Национальный конкурс внутри кинофестиваля «Алтын минбар», пожалуй, вызывает ежегодно в Казани самый большой зрительский интерес

Со смешанными чувствами

Национальный конкурс внутри кинофестиваля «Алтын минбар», пожалуй, вызывает ежегодно в Казани самый большой зрительский интерес. И в данном случае даже тех, кто привык приходить на фестивальные показы бесплатно, как ни странно, не оттолкнуло нововведение с платным входом. На входе в зал перед очередным показом организаторы предупреждали журналистов: «Пока занимаем ступеньки у кресел, все места куплены». При этом на входе в один из залов «Алмаз Синема Родина» растерянно толпились те, кто хотел приобрести билет прямо перед сеансом. Впрочем, ажиотаж в «антрактах» не оправдался и на фильмах, которые посетила корреспондент «БИЗНЕС Online», зрители занимали процентов 80 кресел.

Срез того, чем сейчас занят татарский кинематограф, на этот раз был представлен 11 картинами: и игровыми, и документальными, и анимационными лентами. Такая разношерстность, безусловно, затрудняет сравнение этих произведений между собой. Кроме того, привычно возник вопрос о том, насколько тот или иной фильм подходит под формат национального конкурса, где, по идее, должны участвовать работы кинодеятелей из Татарстана, в данном случае же были представлены картины и из Москвы, и из Башкортостана.

Но в любом случает осилить в течение одного дня 10-часовую программу конкурса было делом почти нереальным, поэтому мы решили сосредоточиться на двух полнометражных игровых фильмах, представленных в рамках «Алтын минбара», — это «Я приду» Булата Сабитова и «Немая кукушка» Рауфа Кубаева. Ленты как раз закрывали программу национального конкурса, и сразу скажем, что просмотр обеих картин друг за другом оставил смешанные чувства.

«Я приду» — фильм 32-летнего преподавателя КазГИКа Сабитова «Я приду» — фильм 32-летнего преподавателя КазГИКа Сабитова

«Будут ли еще такие шедевры?!»

«Я приду» — фильм 32-летнего преподавателя КазГИКа Сабитова. Первый пул съемок завершился еще в 2019 году, но, чтобы довести картину до ума, создателям понадобилось пять лет и, видимо, потребуется еще столько же, т. к. то, что было представлено на национальном конкурсе «Алтын минбар», было больше похоже на ученический «фильм за один день» для школьного кинопоказа в актовом зале.

Но плакали после просмотра и авторы, и зрители не из-за выпадающих аудиодорожек посреди диалогов и не из-за монтажа с эффектами наплывов, а из-за истории «Я приду». Сценаристом фильма стал Антон Шутов — психолог, преподаватель кафедры киноискусства КазГИКа. Фильм повествует о 16-летнем подростке Тимофее (Даниил Пасынков), сбегающем из колонии для несовершеннолетних, в которую попал «случайно», как несколько раз говорит и сам директор заведения, и учительница — всего-то залез в чужой дом, а потом подстрелил преследующую его овчарку. Причиной нахлынувших терзаний главного героя, бьющегося головой об учительский стол с криками «ненавижу, ненавижу!», становится чувство вины перед заболевшей после его ареста бабушкой, которая два месяца не отвечает на его письма. В ходе побега за ним увязывается 12-летний беспризорник Малек (Иван Шуваров), за которого впоследствии Тимофею придется взять ответственность. На пути мальчики сталкиваются с различными трудностями: несколько раз сбегают от полиции, Малек раз за разом поддается своей тяге к клептомании, за что отвечать приходится его старшему товарищу; в общем, набор препятствий, необходимый для «приключенческой драмы», как жанрово определяют фильм его создатели.

Фильм повествует о 16-летнем подростке Тимофее и 12-летнем беспризорнике Малеке Фильм повествует о 16-летнем подростке Тимофее и 12-летнем беспризорнике Мальке

Друг за другом идущие штамповые сюжетные повороты создают «прекрасный» опыт просмотра кино «наперед». Когда понимаешь, что случится за тем или иным событием фильма, и даже то, что скажет тот или иной герой, остается зрителю немного: «насладиться» игрой актеров или тем, как технически сделана картина.

История двух выброшенных на обочину жизни детей, которым не чужды светлые порывы, тоже достаточно знакомая, но от этого не раздражающая тема. Вспоминаются подростковые драмы писателя и, кстати, практикующего психолога Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» (по ней режиссер Иван Твердовский снял известный одноименный фильм) или фильм «Обратно он не придет», который, кстати, исходя из названия, наталкивает на мысль о том, чем вдохновлялся автор сценария. Однако в разговоре с «БИЗНЕС Online» психолог, изучающий трудных подростков, кажется, открыл для себя, что одноименный первой повести фильм, оказывается, имеет литературную основу.

Кончается история хеппи-эндом и рэпчиком «со смыслом», а для абсолютного катарсиса непритязательного зрителя — еще и фразой: «Посвящается всем бабушкам» с титрами из фотографий кинодеятелей с их даваниками. «Будут ли еще такие шедевры?!» — звучало из зрительного зала, были слезы продюсера Дениса Супрунова, милые рассуждения Малька-Шуварова о своей будущей карьере. И вот Сабитов уже прочит выход «Я приду» в большой прокат весной 2025-го.

Фильм «Немая кукушка» Фильм «Немая кукушка»

Татарские песни на фоне советско-финской войны

Совершенно другого уровня работой оказалась «Немая кукушка» от 68-летнего режиссера из Узбекистана Кубаева, впрочем, давно работающего в Москве. В его послужном списке немало фильмов и сериалов, хотя интереснее он у Кубаева как у сценариста, например, в этом качестве он участвовал в дебютной ленте Тимура Бекмамбетова «Пешаварский вальс» в начале 1990-х, а также входил в сценарную группу «Географ глобус пропил» Александра Велединского.

«Немая кукушка» сделана по очень известной повести Зульфата Хакима о любви во время войны, предательстве и братстве на фоне событий советско-финской войны 1939–1940 годов. Начало съемок пришлось на прошлый год, а в режиссерах картины в разное время значились разные фамилии, но в итоге «Немая кукушка» досталась Кубаеву, который после просмотра картины признался зрителям, что она стала для него не просто проектом, а возможностью отдать кармический долг своему прадеду, родившемуся недалеко от Казани и только потом, по возвращении из Мекки, обосновавшемуся в Ташкенте.

Пьеса Хакима давно заняла свое место в сердцах театралов благодаря постановке Фарида Бикчантаева в театре им. Камала еще в 2004 году. По сюжету в разгар советско-финской войны в карельском лесу встречаются два солдата — один из деревни Субай, красноармеец Зариф (актер театра им. Кариева Илсаф Назипов), и «снайпер-кукушка», финский татарин Зиятдин (еще один «кариевец» Эльдар Гатауллин). Потеряв в бою почти всех своих товарищей, сын лесника Зариф по привычке уходит в лес, чтобы найти успокоение в воспоминаниях о своей Кашифе (кинодебют певицы Саиды Мухаметзяновой). С ней в мирное время он часто пел татарские песни и теперь, сидя в холодном лесу Карелии, пытается заглушить боль утраты теми же строками, в то время как в спину ему целится финский солдат Зиятдин. Немая кукушка — такое прозвище Зариф получил от отца в детстве, когда ушел глубоко в лес, чтобы увидеть кукующую птичку, потерялся и потом от страха не мог вымолвить ни слова нашедшим его в чаще родителям. Теперь он запел, и это спасло ему жизнь. «Врага я могу застрелить, но в татарскую песню стрелять не стану», — говорит ему Зиятдин. Братское чувство овладевает двумя врагами по принуждению, но братьями по крови, за что оба попадают в лагерь.

Кинодебют певицы Саиды Мухаметзяновой Кинодебют певицы Саиды Мухаметзяновой

Фильм, не торопясь и не навязывая зрителю штампов о военном кино, предлагает каждому зацепиться за что-то свое: для одних этим очищающим триггером станет пронзительный вокал и трогательная игра недавней полуфиналистки узбекского «Голоса» Мухаметзяновой, для других — история одной всю жизнь тяготящейся муками совести души Зарифа (которого в старости играет сам автор — бард и драматург Хаким), для третьих — тревога кровавых, но белоснежных лесов Карелии, где смерть настигает вдруг, кукуя над тобой, а не надвигается в привычном для такого рода кино эпик-слоумо. «После таких фильмов вновь начинаешь верить — мы еще создадим что-то невероятное в нашем кино», — со словами благодарности обратилась одна из зрительниц к режиссеру.

Парадокс будущей судьбы просмотренных на контрасте друг за другом картин заключается и в том, что автор «Немой кукушки», опытный режиссер, сам признается, что его работа не прокатное кино и судьба выхода на большие экраны ее туманна. После премьерного показа Кубаев даже неуверенно спрашивает: «Вам правда понравилось?» И это рождает массу вопросов о судьбе не только этой картины, но и, возможно, десятка подобных других, так и не получивших шанс «замолвить слово» о многострадальном татарском кинематографе.