Аскар Акаев, первый президент страны, обратился в парламент с просьбой восстановить его статус экс-президента, которого он был лишен после Тюльпановой революции 2005 года «Аскар Акаев, первый президент страны, обратился в парламент с просьбой восстановить его статус экс-президента, которого он был лишен после тюльпановой революции 2005 года» Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов

«Прискакать на белом коне»

Минувшая неделя принесла сенсационную новость из Киргизии. Аскар Акаев, первый президент страны, обратился в парламент с просьбой восстановить его статус экс-президента, которого он был лишен после тюльпановой революции 2005 года.

Этот статус в Киргизии предоставляет ряд привилегий и гарантий, включая пожизненную государственную охрану, пенсионное обеспечение в размере 75% от зарплаты действующего президента, пользование государственной дачей, бесплатный доступ к VIP-залам аэропортов, а также бесплатное медицинское обслуживание для экс-президента и его семьи.

В Киргизии с момента приобретения независимости сменились 6 глав государства. Из предшественников ныне действующего главы государства Садыра Жапарова статусом экс-президента обладают только Роза Отунбаева и Сооронбай Жээнбеков. Остальные или были осуждены, или находятся в бегах.

Но сенсация не в этом, а в том, что бывший «президент-демократ», еще недавно усердно разыскиваемый на родине за уголовные преступления, решил не просто вернуться, а «прискакать на белом коне». И судя по первым комментариям первых лиц Киргизии, реакция на это вполне благосклонная.

А ведь вопросов к нему раньше было немало. Но это все, видимо, дела минувших лет…

Особенно Акаев был любим Москвой за то, что резко выступил против ГКЧП в августе 1991 года (издал ряд указов о бойкотировании действий ГКЧП на территории Киргизской Республики) Фото: Сенцов Александр, Чумичев Александр/Фотохроника ТАСС

Ельцин играл ложками на голове Акаева

Акаева часто называли «интеллигентом из 90-х» благодаря стремлениям к демократическим преобразованиям одного из ближайших зарубежных соратников бывшего президента России Бориса Ельцина. Особенно политик был любим Москвой за то, что резко выступил против ГКЧП в августе 1991 года (издал ряд указов о бойкотировании действий ГКЧП на территории Киргизской Республики).

Однажды на международном мероприятии в момент вспышки хорошего настроения Ельцин даже поиграл на лысине Акаева деревянными ложками. По словам экс-начальника охраны первого президента РФ Александра Коржакова, это был любимый «музыкальный инструмент» российского лидера, который тот часто пускал в ход. Зная это, лидеры стран СНГ старались держаться от экспрессивного Бориса Николаевича на безопасном расстоянии.

В первые годы правления Акаева Киргизия считалась «оазисом демократии» в Центральной Азии. При нем была принята первая демократическая Конституция страны, закрепившая свободу слова, прав человека и верховенство закона. Это выделяло Киргизию среди соседних стран, где сохранялись более авторитарные режимы. Он также провел рыночные реформы, стремясь интегрировать страну в мировую экономику.

Переход к рыночной экономике имел свои негативные стороны. Приватизация предприятий и «шоковая терапия» привели к краху многих советских заводов и фабрик, что вызвало массовую безработицу и социальное недовольство. Эти реформы породили рост коррупции и усиление влияния криминальных элементов.

В апреле 2005 года после тюльпановой революции Акаев вынужден был бежать в Россию. Основной причиной его бегства стали массовые протесты и обвинения в коррупции, узурпации власти, а также авторитарном управлении, которые привели к потере поддержки как со стороны народа, так и элит. Если бы Акаев остался в Киргизии, ему грозили судебные разбирательства по обвинениям в злоупотреблении властью, особенно в контексте крупных экономических проектов, таких как соглашение с канадской компанией Cameco по разработке золотого месторождения «Кумтор» в 1992 году.

Это и другие соглашения с канадцами вызвали критику, поскольку условия сделки считались невыгодными для Киргизии и привели к тому, что западная компания получила от проекта $11,5 млрд, а Киргизия — лишь $1,5 миллиарда.

Генеральная прокуратура Киргизской Республики после бегства Акаева возбудила уголовные дела в отношении него и членов его семьи, отправив в Российскую Федерацию соответствующие запросы о выдаче, но Москва не выдала экс-президента Киргизии.

В июле 2021 года Акаева (наряду с другим экс-президентом республики Курманбеком Бакиевым) объявили в Киргизии в международный розыск по обвинению в причастности к коррупции на золоторудном месторождении Кумтор, но в этот раз первый президент не стал скрываться от правосудия и лично явился в Бишкек по собственной воле. Акаев дал показания по этому делу, где признал свою вину и сотрудничал со следствием, что позволило закрыть дело по истечении срока давности.

Его возвращение в страну и сотрудничество со следствием можно рассматривать как своего рода сделку, которая, вероятно, сыграла важную роль в стремлении Акаева восстановить статус экс-президента.

Но не только это. К экс-президенту остались вопросы и по так называемым аксыйским событиям. В 2002 году в Аксыйском районе произошли протесты, вызванные передачей части киргизской территории Китаю (90 тыс. га). Во время этих протестов силовики открыли огонь по демонстрантам, в результате чего погибли несколько человек. Этот инцидент оставил темное пятно на репутации Акаева, хотя он сам отрицал свою причастность к событиям.

Таким образом, правление Акаева сочетало значительные реформы и попытки демократизации, но было омрачено экономическими трудностями, коррупционными скандалами и репрессиями против протестующих, что в итоге привело к свержению в 2005-м.

Можно сказать, что Аскар Акаев ратовал за демократию, боролся за светлое будущее своей страны, но и бессребреником и идеалистом его назвать трудно. Он был человеком своего времени Фото: Анатолий Морковкин / ИТАР-ТАСС

«Помните, как трудно нам всем жилось в 90-е годы»

Акаев почти в каждом интервью отказывается от «богатств», которые приписывает ему людская молва. Это и золотые слитки с Кумтора, виллы в Швейцарии и на Рублевке и многое другое. «Помните, как трудно нам всем жилось в 90-е годы», — любит повторять он. Ныне он скромный профессор МГУ, который проживает с семьей в служебной квартире. Летом — на даче, которая также не своя, а государственная.

Но именно в лихие 90-е (напомним, что Акаев «правил» Киргизией с 1991 по 2005 год) он создавал экономический и политический фундамент своей власти, усиленно проталкивая во власть своих старших детей — сына Айдара и дочь Бермет — под лозунгами созданной под них партии «Алга, Кыргызстан!» («Вперед, Киргизия!»). Младшие дети — дочь Саадат и сын Илим — в период его нахождения у власти тоже готовились к политической и общественной деятельности: они возглавляли общественный фонд «Библиотека первого президента».

Старшим наследникам он смог дать дорогое образование в США и Швейцарии, сына Айдара поженил на младшей дочери Нурсултана Назарбаева Алие, заключив таким образом династический брак. Бермет Акаеву отдал замуж за крупного казахстанского бизнесмена Адиля Тойгонбаева.

Айдар Акаев после возвращения из Америки стал успешным бизнесменом, ему принадлежал крупнейший в стране GSM-оператор «Бител». Он работал в банковской системе, с февраля 2001 года занимал должность советника министра финансов Киргизии, незадолго до отставки отца был избран президентом национального олимпийского комитета КР и президентом федерации бокса Республики Киргизия.

Младший Акаев скоропостижно скончался от остановки сердца 5 февраля 2020 года в Москве в возрасте 43 лет. На его могиле на Троекуровском кладбище установлено помпезное и дорогое надгробие в виде постамента, накрытого мозаичным ковром. Почти такое же, как над могилой танцовщика Рудольфа Нуриева в Париже, но в 2 раза больше.

Бермет Акаева, так же, как и ее брат, в 2005 году баллотировалась в парламент республики и выиграла выборы, но после революции результаты голосования были отменены. В 2007-м предприняла попытку избраться депутатом вторично — уже при новых властях. Но ее кандидатура была снята по решению суда.

Да, можно сказать, что Аскар Акаев ратовал за демократию, боролся за светлое будущее своей страны, но и бессребреником и идеалистом его назвать трудно. Он был человеком своего времени.

«Угловатый» президент Атамбаев

Из всей плеяды руководителей постсоветской Киргизии нынешний лидер страны Жапаров за короткое время смог сделать намного больше для своей страны, чем те, кто правил ею по много лет. Он человек абсолютно другого стиля — немного угловатый, мало улыбается и мало говорит. Он не сочиняет и не исполняет романсы, как один из его предшественников — Алмазбек Атамбаев, не растекается мыслью по древу, как Акаев или Отунбаева, но это не мешает ему делать свою работу.

Еще задолго до президентства он начал борьбу за возвращение «отданного за бусы» иностранцам Кумтора народу Киргизии, за что, в принципе, и пострадал — дважды был осужден и некоторое время скрывался за границей.

Западные СМИ называют его диктатором, популистом и националистом, но он продолжает свое дело. И главным его успехом надо назвать национализацию Кумтора, что сразу же позволило дышать бюджету во всю полноту легких.

Но не только это. В Киргизии серьезно занялись налогами, стали бороться с базарной, уличной торговлей, когда миллиарды уходили неизвестно куда и кому. Ввели кассовые аппараты, строгую отчетность. Власти пытаются создавать новые рабочие места, ведь за последние годы киргизы превратились в нацию гастарбайтеров. В итоге бюджет 2023-го был исполнен с профицитом, согласно расчетам, в 2024 и 2025 годах доходы будут превышать расходы. Соцфонд Киргизии также закончил 2023-й с профицитом. Кроме того, президент Киргизии заявил, что у страны больше нет проблем с погашением внешнего долга.

Возвращение Акаева также из этой серии. Жапаров хочет покончить со старыми конфликтами и обидами ради общего блага родины. Именно поэтому «в поисках нового политического консенсуса» он собрал всех бывших президентов в Объединенных Арабских Эмиратах в феврале 2023 года, чтобы договориться о прекращении порочной практики цветных революций как средства борьбы за власть. Он хочет стабильности в своей стране.

«По моему мнению, Аскар Акаев подал заявление с намерением оставить свое имя в истории как бывший президент», — сказал Жапаров в интервью местным СМИ.

Сам первый президент Киргизии, по всей видимости, надеется получить «помилование» как подарок на свое 80-летие в ноябре этого года. Основной мотив Акаева может заключаться в стремлении восстановить свою историческую роль и легитимность как экс-президента, что может помочь ему в укреплении репутации и, возможно, обеспечить юридическую защиту, которая предоставляет неприкосновенность. Это особенно важно на фоне прошлых обвинений, связанных с делом Кумтора, от которых Акаев был освобожден по истечении срока давности.

Хотя некоторые местные телеграм-каналы и пишут, что «его заявка на реабилитацию на самом деле имеет цели гораздо более далекоидущие, нежели записи в мемуарах», но на самом деле все может быть проще. Акаев устал жить под дамокловым мечом и хочет, чтобы в конце его жизни наступили мир и спокойствие.