Дмитрий Анисимов: «За жильцами надо оставить ряд ключевых вопросов: выбор способа управления, распоряжение общим имуществом дома» Дмитрий Анисимов: «За жильцами надо оставить ряд ключевых вопросов: выбор способа управления, распоряжение общим имуществом дома» Фото: Андрей Титов

«Бытует мнение, что жители домов должны быть квалифицированным заказчиком. Но люди это не тянут!»

— Дмитрий Владимирович, тема ЖКХ большая, проблем много. Какие горячие точки сегодня есть в системе ЖКХ и что с ними делать?

— Все жилищно-коммунальное хозяйство сегодня — это горячая точка. Одна из главных проблем — износ коммунальной инфраструктуры. Соответствующий вопрос стоит на повестке дня не только в Татарстане. Но радует, что сегодня в этом направлении началась большая работа: до 2030 года на модернизацию сферы ЖКХ в России направят 4,5 триллиона рублей, раис Республики Татарстан Рустам Минниханов недавно анонсировал отдельную программу. Это огромный шаг вперед в решении проблемы.

Второй ключевой вопрос — кадры. В Советском Союзе существовали профессиональные образовательные учреждения разных уровней, окончив которые и получив профессию, люди шли работать по специальности: проходили на предприятии практику, а после получения диплома оставались там работать. Время идет. Сейчас молодые люди в подавляющем большинстве не хотят работать сантехниками, а хотят быть блогерами. Зачем крутить гайки, когда можно красиво пить кофе на камеру? Но без квалифицированных кадров ни одна отрасль не сможет нормально работать, в том числе ЖКХ. Предположим, что в доме устанавливают узлы погодного регулирования. Взрослые слесари, на руках которых держится жилой фонд, зачастую уже не понимают, что это такое, — людей нужно переучивать. А в таком возрасте они сложно поддаются обучению, но ведь и молодые не идут!

Что касается третьей насущной проблемы, ценообразования, то до принятия Жилищного кодекса в 2005 году структура затрат, которая ложилась на жителей в виде квартплаты, составляла всего 23 процента от себестоимости. Предположим в среднем по году за квартплату люди платят около 5 тысяч. А при той составляющей платили бы около 1,5 тысячи рублей. Все остальное покрывалось бы дотациями из бюджета, была отдельная статья, возмещающая убытки, «капремонт», возмещение межтарифной разницы по теплу, субсидии для ветеранов, многодетных, инвалидов и так далее. С введением Жилищного кодекса бремя содержания жилья легло на жителей, им сказали: «Выбирайте способ управления». Жилищники-то не понимали, что это такое, а тут все свалилось на бабушек. Теперь им надо решать, как управлять пятиэтажным домом.

«С введением Жилищного кодекса бремя содержания жилья легло на жителей, им сказали: «Выбирайте способ управления» «С введением Жилищного кодекса бремя содержания жилья легло на жителей, им сказали: «Выбирайте способ управления» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сложности возникают еще на этапе обсуждения в чатах. Например, надо ли поставить шлагбаум или установить камеры в подъездах…

— Заметьте, в основном в таких чатах обсуждают только внешние составляющие. Никто не обсуждает: сделана ли опрессовка? Подготовлен ли дом к зиме? Читал ли кто-то договор, который дала управляющая компания? Вообще, если почитать Жилищный кодекс, то оказывается, что житель дома должен быть квалифицированным заказчиком. Но люди это не тянут! Приведу пример: чтобы водить купленную машину, надо сначала научиться, поэтому здесь тоже надо «получить права».

Но в моем понимании житель не водитель, а пассажир. Он купил билет, сел в трамвай и должен ехать в тепле, чистоте и комфорте. Именно так должна быть настроена вся система.
Дмитрий Анисимов Директор ООО «Центр стратегических инициатив»
Дмитрий Анисимов директор ООО «Центр стратегических инициатив»

— А что делать с тем, что собственники не могут самостоятельно решать вопросы?

— Нужен пересмотр Жилищного кодекса в рамках полномочий собственников. За жильцами надо оставить ряд ключевых вопросов: выбор способа управления, распоряжение общим имуществом дома. Но представьте, собственники должны решить, когда им надо проводить капремонт. В подавляющем большинстве все хотят отремонтировать подъезд. А им бы трубы поменять, но они их не видят! Поэтому нужен еще один способ управления — государственный. Если к вашему ТСЖ нет вопросов — очень хорошо, пусть продолжает. К вам нет нареканий со стороны надзорных органов? Довольны, как работает ваш председатель? Да ради бога! Но у нас есть перечень домов, которые просто физически не вытягивают содержание с существующими тарифами. Если принять реальные расценки, то жители не смогут платить. Я говорю о так называемых малодоходных жилых домах — двухэтажки, трехэтажки, четырехэтажки, зачастую даже пятиэтажки.

Когда я пришел в исполком, мы сделали экспертизу тарифов — много или мало платят жители. Мы получили тарифы на каждый вид услуги в зависимости от этажности домов, то есть для двухэтажки, пятиэтажки, девятиэтажки и выше. Если, например, обычный тариф дворника был 3,07 рубля с квадратного метра квартиры, то для двухэтажки он увеличивался уже до 26 рублей с «квадрата». Представитель одной управляющей компании мне говорит: «На улице Патриса Лумумбы стоят 15 жилых двухэтажных домов. С них на содержание двора я собираю 28 тысяч рублей. Как вы хотите, чтобы я их нормативно содержал?»

По закону УК не имеют права перекидывать средства с одного дома на другой и отказываться от управления домом. Поэтому просят либо дать тот тариф, за который с них можно спрашивать, либо закрывать глаза на содержание. И то и другое неприемлемо. Поэтому нам нужно к существующим способам управления — УК, ТСЖ и непосредственному управлению — добавить четвертый, то есть возвращение государства в сферу управления домами. Тогда будет возможность привлекать на такие дома бюджетные средства различных уровней, а люди смогут жить в нормальных условиях.

— Есть такое мнение, что нужно делать низкие тарифы адресными для нуждающихся. Остальные, мол, не заметят 30 или 60 рублей за кубометр той же воды.

— Нет, это неправильно. Я считаю, что бремя содержания жилого дома должно лежать одинаково на всех жильцах. Надо поддерживать нуждающихся целевыми субсидиями.

«Когда я пришел в исполком, мы сделали экспертизу тарифов — много или мало платят жители. Мы получили тарифы на каждый вид услуги в зависимости от этажности домов, то есть для двухэтажки, пятиэтажки, девятиэтажки и выше» «Когда я пришел в исполком, мы сделали экспертизу тарифов — много или мало платят жители. Мы получили тарифы на каждый вид услуги в зависимости от этажности домов, то есть для двухэтажки, пятиэтажки, девятиэтажки и выше» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Срочно нужно разделить министерство строительства и министерство ЖКХ»

— А как вы пришли в сферу ЖКХ? Честно говоря, история, как дворник стал руководить сферой ЖКХ такого города, как Казань, — как будто из кино. Вы об этом мечтали в детстве, может, хотели что-то изменить?

— Когда я пришел работать дворником, я не хотел ничего менять. Просто хотел заработать денег, немного помочь родителям. Потом я поступил в Казанский финансово-экономический институт на специальность «бухгалтерский учет и аудит». На такой выбор повлияла моя мама — она работала бухгалтером в ПТЖХ (производственный трест жилищного хозяйстваприм. ред.). В этом же ПТЖХ я позже проходил практику, потихоньку вникал в бухгалтерию. Институт закончил в 1999 году. А потом началось реформирование — и пошло-поехало. В 2005-м создали управляющую компанию, потом занимались обслуживанием Деревни Универсиады. Дальше мне предложили перейти на работу в администрацию района — это был очень большой и положительный опыт. Потом, в 2014 году, мы возобновили работу Единого расчетного центра Казани, а затем перешел на работу в Комитет ЖКХ. Скажи мне 15 лет назад, кем я буду работать, покрутил бы пальцем у виска…

— В сентябре 2022 года вы были избраны в Госсовет. Что за это время удалось сделать?

— Работа в Госсовете дает мне колоссальный опыт, появился другой взгляд на ряд вопросов. Я имею опыт работы на земле, в исполнительной власти, а теперь и на уровне законодателя региона. Всегда было много идей, как и что поменять, чтобы стало лучше, чтобы и работать было проще, и людям было удобно. Со временем, конечно, стало очевидно, что одних идей недостаточно, надо менять законы. Став парламентарием, на решение многих вопросов начинаешь смотреть с другой стороны — комплексно. Это всегда очень полезно. Плюс я имею возможность посмотреть, как работают и на федеральном уровне.

Сегодня я вхожу в рабочую группу по совершенствованию сферы ЖКХ при комитете Госдумы по строительству и ЖКХ. В ней действительно собрались большие профессионалы. У нас представлены все регионы, потому что ситуация же везде разная, везде свои нюансы. Мы составили перечень проблем и теперь работаем по каждой из них.

— Какими вопросами занимается эта рабочая группа?

— После ряда совещаний мы выделили несколько направлений. У меня два основных вопроса — взаимоотношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями и Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Эта цифровая платформа сегодня полноценно не работает, но мы уверены, что все управляющие организации должны ею пользоваться. У нас же есть «Госуслуги» или «Налоговая служба». Там можно посмотреть, сколько вы заплатили налогов, как их начисляют.

ГИС ЖКХ должна быть такой же всеобъемлющей системой. Там должны быть все первичные данные, информация из Росреестра, загса, миграционной службы и так далее. Представьте, ресурсно-снабжающие организации ежемесячно закидывают в ГИС данные по расходу коммунальных ресурсов, а все жильцы вводят показания приборов. УК вводят тарифы и вся счет-фактура начинает рассчитываться именно в этой системе и на выходе получаем платежный документ. Надзорный орган или любая другая структура будут иметь развернутое представление, в том числе понимать расход коммунального ресурса в этом доме, а потом микрорайоне, городе и регионе.

Но на первом этапе мы столкнулись с проблемой: программные продукты для наполнения системы написаны в разное время на разных платформах, их нужно синхронизировать. Но и тут есть много интересных вещей. Например, у нас же есть лицевой счет квартиры. Сейчас жилищное законодательство говорит о том, что при каждом новом владельце квартиры заводится новый лицевой счет. На квартире 20 раз поменялся собственник — 20 лицевых счетов. Это неправильно — счет должен быть один! По моему мнению, удобнее было бы использовать кадастровый номер. Тогда неважно, кто прописан в квартире. Кстати, и долги по квартплате тоже надо привязывать не к человеку, а к лицевому счету.

«Сейчас министерство 90% задач решает по строительству и всего 10% — ЖКХ. Вы очень много строите, но это все надо эксплуатировать» «Сейчас министерство 90 процентов задач решает по строительству и всего 10 процентов — ЖКХ. Вы очень много строите, но это все надо эксплуатировать» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А каким должен быть итог работы этой рабочей группы? Какая-то большая программа?

— Раньше бытовало мнение, что Жилищный кодекс — священная корова, которую нельзя трогать. Сейчас все прекрасно понимают, что он не отвечает сегодняшним реалиям. Мы начали работать в этом направлении чуть больше года назад. В результате должны подготовить информацию с конкретными предложениями или даже решениями для экспертного совета. Решение экспертного совета уже ляжет на стол профильного комитета Госдумы, который впоследствии сформирует ряд законопроектов или поправок и вынесет вопрос на заседание. Но эта работа небыстрая.

Я как-то попал на разговор к одному из очень больших чиновников минстроя России. Мы долго разговаривали. Я ему сказал: «Вряд ли я к вам еще попаду, поэтому хочу, чтобы вы услышали: срочно нужно разделить министерство строительства и министерство ЖКХ. Сейчас министерство 90 процентов задач решает по строительству и всего 10 процентов — ЖКХ. Вы очень много строите, но это все надо эксплуатировать». Потом такие же министерства появятся в регионах. Они будут отвечать за весь пул вопросов. Как только мы это сделаем, то сразу поймем, какой большой перечень задач и вопросов на самом деле.

— Причем еще на стадии формирования министерства…

— Да! Оно получит больше задач, нежели строители. Появится коммунальное направление, программы по капитальному ремонту, реконструкции коммунальной инфраструктуры и другие серьёзные вопросы.

— Если не секрет, что вам ответил этот чиновник?

— На федеральном уровне понимание есть. Но это большое структурное изменение. На сегодняшний день и так ведется большая работа.

— А если спуститься на уровень Госсовета, то какая работа ведется там?

— Тут работы не меньше. Комитет Госсовета, куда я вхожу, занимается вопросами ЖКХ, строительства и транспорта. По сути, мы формируем перечень вопросов в рамках наших полномочий, выезжаем на места, разговариваем с жителями. Под конец созыва у нас сменился председатель комитета, вместо ушедшего Александра Васильевича Тыгина пришел Андрей Юрьевич Егоров, тоже очень профессиональный человек в этой сфере.

В чем сила нашей республики? Мы действуем единой структурой. Нет такого, что каждый тащит одеяло на себя. Та же самая программа раиса РТ по модернизации сетей. Что нужно от нас, чтобы эта программа состоялась? Какой законопроект? Как это должно выглядеть? Все это нужно детально регламентировать, взвесить, оценить. Это важнейший проект для республики и тут важно увидеть ситуацию с разных сторон.

«Комитет Госсовета, куда я вхожу, занимается вопросами ЖКХ, строительства и транспорта. По сути, мы формируем перечень вопросов в рамках наших полномочий, выезжаем на места, разговариваем с жителями»Фото: Андрей Титов

«Разговор не о миграционной политике, а именно о профессионализме»

— Одна из проблем, которая волнует жителей Казани, связана с мусором. Особенно это касается поселков. Каким вы видите решение проблемы здесь?

— Да, вывоз в городе более или менее налажен благодаря ремонту дворов, формированию новых контейнерных площадок, подъездных путей. Вопрос по поселкам. Мало кто знает, что в Казани 95 поселков.

О чем сегодня говорит регоператор? Он говорит, что ему не хватает больше 300 контейнерных площадок. А зачем столько? По моему мнению, это подход к многоквартирному фонду, но в поселках другая плотность жителей. Вы же не станете в каждом подъезде дома свою мусорку делать? Тут то же самое. Грубо говоря, сейчас жители одного поселка выносят мусор на пять точек. Благоустройте их, сделайте хорошие подъездные пути и организуйте двухразовый вывоз, если необходимо трехразовый. Вам не нужно ездить по поселкам, чистить подъездные пути. Да и не найдете вы земли для 300 площадок! Да, у нас есть нормативы для их постройки. Значит, нужно пересматривать нормативы.

Теперь что касается утилизации. Количество мусора растет с каждым годом, из одной только Казани ежедневно вывозится уже 1,6 тысячи тонн отходов. Какое решение? Надо сокращать объемы захоронения мусора на полигонах, а это уже ответственность каждого из нас — нужно приучать себя заниматься сортировкой. Надо искать пути для развития сферы переработки вторсырья. Пока это дорого и невыгодно, но надо думать, советоваться. Полигоны вокруг городов — путь в никуда. Наши дети и внуки не должны жить в окружении мусорных свалок.

«Количество мусора растет с каждым годом, с одной только Казани ежедневно вывозится уже 1,6 тыс. т отходов. Какое решение? Надо сокращать захоронение мусора на полигонах, а это уже ответственность каждого из нас» «Количество мусора растет с каждым годом, из одной только Казани ежедневно вывозится уже 1,6 тысячи тонн отходов. Какое решение? Надо сокращать объемы захоронения мусора на полигонах, а это уже ответственность каждого из нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В городах Татарстана нарастают проблемы общественного транспорта. Есть намерение выгнать мигрантов из-за руля автобусов. Брутто-контрактов нет — предприятия зависят от выручки с пассажиров. Льготники ездят за полцены, государство не доплачивает. За что здесь нужно браться в первую очередь — дефицит водителей, обновление подвижного состава? Больше вливать денег?

— Быстрое решение этого вопроса — бюджетная поддержка перевозчиков, которые выиграли конкурсы. Брутто-контракты я считаю правильным решением. Если мы говорим о том, что надо развивать общественный транспорт, в него надо вкладываться. Раз уж государство провело конкурс и обозначило тарифы, но не в состоянии сдержать рост цен на топливо и запчасти, то пусть перевозчики выполняют свою работу, а государство ее полностью оплачивает. Воздух вы возите, одного пассажира или трех — неважно. Раз государство провело конкурс — значит, этот маршрут актуален. Кстати, мы видим примеры, как брутто-контракты работают в других регионах и нет никаких проблем.

— Есть ощущение, что эта тема не так часто поднимается в стенах Госсовета. Почему бы не поднять ее на трибунах более ярко?

— Мы ее постоянно обсуждаем. Недавно перед нами выступал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, докладывал о состоянии сферы. Это автобусы, аэропорт, речной и железнодорожный транспорт. Все эти вопросы мы смотрим, обсуждаем, оказываем помощь там, где нас об этом просят.

— Здесь, как и в ЖКХ, остро стоит вопрос кадров. Что вообще можно сделать? Тоже какая-то реформа, наверное, нужна?

— В первую очередь надо как-то поднять престиж профессии. Наверное, должна быть большая государственная программа на уровне минстроя и минтранспорта РФ. Я недавно читал у вас материал, что детей на школьных автобусах возить некому… Как вы хотите, чтобы за 25 тысяч рублей взрослый мужчина нес огромную ответственность за ребятишек? Это задача государства, а не какого-то частного переводчика, который выиграл конкурс.

— А ужесточение миграционной политики как-то отразилось на кадрах в этих сферах? Насколько они вообще зависят от приезжих?

— Мне кажется, любое направление зависит не от миграционной политики, а от профессионализма кадров. Если человек не профессионал, то его не посадят за автобус. А если профессионал, то нет никаких проблем получить положенные документы и идти работать. Нельзя сажать за руль автобуса или направлять к узлу погодного регулирования абы кого. Разговор не о миграционной политике, а именно о профессионализме. И неважно, какая у работника национальность и вероисповедание.