460-3.jpg

В ОЖИДАНИИ ХОЛЬЦЕРА, ИЛИ «В ГОРОДЕ ЖИЗНИ НЕТ»

17 августа в хозяйстве «Радово», что близ села Усады Высокогорского района, начался учебно-практический семинар известного австрийского агрария Зеппа Хольцера - интереснейшего человека, воплотивший свои знания о природе в подобие рая на земле. «Радово» – это 23 гектара земли, выкупленной у пайщиков бывшего местного колхоза шестью сподвижниками, решившими воплотить идеи Хольцера на татарстанской земле.

Машина долго петляла по полям и лесам, и вот, наконец, мы на бывших паевых землях, при взгляде на которые становится понятно, – хозяина они не видели лет десять точно. Добравшись по бездорожью до дома на холме (хозяева достроили этот производственно-бытовой объект буквально накануне семинара), мы увидели рядом с ним загончик для птицы и нескольких плескавшихся в искусственном пруду уток и гусей, а также палатки – пристанища адептов пермакультуры.

Пока мы прикидывали, понравятся ли заморскому гостю такие спартанские условия, подошел организатор мероприятия, соучредитель «Радово» Ильдус Шаймарданов. Он извинился за задержку начала семинара - самолет герра Хольцера (к слову, прилетевшего из Перми, где он также проводил занятия) опаздывал. Внутри странного здания, на вид – то ли дома, то ли производственного цеха (как оказалось, оно совмещает и то, и другое) нас встретила соорганизатор семинара Мария Игнатьева. Она рассказала, что именно Шаймарданов, «у которого дух сподвижничества на генетическом уровне», раскопал в интернете информацию о Хольцере, а потом побывал на двух его семинарах и загорелся идеей провести обучение здесь, чтобы на примере «Радово» показать, как можно эффективно, и главное, с соблюдением биобаланса организовать хозяйство.

460.jpg

Мария пригласила нас пообедать, чем Бог послал, - замечательной крестьянской едой: грибным супом и гречневой кашей. Рядом за длинным столом (честно говоря, все выглядело точь-в-точь, как ретрокадр из жизни полевого стана) сидели, тихо общаясь, люди…

КАК ПОСТРОИТЬ СВОЙ РАЙ НА ЗЕМЛЕ?

По бейджикам можно было без труда определить, кто откуда приехал. И вот что удивительно: из Татарстана – единицы: сами организаторы, молодой человек из Набережных Челнов, чуть позже группу участников пополнил владелец компании «Контр» (а по совместительству фермер) Ильдус Янышев. Остальные - из Перми, Башкортостана и даже из Сочи – удивительно, что народ не пожалел ни времени, ни денег, чтобы приехать за сотни километров, послушать Хольцера и очно задать ему волнующие вопросы. Впрочем, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», людей волновал один, но глобальный вопрос: как выжить в условиях «дикой» цивилизации и не потерять связь с природой, то есть как построить свой рай на земле? Ответа, причем с наглядной демонстрацией - как это сделать, от Хольцера ждали все.

460-8.jpg

Александр Лялин из Перми рассказал, что о Хольцере узнал давно: «Я читал его книги, и ждал момента, когда он будет в России. И вот это случилось, и я сразу приехал. Почему мне это интересно? Видя современное положение вещей, наблюдая за людьми в городах, за их здоровьем, взаимоотношениями, я понял, что это все мне не нравится. И экология страдает, и люди, и выхода никто не видит. С семинаром связываю очень серьезные ожидания. Хотелось бы получить новые прикладные знания, и услышать о главном – взаимосвязи всего живого. У меня пока нет своей земли, только небольшой дачный участок, но нужно начать с маленького, попробовать свои силы, освоить полученные здесь знания».

Элмар и Рамиля Радомировы из поселка в Башкортостане одержимы идеей создать на участке в полтора гектара родовое поместье: «В городе жизни нет, там дышать нечем. Мы хотим выйти из системы, хотим растить свободных детей, мысль свою освободить от рабства!».

Янышев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что давно знаком с философией пермакультуры: «Я много читал книг на эту тему, сам три года практикую ведение сельского хозяйства, инвестирую средства и нахожу в этом огромное эстетическое удовольствие. Считаю, люди слишком увлеклись промышленным производством и высокими технологиями, от земли оторвались. Более того, в погоне за получением прибыли, перейдя к промышленному ведению сельского хозяйства, они стали насиловать природу, а она отвечает взаимностью. А идеология Хольцера максимально гармонизирует человека и природу. В его книгах - очень интересные гуманистические мысли о том, как, не насилуя природу, удовлетворить потребности человека. К ним стоит прислушаться. Но и вопросов к Хольцеру у меня множество».

«ВЕЗДЕ В РОССИИ ВИЖУ ОДНО: ОГРОМНЫЕ ПУСТУЮЩИЕ ЗЕМЛИ»

Неожиданно появилась большая овчарка, которую хозяева называли Радой, и начала недоуменно обнюхивать пришельцев. Ее несколько раз пытались выдворить за дверь, но с каждым новым входящим Рада упорно проскальзывала внутрь. Кто-то предложил ее привязать, но тут же раздались возражения: «Ни в коем случае! Хольцер не любит, когда животных привязывают!». Судя по ее виду, собака недавно щенилась. Да, подтвердила Мария, есть десять щенков. И тут же объявила: «Дорогие участники, каждому из вас мы дарим щенка – это входит в программу семинара!» Смех смехом, но на наших глазах, как минимум, у четверых наследников Рады появились новые хозяева…

И, наконец, он прибыл. Из машины выбрался энергичный тучный господин с большим портфелем и сразу поинтересовался: «С чего начнем?». Для начала в духе российского гостеприимства ему предложили пообедать. Господин Хольцер выразил согласие, но тут же о нем забыв, бросился осматривать окрестности, попутно комментируя увиденное. Стало понятно: семинар начался.

460-6.jpg

Вводная часть прошла в помещении. Сначала Хольцер высказал удивление тем, почему кругом так много заброшенных земель, а природа в основном монокультурная: «Везде в России я вижу одно: огромные пустующие земли, однообразие растительности. Я спрашиваю: «Почему у вас мало фруктовых деревьев? Почему нет виноградников?». И везде слышу одно и то же: «Не знаем. Так всегда было». Или говорят, что холодно, или сухо. Везде одни отговорки! Я вижу, что здесь можно сделать очень много, вот у вас овраг внизу, и вижу, что он не обрабатывается, а только углубляется из года в год, эрозия происходит. А это самая главная и самая продуктивная территория! Ошибка прошлого поколения, что попустительски к нему относилось - потому что из этого оврага можно сделать отличный водный ландшафт. И он сделает земли вокруг более продуктивными».

«ВЫ НЕ ЕДИТЕ, ВЫ НАБИВАЕТЕ ЖИВОТЫ ХИМИЕЙ!»

Ниже приведем несколько моментов из выступления Хольцера.

«Если я думаю на несколько шагов вперед – о том, что приведу водный баланс в порядок, высажу растения, у меня будет урожай, тогда хозяйствование будет приносить мне радость. Следующий шаг – приведение флоры и фауны в порядок. Без химии, никаких опрыскиваний и подкормок! Потому что от химии все растения загрязняются, почва загрязняется, и все это переходит на человека. Но если учишься думать природно, позволяешь времени и природе работать на себя, тогда можно сэкономить много времени и денег, тогда можно производить действительно продукты питания, так, чтобы питание было твоей же медициной, твоим же лекарством. И это не то, что вы едите, – это не продукты питания, это должны знать все!».

«Нужно уметь поместить себя на место другого существа, в любое время, в любом месте понять - чувствую ли я себя хорошо на месте другого существа? Это очень просто. Неважно, червяк я, гусь, корова, рыба или птица, дерево, трава, или человек рядом. Важно - хорошо ли буду чувствовать на его месте? Потому что если я плохо себя чувствую на месте другого существа, тогда я страдаю, болею. Если все себя чувствуют здорово, тогда у меня будет самый лучший урожай, самый лучший результат. Поэтому я должен поместить себя на место любого существа и понять: правильно я управляю этим процессом?».

460-2.jpg

«Каждое растение производит собственное питательное вещество. Есть многообразие растений, которое питает друг друга всеми необходимыми веществами. Если этого придерживаться, тогда у меня будет качественный продукт, к тому же самый дешевый в производстве, и самый ценный. А в монокультуре все стоит в конкуренции друг к другу. И это вопрос времени - когда из этой конкуренции возникнут какие-то болезни. Эксплуатация природы приносит результат быстро, и кажется, что это продлится долго. Но это воровство у наших потомков! Вот я сейчас эксплуатирую природу, а все плоды будут пожинать наши дети и внуки. Они получат загрязненную землю, минимальный урожай. А дальше что? Опустение, отмирание лесов, высыхание, потеря воды, и, как следствие, – пожары и катастрофы».

«Мы должны научиться понимать, как работает природа, чтобы каждый человек был в состоянии и овощи производить, и фрукты, и ягоды. Сколько людей из-за кризиса сейчас попали на обочину жизни, не имея возможности даже купить еду? Но мы должны научиться ее производить, неважно где – в горах, на мусорнике каком-то. Но важно, чтобы человек смог что-то вырастить для того, чтобы кушать. Это необходимо, если мировое развитие дальше пойдет по такому же пути. А на свалке ты найдешь все, чтобы вырастить себе продукты».

460-5.jpg

«Думают, что в Евросоюзе все хорошо, это не так. Там все земли заэксплуатировали в усмерть. Греция – прекрасная страна – полностью банкрот. Португалия… Почти все страны отмирают. Посмотрите, как там хозяйствуют. То, что происходит у них сейчас, это не новость, это можно было предсказать несколько лет назад! У них очень сильная эксплуатация природы: химия, сильная механизация, крестьяне превращаются в раба на собственных землях. Что касается затрат, то они становятся все выше и выше. И это происходит в больших объемах по всему миру: выставляются на продажу целые деревни! В Испании, например, более 80% крестьянских хозяйств – банкроты! Вот так все это выглядит в Евросоюзе».

«Сельскому хозяйству необходимо учиться - точно так же, как игре на музыкальном инструменте. И те, кто учатся сейчас, допускают меньше ошибок, чем те, кто двадцать лет занимался сельских хозяйством. У новых людей очень большие шансы, потому что они начинают с нуля, и они ничего не знают про то, как употреблять химию и так далее. И я уверен, что эти начинающие обходят тех, кто обрабатывает традиционным способом землю с химией - потому что они изначально учатся уважительно обращаться с живыми существами, с землей».

ПРО ЭКОНОМИКУ СПРОСИТЕ У УТКИ

После введения в теорию началась практика. Хольцер пожелал срочно отправиться на верхнюю точку участка, чтобы понять все его возможности. В чистом поле, на семи ветрах (кстати, австриец первым делом стал «принюхиваться» к розе ветров) австриец вместе с хозяевами земли стал прикидывать – что здесь можно расположить, чтобы получить ожидаемый эффект. Завязалась оживленная дискуссия, в которую включились и остальные. Сначала австриец выслушал пожелания собственников, потом раскритиковал некоторые их планы, предложив, чисто теоретически, наиболее выгодные варианты. Причем разговор шел не об абстрактных материях, а о вполне конкретных вещах. Например, где лучше всего расположить водоемы, чтобы они и влагу в земле поддерживали, и не требовали серьезных финансовых и трудовых затрат. Или как обезопасить участок от проникновения извне любителей поживиться плодами чужого труда. Какие источники энергии на данном рельефе предпочтительнее. И даже – как сэкономить на налогообложении.

460-7.jpg

Одна участница пытала Хольцера вопросом: «Есть ли экономически рассчитанное целесообразное количество животных на гектар земли, например, уток?» Ответ Хольцера прозвучал неожиданно: «Это нужно спросить у уток! Вот мое представление. Если я вырву этот кусочек травы (в руках Хольцера появился выдранный из земли клок), сколько уток я смогу им прокормить? Нисколько! Никакая утка это жрать не сможет, поэтому на одном этом гектаре вы не прокормите ни одной утки! Нужно понять, что необходимо сделать, чтобы уток разводить: что-то посеять специально, клевер, например. Когда клевер вырастет, утки будут ходить сюда. А сколько они съедят? Вот и надо спросить утку – сколько она съедает? Вот он расчет, это же логично!», – под общий смех заключил Хольцер.

ЛЮДИ ТЕРЯЮТ ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПОНИМАЮТ ПРИРОДУ

Первый день семинара пролетел незаметно. И хотя гуру революционного сельского хозяйства заметно устал, но все же не отказал в любезности ответить на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online».

– Господин Хольцер, как отражаются на европейских аграриях кризисные явления?

– Действие кризиса очень серьезно. Очень большие проблемы в Евросоюзе, и, думаю, это все быстро приведет к коллапсу, если он и дальше будет по-дилетантски вкладывать деньги в территории просто так. Видно, насколько эти страны захозяйствованы. Как я уже говорил, продают целые деревни заброшенные! Система кредитования в Евросоюзе делает крестьян очень зависимыми: что и как делать крестьянину, предписывается в так называемых дотациях. А это опять химия, механизация, модернизация. В конце концов, крестьянина вгоняют в такие долги, что он просто бросает хозяйство. Никакой свободы! Крестьянин давно уж стал рабом своей земли.

– В последнее время много говорится об экопродукции. Можно ли доверять наклейке «био» или «зеленая марка»?

– Нет!!! Ни в коем случае! Предприятия, которые себя рекламируют, как «эко» или «био», - просто профанация! Вот представьте: если 10 курей содержать на одном квадратном метре – это экологическое хозяйствование? Нет! Без гормонов такое хозяйство невозможно! Нельзя говорить об экологическом продукте в этом случае. На этом просто делают деньги, в это включены большие концерны, которые просто используют бренд «био». И используют крестьян, подавая их труды, как экологически чистый продукт. Но этого нет! Потому что крестьяне зависимы, и они обязаны соблюдать условия дотации, где четко прописано – что и как они должны делать. И там нет никаких чистых технологий!

– Не случится ли так, что на земле вообще не останется чистых продуктов?

- На самом деле, уже сейчас ситуация гораздо хуже, чем мы представляем. Мы пьем загрязненную воду, и мы покупаем ее по дурным деньгам, мы едим загрязненные продукты – по сути, химию, которой набиваем животы. Все больше людей умирает от рака и эпидемий, потому что они теряют жизненную силу. А вы посмотрите на наших детей! Упадок сил, агрессия, депрессия! Всего этого можно избежать, если уважительно относиться к животному и растительному миру. Ведь крайне важно, даже как забивают животное, – гуманным способом или так, что оно испытает страх. И этот страх, этот негативный адреналин потом передается человеку. Нам всем пора понять природу, а не бороться с ней. Когда люди не знают, они говорят: «По-другому не может быть», а я хочу показать: «Может!»

Справка

Зепп Хольцер происходит из семьи фермеров. В 1962 он принял горную ферму своих родителей. Испытав неудачу с ортодоксальными методами сельского хозяйства, он начал вести экологическое сельское хозяйство (пермакультура) в своем поместье Краметерхоф в Австрийских Альпах, которое располагается на большой высоте в горах (1100 - 1500 метров над уровнем моря).

Его называют "мятежным фермером", потому что он упорствовал в своих методах несмотря на то, что был оштрафован и даже находился под угрозой тюрьмы за его технологии, такие как невыполнение подрезания своих плодовых деревьев (неподрезанные плодовые деревья выдерживают нагрузки от снега, от которых ломаются подрезанные деревья). Он также создал некоторые из лучших мировых образцов использования водоемов как отражателей для увеличения коэффициента пассивного солнечного нагрева, а также использования микроклимата, созданного обнажением горных пород, чтобы расширить зону благоприятности для соседних растений. Он также проделал различные прикладные исследования.

Хольцер в настоящее время проводит семинары по пермакультуре ("Пермакультура Хольцера") и в своем поместье Краметерхоф и во всем мире, продолжая работать на своей альпийской ферме. Его расширенная ферма теперь охватывает более чем 45 гектаров садов, включая 70 водоемов, и, возможно, является самым последовательным примером применения принципов пермакультуры во всем мире.