комплексов ежегодно выявляют порядка 8 млн нарушений. И это каждый год пополняет дорожный фонд примерно на 3 млрд рублей — именно сюда идут штрафы.

Также активно внедряется адаптивная система управления дорожным движением (АСУДД). Правда, пока только в двух крупных городах — Казани и Набережных Челнах. Сегодня к адаптивной системе подключено 248 светофорных объектов. Время пути по основным магистральным дорогам, где есть «адаптивка», снижается на 16%, отметил Чукин.

Помимо этого, в 2013 году в Татарстане стали вводить весогабаритный контроль. Сегодня функционирует 13 автоматических пунктов весового и габаритного контроля (ПВК). Это помогает решать «общие болезненные вопросы сохранности покрытия», обратил внимание замминистра.

Интеллектуальные транспортные системы отслеживают также намеренное сокрытие госномеров, в том числе при въезде на пункты весогабаритного контроля, а также на участки платных дорог. Безбарьерная оплата проезда по ним — современный тренд, и именно поэтому такая система будет действовать и на Вознесенском тракте, и на платном участке Алексеевское – Альметьевск.

Напоследок замминистра пригласил присутствующих в «Алабугу», которая стала пилотной зоной для апробации новых технологий ИТС. «Чтобы эта работа была полезна в том числе многим, мы рады всех поприветствовать в данной пилотной зоне для проведения определенных испытаний, выработки единой политики в научно-технологическом создании нормативно-технической базы», — отметил он.

Сегодня в столице РТ зарегистрировано 474 тыс. авто, с 2005 года количество автомобилей выросло в 3,5 разаФото: «БИЗНЕС Online»

Казань: бич автомобилизации, выделенные полосы и ограничения для большегрузов

В столице РТ же основная проблема — резкий рост автомобилизации, заявил председатель комитета по транспорту исполкома Казани Алексей Сидоров. Сегодня в городе зарегистрировано 474 тыс. авто, с 2005 года количество автомобилей выросло в 3,5 раза. Разумеется, никакое строительство дорог и развязок не будет успевать за такими темпами автомобилизации, поэтому потребовались другие решения.

В 2015 году совместно с санкт-петербургским институтом была разработана комплексная схема организации дорожного движения, в том числе и АСУДД, уже упоминавшаяся Чукиным. Эту систему начали внедрять в столице РТ в 2012-м в преддверии Универсиады. Тогда она была реализована на 89 перекрестках. Сейчас уже 219 из 486 светофоров в городе подключены к адаптивной системе. В зависимости от загруженности дороги система автоматически включает необходимый свет светофора, чтобы оптимально регулировать движение и снизить нагрузку на перекрестке, объяснил Сидоров. Также сейчас для управления транспортными потоками задействовано 334 камеры видеонаблюдения. В Казани реализована одна из самых современных систем ИТС 5-го поколения.

Проблемы мобильности решаются и за счет введения выделенных полос для общественного транспорта — разметка и знаки установлены на 47 улицах. Большое внимание уделяется развитию метрополитена. Строятся дорожные развязки, разноуровневые пешеходные переходы. Вводятся в эксплуатацию новые и ремонтируются старые автодороги.

Также в Казани введены две зоны ограничений для движения грузового транспорта. В дневное время в центр города запрещен въезд транспорту весом более 5 т, а по Большому казанскому кольцу ограничение составляет 15 тонн. На основных магистралях улично-дорожной сети отменены левые повороты. За счет этих мер в Казани удалось увеличить пропускную способность перекрестков в 1,5 раза. На 11 центральных улицах введено одностороннее движение.

Фиксацию нарушений правил дорожного движения, в том числе за проезд по автобусной полосе и за стоянку под запрещающим знаком, производят 180 камер. Комплексами фото- и видеофиксации оснащен и подвижной состав ПТП. Этими устройствами также оснащены автомобили, которые обслуживают городское парковочное пространство. Помимо нарушений, связанных с неоплатой парковки, они еще и фиксируют нарушения, связанные со стоянкой под запрещающими знаками.