МЫ ДАЖЕ ГИМН СОВЕТСКОГО СОЮЗА СПЕЛИ ХОРОМ

- Хайдар Хайруллович, как вы попали в число участников деловой стажировки?

- Ознакомительную поездку в Америку руководителей предпринимательских организаций стран СНГ организовало министерство торговли США. Программа называлась «Сабит» - специальная американская программа деловой стажировки. Темой ее было - развитие ассоциаций и союзов среди малого и среднего бизнеса.

1РЎРЁРђ.jpg
Встреча участников стажировки в министерстве торговли США

Сначала американское посольство в России выбрало наиболее активные ассоциации малого и среднего бизнеса - и предложило их руководителям участвовать в конкурсе. Я не стал отказываться: наша организация очень активная, поэтому я нисколько не сомневался, что мы выиграем. Всего в конкурсе участвовали около 90 человек со всей России, практически из всех регионов. Отобрали шестерых - как видите, отбор был очень строгим. Но из них именно наша ассоциация оказалась самой сильной по деловой активности. Уверенно говорю об этом, потому что мы же все общались, обменивались мнениями, рассказывали о своей организации.

2-РЎРЁРђ.jpg
Участники стажировки в США из стран СНГ

В Америке у нас были семинары, лекции, встречи с деловыми людьми, поездки на предприятия… И порой, когда я слушал то, что нам рассказывали, хотелось и самому поделиться татарстанским опытом, прочитать лекцию о том, как работает наша ассоциация… Но, конечно, и от американцев мы много чего узнали - поездка немало дала для развития мышления, для видения деятельности ассоциации на перспективу…

3-РЎРЁРђ.jpg
Эмблема администрации малого бизнеса США

- Сколько человек было в делегации?

- Кроме шестерых россиян, были руководители организаций малого и среднего бизнеса из стран СНГ. По одному человеку из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана, по два - из Грузии, Молдавии и Таджикистана, и четверо – из Украины. Очень интересно было общаться со всеми. У нас оказалась очень дружная делегация СНГ. Мы даже гимн Советского Союза спели хором американцам.

- Противоречий не возникало?

- Наоборот! Все были очень дружелюбными. Все сетовали - ну, зачем мы разделились? Зачем распался Советский Союз? Такая страна мощная была… Договорились сотрудничать. Скажем, наша ассоциация будет рассылать всем свой информационный бюллетень.

ЗНАКОМИЛИСЬ С БИЗНЕС-ИНКУБАТОРАМИ, С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ АССОЦИАЦИЯМИ И СОЮЗАМИ

- Где вы были в Соединенных Штатах?

- У нас получилась очень интересная поездка, от моря до моря, через всю Америку. Скажем, мы побывали в округе Колумбия, в Вашингтоне, где жили четыре дня. В штате Вирджиния, где посетили университет, встретились с педагогами. Потом поехали еще в несколько штатов. Были в самом южном - это Нью-Мексико, где, к слову, было очень жарко, выше 30 градусов. Там мы тоже прожили четыре дня, побывали в трех городах. Понятно, что нам устраивали экскурсии, это само собой, в программу входило. Но в основном, конечно, были деловые встречи. Мы знакомились с бизнес-инкубаторами, с университетами, с предпринимательскими ассоциациями и союзами, в основном, с руководителями этих объединений…

4-РЎРЁРђ.jpg
С руководством бизнес-лаборатории в Вашингтоне

В Нью-Мексико мы были в точке, где пересекаются границы четырех штатов. Такое место в США единственное. Там установлен монумент. Я сфотографировался так, чтобы одновременно находиться во всех четырех штатах!..

7-РЎРЁРђ.jpg
Место, где пересекаются границы четырех штатов

Там рядом, на территории как раз всех этих четырех штатов, расположена резервация племени Навахо. Они и налоги платят во все четыре штата - в зависимости от того, где у них находится имущество (собственность). Это крупное племя и многочисленная народность, которую поддерживают американские власти, государство. И они сами сохраняют свои традиции. Например, многие мужчины носят косички, сережки. Но на сегодняшний день это цивилизованные, образованные люди. У них тоже развивается малый и средний бизнес, у них есть своя торгово-промышленная палата. Они нам похвалились, что она открылась не так давно, два или три года назад, но в ней уже 60 членов. У племени есть свой президент. Когда мы приехали, он был за границей, и нас встречал вице-президент. Естественно, там соблюдают конституцию США, но есть у них и свои законы.

8-РЎРЁРђ-460.jpg

С вице-президентом резервации племени Навахо

- А как там с экономикой?

- Пока по экономическому развитию территория племени Навахо отстает от других территорий. С Татарстаном не сравнить… Там много степей, и практически ничего не выращивают. Добывают нефть и газ. Очень хотят, чтобы их резервация расцветала.

И они привлекают инвесторов. А так как мы приехали из разных стран, и именно руководители предпринимательских общественных организаций, – они предлагали к ним приезжать и развивать бизнес. У них, в основном, услуги, торговля, рестораны… И очень хотят развивать туризм, создать сильную туристическую инфраструктуру – нам в Татарстане это понятно и близко. Там хоть и степи, но есть и интересные, экзотические места. Например, нас свозили в каньон, где раньше скакали ковбои в своих знаменитых шляпах. Это так называемый парк монументов. Туристов там очень много, но доход они пока приносят небольшой. Но, думаю, туризм будет развиваться. Нас настойчиво приглашали: любой вид бизнеса – приезжайте к нам, все условия создадим для того, чтобы вы развивались.

- Из вашей ассоциации предпринимателей никто не надумал поехать?

- Когда я нашим рассказывал, некоторые задумались… Но вряд ли поедут... Американцы нас приглашают, а я им свои проспекты татарстанские вручаю – это вы к нам инвестируйте! Но они-то ведь находятся на другой стороне планеты, конечно, сложновато инвестировать…

Я вообще в Америке вовсю пропагандировал Татарстан. Взял с собой полсотни проспектов об инвестиционной политике Татарстана. Везде, где выступал перед американскими предпринимателями, раздавал эти проспекты. Думаю, я там достойно представлял Татарстан в тех городах, где мы побывали. Там коллеги из Украины, Молдовы сувениры раздавали, а я – проспекты. И везде говорил: наша республика – самый передовой регион России, к нам приезжает много иностранных инвесторов, мы им создаем льготные условия, приезжайте и инвестируйте и вы тоже!

ОДНОЭТАЖНАЯ АМЕРИКА

- Еще раз убедился во время поездки, что отнюдь не во всех американских городах сплошные небоскребы. Да, их очень много в Нью-Йорке, например. Но основная территория США – все-таки малоэтажная застройка. Такая, на которую нацеливаемся сегодня и мы в Татарстане. Вот мы там въезжали в какой-нибудь город, нам сопровождающий говорил: это город. А мы смотрим: вообще-то это обычный поселок…

Вот в таких городах-поселках живут по 600, по 800 тысяч человек. Это в основном одноэтажные города, редко где стоят двух-трехэтажные здания. Нам объяснили, что там много ураганов, сильных ветров, не построишь небоскреб. И везде в зданиях кондиционеры. Электричества там потребляют – море… А в некоторых домах даже окон нет! Вот мы были в одном южном бизнес-инкубаторе – он построен без окон. Мы удивились, а нам говорят: зачем нужны окна? Очень жарко, все равно постоянно кондиционеры работают, без окон – дешевле обходится…

В этой одноэтажной Америке мы видели на юге немало домов, обмазанных глиной, от жары. Казалось бы – средневековье! Но заходишь внутрь – красота, все достижения цивилизации используются.

«ЛАПШИ» НЕТ, РЕКЛАМЫ НЕТ, НО ПРИ ЭТОМ ГОРОД КИПИТ

- У нас в Казани сейчас, вы же в курсе, для многих предпринимателей очень болезненный вопрос – переформатирование рынка наружной рекламы. А как с такой рекламой в Америке?

- Мало ее! Практически нет… Я обратил внимание - в Вашингтоне, в Санта-Фе, да и в других городах на улицах почти нет рекламы. Во всяком случае, нет громадных щитов. Если она на зданиях – то самая минимальная и не портящая облик здания. Вот по телевизору рекламы много. А на улицах – совсем мало.

Еще у нас в Татарстане идет борьба с навесными проводами. В Америке я специально смотрел: почти нет там этой «лапши». Все под землей. Что интересно: «лапши» нет, рекламы нет, но при этом жизнь в городе кипит...

Про Америку можно много рассказывать, и про плюсы, и про минусы. Из плюсов, например, – у них все чисто, все красиво. Люди спокойно сидят даже прямо на тротуарах.

Фармингтон, север Нью-Мексико – маленький городок, отнюдь не Вашингтон. И все равно – везде все чисто и красиво. В Штатах за чистотой следят очень серьезно. Об окурках, о бутылках на тротуарах и речи нет… К слову, я там очень мало замечал курящих.

- Они давно ведут борьбу с курением…

- И, похоже, курить там стало немодно… Очень мало видел курящих. Вот бегающих по утрам, по вечерам – очень много. На велосипедах ездят тоже очень многие. Там это учитывает даже общественных транспорт – на пассажирских автобусах впереди сделаны специальные крепления для велосипедов! Закрепил, доехал, куда надо, и дальше опять катишь на двухколесном транспорте… Очень много удобных велосипедных дорожек. И поребриков нет там, где на велосипеде надо съехать-заехать.

И что уж совсем интересно – водку, крепкие напитки, как мы убедились, во всех городах продают только в определенных местах. А не так, чтобы в киосках на каждом перекрестке. Кстати, я заметил, что и киосков там почти нет. Везде – магазины. У нас в Казани давно идет борьба с киосками. Понятно, что это малый и средний бизнес. И нам, как мне кажется, еще много времени понадобится, чтобы дойти до такого состояния, как в Америке, чтобы не было ни киосков, ни наружной рекламы… А если бы были, то вписывались в окружение. У нас ведь та же реклама – во многом аляпистая. А в Штатах – все красиво. Даже если большой магазин, вывеска маленькая. Чуть ли не как этикетка.

ЧЕМ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТОВ

- Санта-Фе – столица штата Нью-Мексико. Это отдельная история. Там мы были в университете, в ассоциации малого бизнеса. Это удивительный город, город художников, город-музей. И хотя там ни моря, ни реки нет, но со всего мира туда приезжает огромное количество туристов. Население там где-то около двухсот тысяч человек, Из них две тысячи – художники! И двести – двести! – музеев.

Там есть очень красивая улица, называется Canyon Road, – это настоящая ярмарка под открытым небом. Куча магазинчиков, где картины, национальная одежда и обувь, море сувениров… А еще в этом городе на каждом шагу, чуть не в каждом дворике, – какая-нибудь скульптура. У нас в Казани тоже есть несколько интересных скульптур на Баумана, но там-то они на каждом шагу… Конечно, это привлекает туристов. По городу столько народу ходит, столько артистов выступают в парках, играют на гитарах, поют… В общем, пример для нас - как надо развивать туризм и чем можно привлечь туристов…

Еще хотел бы несколько слов сказать про город Сиэтл - морской порт на северо-западе США, в штате Вашингтон. Второй Нью-Йорк, огромный город с небоскребами. Портовый город. Красивая набережная…

Как часто я там вспоминал наш Татарстан. Я завидовал им. Вот мы, представители бизнес-сообщества Татарстана, по традиции каждое лето выезжаем на теплоходе на традиционный «Волжский коктейль», на Волгу. И в Сиэтле, где очень много туристов, они рвутся прокатиться по заливу на кораблике. Так что там – причалы, причалы… И везде очереди из туристов. Их катают, экскурсовод им рассказывает про город.

Я посмотрел на суда - очень красивые. Небольшие, где-то на сто пассажиров. И их очень много, таких судов. А в казанском порту их почти нет. Все, видимо, пораспроданы, разрезаны на металлом. А ведь наш город – тоже крупный порт на Волге. Причем, Волга - это великая река, очень широкая, чуть ли не как море. Вот через год в Казани будет Универсиада, и наверняка, многие туристы заходят прокатиться по Волге – наслышаны же про эту реку. Многих зарубежных туристов, я это знаю, Казань привлекает именно как город на Волге. И на чем мы сможем прокатить гостей Универсиады по реке? Где наши корабли?..

В Сиэтле я часто думал: умеют все-таки американцы привлекать туристов. Где находится этот Сиэтл? У черта на куличиках! А туристов – не счесть… И гостиницы там на любой кошелек, и сервис на высоком уровне, и количество сервисов умопомрачительное…

БОМЖИ И БЕЗДОМНЫЕ

- Конечно, свои недостатки есть и в таком красивом городе, как Сиэтл. Скажем, у нас есть бомжи, а у них таких людей называют бездомными. Их там, увы, достаточно много. Но американские бомжи от наших отличаются…

- Неужели, правда, - погружает тамошний бомж свои шмотки в свою машину и разъезжает, ищет работу?

- Машин не увидел, огромные баулы они возят в тележке. По вечерам собираются в парке, распаковываются. Ставят баул рядом со скамейкой – распаковывают, умываются, раскладываются постель, готовятся ко сну. Никто их не выгоняет. В Сиэтле вообще мы видели улицу, на которой бездомные скапливаются вечерами и спят. Нам рассказывали, как государство пытается помочь таким людям, - кормит их, стремится устроить на работу… В Америке вообще много социальных домов, где за счет государства кормят таких бездомных. Госбюджет выделяет средства специально для их поддержания. Для них строят ночлежки.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ЗАЯВИЛИ МУНИЦИПАЛИТЕТУ: ВЫ НАМ НЕ НУЖНЫ!

- Что вы узнали полезного для себя, как президент ассоциации предпринимателей?

- Если откровенно сказать – не так много. Все, что нам говорили, многое вроде бы нашей ассоциацией уже пройдено. Но у них другое понимание деятельности такой ассоциации, мышление другое. Когда мы говорим о наших проблемах, им эти проблемы не понять. А нам не понять многие их проблемы.

- Например?

- Например, в США признается право бизнеса существенную часть налогов направлять на социальные и благотворительные цели - по собственному усмотрению. И это закреплено законодательно. Если предприниматель платит членские взносы в организацию, подобную нашей ассоциации, то определенную - и вполне весомую - часть налогов государству он может не платить. То есть может за счет взносов в свою общественную организацию значительно уменьшить свои налоги.

- Да, снижение налогов – то, за что российские предприниматели борются давно. И в целом безуспешно…

- В Америке, чему мы искренне завидовали, у предпринимательских общественных организаций очень большие полномочия. Например, федеральной ассоциации, могут передать некоторые функции или полномочия правительства, а если муниципальная или региональная - многие функции муниципальных органов власти или штата. Приведу такой пример. В Сиэтле, как и в Казани, очень престижен центр города. А раз центр престижный, все бизнесмены хотят, чтобы именно там были их магазинчики, их рестораны… И вот, еще много лет назад организация предпринимателей Сиэтла на своем общем собрании высказала большие претензии муниципалитету Сиэтла: вы плохо обслуживаете центральную часть города, нам это не нравится. И они организовали свою ассоциацию, она так и называется – «Ассоциация центра города Сиэтла». Которая заявила муниципальному органу (у нас в Казани это была бы префектура): вы нам не нужны! Мы сами будем следить за порядком и благоустраивать центральную часть Сиэтла. И муниципальные органы передали ассоциации предпринимателей многие свои полномочия…

- Фантастика какая-то!

- Да, вот так. И предприниматели сами теперь вывозят мусор, сами благоустраивают центр…

И это только один пример. Если предпринимателям не нравится, как госорганы выполняют свои функции, они могут потребовать забрать эти функции себе, своей общественной организации. То есть такие общественные организации, объединения предпринимателей играют очень большую роль в развитии общества, экономики страны… С ними считаются в конгрессе, в сенате. Они по настоящему партнеры государства, местных органов власти. В США общественные организации более эффективно лоббируют интересы предпринимателей…

10-РЎРЁРђ.jpg
Субъект малого бизнеса

- Но и у нас в стране…

- Да, у нас «Опора России», «Деловая Россия» тоже вроде пытаются отстаивать интересы предпринимателей. Но я убедился, что в США к таким организациям другое отношение, с ними по настоящему считаются!

ЕСТЬ ТАКАЯ ШТАТНАЯ ЕДИНИЦА – ЛОББИСТ

- Я обратил внимание, что штаты работников в предпринимательских ассоциациях там маленькие, так же, как у нас. Но во многих ассоциациях есть такая штатная единица - лоббист! Официально – лоббист. Тот, кто везде лоббирует интересы малого и среднего бизнеса. И ему за это деньги платят – в основном, за счет предприятий, чьи интересы он лоббирует. В нашей ассоциации не хватает мощного и грамотного лоббиста!!!

Кстати, с членскими взносами там такие же проблемы, как у нас, – не все и не всегда платят, денег вечно не хватает…

- Интересно, американские предприниматели вам на свои налоги не жаловались?

- Налоги там тоже немаленькие. Но я уже говорил, что они уменьшаются, если бизнесмен платит членские взносы в свою ассоциацию предпринимателей. И потом, в США, по всей видимости, меньше разворовывают бюджетные средства, и налоги там возвращаются в виде многих социальных благ!

- А у нас разве нет?..

-Да ладно! Вы что, не знаете, что ли?! В России пилят, рубят и откатывают… Может, в Америке тоже воруют государственные деньги, но у меня осталось впечатление, что если даже да, то в гораздо меньшей степени. А если бизнес-сообщество, или какое-то культурное объединение, музыкантов, скажем, недовольны, они тут же организовывают митинг…

- Но и у нас в Казани предприниматели выходили на пикеты и митинги…

- У нас это только начинается, а у них давно, традиционно. Это сильная часть общества, поэтому с ними считаются. Там создана система, при которой качество жизни в отдельном штате, в государстве во многом зависит не от государственных органов управления, а от консолидации возможностей тех же предпринимателей, других общественных организаций.

АМЕРИКАНСКИЕ ДОЛЛАРЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

- В Штатах поддерживают малый бизнес? Или считают – пусть сам выживает?

- В Америке есть правительственная структура – администрация малого бизнеса США. Это нечто вроде нашего татарстанского агентства инвестиционного развития. Ей из бюджета каждый год выделяются деньги. Администрация их направляет в штаты, они распределяют предпринимательским общественным организациям. Не напрямую фирмам, а именно общественным организациям. И уже они выполняют некие функции по поддержке и развитию малого бизнеса.

В России есть федеральная госпрограмма поддержки МСБ, и есть территориальные. Налицо и ведомственная раздробленность отдельных программ – они есть у минэкономики, у минтруда, минторговли, агентства по делам молодежи. А в регионах и того больше всяких структур. Нет единого подхода!

В США одна программа – государственная. На территориях свои бюджетные деньги на это дело много не выделяют.

Фото-14-США.jpg
Деловая встреча в администрации малого бизнеса США

- Чем еще отличается поддержка малого бизнеса в США и в России?

- Самое, наверное, главное – что там предпринимательские, да и вообще общественные организации считаются партнерами государства. Что хотелось бы сделать у нас? Я сидел, соображал, поглядев Америку. Считаю, надо добиваться повышения роли общественных организаций. В Штатах, если фирма сама по себе, не в составе какого-либо предпринимательского объединения, - это не престижно. Это даже подозрительно! Значит, она не прозрачна, она сомнительна… Если бы я был президентом…

- России?

- Ну, хотя бы Татарстана. Я бы все-таки добивался очень хороших партнерских отношений с предпринимательскими общественными организациями. Потому что на них опираться можно. Они же лицо бизнес-сообщества.

Необходимо нам добиваться и возвращения ряда льгот, к слову, утраченных в 90-е годы, по уплате налогов в части благотворительных взносов в общественные – только не политические – организации. В 90-е годы, при Борисе Ельцине, было же такое: если ты платишь в общественные организации, эта сумма скидывается с налогов. Сейчас такого нет. Правда, разговоры, что надо бы вернуть такое положение, давно ведутся, но…

Дальше – у нас надо создавать такую систему взаимоотношений между государством и предпринимательским сообществом, при которой председатель или представитель сообщества получит право на открытые действия лоббистского характера. И право вето на действия органов власти непопулярного характера. Например, Госсовет, или правительство, или мэрия выпустили какое-то постановление…

- О повышении ставок земельного налога... О повышении энерготарифов… Об увеличении ставок страховых взносов... Так, да?

- А мы собираемся в бизнес-объединении и говорим: это удар по бизнес-сообществу, такого нельзя ни в коем случае допускать, мы против этого! Накладываем вето!

- Ничего себе!

- Но в Америке так. Конечно и у них там, наверняка, много проблем – видимых и невидимых. Но, тем не менее…

НАШИ БИЗНЕСМЕНЫ ИЩУТ ПУТИ, КАК ПРАВИЛЬНО НАРУШИТЬ ЗАКОН

- От предпринимателей довелось не раз слышать, что у нас вести бизнес, не нарушая закон, невозможно. А как в Америке?

- В США, насколько я успел увидеть, очень почтительное отношение к закону. Там боятся нарушать закон. Если говорить о наших предпринимателях, переехавшие в США, - я много историй слышал, как бизнесмены ищут пути, чтобы правильно нарушить закон. И обходят эти законы. И порой за счет этого преуспевают, становятся более эффективными бизнесменами. Американские предприниматели даже не задумываются о том, чтобы нарушить закон. Как это – нарушить? Есть закон – его надо выполнять.

- Да, наши гораздо «креативнее»…

- У нас творческие люди... Но вот если бы наши законы хотя бы приближались к американским по демократичности, по эффективности и они бы четко выполнялись – мы бы опередили все страны мира, и США в том числе. У нас очень богатое государство. У нас очень много природных ресурсов. Богатейшая страна Россия – а мы не можем использовать эффективно наши ресурсы. В США огромные территории, где вообще ничего нет, кроме степей.

- А как там с коррупцией?

- Коррупция, по всей видимости, тоже есть, но в меньшей степени. Они с коррупцией борются очень серьезно. Еще из их минусов – у американцев мышление, я бы выразился так, узконаправленное. Сказали им: здесь надо остановиться – они здесь и остановятся. У нас более творчески подходят ко всему.

12-РЎРЁРђ.jpg
В кабинете и в кресле Барака Обамы

…А их еда мне надоела за 21 день – все эти гамбургеры, кока колы… Везде лед суют! Я говорю: не нужен мне лед, безо льда, пожалуйста. Пища, конечно, не наша. Я считаю – неправильное у них питание. Часто едят хлеб с мясом, правда, салаты тоже есть. И блюда какие-то огромные. Понятно, почему у них очень много – огромное количество! – полных людей.

Это, конечно, минус. А вот плюс – то, что люди более доброжелательные, вежливые и культурные. В аэропортах, в магазинах, в ресторанах, да где угодно, - тебе никто не нагрубит, тебе все улыбаются. Возможно, что эта улыбка профессиональная, но все равно приятно.