Эмиль Хуснутдинов: «Учеба в университете мне многое дала. Это и археологический кружок, которым руководил легендарный Альфред Хасанович Халиков, и стройотряды, с которым я объехал всю страну от Башкирии до Владивостока» Эмиль Хуснутдинов: «Учеба в университете мне многое дала. Это и археологический кружок, которым руководил легендарный Альфред Хасанович Халиков, и стройотряды, с которыми я объехал всю страну от Башкирии до Владивостока»

Жизненные университеты Эмиля Хуснутдинова

— Эмиль Наилевич, вы баллотируетесь по одномандатному Дербышкинскому избирательному округу №13. А ведь этот округ вам не чужой — вы родились и выросли в Дербышках. Полагаю, вашим избирателям интересно будет узнать: из какой вы семьи?

— Родился в 1966 году в Дербышках. Родители работали на Казанском оптико-механическом заводе. У нас там практически вся семья работала: не только родители, но и бабушка с дедушкой, моя тетя, младшая сестра, я тоже сразу после окончании школы год до армии там проработал токарем.

— Получается, вы ребенок с рабочей окраины?

— Так и есть. Жили в бараке — 16 «квадратов» на четверых, туалет, вода на улице, в коридоре — керосинка. Это потом появился привозной газ в баллонах.

Помню, как школьником, пока родители на работе, стоял в очередях за продуктами, которые были дефицитом. А в очереди книжку читал… Вспоминаю это время с такой теплотой: как дружно жили с соседями, как помогали друг другу! Хотя, маме, наверное, было очень сложно зимой стирать под колонкой, готовить на керосинке… Это потом нас переселили в новый дом на Парковой — дали двухкомнатную квартиру, которая нам казалась просто хоромами после нашего барака. Я очень люблю свой поселок. И мне очень повезло, что родился и рос в таком прекрасном месте.

— Вы ведь по специальности историк — в свое время окончили истфак Казанского госуниверситета. Почему именно этот выбор?

— С детства интересовался историей, археологией, много читал. Когда в руки попалась книжка из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») о Генрихе Шлимане, который открыл Трою, она меня так зацепила! Так что выбор будущей профессии был очевиден — только истфак. Но после школы поступить туда было практически невозможно — конкурс огромный. Отслужил в армии два года и после службы, в 1987-м, поступил в университет. Учеба в университете мне многое дала. Это и археологический кружок, которым руководил легендарный Альфред Хасанович Халиков, и стройотряды, с которыми я объехал всю страну от Башкирии до Владивостока, и участие в поисковом движении «Снежный десант» — по обнаружению и захоронению непогребенных в годы ВОВ останков павших воинов, установлению и увековечению их имен. Результаты поисковой работы «Снежного десанта» КГУ и заложили основу будущей Книги памяти нашим землякам, сражавшимся в Великой Отечественной войне. А для нас, студентов, это была школа мужества, думаю, именно там я окончательно сформировался как личность.

— Почему не остались в профессии и как получилось, что всю жизнь посвятили строительству?

— Когда поступал в университет — была одна страна, когда окончил — совсем другая. Историки никому стали не нужны. Кто-то пытался уйти в науку, кто-то переквалифицировался в социологи. А я, как преподаватель истории по диплому, просто не мог себе позволить уйти в школу, где в то время практически ничего не платили. Помните, как учителя в 90-е вынуждены были торговать на рынках, подрабатывать челноками? А к тому времени у меня уже была семья, только-только родилась дочь: как и на что мужчине кормить жену в декрете и ребенка? Нужно было зарабатывать. Почему именно в строительстве? Потому что разбирался в этой области. Судите сами: два года армии, где служил в стройбате и получил сразу несколько строительных специальностей, потом студенческие стройотряды, где мы работали на стройках народного хозяйства. Создали малое предприятие «Драккар» и начали работать: первый объект был Александровский пассаж, там ремонтировали несколько помещений, делали и другие ремонты, занимались продажей стройматериалов — привозили в республику те материалы, которых здесь никогда ранее не было… Брались за любую строительную работу, которая приносила доход. Кстати, наше предприятие было одним из первых, что открыло производство пластиковых окон в Казани. Тогда уже смог купить машину и обзавестись жильем. Это потом уже пошли серьезные подряды, когда наша компания стала узнаваемой на рынке. А потом меня пригласили возглавить ОАО «ЖИК» — компанию, которая была создана специально для реализации программ по соципотеке. Собрали команду профессионалов: у нас была задача поднять строительство жилья на новый, более качественный уровень. Поэтому как заказчики мы жестко отбирали подрядчиков, контролировали все: от проектирования до самой стройки и сдачи объектов под ключ.

«Люди шли со своими бедами, очередь в мой кабинет (а он располагался на втором этаже) заканчивалась на улице. Проблемы служебного, ветхого, аварийного жилья, льготники…»

Когда работал в исполкоме, жил в кабинете

— Вы же и чиновником работали в исполкоме Казани?

— Да, в 2006 году меня пригласили на должность начальника Управления жилищной политики исполкома Казани. И поверьте, это далеко не синекура, потому что приходилось решать жилищные проблемы людей, а ведь жилье — базовая потребность любого человека. Люди шли со своими бедами, очередь в мой кабинет (а он располагался на втором этаже) заканчивалась на улице. Проблемы служебного, ветхого, аварийного жилья, льготники… В то время я практически, да что говорить, фактически жил на работе. Затем уже, в должности зама руководителя исполкома Казани, приходилось решать проблемы первой волны обманутых дольщиков. А ведь тогда не было никаких государственных программ по их защите. Это только потом государство подключилось и стало активно защищать дольщиков, появились и средства для финансирования замороженных объектов…

— А потом вернулись в бизнес…

— Да, возглавил Группу компаний «ЖИК города Казани». И снова стал заниматься тем, что близко по духу, — строительством. А это и соципотечное, и коммерческое жилье, и реставрационные работы объектов культурного наследия. И так уже 18 лет.

— Сколько всего построили за эти годы?

— Более 2 миллионов квадратных метров.

— Какие из ваших проектов вам наиболее дороги?

— Самым ярким впечатлением и особой теплотой в душе остается проект, который мы вели в Санкт-Петербурге, — реставрировали улицу Казанскую, которая примыкает к Казанскому собору на Невском проспекте. Восстановили порядка 40 исторических домов на этой улице. А если в общем — все проекты дороги по-своему.

«Люди шли со своими бедами, очередь в мой кабинет, а он располагался на втором этаже, заканчивалась на улице. Проблемы служебного, ветхого, аварийного жилья, льготники…» «Это моя родина, поэтому решение любого вопроса, который поднимут избиратели, для меня дело не только важное, но и личное»

Быть депутатом ­ — большая ответственность

— Вернемся к теме нашей беседы: в настоящее время вы являетесь депутатом Азинского избирательного округа №15. Ваши полномочия в этом округе завершаются в новом политическом сезоне. А что было сделано вами здесь за три года?

— Решена совместно со всем депутатским корпусом одна из главных проблем, на что больше всего поступало жалоб от жителей: полностью ликвидированы так называемые наливайки. Надо понимать, что Азино — это спальный район и вот эти наливайки был настоящим бичом. Наша компания построила мечеть «Гаиля», которая сегодня не только является центром религиозной общины в этом районе, но и активно занимается благотворительностью. Были реализованы и другие проекты.

— Решение баллотироваться в депутаты VII созыва Госсовета Татарстана именно по Дербышенскому округу было осознанным?

— Конечно, иначе и быть не могло. Такое решение, уверен, понятно любому человеку, для которого слова «малая родина» — не пустой звук. Дербышки — это моя душа, там живут мои родные, моя мама, друзья детства, все те, кто знал меня еще мальчишкой, с кем гонял по дербышенскому лесу на лыжах, играл в футбол, учился в школе…

— Какие проблемы поселка, на ваш взгляд, необходимо решать?

— Моя родная школа №101 — честно говоря, грустно смотреть на то, в каком она удручающем состоянии. А ведь там прекрасный коллектив, замечательный директор школы — Татьяна Николаевна Петрова — там работает уже 42 года! Начинала вожатой, когда еще я там учился, и осталась на десятилетия. Школа нацелена на патриотическое воспитание молодежи, что очень важно в наше время. И мало кто знает, что сама Татьяна Николаевна неоднократно выезжала в зону СВО с гуманитарной помощью для наших бойцов. Однозначно школе необходим не только ремонт, но и модернизация материально-технической части. Второе — поселковая баня, можно сказать, культовое место для многих поколений жителей Дербышек. Я сам туда ходил с малых лет с дедушкой, отцом. К сожалению, баня полностью утратила свое физическое состояние — аварийность такая, что она не подлежала восстановлению. Я ее в свое время выкупил, на ее месте возвел жилой комплекс комфорт-класса и восстановил исторический фасад бани. Сейчас там идут работы, и думаю, что уже осенью она сможет принять жителей поселка. Третье — Дербышкам остро нужна дорога-дублер, которая бы соединяла поселок с Казанью. Та трасса, что идет через Компрессорный завод на Арск, загружена настолько, что постоянные пробки уже стали обыденностью. Есть возможность рассмотреть трассировку дублера через Ново-Савиновский район. Понимаю, что проект масштабный, но в планах начать проектные работы. Есть еще проблемы, которые необходимо решать, — дефицит кадров во взрослой поликлинике, вопросы качества питьевой воды в поселке… Так что работы точно хватит.

— Что для вас депутатство?

— Большая ответственность. Это моя родина, поэтому решение любого вопроса, который поднимут избиратели, для меня дело не только важное, но и личное. Я не могу ударить в грязь лицом перед людьми, которые меня знают с детства и которые в меня верят.