Рустам Минниханов и режиссер Радик Кудояров Рустам Минниханов и режиссер Радик Кудояров Фото: rais.tatarstan.ru

«Организаторы, объясните, в чем дело?!»

Лучшее в техническом плане кино в истории Татарстана, но с сомнительными перспективами в прокате, слишком большим хронометражем и очень авторскими месседжами — примерно так можно описать реакцию зрителей на вчерашний предпремьерный показ фильма «Кара урман» («Черный лес») режиссера Радика Кудоярова. На это мероприятие в театр им. Джалиля накануне днем собрали весь культурный бомонд Казани. Были даже люди в вечерних нарядах, хотя каких-то дополнительных увеселений не предполагалось, а сама тема картины — трагическая судьба поэта и героя Мусы Джалиля — к формату светского раута мало подходила.

Между тем интриг вокруг фильма было достаточно. Напомним, что еще три года назад республика планировала вложиться в блокбастер о подвиге Джалиля и его коллег по антифашистскому подполью, а заниматься проектом должна была компания «Синема Продакшн», которая делала «Нюрнберг» и «Собибор». Но этого кино не случилось, хотя от самой идеи в Татарстане не отказались. И вот в мае этого года неожиданно появились новости о закрытом показе «Кара урман» в одном из казанских кинотеатров, который посетил глава аппарата раиса РТ Асгат Сафаров.

А автором фильма стал 50-летний московский режиссер с уфимскими корнями Радик Кудояров. Он в свое время изучал историю в БашГУ, затем телевизионный менеджмент в Калифорнии, а в 2003 году основал независимую кинокомпанию RITE. Об образовании и увлечении историей Кудоярова красноречиво говорит его фильмография: на счету режиссера более 30 документальных фильмов, посвященных именно историческим событиям. За игровое кино же он взялся относительно недавно, и «Черный лес», в сущности, первый такой большой проект в его карьере. Еще один неожиданный факт из биографии сценариста и постановщика «Кара урман» — личная дружба, которая связывала его с экс-главой Штази, управления разведки ГДР, Маркусом Вольфом в последние годы жизни легендарного «человека без лица».

Кудояров, работая над фильмом о Джалиле, никак не контактировал с татарстанскими кинематографистами или историками, так что для большинства пришедших вчера в оперный театр это было первое знакомство с картиной и ее автором.

Правда, до начала этого знакомства пришлось подождать. Анонсированный на 12:00 старт фильма задержали почти на час, и вынужденные оторваться от служебных обязанностей в утро понедельника гости стали понемногу раздражаться. Заполняющийся понемногу зал оперного даже дважды затихал, когда известный татарский литературовед, академик Хатип Миннегулов со своего места недовольно вопрошал: «Организаторы, объясните в чем дело?!» И получал в ответ поддерживающую волну аплодисментов.

Правда, сразу после очередного перформанса Миннегулова аплодисментами уже встречали входящих в бельэтаж Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева. Кстати, перед зданием театра их встречал и режиссер Кудояров, хотя организаторы говорили, что авторы «Кара урман» пока недоступны для комментариев. Свет погас, и за открывающимся занавесом оперного проявился первый начальный титр: «Фильм снят при поддержке раиса Республики Татарстан». Как тут не вспомнить, что на фотографиях с майского показа вместе с Сафаровым был замечен один из руководителей ТАИФа Рустем Сультеев.

Минтимер Шаймиев и Радик Кудояров Минтимер Шаймиев и Радик Кудояров Фото: rais.tatarstan.ru

«Где наш Фауст и где вы, дикари?»

Как уже и было отмечено, фильм о герое-поэте ждали давно, и речь даже не о подготовке конкретно этого проекта. В новейшей истории отечественного кино мы не находим крупномасштабных работ о такой важной для татарского народа и по своей драматургии невероятно кинематографичной истории подвига Джалиля. «Выезжали» на советском наследии — двух художественных картинах: малоизвестной «Красной ромашке» 1963 года Лотара Беллага и «Моабитской тетради» 1968-го Леонида Квинихидзе. От известного кинодокументалиста Кудоярова многие ожидали кросс-жанровой работы, и сам режиссер в одном из интервью отмечал, что фактура сюжета фильма о Джалиле, конечно, документальная. Однако, как справедливо замечают и собеседники «БИЗНЕС Online», картина — чисто художественный фильм.

В основе сюжета — известная история национального легиона «Идель-Урал», который составляли выходцы из Поволжья и, в частности, подпольная деятельность «курмашевцев» (по фамилии главы группы — Гайнана Курмашева), саботирующих легионеров на восстания и переходы к «своим». Одним из самых известных участников группы был Джалиль, в фильме называющий себя Мусой Гумеровым (именно такую фамилию себе придумал сам поэт в плену). В переводе с татарского «гумер» — «жизнь», и в этом вырисовывается уже первый пласт символизма в фильме, которого в нем достаточно, но в котором нет почти ничего выдуманного. Дело в том, как рассказывал сам режиссер, что приговор Джалилю выносил штандартенфюрер Рудольф Фляйшман (с немецкого — «мясник»), и на таких, продиктованных самой историей, символичных параллелях строится философия фильма. С первых кадров мы видим ясные, в лоб, контрасты: голодный барак лагеря – изысканный ужин Фляйшмана, то, чем все кончилось (серый, холодный процесс в Нюрнберге над нацистскими лидерами), и начало, жизнь (залитое солнцем поле, на котором, взявшись за руки, кружится семья Джалиля). К слову, параллель с Нюрнбергом — главный оставляющий вопрос у зрителя до конца фильма ход, закольцовывающий все повествование. Оказывается, что процесс казни 11 фашистов в прологе и гильотина для 11 участников подполья связаны личностью одного человека, который должен был казнить и тех и других.

Свет погас, и за открывающимся занавесом оперного проявился первый начальный титр: «Фильм снят при поддержке Раиса Республики Татарстан» Свет погас, и за открывающимся занавесом оперного проявился первый начальный титр: «Фильм снят при поддержке раиса Республики Татарстан» Фото: Екатерина Халаева

Но самой главной частью фильма становится другая параллель, которая при этом является и самым главным недостатком кинополотна, а именно — философские диалоги Джалиля и Фляйшмана, очевидно, отсылающие к разговору Иисуса и Понтия Пилата. На протяжении примерно половины фильма мы наблюдаем сцену, как поэт становится тем, кому штандартенфюрер исповедуется о детской травме, и отвечает на вопросы, мучающие немецкого полковника, о том, откуда взялись татары, почему даже в Тартаре они выжили. Они по строчке цитируют Гете, и на насмешку немца «Где наш Фауст и где вы, дикари?» Муса читает ему на немецком «Шурале». «Мы те, кто мы есть, и надеюсь, другими не будем, какие бы испытания ни выпали нам в будущем и кто бы нас как ни называл», — в духе героики советских антивоенных фильмов говорит Джалиль Фляйшману.

Ну и сам экранный Джалиль — актер театра им. Тинчурина, заслуженный артист РТ Зульфат Закиров — гораздо больше внешне похож на Иисуса Христа, чем на реального татарского поэта. 

«200 миллионов рублей, а то и больше»

Собеседники «БИЗНЕС Online», посмотревшие фильм, вышли с показа со смешанными чувствами.

«Это скорее размышление на тему, так бы я назвал жанр, — сказал нашему корреспонденту известный историк Искандер Гилязов, главный специалист по истории легиона „Идель-Урал“. — В целом уважительное отношение к подвигу, но это представление самого автора. Это видение режиссера, которое заслуживает, как и любая точка зрения, уважительного отношения. А технически снято очень сильно».

Продюсер из Санкт-Петербурга Станислав Ершов, работающий в Казани над проектом «Кино за 7 дней», признался, что узнал о «Кара урман» только сейчас, и назвал «приятной неожиданностью» профессиональное качество продукта. Но есть и проблемы. «Перспективы проката для этой картины весьма туманны, к сожалению, — уверен Ершов. — Есть проблемы с драматургией, есть минуты, которые я бы сократил, два с половиной часа для зрителей — это тяжело. Мне не настолько глубоко знакома биография Джалиля, было интересно погрузиться даже не в нее саму, а именно в трагическое разъяснение финала его жизни. Единственный профессиональный комментарий, который я могу дать: если бы этого фильма еще не состоялось и мне бы рассказали эту историю, я бы сказал, что это, конечно, безусловно, повод делать хорошее, серьезное, достойное документальное кино».

«Работа художника по костюмам, художника, постановщиков, операторов великолепна по большому счету, — считает председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. — Что касается самого кино. Я-то ожидал документальную картину, но она оказалась не совсем документальной, а больше игровой. Что касается действительной истории, то это очень сложный для меня вопрос». По словам нашего собеседника, было непросто воспринимать «фэнтези» автора, когда мы хорошо знакомы с реальной судьбой участников группы Курмашева – Джалиля.

«Мы знаем историю Мусы Джалиля, она расходится с тем, что увидели на экране, — продолжает Ягафаров. — Там великолепный актер, который сыграл немецкого офицера, там великолепный Зульфат, для него это такой большой шаг вперед, он сделал такую интересную роль. Но то, что касается режиссуры — насколько там именно Зульфат должен был сняться? То есть у меня есть вопросы режиссерские. Очень много такой философии, которая затягивает хронометраж фильма. И я не понял до конца, для чего мы посмотрели это кино, какая основная цель фильма, я не поймал ту внутреннюю эмоциональную гордость за то, что этот фильм снят».

У режиссера и продюсера Ильшата Рахимбая также нет вопросов к технической стороне: «Я думаю, это лучший фильм, сделанный в Татарстане: художка, операторская работа, работа с звуком, локацией — это все выглядит достаточно на уровне». Но, добавляет эксперт «БИЗНЕС Online», «не могу сказать, что этот фильм меня потряс или во мне отозвался очень сильно». «Понятно, что нужно донести эту историю до большего количества зрителей в кинотеатрах. Пока не могу с очевидностью сказать, будут ли это смотреть. Вопрос остается открытым», — говорит Рахимбай. «Я сегодня во время фильма думал на самом деле, сколько сотен историй нерассказанных. Людей, которые не стали такими героями или не писали стихи, сколько же их было и сколько же нерассказанных историй», — резюмирует он.

Кстати, один из собеседников газеты на вопрос о том, каким мог быть бюджет «Кара урман», предположил: «200 миллионов рублей, а то и больше, учитывая съемки на „Беларусьфильме“, переводы на несколько языков, которые есть в фильме, и так далее». Дата выхода картины в прокат пока неизвестна.