Рузиля Тимергалеева: «Наш главный успех — клиентская база, которая превысила 80 тысяч человек» Рузиля Тимергалеева: «Наш главный успех — клиентская база, которая превысила 80 тысяч человек»

«За последние 7 лет мы выросли в 4 раза по всем ключевым показателям!»

Рузиля Равильевна, 13 августа сети магазинов «Березка» исполнилось 30 лет. С каким багажом вы встречаете эту солидную дату? Какие главные успехи?

Наш главный успех — клиентская база, которая превысила 80 тысяч человек. В знак благодарности 8 августа мы провели мероприятие на территории нашего якорного магазина в Зеленодольске: событие собрало около 5 тысяч человек. Была интересная программа и, конечно же, призы: разыгрывали подарочные сертификаты на 300 тысяч рублей. При этом на организацию ушло еще 700 тысяч. Миллион рублей — благодарность клиентам, которые выбрали магазины «Березка».

Если же говорить непосредственно о показателях группы компаний «Березка», то к 30-летию мы добились хороших результатов.

В нашей сети 6 магазинов, штат сотрудников достиг 300 человек, а оборот компании превысил 1,5 млрд рублей. За последние 7 лет мы выросли в 4 раза по всем ключевым показателям.
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»

Наверняка за эти 30 лет изменилась не только ваша компания, но и рынок DIY в целом. Какие ключевые изменения вы бы отметили?

Цель нашей компании — помогать людям малых городов и поселков России в создании комфорта и уюта в их домах. Крупные игроки выбирают для своего развития огромные площади и большие города. Мы же продолжаем делать то, что неинтересно компаниям-гигантам, и то, что не потянет малый бизнес, — предлагаем небольшие павильоны у дома с сотнями наиболее важных позиций.

Наш подход снижает миграцию — зачем ехать в Казань, если житель Зеленодольска, Васильево, Пестрецов, Марий Эл и других населенных пунктов может приобрести любой товар для ремонта, декора и сада у самого дома?

В небольших районах десятками открываются федеральные продуктовые ретейлеры, но сегмент DIY можно считать пустым. И это стали понимать молодые игроки рынка.

«В знак благодарности 8 августа мы провели мероприятие на территории нашего якорного магазина в Зеленодольске: событие собрало около 5 тысяч человек. Была интересная программа и, конечно же, призы: разыгрывали подарочные сертификаты на 300 тысяч рублей»

«Маркетплейсы уже «подмяли» под себя декор, сантехнику»

— Как вы считаете, почему условный «Лемана Про» не идет открываться в малых городах?

— Меньше оборот, более сложная логистика, много суеты. Поэтому здесь имеются аналогичные нам компании: «Карат», «Илфани», «Добреев». Я знаю, что одна из них уже приобрела земельный участок в Зеленодольске.

— Конкуренция нарастает…

— Да, видимо, будем бодаться и «кусаться» с конкурентами. Помните, когда-то нечто подобное было между «Пятерочкой» и «Магнитом»? Но оба игрока продолжают развитие и экспансию в новые регионы. Возможно, нас ждет нечто подобное.

Рузиля Тимергалеева и Михаил Афанасьев  «По всем вопросам мы всегда находим понимание и поддержку у руководства города, мэра Зеленодольска Михаила Павловича Афанасьева» 

— А как же маркетплейсы, которые потихонечку забирают на себя внимание, — они способны «отщипнуть» свой кусок «пирога»?

Маркетплейсы ежегодно расширяют свое присутствие. Они уже «подмяли» под себя декор и частично сантехнику: смесители, аксессуары для ванной комнаты, стаканчики, зеркала все чаще покупают там. Также растет спрос в e-commerce на товары для сада и дома. Но за большинством позиций покупатель продолжит идти в наш магазин.

В первую очередь это те клиенты, которым надо комплексно закрыть вопрос. «Березка» отличается тем, что мы предлагаем бесплатный 3D-дизайн и готовы проработать для клиента все под ключ: от крыльца до балкона. В этом отношении мы очень сильно отличаемся и от маркептлейсов, и от компаний-гигантов из сферы DIY. Они, как правило, заточены лишь под большой ассортимент и точечную работу с дизайнерами, предлагая услуги по ванной комнате или кухонному гарнитуру. А мы смотрим «глубже», изучая весь объект заказчика полностью и предлагая решение для всей квартиры или загородного дома.

Рузиля Тимергалеева, ГК «Березка»: «Жгли мне машину, баню. Расстреливали окна в кафе»

Уникальность наших магазинов в том, что мы в себе объединяем два типа продаж: салонный и DIY. Наши продавцы всегда оставляют клиентам свои личные номера, а не отправляют на горячую линию, становясь персональным спутником в мире строительных материалов. И это действительно классно работает: клиент чувствует, что его задачу решают, о нем заботятся, и он с радостью вернется еще. Покупателю достаточно поставить задачу нашему дизайнеру и огласить бюджет.

«Березка» — первый помощник ремонта, а наш слоган: уют, комфорт и счастье в каждом доме. Основная цель компании — покорять малые города России, предлагая уникальный сервис.
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»

Когда в словосочетании «дизайнер» присутствует приставка «бесплатно», возникает вопрос относительно качества услуги… Согласитесь, есть ведь такой момент!

— Для нас очень важна наша репутация, поэтому на этой позиции у нас работают только профессионалы своего дела. Проблема в другом — они благодаря посетителям «Березки» за пару лет обрастают большой клиентской базой и могут уйти работать на себя. С таким, к сожалению, я сталкиваюсь не впервые: у меня был салоны красоты — там точно такая же история. Люди растут!

«Для нас очень важна наша репутация»

— Много ли посетителей «Березки» заказывает дизайн-проекты?

— Достаточно, ведь подобную услугу мало кто предлагает на рынке. Более того, согласно нашим метрикам, 80 процентов клиентов, получивших дизайн-проект, покупают все для его реализации у нас. Помимо этого, в таком случае клиент еще получает дополнительную скидку до 10 процентов на товары магазина.

«Вижу потенциал для двукратного роста нашего семейного бизнеса»

— Вы ранее отметили, что более крупные игроки «давят» предложением. А насколько большую номенклатуру предлагаете вы в своих магазинах?

— В нашем самом крупном магазине, в Зеленодольске, на экспозиции 25 тысяч SKU и под заказ доступно еще 50 тысяч позиций со сроком поставки до двух недель. В наших магазинах поменьше — в 1 тысячу квадратных метров — 10 тысяч SKU в наличии и 15 тысяч позиций доступны под заказ на следующий день.

«Наш подход снижает миграцию — зачем ехать в Казань, если житель Зеленодольска, Васильево, Пестрецов, Марий Эл и других населенных пунктов может приобрести любой товар для ремонта, декора и сада у самого дома?»

Приобрести товары можно по внутренней беспроцентной системе рассрочки. У нас есть доставка ко времени с подъемом на этаж — пожалуй, самая сложная вариация синхронизации всех бизнес-процессов. А есть и вовсе уникальная фишка для рынка DIY: сеть магазинов «Березка» предлагает не только гарантийное, но и постгарантийное обслуживание проданного товара. И когда производитель уже не в силах помочь, мы поможем отремонтировать товар или провести его техобслуживание. Например, вышла из строя душевая кабина — наши специалисты все исправят. Или помогут подготовить газонокосилку к летнему сезону. И все это делается на базе нашего магазина в Зеленодольске. Подобный сервис я встречала только на Западе.

Думаю, что наша схема работы для малых городов является уникальной.
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»

Например, маленький предприниматель с магазинчиком 100–300 квадратных метров такого предложить не сможет. Потому что у него нет прокачанного распределительного центра, логистики, количества сотрудников и т. д.

— Развиваете ли вы продажи через сайт и мобильное приложение?

— Пока через сайт и мобильное приложение продается 1,5−2 процента от всего товара. Но посещаемость этих площадок стремительно растет. В сравнении с прошлым годом количество уникальных посетителей выросло в 2−2,5 раза. Пока это больше работает как витрина с товарами, чтобы можно было поближе познакомиться, изучить ассортимент. Также через эти каналы можно оформить карту лояльности: на текущий момент нашей бонусной программой уже пользуются 54 тысячи клиентов. Она накопительная, поэтому их можно считать постоянными клиентами.

В Казани есть районы, где откровенно не хватает магазинов формата DIY. Не планировали ли открыться в столице РТ?

Вполне возможно, что я открою магазин в одном из районов Казани. «Березка» будет развиваться, я вижу потенциал для двукратного роста нашего семейного бизнеса. А сделать это без открытия новых магазинов нельзя.

— Кто из членов вашей семьи работает вместе с вами?

— Изначально в 90-е мы работали вместе со старшим братом и его супругой. Но спустя 4 года наши пути разошлись. Многие годы я никого из родственников не пускала в свой бизнес, и особенно досталось моему старшему сыну Фанису. 8 лет назад я все-таки изменила свое мнение, взяв его на должность логиста. За 5 лет упорной работы он существенно продвинулся по карьерной лестнице и последние три года отвечает за развитие нашей сети. Младшему моему сыну 18 лет, и он только окончил первый курс финансово-экономического института. Скорее всего, после получения диплома станет частью нашей большой команды.

Для меня главный актив компании — наши сотрудники.
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»

К 30-летию мы запустили программу «30 добрых дел», а на ее реализацию выделили сумму свыше 3 миллионов рублей. Средства пошли на разные цели: помощь участникам СВО, строительство детской площадки для инвалидов, спортивных площадок в частном секторе, а также поддержку конфессий.

— Сейчас работодатели бьются за лучшие кадры. Ваш штат существенно вырос за последние 7 лет. Как вам удается удерживать команду?

— Даже при наличии достойной зарплаты это задача не из легких. Сильно объединяет команду точечная помощь — мы всегда приходим сотрудникам на помощь. Например, у нас есть грузчик Александр Ковалев, который давно работает в компании и имеет невероятную выработку — ежемесячно он трудится по 228 часов. При этом он еще и отличный семьянин — у него 3 детей, но нет собственного жилья. Когда я узнала об этом, приняла решение о том, что «Березка» поможет ему построить дом с классной верандой и баней.


— Ничего себе!

— Это не единичный случай. Другому сотруднику наша компания помогла приобрести новый автомобиль — продавцу напольных покрытий сети магазинов «Березка» Рустему Огневу. Кому-то помогла с лечением… У нас очень сплоченная команда!

«Мне нравится добиваться результата, когда бизнес собственника обретает системность, четкие цели и растет»

— Есть ли те, кто работает все 30 лет?

Бухгалтер по работе с бюджетными организациями Любовь Зайцева работает в компании 29 лет! У нее интересная карьерная лестница — начинала она с самых простых позиций, доросла до директора магазина. Но комфортнее всего ей в бухгалтерии. Свыше 13 человек трудятся в «Березке» уже 15 лет, есть те, кто с нами уже 13 лет.

Опираясь на свой многолетний опыт ведения бизнеса и построения команды, я в последние годы много уделяю времени наставничеству. Мне нравится добиваться результата, когда бизнес собственника обретает системность, четкие цели и растет.

Два года назад опубликовала свою книгу — «Большие деньги в маленьком городе». Это инструкция к применению для всех, кто живет в малых городах и хочет построить успешный бизнес.
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»
Рузиля Тимергалеева основатель сети магазинов «Березка»

Я и сама постоянно учусь — в прошлом году закончила образовательную программу «Практикум» в Skolkovo.

— Вы из тех предпринимателей, кто не любит отдыхать и никогда не уходит в отпуск?

— Лет 20 назад я бы не смогла просто встать и уйти в отпуск или покинуть компанию. А сегодня в нашем семейном бизнесе все процессы выстроены и отлажены так, что у каждого направления есть не только свой руководитель, но и четко сформированные задачи на годы вперед. Поэтому я могу отдыхать, когда захочу, с кем захочу и где захочу.