Коллегия министерства цифрового развития РТ по итогам полугодия получилась куда более скромной по сравнению с той, что ведомство проводило в начале года Коллегия министерства цифрового развития РТ по итогам полугодия получилась куда более скромной по сравнению с той, что ведомство проводило в начале года

Госуслуги РТ ждет перезагрузка?

Коллегия министерства цифрового развития РТ по итогам полугодия получилась куда более скромной по сравнению с той, что ведомство проводило в начале года. Конечно, у нее другие задачи: проанализировать развитие связи и госуслуг, так что ни традиционной выставки с технологическими новинками, ни приезда федеральных гостей на этот раз не случилось. Но даже вице-премьер РТ Шамиль Гафаров в конце возмутился отсутствием в зале глав крупных IT-компаний и производителей, хотя в зале IT-парка им. Рамеева прозвучало много интересного.

Главная новость — анонс «Госуслуг 2.0». «Идея создания новой платформы появилась в рамках упрощения и увеличения быстродействия предоставления государственных и муниципальных услуг», — сообщил на коллегии замминистра цифрового развития РТ Илья Начвин.

Вице-премьер РТ Шамиль Гафаров в конце возмутился отсутствием в зале глав крупных ИТ-компаний и производителей Вице-премьер РТ Шамиль Гафаров в конце возмутился отсутствием в зале глав крупных IT-компаний и производителей

Конечно, говорить о выпуске только версии 2.0 спустя 10 лет после создания приложения немного странно. На самом деле существует как минимум уже версия 5.9.24 татарстанских госуслуг. Это не модернизация существующего приложения госуслуг, но смена подхода к их оказанию, пояснил Начвин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Запустить новое приложение планируют до конца года, в нем будет расширено количество каналов получения результата услуг — например, подключат мессенджеры и социальные сети.

Но главное — в новом приложении можно будет получать госуслуги при помощи одного видеозвонка и разговора с реальным человеком, а не ботом. Такого решения еще нет нигде, указал замминистра. «Мы сегодня, когда получаем госуслуги, сталкиваемся с большими проблемами — не знаем, как заполнить тот или иной документ, заявление, какой пакет документов нужен. Здесь можно будет просто позвонить и запросить услугу у сотрудника», — пояснил Начвин.

Илья Начвин: «Идея создания новой платформы появилась в рамках упрощения и увеличения быстродействия предоставления государственных и муниципальных услуг» Илья Начвин: «Идея создания новой платформы появилась в рамках упрощения и увеличения быстродействия предоставления государственных и муниципальных услуг»

Не приведет ли это напротив к увеличению нагрузки на систему, ведь теперь нужны сотрудники, которые будут отвечать на видеозвонки граждан? В минцифры уверены, что нет. «У нас сегодня уже есть действующие люди, которые так или иначе оказывают государственные муниципальные услуги. Увеличения сотрудников с точки зрения органов власти не случится, в любом случае это будет ложиться на действующих сотрудников. Эти заявления попадут тем же исполнителям, которые так или иначе оказывают услуги в живом виде. Примет этот звонок квалифицированный человек, который будет знать весь порядок, административный регламент, как работает услуга, какие документы для этого нужны», — рассказал замминистра.

В МФЦ тем временем и так жизнь не очень сладкая. Большая нагрузка приводит к увольнению сотрудников, рассказала на коллегии директор МФЦ в РТ Ленара Музафарова. За 7 месяцев 2024 года уволились уже 135 сотрудников. Устроились 110, но на обучение новичков требуется несколько месяцев, добавила спикер. Чтобы снизить последствия повышенной эмоциональной нагрузки для сотрудников, разработали психологические тренинги. Остается надеяться, что с новой функцией госуслуг количество очных обращений сократится.

В этом году заметили наплыв посетителей за оказанием услуги миграционного учета. Поток мигрантов, по словам Музафаровой, стал значительно затормаживать процесс приема по другим услугам. Массовые скопления наблюдаются в Казани, Челнах и других крупных городах республики. «Данная категория заявителей заполняла всю очередь, что стало препятствовать обращению местных жителей», — рассказала она. Количество обращений иностранцев выросло по сравнению с прошлым годом почти в 2 раза до 161 тысячи.

В МФЦ тем временем и так жизнь не очень сладкая. Большая нагрузка приводит к увольнению сотрудников, рассказала на коллегии директор МФЦ в РТ Ленара Музафарова В МФЦ тем временем и так жизнь не очень сладкая. Большая нагрузка приводит к увольнению сотрудников, рассказала на коллегии директор МФЦ в РТ Ленара Музафарова

Татарстанцы смогут позвонить в ГИБДД через VK, но записаться к узкому врачу все еще сложно

Министерство не раз говорило, что все госуслуги в РТ переведены в цифровой вид. Начвин даже назвал платформу «маркетплейсом различных жизненных ситуаций».

Теперь идет работа над сокращением срока оказания услуг. В этом году проводится реинжиниринг 42 услуг, по 10 их ним работа уже закончена. Срок оказания каждой услуги в среднем был сокращен на пять дней.

В работе помогает собственная рабочая среда для разработки приложений и сайтов — единая цифровая платформа РТ. «Платформа уже позволила сэкономить более 100 млн рублей бюджетных средств на разработку информационных систем и ускорить сроки их внедрения», — рассказал Начвин.

Портал госуслуг объединяет 468 видов электронных услуг и сервисов. За первое полугодие через него проведено более 5 млн платежей на общую сумму более 14 млрд рублей.

В 2024 году с помощью портала заключили брак почти 4 тыс. семей. Также в этом здесь было оплачено 660 тыс. услуг детских садов.

В системе по оказанию государственных и муниципальных услуг ежедневно работают более 1,5 тыс. госслужащих. В текущем году в систему поступило более 300 тыс. заявлений от граждан.

В системе межведомственного электронного взаимодействия в месяц направляется около 30 млн запросов, рассказал замминистра. Т. е. ведомства запрашивают необходимые документы друг у друга, а не у гражданина. В частности, до конца года в систему планируют добавить возможность получить справку минобороны об участии в СВО для назначения мер социальной поддержки. Однако не все районы вовремя передают сведения, посетовал спикер. Больше всего просрочек у Азнакаевского и Тукаевского района, на третьем месте… Казань. Всего в антитоп попало 16 районов РТ.

Запись на прием к врачу остается одной из самых популярных услуг у татарстанцев — за полгода ей воспользовались более 6 млн раз. «Однако стоит отметить, что жалобы от наших жителей о невозможности записаться к узкому специалисту, например к стоматологу, офтальмологу или гинекологу, поступают уже почти год. В этом вопросе нам совместно с минздравом республики необходимо организовать работу по контролю загрузки расписания приема врачей», — заметил Начвин.

Зато татарстанцы смогут без проблем созвониться с инспекторами ГИБДД через VK-звонки. «Раньше консультацию можно было получить только при личном посещении или же путем направления официального запроса почтой. Я уверен, что почти каждый сидящий водитель в этом зале сталкивался с тем, что были какие-либо вопросы по выписанному штрафу и вы хотели получить разъяснения по нему, но не ехали физически в отделение ГИБДД, так как это занимало время. Теперь получить консультацию можно не выходя из дома. За несколько месяцев проведено уже сотни онлайн-приемов», — рассказал замминистра.

Кроме этого, запущены VK Mini Apps с госуслугами РТ. В соцсети уже можно получать уведомления о штрафах за нарушение ПДД и там же их оплачивать, а скоро пообещали добавить еще и запись на прием к врачу, подачу показаний приборов учета, оплату детского сада и другие функции.

В следующем году планируется научить ИИ контролировать нормативное состояние рекламного инвентаря и остановочных павильонов, рассказал заместитель руководителя исполнительного комитета Казани по финансово-имущественным вопросам Радик Шафигуллин В следующем году планируется научить ИИ контролировать нормативное состояние рекламного инвентаря и остановочных павильонов, рассказал заместитель руководителя исполнительного комитета Казани по финансово-имущественным вопросам Радик Шафигуллин

Чиновники начнут использовать ИИ в работе

И, конечно, как и на любом мероприятии, связанном с технологиями, не обошлось без употребления словосочетания «искусственный интеллект». Так, до конца года для татарстанских чиновников запустят цифровую платформу «ГосПромпт». Сервис позволит служащим эффективно использовать большие языковые модели, не обладая навыками промт-инжиниринга. Они будут использовать уже настроенные под определенные цели чаты. «Цель проекта „ГосПромпт“ на 2025 год — рост удовлетворенности граждан ответами от органов государственной власти более чем на 30 процентов», — заявил Начвин.

Что чиновники смогут делать через «ГосПромпт»?

  • корректировать тексты;
  • делать краткое содержание материала;
  • подготавливать техническое задание;
  • создавать аналитические справки;
  • получать разъяснение сложных тем;
  • составлять контент-план для госпабликов;
  • отвечать на обращения граждан;
  • работать с Excel-файлами;
  • получать экспертное мнение по вопросу;
  • получать правовую экспертизу документов на соответствие нормативно-правовому акту;
  • приводить нормативно-правовые акты в соответствие с нормами законодательства;
  • формировать заключение о кандидате на должность по резюме.

Мэрия Казани в этом году начала использовать ИИ для распознавания навалов мусора, расклейки объявлений на опорах и фиксации незакрытых пологов у большегрузов. В следующем году планируется научить ИИ контролировать нормативное состояние рекламного инвентаря и остановочных павильонов, рассказал заместитель руководителя исполнительного комитета Казани по финансово-имущественным вопросам Радик Шафигуллин.

Кроме этого, машинное зрение в Казани начнет анализировать камеры уличного видеонаблюдения для выявления «закладчиков» наркотиков, сообщил заместитель главы минцифры Альберт Яковлев. Речь идет о расширении функционала проекта «Урам», который выявляет по камерам бездомных собак. В первом полугодии 2024-го благодаря решению городские службы выявили 1 948 бродячих собак. Это на 547 больше, чем за аналогичный период прошлого года, отметил спикер. Также планируется расширить решение, используемое в IT-парках Татарстана — там ИИ по громкоговорителю отгоняет от здания курильщиков-нарушителей. Его могут установить и в других общественных местах Татарстана.

За первое полугодие татарстанцы стали в 2 раза чаще обращаться в Роскомнадзор с жалобами на качество услуг связи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал руководитель управления РКН по Татарстану Юрий Никитин За первое полугодие татарстанцы стали в 2 раза чаще обращаться в Роскомнадзор с жалобами на качество услуг связи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал руководитель управления РКН по Татарстану Юрий Никитин

Оборот операторов связи растет, но и число жалоб тоже

Оборот операторов связи в Татарстане продолжает расти — за первое полугодие доходы, по предварительным прогнозам, выросли на 4%. «По прогнозу, в первом полугодии текущего года доходы от оказания услуг связи по Татарстану превысят 22,5 миллиарда рублей», — сообщил Яковлев. По его словам, объем инвестиций операторов в развитие инфраструктуры в 2024-м будет на уровне предыдущего года и составит более 3 млрд рублей. За первое полугодие операторы установили и модернизировали в Татарстане 250 базовых станций. «Благодаря проведенной в 2024 году работе по модернизации сети скорость мобильного интернета на территории Казанской агломерации и в Набережных Челнах увеличилась на 20 процентов», — рассказал Яковлев. По проекту устранения цифрового неравенства станции установят в 87 населенных пунктах.

Минцифры указало на медленную работу операторов с обращениями абонентов. «К сожалению, в практике работы с системой „Народный контроль“ были зафиксированы случаи, когда сроки рассмотрения обращений граждан нарушались. Это недопустимо, поскольку своевременное реагирование на запросы абонентов является ключевым элементом качественного обслуживания клиентов. В этом году операторы мобильной связи „МТС“ и „Билайн“ допустили просрочку рассмотрения жалоб, что, безусловно, негативно сказывается на репутации компании», — сообщил Яковлев.

За первое полугодие татарстанцы стали в 2 раза чаще обращаться в Роскомнадзор с жалобами на качество услуг связи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал руководитель управления РКН по Татарстану Юрий Никитин. В 5 раз увеличилось число жалоб на отказ оператора в переносе номера. Это общероссийская тенденция, заметил Никитин. «Это достаточно серьезная получается проблема, и не всегда по обоснованным причинам [отказывают]. Я хотел бы, чтобы обратили внимание тоже на этот момент», — отметил он.

Если в месяц число отказов в оказании услуги превышает 5%, то это повод для проведения внеплановых проверок. «Мы, кстати, тоже начали проведение таких внеплановых проверок, потому что эта информация поступает к нам из центрального аппарата, который мониторит ситуацию. Пока серьезных нарушений мы не выявили. Надеюсь, и дальше так же будет», — добавил он.